На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Социальная подструктура личности - Я-концепция личности. Самооценка
Социальная подструктура личности - Я-концепция личности. Самооценка
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Социальная подструктура личности
Я-концепция личности. Самооценка
Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Стадии социализации личности
Просоциальное и асоциальное поведение
Жизненный путь личности. Самоактуализация
Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Все страницы

 


2. Я-концепция личности. Самооценка


«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) - субъектная и объектная.
Одна сторона личности - есть «сознающая Я» (I), а вторая - это та часть, которая осознается - «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей - к высшей, от физической - к духовной (табл. 1).


Таблица 1 - Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

«Материальное Я »

То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)

«Социальное Я»

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

«Физическое Я»

Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии.
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).
В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента: когнитивный (представление индивида о самом себе), оценочный (эмоциональная оценка образа «Я»), поведенческий (поведенческие реакции или действия, вызванные знаниями о себе и отношением к себе).
Самооценка - один из структурных важнейших компонентов Я- концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности - стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Самооценка - сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется.
Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, но и склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.
Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Любая неадекватная самооценка - завышенная или заниженная - затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо от того, каков он.
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
• ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
• чувством личной адекватности индивида;
• отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Выделите структурные компоненты «Я-концепции».
2. Что является источниками оценочных представлений человека о себе?
3. Какова роль «Я-концепции» в жизни человека?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.