На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация обучения и воспитания в системе профессионального образования
Организация обучения и воспитания в системе профессионального образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу. Общие направления развития профессионального образования. Система профессионального образования. Педагогический процесс в системе профессионального образования. Технология обучения в системе профессионального и образования. Формы и методы воспитания и самовоспитания обучающихся и студентов.


1 Общие направления развития профессионального образования

Организация профессионального образования происходит в соответствии с социальными запросами промышленности, образования, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. Ведущей целью профессионального образования является создание динамичной системы образования на основе диверсификации образовательных программ; интеграции профессий и специальностей; осуществления компетентностного подхода; обеспечения опережающего характера профессионального образования; формирования готовности личности к освоению новых, технологий и профессий.
Для профессионального образования в государстве создаются сети государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования, осуществление различных моделей интеграции среднего и высшего образования, развитие многоступенчатости в подготовке кадров в системе непрерывного образования, информатизация учебного процесса; организация нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся и студентов, формирование их правового сознания, профессиональной и бытовой культуры, создание стабильной системы содействия трудоустройству, развитие в образовательных организациях системы дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки.
Процесс реформирования системы профессионального образования происходит на основе принципов демократизации, социального партнерства, взаимодействия регионов и федерального центра при гибком осуществлении финансирования образовательных организаций, повышения инновационной составляющей, увеличения доли платных дополнительных услуг на базе организаций, модернизации учебно-материальной базы, включение их в глобальную информационную сеть, интеграции образовательных организаций СПО и ВО в мировое образовательное пространство.
Развитие среднего профессионального образования имеет целью обеспечение преемственности общего и среднего профессионального образования; подготовку работников квалифицированного труда и специалистов среднего звена на базе основного общего и среднего общего образования с организацией двухуровневого подчинения учреждений (федерального регионального) и нормативного финансирования; повышение качества подготовки специалистов с ориентацией на международные стандарты; формирование у будущих специалистов системного и критического мышления, правовой, информационной, технологической, экологической, коммуникативной культуры. Актуальным является формирование способности обучающихся к предпринимательству и постоянному профессиональному росту, что может обеспечить как личностный успех, так и востребованность выпускников на рынке труда.
Цель высшего образования состоит в подготовке бакалавров и специалистов направлений и профилей на базе общего среднего и среднего профессионального образования.
Приоритетными задачами развития высшей школы являются:
- повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования;
- обеспечение доступа граждан к высшему образованию;
- формирование государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием;
- совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях улучшения отбора абитуриентов;
- проведение регулярной аккредитации высших учебных заведений;
- усовершенствование государственных стандартов и образовательных программ высшего образования;
- повышение социального и профессионального статуса преподавателей высшей школы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс вузов современных, в том числе информационных технологий;
повышение статуса вузовской науки, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.

2. Система профессионального образования


Педагогика профессионального образования - это отрасль педагогики, изучающая особенности системы профессиональной подготовки (образования) человека независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности [17]. Как и общая педагогика, профессиональная педагогика имеет две группы функций: теоретическую и технологическую. Теоретическая функция заключается в выявлении состояния профессионального состояния и организации прогностической деятельности. Технологическая функция связана с разработкой методического обеспечения учебного процесса, написанием планов, программ, учебных пособий, внедрением достижений науки в педагогическую практику. Профессиональная педагогика решает такие задачи, как разработка методологических основ профессионального образования; анализ и прогнозирование развития профессионального образования в России; выявление закономерностей обучения, воспитания и развития личности в процессе освоения профессии; реализация образовательных стандартов и содержания профессионального образования; разработка и внедрение новых методов и технологий профессионального образования; мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса [17].
В структуру профессиональной педагогики входят следующие отрасли: педагогика начального профессионального образования, педагогика среднего профессионального образования, педагогика высшей школы, педагогика послевузовского профессионального образования, производственная педагогика.
Основными категориями педагогики профессионального образования являются: профессиональная ориентация и самоопределение; профессиональное образование; профессиональное обучение; профессиональное воспитание; профессиональное развитие личности; профессиональное становление; профессиональная культура; образовательные организации профессионального образования; производительный труд; управленческий труд; работник, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты своего труда; рабочий, выполняющий труд исполнительского характера; специалист со средним или высшим профессиональным образованием; профессия как постоянный вид
трудовой деятельности; специальность как конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках профессии.
Профессиональная подготовка в широком смысле - организация различных форм получения профессионального образования; в узком смысле - ускоренная форма получения профессиональных навыков.
Система профессиональной подготовки кадров в России - это сеть образовательных организаций профессионального образования, организаций, осуществляющих профессиональное обучение и реализующих соответствующие образовательные программы.
Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом [68]. Подготовка кадров осуществляется в образовательных организациях профессионального образования, а также в организациях, осуществляющих обучение. Среднее профессиональное образование является важным звеном в системе непрерывного образования. Сроки обучения в профессиональных образовательных организациях в зависимости от базы обучения (основное или среднее общее образование), образовательной программы варьируются от 1 года до 5 лет. Обучающихся называют студентами. Выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании по соответствующей профессии или специальности.
Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура). Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения. В России установлены следующие виды высших учебных заведений: институт, университет, академия (таблица 5.1).
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего образования:
- бакалавриат (срок обучения не менее 4 лет, выдается диплом бакалавра);
- специалитет (срок обучения не менее 5 лет, выдается диплом специалиста с высшим образованием);
- магистратура (срок обучения не менее 2 лет, выдается диплом магистра);
- подготовка кадров высшей квалификации

.
Таблица 5.1 - Виды высших учебных заведений в России

Уровень

Вид высшего учебного заведения

Направления профессиональной деятельности

1 Профильный

Институт

осуществляет профильную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для области профессиональной деятельности (инженерной, педагогической, юридической, экономической и др.)

2 Комплексный

Академия

осуществляет профильную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности

3 Универсальный

Университет

реализует образовательные программы высшего образования по широкому спектру направлений подготовки и выполняет функциональные и прикладные исследования по столь же широкому спектру наук (математика, химия, педагогика, медицина, юриспруденция, психология и т. д.)


Формы обучения в вузе: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Допускается сочетание различных форм получения высшего образования.
Система подготовки кадров высшей квалификации включает:
- аспирантуру / адъюнктуру (подготовка кандидатов наук, срок очного обучения 3 года);
- ординатуру при медицинских высших учебных заведениях;
- академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.
Также возможно обучение в докторантуре (подготовка докторов наук, срок очного обучения 3 года).
Система профессионального образования направлена на формирование ресурсного, интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства (таблица 5.2).

Ступень образования

Содержание ступени образования

Первая ступень

осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий

Вторая ступень

происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводится по нескольким специальностям одновременно (смежная профессия)

Третья ступень

предусматривает специальное профессиональное обучение знаниям и умениям, необходимым для выполнения определенной квалификационной профессиональной деятельности (смежная профессия)

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию.
Наиболее распространены двух- и трехступенчатые модели профессионального обучения.
Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует профессиональной мобильности специалистов. Несомненным достоинством ступенчатого обучения является возможность отбора и продвижения способных обучающихся, а также возможность сокращенной профессиональной подготовки. Ступенчатое обучение создает условия для усиления мотивации обучения, свободного выбора образовательно-профессиональных программ с учетом способностей личности, обеспечивает возможность более осмысленной профориентации.
Базовое и специальное образование отличается от ступенчатого обучения тем, что выпускной экзамен сдается только после завершения обучения на специальной ступени. Преимущество этой системы профессионального образования - фундаментальная базовая подготовка. Проблемой же этого вида обучения является обеспечение адекватности выбора специализации обучения с учетом интересов, способностей и возможностей обучающихся.
Многоуровневое профессиональное обучение представлено разделением общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает общее образование по одному из профилей (естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и др.), а затем получает профессию и специальность различно-
го уровня (среднего, высшего). По каждому уровню образования разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты.
Положительным в многоуровневой структуре обучения является более осознанный выбор профессии и более высокий уровень мотивации у обучающихся.
К современному специалисту, рабочему, служащему предъявляются определенные требования (таблица 5.3).


Таблица 5.3 - Требования, предъявляемые к современному специалисту, рабочему, служащему

Требования

Содержание требования

1 Мотивационные

представление о профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, желание заниматься именно данной профессиональной деятельностью

2 Ориентационные

интерес к профессиональной деятельности, намерения совершенствовать свое профессиональное мастерство

3 Психофизиологические

развитый интеллект и творческие способности, самостоятельность, активность, работоспособность, высокий уровень физического развития, эмоционально-волевые качества

4 Социальнопсихологические

сформированные качества: коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, взаимопомощь, общительность, гражданская зрелость, чувство долга, общая культура, активная жизненная позиция

5 Социальнопрофессиональные

трудолюбие, предприимчивость, креативность, инициативность, надежность, дисциплинированность

6 Операционные

профессионально-технические и социально-экономические знания; высокий уровень профессиональных умений и навыков


Исходя из задач и перспектив развития современной цивилизации, Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций для реализации в профессиональном образовании (таблица 5.4).

Таблица 5.4. Ключевые компетенции профессионального образования

Ключевые
компетенции

Содержание ключевых компетенций

1 Политические и
социальные
компетенции

связаны со способностью брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов

2 Межкультурные компетенции

направлены на понимание национальных различий, толерантность, уважение друг к другу

3 Коммуникативные компетенции

определяют владение языком коммуникации

4 Информационные компетенции

связаны с овладениями информационными технологиями, способностью критического отношения к СМИ и рекламе

5 Компетенции по самоорганизации и самообразованию

реализуют способность и желание учиться всю жизнь как основу непрерывной профессиональной подготовки и общественной жизни


Данные компетенции нашли отражение в современных стандартах среднего профессионального и высшего образования.


3. Педагогический процесс в системе профессионального образования


Профессиональное обучение - специально организованный и упорядоченный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на передачу последним профессиональных знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности с целью профессионального развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности [17].
Обучение рассматривается как вид познавательной деятельности.
Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении (сознании) человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса.
Существует два типа познания: научное и ученическое. В науке познается объективно новое, в обучении учащиеся познают субъективно новое - познанное наукой и другими людьми. В науке путь познания не всегда
заканчивается успехом; для обучающегося путь познания - это специально организованный процесс.
Основные этапы овладения знаниями - это восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике (таблица 5.5).


Таблица 5.5 - Основные этапы овладения знаниями в процессе обучения


Этапы Виды деятельности по овладению знаниями
1 Восприятие — достигается формулировкой темы, постановкой задач;
— подготовительной работой, вводной беседой, созданием проблемной ситуации, психологического настроя на обучение. В результате чего формируется представление о предметах, явлениях, событиях, подлежащих освоению
2 Осмысление — первичное осмысление происходит в ходе изучения материала, если он не содержит сложных понятий;
— последующее осмысление происходит в ходе выполнения специальных заданий
3 Запоминание — механическое (без опоры на смысл),
— смысловое (на основе осознания внутренних логических связей),
— концентрированное (в один прием),
— рассредоточенное (в несколько приемов или этапов)
4 Применение на практике выполнение упражнений, лабораторных работ, исследовательской и проектной деятельности

Осмысленно знать учебный материал - это значит уметь его воспроизвести в сокращенном виде; выделить в материале главную мысль; разъяснить сущность правил, выводов; ответить на вопросы по содержанию; расчленить материал и составлять по нему план.
Все виды запоминания необходимо сочетать для эффективности усвоения новых знаний. Полное запоминание достигается повторением, которое базируется на глубоком осмыслении и понимании усвояемого материала. Усвоенные знания применяются на практике.
Структура процесса профессионального обучения представлена в таблице 5.6.
Процесс профессионального обучения, как и процесс обучения вообще, реализует три взаимосвязанных функции: образовательная, воспитательная и развивающая.
Образовательная функция определяет, теоретические знания и практические умения и навыки, необходимые для освоения и отработки.
Воспитательная функция осуществляется через содержание образования; характер взаимоотношений педагога с обучающимися, обучающихся между собой.
Развивающая функция является важнейшей задачей любого профессионального курса, так как решает вопросы профессионального развития личности обучающихся.


Таблица 5.6 - Структура процесса профессионального обучения

Этапы учебной деятельности

Содержание этапов организации учебной деятельности

1 Планирование деятельности

разработка календарно-тематических и поурочных планов

2 Организация учебной работы

  1. предварительная работа: подготовка технических средств обучения, наглядных пособий, дидактического материала, учебно-методической литературы, проектирование задач;
  2. исполнительская работа: непосредственная организация, проведение занятия

3 Стимулирование активности и мотивации обучающихся

применение методов стимулирования и мотивации

4 Контроль учебной деятельности

диагностика и регулирование учебной деятельности

5 Анализ учебной деятельности

рефлексия результатов учебной деятельности


Принципами профессионального обучения являются гуманизация и демократизация; профессионально-политехническая направленность обучения; соответствие требованиям современного производства; соединение обучения с производительным трудом, теории с практикой; профессиональная мобильность; модульность; сознательность, активность и мотивированность; прочность овладения компонентами профессиональной компетентности [19]. В таблице 5.7 рассмотрены признаки принципов профессионального обучения.

Таблица 5.7 Сущность принципов профессионального обучения

Принципы обучения

Сущностные признаки принципов профессионального обучения

1 Гуманизация и демократизация обучения

ориентированы на индивидуальное развитие личности обучаемого; развитие потребности в самоопределении, самореализации и саморазвитии; предоставление права выбора форм обучения

2 Профессионально-политехническая направленность

овладение учащимися системой знаний о научных основах современного производства в конкретной группе профессий

3 Соответствие требованиям современного производства

обучение учащихся на современном оборудовании, овладение современными технологиями и способами профессиональной деятельности

4 Соединение обучения с производительным трудом, связь теории с практикой

  1. обучение в контексте будущей профессиональной деятельности;
  2. обеспечение единства теоретического и практического обучения

5 Принцип профессиональной мобильности

  1. формирование ключевых компетенций;
  2. постоянное обновление содержания профессионального обучения

6 Принцип модульности

изучение учебного материала по блокам-модулям

7 Принцип сознательности, активности и мотивированности

  1. активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  2. воспитание высоких мотивов обучения

8 Прочность овладения компонентами профессиональной компетентности

  1. обучение приемам самообучения и самоконтроля знаний;
  2. проведение текущего и итогового контроля знаний

9 Целеустремленность, систематичность и последовательность

проектирование процесса профессионального обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом


Содержание профессионального образования - это система знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе профессиональной подготовки [19].
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, его требования и структура ФГОС профессионального образования - это нормативный правовой акт, устанавливающий
обязательные требования к реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии, специальности или программы по направлению подготовки [58].
ФГОС профессионального образования включают в себя требования
[68]:
1) к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОСами устанавливаются сроки получения профессионального
образования. ФГОСы разрабатываются по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования.
Основная и дополнительная профессиональные образовательные программы. Образовательная программа-комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Основные профессиональные образовательные программы - это образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К основным профессиональным образовательным программам относятся следующие:
1) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
2) образовательные программы высшего образования - программы
бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно
педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке.
Основные профессиональные образовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы.
Дополнительные профессиональные образовательные программы - это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.
Учебный план - это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Он является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) образовательной организации. В современном отечественном профессиональном образовании существуют следующие виды учебного плана: базисный, учебный, индивидуальный.
Базисный учебный план по профессии выключает в себя две части: обязательную (неизменяемую) и вариативную (изменяемую).
Обязательная часть (неизменяемая) представлена обязательным перечнем элементов учебного процесса, которые должен освоить каждый обучающийся. Вариативная часть (изменяемая) представлена вариативным компонентом ФГОС СПО или ФГОС ВО. Она может использоваться по усмотрению образовательной организации.
Учебный план ОПОП включает в себя набор учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик, промежуточной и итоговой аттестации, которые различны в разных профессиях и специальностях.
Учебная дисциплина - это система знаний, умений из какой-либо области профессиональной деятельности.
Циклы учебных дисциплин делятся на общеобразовательные (общекультурные), общепрофессиональные, профильные.
Одной из форм учебной работы по государственным образовательным стандартам второго поколения является факультатив как форма педагогической работы, дополняющая систему обязательных занятий.
Учебная программа учебной дисциплины - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков, компетенций по учебной дисциплине, логику изучения, времени усвоения.
Основные функции учебной программы:
1) фиксирует содержание образования на уровне учебной дисциплины (профессионального модуля), причем вся совокупность программ должна отразить содержание образования в его целостности;
2) направляет деятельность педагога и обучающегося, определяет деятельность составителей учебников, учебных и методических пособий;
3) является средством контроля над работой образовательной организации.
Примерные учебные программы разрабатываются на основе требований ФГОС относительно той или иной профессии.
Рабочие учебные программы разрабатываются на основе примерных учебных программ и (или) ФГОС.
Авторские учебные программы могут содержать иную логику построения учебного материала, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения на изучаемые процессы и явления.
Образовательная организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Учебная программа может проходить процедуру как внутренней, так и внешней экспертизы.
Выбор методов и технологий профессионального обучения зависит от цели и задач обучения, содержания, принципов обучения, особенностей изучаемой учебной дисциплины (курса), возрастных и индивидуальных особенностей личности, образовательного и воспитательного уровня развития личности, количества учащихся в группе, отведенного времени на обучение, возможностей педагога, материального оснащения образовательной организации.
Эффективность обучения в профессиональном образовании во многом определяется умелым использованием технологического обучения.

 

4.Технология обучения в системе профессионального образования


Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные. В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Можно выделить три основных подхода.
При первом подходе под технологией часто подразумевается частная методика по достижению поставленной цели (В. В. Давыдов - Д. Б. Элько- нин).
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом [48], данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как включает в себя не только определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса, но систему средств обучения.
Сутью третьего подхода технологии является некий алгоритм, способ достижения результата [17]. А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. Термин «современные технологии» подразумевает эффективные и быстрые способы получения результатов.
Под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся.
Требования к технологическому процессу в обучении. В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим педагогом. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.
Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль проводит учитель.
Преимущества технологий в обучении. Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины. Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет обучающимся, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала, а с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста обучающихся (студентов), направлять их творческое развитие [67].
Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.
Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.
В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.
В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает возможность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.
В-пятых, создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя.
В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
Технологии обучения также можно разделить на три уровня:
• технология занятия;
• технология предмета;
• технология полного обучения.
Традиционная методика организации процесса обучения полностью строится на деятельности преподавателя. Требованиям технологичности отвечают занятия студентов на дому, проводимые в рамках дистанционной формы обучения. На таких занятиях ключевым средством обучения выступают учебные пособия, методические рекомендации, ряд первоисточников.
Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
• занятия или элементы занятий по контролю качества усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля (учебные компьютерные программы контроля, тесты с последующей компьютерной обработкой), позволяющих сразу оценить качество знаний;
• лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок для каждого занятия, опубликованные в виде рекомендаций к данной лабораторной работе.
На уровне предмета на сегодня разработаны технологии по некоторым дисциплинам на основе использования персональных компьютеров с помощью учебно-методического комплекта, включающего в себя учебное пособие по курсу и учебные компьютерные программы, рассчитанные на освоение знаний и отработку учебных умений у учащихся и проведение контроля.
Технология полного обучения на сегодняшний день не разработана ввиду сложности технологизации предметов гуманитарного цикла.
Психолого-педагогические основы технологизации обучения. Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют различные ступени одного и того же процесса освоения знаний. В. П. Беспалько [48] предлагает рассматривать освоение как процесс, состоящий из четырех уровней (таблица 5.8).


Таблица 5.8 - Уровни процесса освоения знаний по В. П. Беспалько

Уровни освоения знаний

Показатели уровня процесса освоения знаний

Уровень 1 — ученический

Самый простой уровень репродуктивной деятельности. Деятельность подобного рода является деятельностью по узнаванию знакомой информации

Уровень 2 — алгоритмический

Более сложный уровень репродуктивной деятельности. Выполняя ее, обучающиеся должны самостоятельно воспроизводить и применять ранее усвоенные способы действия

Уровень 3 — эвристический

Первый уровень продуктивной деятельности. Деятельность этого уровня выполняется не по готовому алгоритму или правилу, а по правилу, которое создается в ходе выполняемого действия

Уровень 4 — творческий

Самый сложный уровень продуктивной деятельности. На этом уровне человек сам себе ставит цель, формулирует ее, детализирует и далее осуществляет поиск возможных ситуации

Средства контроля за уровнем (качеством) усвоения. В практике профессионального образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. В таблице 5.9 представлены формы контроля качества профессионального обучения.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально для этого созданные материалы - тесты. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения.
Во многих видах профессиональной деятельности совершенствование мастерства в ходе самой деятельности недопустимо. Обучение может быть успешно, только если оно является завершенным.
Используемые виды контроля образовательной деятельности [23].
1 Предварительный контроль - выявление (диагностика) качества знаний, умений и навыков в начале учебного года; перед изучением новой темы.
2 Текущий контроль - систематическая проверка знаний, умений и навыков обучающихся на каждом занятии.
3 Периодический контроль (тематический, рубежный, промежуточный) - после определенного периода обучения (после изучения темы, изучения раздела, за учебный семестр).
4 Итоговый контроль - за определенный продолжительный промежуток времени: полугодие, год с целью выяснения результатов обучения. Дидактические требования к организации контроля:
1) систематичность;
2) оперативность - своевременность;
3) объективность - создание при контроле равных условий для всех учащихся;
4) оптимальность - за минимальное время должны быть проверены знания, умения и навыки, уровень сформированности компетенций у большого количества обучающихся;
5) разнообразие форм и методов проверки знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компетенций у учащихся.

Таблица 5.9 Формы контроля качества профессионального обучения

Формы контроля

Содержание контроля

1 Контрольная работа

форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Такая форма контроля особенно характерна для заочного обучения

2 Коллоквиум

устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематического или рубежного контроля. По результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену

3 Зачет

форма итогового (промежуточного) контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обучающихся и в приложение к диплому

4 Экзамен

форма итогового (промежуточного) контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому

5 Тестирование

форма контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста - согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании

6 Рейтинговая система

контроль качества усвоения учебного материала по результатам

оценки знаний

различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в учебно-исследовательской работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам

7 Машинный контроль

контроль знаний с помощью компьютера. Преимущество такого контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем данный контроль не позволяет вы явить типичные ошибки и затруднения обучающихся

8 Аттестация

форма промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся. Может включать в себя зачеты, экзамены. Выпускники организации профессионального образования, успешно прошедшие Государственную итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца

 


5 Формы и методы воспитания и самовоспитания обучающихся и студентов


Профессиональное воспитание - это целенаправленный, планомерный процесс формирования у обучающихся профессионально значимых качеств личности. Профессионально значимые качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью [17].
Профессионально значимые качества личности: интересы, склонности, способности; свойства темперамента, особенности характера; особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.; моторно-двигательные особенности (совокупность двигательных реакций, умений и двигательных действий, свойственных человеку); общее физическое развитие, состояние здоровья и т. д.
Виды профессионально значимых качеств личности:
1) общие профессионально значимые качества личности (необходимы для представителей любой профессии);
2) специальные профессионально значимые качества личности (востребованы для представителей конкретных профессий).
Вся воспитательная работа в образовательной организации профессионального образования должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста [23].
Компоненты культурного потенциала личности: культура жизненного самоопределения - философско-мировоззренческая подготовка; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни; определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной адаптации; интеллектуальная культура - формирование мышления, культуры умственного труда; расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры; нравственная культура - формирование отношения к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения; культура труда и экономическая культура - воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления; правовая культура - воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культура межнациональных отношений; экологическая культура - воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности; эстетическая культура - формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем преумножении, развитии творческих способностей; физическая культура-развитие двигательных качеств, умений и навыков, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни; культура семейных отношений - формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установка на рождение и воспитание детей; половое и сексуальное просвещение; профессиональная культура - овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями и фактами той деятельности, которая избрана в качестве профессиональной (знания о производственном сырье, технике, технологиях, измерительных приборах, инструментах и т. д.).
Все названные элементы культуры личности будущего специалиста находятся в тесном сочетании. Воспитательная работа в образовательной организации профессионального образования проводится по направлениям, отраженным в таблице 5.10.


Таблица 5.10 - Основные направления воспитательной работы в образовательной организации профессионального образования

Направления воспитательной работы

Содержание воспитательной работы

1 Гражданско-правовое воспитание

Философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности

2 Социально-экономическое воспитание

Формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению

3 Формирование духовно-нравственной культуры

Воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни

4 Художественно-эстетическое воспитание

Формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества

5 Воспитание физической культуры и культуры здоровьесбережения

Формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму

6 Формирование учебно-профессиональной культуры

Развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда

Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных дисциплин (курсов), в процессе прохождения практик, а также и во внеучебное время.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Каковы различия в системах профессионального и высшего образования?
2 Чем отличаются формы обучения среднего и профессионального образования?
3 Назовите современные методы обучения в профессиональной и высшей школе.
4 Что из себя представляет понятие «профессиональное воспитание»?


Задание 2. Практическая работа
Заполните таблицу 5.11.


Таблица 5.11 - Формирование компетенций в процессе освоения программ среднего профессионального и высшего образования

Группа компетенций

Программа СПО

Программа ВО

Общекультурные

 

 

Общепрофессиональные

 

 

Специальные

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.