Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в УО «Новкинская ГОСШ»
Тимофеева М.А. Здоровье – один из важнейших показателей уровня жизни. Среди приоритетов государственного развития – здоровье белорусской нации. Сегодня деятельность учреждений образования ориентирована на выполнение основных государственных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Национальные действия по преодолению распространения пьянства и алкоголизма», целевые программы «Онкология», «Кардиология» и другие.
Мировой опыт свидетельствует, что затраты на профилактическую деятельность – гораздо ниже затрат, которые государство тратит в итоге на лечение болезней. Задача нашего педагогического коллектива – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование отношения к собственному здоровью как к высшей ценности, и отсюда формирование личной ответственности за собственное здоровье. Основные направления деятельности педагогического коллектива УО «Новкинская ГОСШ»: 1. Формирование здоровьесберегающей внутришкольной среды: 1) Состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с нормами СанПина. 2) Оснащение кабинетов, спортивного зала необходимым оборудованием и инвентарем. 3) Организация качественного питания. 4) Обеспечение необходимым (в расчете на количество учащихся) и квалифицированным составом специалистов, осуществляющих работу с учащимися. 2. Оптимизация учебного процесса: 1) Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки школьников на всех этапах обучения. 2) Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся. 3) Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении. 4) Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера. 5) Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития ребенка). Реализация этого блока создает условия для чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное напряжение и утомление. 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы: 1) Организация физкультминуток, зрительной гимнастики, способствующий эмоциональной разгрузке. 2) Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях). 3) Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. 4) Введение обязательного обучения плаванию в рамках уроков физической культуры 5) Проведение туристических слетов и походов. 4. Совершенствование информационной системы: 1) Занятия по интересам, факультативы: «Здоровый образ жизни», «Основы валеологии», «Экология», спецкурс «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. 2) Воспитание навыков ЗОЖ учебными предметами. 3) Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек. 4) Активные методы обучения здоровому образу жизни. 5) Проведение тематических недель здоровья, конкурсов, праздников, тематических дискотек. 6) Организация кинолектория «Культура здоровья». 7) Активизация работы агитбригады и лекторской группы по пропаганде ЗОЖ. 8) Выпуск школьной стенгазеты для учащихся и родителей по ЗОЖ, выпуск «Вестника здоровья». 9) Посещение музеев, экскурсии. 5. Организация системы просветительской методической работы с педагогами и родителями по проблемам охраны и укрепления здоровья: 1) Лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, факторов, влияющих на его здоровье. 2) Приобретение необходимой научно-методической литературы. 3) Привлечение педагогов, родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. 4) Активизация работы «Антиникотинового центра». 5) Работа творческого объединения «Формирование здорового образа жизни». 6. Медицинская профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья: 1) Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний (профилактика нарушений осанки, остроты зрения). 2) Реализация программы по иммунизации детей и подростков. 3) Оценка здоровья и физического развития учащихся, создание банка данных. 4) Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников. 5) Ведение карты здоровья школы с целью отражения динамики заболеваемости. 6) Проведение систематической коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими особенности психофизического развития (интегрированное обучение). 7) Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами. 8) Привлечение медицинских работников к реализации всех комплексно работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещение педагогов и родителей. 7. Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов: 1) Организация и проведение валеологического всеобуча для педагогов. 2) Проведение тренингов общения (по заявкам). 3) Оценка здоровья педагогов. 4) Живой уголок – как комната психологической разгрузки. 5) Организация горячего питания в течение рабочего дня. 6) Организация активного отдыха.
Здоровье учителя - эффективность его профессиональной деятельности - психическое здоровье учащихся. Оценка эффективности работы нашей школы по здоровьесбережению в этом году будет производится по следующим критериям: -сформированность у школьников навыков ответственного отношения к здоровью; -динамика показателей заболеваемости; -включение учителей в инновационную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся; - включение родителей в деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся; - уровень организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
|