На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь показателей выгорания и утомления педагогов
Взаимосвязь показателей выгорания и утомления педагогов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. А. Хван, Т. Н. Чиркова
Взаимосвязь показателей выгорания и утомления педагогов
Интерес к изучению феномена выгорания обусловлен не только значительными негативными последствиями для самих педагогов, но и выраженными противоречиями в полученных эмпирических материалах. Мы использовали «Опросник психического выгорания для работников социальных профессий» (ОПВ) В.Е. Орла (2005) и «Психическое выгорание» (ПВ) Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой (2008), базирующиеся на трехфакторной модели К. Маслач.
Проведенные ранее исследования позволили выделить следующие результаты:

1. При обследовании группы учителей (n = 136) по опроснику В.Е. Орла установлено, что критической точкой является стажевая группа 21–30 лет работы. Именно с этого периода выявлен рост показателей выгорания по сравнению со стажевыми группами 0–10 лет и 11–20 лет работы. При этом высокодостоверные различия (р < 0,01) фиксируются по всем параметрам выгорания. Различия между стажевыми группами 21–30 лет и 31 год и более зафиксированы только по параметру «Психическое истощение». По другим параметрам, в том числе интегральному «индекс психического выгорания», регистрируется определенная стабилизация в уровне развития выгорания (Чиркова, 2011). При этом К. Маслач (Maslach, 1993) указывает, что выгорание наступает в первые 5 лет работы, а К. Ван Вык (Van Wigk, 1997) полагает, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые (19–25 лет), но и более старшие (40–50 лет) люди.
2. При обследовании другой выборки учителей (n = 555) с использованием методик диагностики физического, умственного и хронического утомления (Леонова, 2003) установлено, что различные виды утомления развиваются, но с разной скоростью. При этом преимущественно развивается физическое утомление и в меньшей степени хроническое. В стажевом диапазоне 21–30 лет работы по всем трем параметрам утомления зафиксированы значимые различия (р < 0,01, р < 0,001) по сравнению с предыдущими стажевыми группами. С дальнейшим увеличением стажа показатели физического и умственного утомления достоверно снижаются, а уровень хронического утомления остается стабильным (Хван, Гончарова, 2014). При анализе полученных результатов бросается в глаза определенное сходство в динамике развития выгорания и утомления. Мы полагаем, что это обусловлено близостью содержания двух конструктов: «истощение» как составная часть выгорания и «утомление». Во всяком случае, семантика этих слов явно совпадает (Ожегов, Шведова, 1995). В связи с этим на третьей выборке учителей (n = 232) мы рассмотрели динамику развития показателей выгорания по методикам ОПВ и ПВ и утомления по методике А.Б. Леоновой. Анализ взаимосвязей показателей проводился методом корреляционных плеяд. Установлено, что показатель эмоционального истощения (ПВ) увеличивается (р < 0,01) во второй декаде профессионального стажа и остается дольше относительно стабильным. Все показатели утомления педагогов стабильно растут с увеличением стажа. При этом показатели умственного и хронического утомления ступенчато растут (р < 0,001) и достигают пика в стажевой группе 21–30 лет работы. Анализ полученных корреляционных плеяд показал следующее. В первой группе (до 10 лет работы) плеяда включает все показатели методик диагностики выгорания, но с показателями утомления непосредственно связаны только показатели эмоционального истощения и деперсонализации (методика ПВ). Во второй (11–20 лет) и третьей (21–30 лет) стажевых группах в полученных плеядах показатели утомления связаны со всеми показателями обеих методик диагностики выгорания. В четвертой группе (свыше 30 лет работы) выделена изолированная замкнутая плеяда, включающая показатели утомления и эмоционального истощения (методика ПВ). При анализе общей корреляционной матрицы (n = 232) установлено, что корреляция видов утомления с показателем эмоционального истощения (на уровне 0,62–0,65; р < 0,001) в 1,5–3 раза выше корреляции с другими показателями выгорания, по обеим использованным методикам. Таким образом, полученные результаты показывают, что, во-первых, необходима определенная работа по проверке эффективности применения методик диагностики выгорания; во-вторых, предположение о близости конструктов «эмоциональное истощение» и «утомление» получило определенное эмпирическое подтверждение.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.