На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогические методы работы со страхами у младших школьников - Сказкотерапия как метод работы со страхами
Психолого-педагогические методы работы со страхами у младших школьников - Сказкотерапия как метод работы со страхами
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психолого-педагогические методы работы со страхами у младших школьников
Устранение страхов через рисунок
Сказкотерапия как метод работы со страхами
Все страницы

 

Сказкотерапия как метод работы со страхами

В последнее время термин «сказкотерапия» всё чаще посещает специальные и популярные издания. Правда, есть ещё и «сказкокоррекция» (термин, который по каким-то причинам любят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими терминами принципиальная разница. «Сказкотерапия», пожалуй, звучит красивее.
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. и именно сегодня к нему интуитивно тянуться люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, может быть ещё для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно?... Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия - это лечения сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Некоторые думают, что сказкотерапия - это «детский» метод. И да, и нет. «Детский» в том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому «детскому началу» в человеке - да. «Детский» в том смысле, что он ограничен по возрасту - нет. Мы полагаем, что сказка - это «слоённый пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоённый пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя. То есть тот «слой», тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психологического консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.
Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Как правило, смысл событий понятен лишь задним
числом и то «продвинутым» взрослым. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответ со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и сознательным. Итак, сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребёнок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребёнок познаёт философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Нам важно объяснить детям в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.
Так постепенно, мы выйдем на объяснение тех действий родителей, которые непонятны или обижают ребёнка. И он получит возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки. Итак, сказкотерапия - это ещё и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Для многих сказки связаны с волшебством. Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимый духовный аналог видимой Природы, населённый сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды - ундины, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Идея Живой Природы даёт нам богатый инструментарий для развития личности. Если мы расскажем ребёнку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы?
С другой стороны, мир растений (относящихся к духам земли) создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение. Если ребёнок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребёнок будет знать, что даже в маленьком огоньке живёт саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребёнок будет знать, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?
В этом аспекте сказкотерапия - процесс экологического образования и воспитания ребёнка.
Но волшебство связано не только с обстоятельствами волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...
Волшебство - это ещё и превращение. В сказке - реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Конечно, сказкотерапия - это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны...
Выделяется четыре этапа сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами этапа не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определённого процесса.
Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.Г.Ю нга, М.Л. Фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Принято отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической и психотерапевтической технологии, в которой бы не использовался приём «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвёртый этап - интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, ограниченной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур - всё это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые консультируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, психодинамические медиации, постановка сказок в песочнице и многое другое [4].
О ценности сказок
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
1. о жизненно важных явлениях;
2. о жизненных ценностях;
3. о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
Сказки - это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, - достаточно слушать их. В сказках содержится средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии.
Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грёз, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни.


Таблица 1. Функция сказок, мифов и легенд

СКАЗКИ

МИФЫ

ЛЕГЕНДЫ

Возвращают               ребёнка,
подростка, взрослого в состояние               целостного
восприятия мира. Дают возможность               мечтать,
активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях и пр.

Дают важные знания об устройстве мира, Вселенной (космогонические          мифы,
мифы о богах) при условии, что человек не понимает всё. Формируют различные модели поведения Героя (мифы         о                      героях).
Формируют представление о жизненных явлениях и социальных коллизиях:         о
богатстве, о борьбе за власть,                         предательстве,
любви и ненависти, измене. Часто раскрывают теневую сторону жизни.

Рассказывают о каком-то явлении в историческом контексте,             раскрывают
«историю                 вопроса».
Способствуют углублению восприятия               обычного
жизненного               явления;
помогают в работе с так называемым «несерьёзным отношением». Сказкотерапевт                                      может
отреагировать на что-то легендой:           «Ты          вот
считаешь, что это всё ерунда, а знаешь ли ты, что с этим связана одна легенда?...»      Легендой хорошо начинать инструкции к сказочным играм, в особенности к ритуальны играм. Легенды могли бы хорошо «работать» в рекламе - они позволили бы потребителю задуматься над смыслом и глубинным значением продукта.

Главное - обогащать своё понимание сказки, учитывая разные точки зрения.


Принципы психологического анализа сказок:
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип отрицает «оценочный подход». Мир, представленный в сказке, воспринимается целостно, безоценочно. Даже в контексте выявления «конфликтного» и «ресурсного» содержания сказки мы отказываемся от прямых оценок.
2. Принцип объективности.Мы стараемся рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные её «слои» и «грани». И главное, мы не стремимся к тому, чтобы найти в авторской сказке подтверждение той или иной психологической парадигме.
3. Принцип результативности. Мы не делаем анализ ради процесса анализа. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью:
- составление психологического заключения (на предмет определения психологического статуса, интересов, мотивов, индивидуальных особенностей автора);
- составление психологических рекомендаций;
- формирование перспективных задач психологической работы с автором.
С опорой на эти принципы мы составим схему психологического анализа сказок.
Организация процедур тестирования
Люди воспринимают предложение психолога написать сказку по-разному: одни с творческим воодушевлением, другие со страхом, третьи с сарказмом, четвёртые с недоверием... Действительно, не каждый ребёнок, подросток или взрослый способен с ходу сочинить сказку. Хотя есть и такие. Однако большинству требуется предварительная подготовка, так называемый «разогрев».
Если психолог решит собирать диагностическую информацию о клиенте с помощью сказки, ему необходимо провести ряд «разогревающих процедур».
Процедура тестирования содержит четыре шага.
Шаг первый. Создание комфортной среды.
Шаг второй. «Включение руки» клиента.
Шаг третий. Приобщение клиента к информационному пространству метафоры.
Примеры «вводных сказок» для детей
Волшебница
Жила-была на свете Добрая Волшебница. Днём она помогала расти деревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с солнышком и ручьём. А вечером она облетала всех детей на своей чудесной колеснице, запряжённой белыми лошадьми и украшенной яркими звёздами. Она дарила каждому ребёнку прекрасный сон, чтобы утром он проснулся свежим и здоровым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный Волшебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо подарка Доброй Волшебницы заключалось в том, что каждый ребёнок начинал сочинять сказки.
Известно, что Волшебница облетела каждого ребёнка на Земле. Это означает, что талант сочинять сказки есть у каждого из вас.
Шаг четвёртый. Написание сказки.
Особенности сочинения сказок
Для каждого возраста при сочинении сказок характерны определённые темы сюжетов. Длительное время мы строили гипотезы и делали выводы, работая с проективным материалом сказок наших клиентов. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы составить общую картину сочинения сказок в возрастном аспекте, понять, какие темы волнуют наших современников, и ответить на другие вопросы.
Мы поставили свою цель выяснить:
1. является ли способность к сочинению сказок и историй специфической, свойственной лишь отдельным людям, или же ею обладает большинство людей (под «большинством подразумеваются лица от семи лет, имеющие нормальное интеллектуальное развитие);
2. какова динамика формирования способности к сочинению сказок, и каковы возрастные особенности сказок;
3. какие темы волнуют наших современников.
Сочинение сказок как природосообразная склонность человека
Отвечая на первый вопрос, мы выяснили, что сказки могут сочинять все,
только у некоторых эта способность «лежит на верху», а у других её нужно раскрывать в процессе психологической работы.
Многие говорят, что «когда начинаешь писать, трудно остановиться». Преодолев однажды внутреннее сопротивление или недоверие к своим способностям, человек затем с лёгкостью сочиняет истории.
С чем это может быть связано? По-видимому, в процессе сочинения и написания сказки человек осмысляет собственный жизненный опыт и соединяет его с теми знаниями о мире, которое он приобрёл в процессе обучения, чтения, взаимодействия с культурой, искусством. Общения со сверстниками, наставниками и другими представителями окружающего мира. К этому сложному процессу подключаются структуры личного и коллективного бессознательного, и в результате мы получаем творческий продукт - сказку. Таким образом, сказка является результатом взаимодействия многих психических структур и процессов, в ней объединяются внутренние
переживания и внешние впечатления.


Возрастные особенности авторских сказок


Для семилетних детей характерно:
1. Пересказывать, часто модифицируя, сюжеты известных им сказок и басен («Колобок», «Курочка Ряба», «Чиж и Голубь»), которые им читают дома или они проходят в школе.
2. Описывать простые случаи из жизни, отражая в них жизненные ценности и модели поведения, взаимодействие участников.
3. выражать через сказку своё желание быть самостоятельным, что-то делать своими руками, стремление проявить или приобрести волшебные качества.
4. Придумывать ситуации, когда желание героя исполняют взрослые (родители, сказочные персонажи).


Для восьмилетних детей характерно:
1. Давать вольный пересказ, часто с модификациями сказок и басен, которые проходят в школе. По сравнению с семилетними детьми, репертуар дополняется, а повествование обогащается; проявляется желание присоединить к известной сказке неожиданный конец.
2. Сочинять дидактические сказки, в которых обыгрывается выполнение учебных заданий.
3. Сочинять сказки, в которых актуализирована тема детскородительских взаимоотношений; при этом события сказки отражают идею правоты родителей.
4. Рассказывать сказки-впечатления, повествующие о реальных или воображаемых событиях.


Для девятилетних характерно:
Актуализируется тема дружбы. Причем дружба предполагает взаимоотношения между ребенком и животным или вымышленным героем. Этот феномен характерен для детской литературы, мультфильмов и детских кинофильмов. В сказках девятилетних герой приобретает необычного друга, но о том, как у них складываются взаимоотношения, авторы пока не пишут, - это происходит на год позже, в возрасте десяти лет.


Для десятилетних характерно:
1. Более тонко звучит тема детско-родительских отношений: проявляется страх потери родителей, страх одиночества, а также стремление к самостоятельности.
2. Усиливается мотив необычной дружбы, приобретения нестандартных друзей. Авторы делают акцент на совместном времяпрепровождении. То есть на первый план выходит коммуникация, а не просто приобретение друга, как в сказках девятилетних.
3. Появляются поучительные сказки и истории, отражающие жизненные ценности.


Для одиннадцатилетних характерно:
Сказки одиннадцатилетних более зрелые, сюжет обогащается рассказами о внутренних переживаниях, о событиях и явлениях; появляются признаки рефлексии. Заметна эволюция темы дружбы: возникают оттенки одиночества, приходит понимание ценности дружбы, появляются мотивы взаимопомощи. Углубляется тема детско-родительских взаимоотношений. Демонстрируется усиливающаяся потребность самостоятельных творческих действий. Зрелыми и содержательными становятся дидактические сказки.
Таким образом, качественный скачек в формировании способности к сочинению сказок происходит в среднем в 11 лет. Процесс накопления информации о мире. Протекающий в первое десятилетие жизни человека, дополняется процессом осмысления происходящих событий.
Способность к сочинению сказок тесно связана с потребностью осмысления и систематизации знаний о мире и о себе.
До 10 - 11 лет ребенок активно накапливает знания о мире, о себе, о системе взаимоотношений; другими словами, в бессознательном ребенка формируется основа «банка знаний» о жизни. В этом «банке знаний» есть информация о ценностях, идеях, законах взаимодействия, переживаниях, моделях поведения и реагирования, своих личных особенностях, об особенностях родителей, родственников, наставников и друзей.
Поэтому в контексте психодиагностики через сказки детей до 10 - 11 лет мы можем узнать в основном, каким образом протекает процесс накопления знаний о мире и о себе, как проходит формирование «банка знаний» о жизни. Мы можем сделать заключение о том,
- насколько благополучно протекает данный процесс;
- каковы индивидуальные особенности его протекания (какие вопросы, темы оказываются для ребенка наиболее значимыми, в каком направлении идет процесс осмысления темы; какие потребности актуализированы в данный момент и др.);
- есть ли явные или скрытые личностные конфликты.
Поэтому если психолог использует сказку ребенка в психодиагностических целях, он может не применять схему психологического анализа сказки. Ему достаточно поставить несколько основных вопросов, размышления и ответы, на которые позволят составить психологическое заключение:
1. Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний о жизни?
2. Есть ли в сказке явные или скрытые проявления конфликта (через символы или сюжет)?
3. Какая тема волнует ребенка? Какие вопросы о жизни ребенок неосознанно исследует в данный момент?
4. Нашел ли он ответ на свой вопрос, сочинив историю? Если нет, нужна ли ему помощь - беседа на данную тему?
5. Какие потребности у ребенка актуализированны в данный момент (психофизиологические; потребность в безопасности и защите;
потребность в любви; потребность в самоуважении; потребность в знаниях; эстетические потребности)?
6. Какого рода помощь, поддержку может оказать ребенку педагог, психолог, родители?
7. Есть ли в сказке указание на его индивидуальные особенности ребенка, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании?
Знание индивидуальных особенностей протекания процесса накопления знаний о жизни позволяет нам составить конкретные рекомендации по воспитанию ребенка для его родителей и наставников. Кроме этого, эта информация используется для составления индивидуальной программы поддержки и развития ребенка.


Таблица 2. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

 

Этап

Назначение

Содержание этапа

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать          настрой          на
совместную работу

Коллективное         упражнение.
Например, встав всем в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное                        «сплачивающее»
действие.

2.Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели,                       чему
научились

Ведущий          задаёт         детям
вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

3.Расширение

Расширить представления ребёнка о чем-либо

Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь                              какому-либо
персонажу из сказки

4.Закрепление

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребёнка

Ведущий проводит игры, позволяющие                      детям
приобрести        новый опыт;
совершаются символические путешествия и превращения

5.Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий          обсуждает          и
анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня

6.Резюмирование

Обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Чётко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчёркивает значимость приобретённого опыта,                              проговаривает
конкретные                   ситуации
реальной жизни, в которых дети              могут         использовать
новый опыт

7.Ретуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала «входа» в сказку с        дополнением.
Ведущий говорит: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».                                         Ребята
протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

В общем, при нормальном развитии и воспитании, при отсутствии явных жизненных неурядиц в семье дети пишут достаточно бесконфликтные сказки. Характерной чертой авторских сказок восьми и девятилетних детей является актуализированная тема одиночества и потребность иметь необычного друга (это либо животное, либо воображаемый персонаж). Поскольку эта тема встречается довольно часто, можно говорить о переживании одиночества не как о личной проблеме автора, а как об общей черте, свойственной данному возрасту. Подобная ситуация может быть связана с формирующимся ощущением собственной индивидуальности в эмоционально близких взаимоотношениях. В этом случае необычный друг может символизировать «альтер-Эго», «внутреннего помощника» героя.
Многие дети неосознанно выбирают или придумывают себе такого друга или помощника. Есть мнение, что подобные фантазии обусловлены ситуацией «неприятности, непонятности» ребенка. Мы же осмелимся утверждать, что переживание одиночества необходимо взрослеющему человеку. Главное - сформулировать у него адекватное представление об этих переживаниях. «Каждый человек одинок, ибо он уникален», - говорят мудрецы. Важно и нужно научить ребенка принимать свое состояние, ибо оно является предтечей ощущений самостоятельности и индивидуальности [4].


Список использованных источников:
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988 г., С 36
2. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» Ииздательство ВЛАДОС-ПРЕСС» , 2002 г., С. 36
3. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». М., 1997г., С. 75
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. С. 33
5. Копытин А.И. «Основы арттерапии»; СПб, 1999., С. 75
6. Макарова Е.И. «Преодолеть страх или искусствотерапия». - М., «Школа-Пресс», 1996 г., С. 32
7. Осипова А.А. «Общая психокоррекция»; М, 2000., С. 42
8. Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000 г., С. 23
9. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000 г., С. 42
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academa, 1998 г., С. 97
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Самара, 2001 г., С. 17
12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000 г., С. 45
13. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989 г., С. 51
14. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001 г., С. 81

Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд» N1 2020



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.