На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность
Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность
Оздоровительный подход к организации уроков физической культуры
Все страницы

Иванова Валерия Романовна студентка
Соловейченко Елена Георгиевна старший преподаватель Олейник Александр Александрович старший преподаватель Гончарук Светлана Викторовна канд. пед. наук, профессор
ФГ АОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область

Влияние физической культуры на современных детей младшего школьного возраста

Аннотация: в статье анализируется влияние физического воспитания на организм современных детей младшего школьного возраста. Важное значение имеют меры физического воспитания и здоровья, формы этих видов деятельности, объемы различных видов физической активности для учащихся начальной школы. Авторами подробно рассмотрено их значение для функциональности организма ребенка в целом.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, обучение, зарядка, спорт, физическая активность.
Для детей младшего школьного возраста потребность в высокой физической активности является естественной. С переходом от дошкольного образования к систематическому школьному образованию для детей в возрасте от 6 до 7 лет уровень физической активности снижается на 50%.
В период обучения двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из одного класса в другой, но, наоборот, снижается все больше и больше.
В наше время жизнедеятельность многих младших школьников, особенно тех, кто живет в городах, происходит в условиях сниженной физической активности. Результатом является увеличение числа учащихся с различиями не только по здоровью, но и по физическому развитию [3]. У некоторых мышечная слабость, нарушение осанки, искривление позвоночника, у других задержка в развитии сердечно-сосудистой системы. Одним из наиболее реалистичных способов поддержки школьников в этих условиях является интенсивное физическое воспитание. Физическое развитие тренирует моторные навыки и качества, такие как скорость, гибкость, сила и выносливость, а также стимулирует решимость, уверенность и настойчивость ребенка.
Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребенок с раннего возраста рос здоровым, сильным и гармонично развитым. Физическое воспитание - главный фактор улучшения личности, укрепления организма ребенка. Основой физической культуры является движение, двигательный процесс, спортивная тренировка и физическая культура.
Физические и развлекательные мероприятия активируют двигательный режим в течение учебного дня, что способствует благотворному воздействию на организм детей младшего школьного возраста [1].
Физическое воспитание благотворно влияет на психику. Улучшенное кровообращение и более глубокое дыхание также увеличивают способность младшего школьника к концентрации внимания. Движение со временем устраняет нервное напряжение, появляется чувство удовольствия, которое создает хорошее настроение [2].
Воздействие каждого урока на младших школьников должно быть различным: сложные упражнения должны сочетаться с более легкими и увлекательными упражнениями - с интересными, но необходимыми - с упражнениями по выбору детей и других.
Физическая культура - важная часть человеческого существования. Занятия спортом оказывают большое влияние на организм любого человека, однако, в частности, спорт важен для растущего и развивающегося организма ребенка младшего школьного возраста, особенно в современном ритме жизни.
В нашей стране имеется достаточно широкий спектр испытательных средств физической подготовки. Идея их отбора для младших школьников полностью основана на общих принципах отечественной системы.
На основе принципа всестороннего развития личности всех учащихся используются средства, обеспечивающие наибольший универсальный эффект в физическом плане (пропорциональное развитие всех частей тела, основных групп мышц и физических качеств).
Приоритетными с этих позиций являются игровые и гимнастические физические упражнения.
Такие средства, которые наиболее эффективно подготовлены к своей работе. Это, прежде всего, прикладные упражнения.
Учителя начальных классов используют упражнения, включенные в школьные программы по физическому воспитанию. Широкий выбор упражнений, связанных с гимнастикой, позволяет принимать разнообразные решения их использования. Любое гимнастическое упражнение можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки.
Игра на свежем воздухе - одна из самых универсальных форм сознательной деятельности детей. Игровая деятельность по праву признана самой интересной и самой привлекательной для молодого поколения по сравнению с другими средствами, потому что она всегда содержит элементы новизны, конкурентоспособности, креативности, развивает воображение, внимание.
Прогулки, экскурсии, многочисленные и самые разнообразные поездки, во время которых организаторы знакомят студентов с их родиной, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В рамках этой программы организованы тренинги по вопросам физической культуры и спорта, а также жизненного опыта и коллективной деятельности.
Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка). Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся.
Мы приходим к выводу, что:
1) стабильные курсы физической культуры способствуют закаливанию ребенка, укреплению его нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата;
2) физическое воспитание является ключом к благополучию, здоровому развитию и росту ребенка [4];
3) интенсивное развитие скорости, ловкости, координации. Благодаря этому возникают новые условные рефлексы, которые фиксируются и складываются в определенной последовательности. Таким образом, выполнение упражнений становится проще и эффективнее, при этом требуется меньше усилий. Увеличение скорости протекания нервных процессов приводит к тому, что возникает желание реагировать на существующие раздражители и принимать правильные решения.

Список литературы
1. Варламов Д.Б. Значение физической культуры для детей школьного возраста / Д.Б. Варламов, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIX Междунар. студ. науч.-практ. конф. №4 (19) [Электронный ресурс].
2. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт, 1996.
3. Влияние физической культуры на здоровье младших школьников [Электронный ресурс].
4. Гафурова Д. А. Влияние спортивных занятий на состояние детей младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLI Междунар. студ. науч.-практ. конф. №6 (41) [Электронный ресурс].

 


 

Ушакова Любовь Христиановна
учитель
Зацаринина Анна Анатольевна
учитель
МБОУ «Школа №2» г. Прокопьевск, Кемеровская область


Оздоровительный подход к организации уроков физической культуры


Аннотация: физическая культура в образовательных учреждениях как учебная дисциплина - важнейший базовый компонент гармоничного развития личности обучающегося, который направлен на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, на формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. В статье рассмотрен оздоровительный подход к организации уроков физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, здоровьесберегающие технологии, заболевания, современные условия обучения.
Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности воспитанников и обучающихся нуждается в увеличении их двигательной активности, в усилении образовательной направленности учебных занятий по физической культуре. Пропаганда здорового образа жизни стала стратегической задачей национального масштаба. Ухудшение здоровья, уровня физического развития и функционального состояния молодежи обусловлено ухудшающейся экологией, гиподинамией, нерациональным питанием, условиями жизни. Общая физическая подготовленность, заложенная в детстве и подростковом возрасте, служит фундаментом долголетней работоспособности, так как тесно связана с уровнем развития функциональных систем организма. Физическая культура является одним из важнейших элементов здорового образа жизни человека. Оздоровительная роль физической культуры заключается в повышении неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятным факторам окружающей среды; стимулировании процессов роста и развития, функционального совершенствования ведущих систем организма, повышении функциональной надежности; развитии основных двигательных качеств - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Особую актуальность в современных изменяющихся условиях имеет внедрение фитнес-технологий в физкультурное образование, в частности, при введении третьего урока физической культуры в школьную программу.
Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта и привлекает не только девочек, но и мальчиков. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности как одно из средств физического и психического развития школьников. Включение в программу уроков фитнес-технологий предполагает отход от жёсткой регламентации занятий, повышает их эмоциональную насыщенность. Благодаря своей яркости - музыкальному сопровождению, танцевальным ритмам и разнообразию - такие занятия являются более привлекательными для школьниц, нежели основная базовая программа физического воспитания общеобразовательной школы. Двигательная активность, достигаемая при помощи таких занятий, достаточно надежное и доступное средство для нормального функционирования организма, укрепления здоровья и хорошего самочувствия.
Физическая культура - единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Поэтому чаще всего связывают понятия «физическая культура» и «здоровье». Физическая культура «должна давать» здоровье. Целью уроков физической культуры является создание условий для развития личности ребёнка, учебной мотивации и сокращение периода адаптации. Каждый урок должен быть неповторим, интересен и ожидаем учениками. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений. Практическую сущность физической культуры целесообразно рассматривать в контексте физической активности, которая характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. У современных детей изменился образ жизни. Они слишком мало производят физической работы, чтобы поддерживать свой организм в норме. Поэтому основным средством поддержания здоровья и хорошего самочувствия школьников являются уроки физической культуры, которые приучают ребенка к регулярным физическим занятиям, что необходимо растущему организму для гармоничного развития. Несомненным плюсом занятий физкультуры в школе является то, что пока позволяет погода - все занятия проводятся на улице. Школьный урок физкультуры должен быть нацелен не на стремление к рекордам, а на сохранение здоровья детей. А ежедневные занятия физкультурой - залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия.


Список литературы
1. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру / Ю.А. Орешкин. - М.: Медицина, 1990.
2. Шкляр А.Л. Влияние физического развития и физической подготовленности на состояние здоровья студенческой молодежи // Фундаментальные исследования. - 2006. - №11. - С. 64-64. 

Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.