На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Философский и социально-психологический аспекты страха смерти в контексте пандемии COVID-19
Философский и социально-психологический аспекты страха смерти в контексте пандемии COVID-19
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ю. В. Гаврилова, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва,
В статье раскрываются особенности страха смерти с точки зрения философского и социально-психологического аспектов его понимания; вскрывается роль страха смерти в жизнедеятельности человека и общества, оказавшихся в условиях распространения смертельно опасного вируса SARS-Cov-2. Делается акцент на том, что страх смерти является не только разрушающим фактором, дестабилизирующим нормальное функционирование сознания и тела человека, вызывающим деструктивные процессы в социальных группах, но и механизмом, способствующим самосохранению и развитию социума. В статье делается вывод, что за длительный период своего существования человек не только не избавился от страха смерти, но и создал огромное количество теорий и учений о смерти, а также множество средств и методов его преодоления. Отмечается, что страх смерти сопровождает человека на протяжении всего периода его жизни; проявляется как на уровне сознания, так и существует в бессознательной сфере, выражаясь в психосоматических синдромах. Страх смерти возник с момента зарождения человечества, причиной его генезиса стал «гносеологический вакуум», а характер страха смерти принадлежит к области соотношения естественного и социального. Усиление страха смерти в современном обществе автор объясняет с позиции возникновения и функционирования социально-психологического феномена — негативных эффектов пандемии COVID-19, проявляющихся на уровнях индивидуального и массового сознания.

Ключевые слова: смерть, страх смерти, вирус SARS-Cov-2, пандемия COVID-19, сознание, психика, психическое здоровье, финализм, эсхатология.

Современное общество столкнулось с опасностью в виде агрессивного, смертельного типа коронавируса SARS-Cov-2, который вызывает инфекционное заболевание легких; его стремительное распространение угрожает здоровью и жизни индивидов. Однако не менее опасными для общества являются социально-психологические эффекты пандемии COVID-19, возникшие как результат информационно-психологического воздействия на индивидов. В настоящее время внимание общества тотально охвачено сообщениями о росте заболеваемости и гибели людей, заразившихся SARS-Cov-2. Информационные потоки о пандемии настолько мощные и наполненные различными мифами, искажениями, «вирусными» данными, что их влияние на человека носит разрушительный характер и приводит к дестабилизации духовной и социальной безопасности посредством негативных социально-психологических эффектов. Проявляются социально-психологические эффекты на уровнях индивидуального и массового сознания в формах информационной истерии, иррациональных компонентов сознания, панических атак, страха смерти [4, с. 34]. Особо опасное воздействие на общество оказывает обострившееся переживание опыта смерти родственников, друзей, опыта собственного пребывания в пограничном состоянии «жизни-и-смерти» в процессе поражения организма вирусом SARS-Cov-2. Страх смерти охватывает людей, приобретает форму фобии, отражаясь на психическом, психологическом и психосоматическом здоровье, становится реальной социальной угрозой.
Выявление и детальный анализ сущностных особенностей страха смерти в контексте пандемии COVID-19 осуществляется посредством междисциплинарного подхода, который в настоящее время определен профессиональной ассоциацией танатологов (“The Association for Death Education and Counseling” (ADEC)) как приоритетный в исследовательской практике. Значимость междисциплинарных исследований механизмов генезиса страха смерти, особенностей его переживания индивидами, способов его перехода в форму фобии и его функционирования в современном обществе заключается в необходимости создания целостного знания о смерти и возможности применения данного знания на практике через оказание помощи человеку, попавшему в тиски танатофобии. Поэтому исследование направлено на выявление особенностей феномена страха смерти в условиях пандемии COVID-19 в ракурсе философского и социально-психологического анализа, что позволит рассмотреть онтологические основания страха смерти, его гносеологическое содержание, выявить специфику влияния страха смерти на психику и сознание человека, на трансформации уровней индивидуального и массового сознания, на изменение поведенческих реакций индивидов в условиях пандемии COVID-19.
Анализ сущности страха смерти в условиях пандемии COVID-19 осуществляется с опорой на концепцию взаимодействия природы и общества и базируется на методологическом принципе взаимодействия социального с внутренним естественным и внешним естественным [9; 10]. Автор данной концепции Н. Д. Субботина отмечает: «Мир рассматривается, прежде всего, как один — естественный, внутри которого исторически сравнительно недавно возникло новое явление — человеческое общество, обладающее качеством социального. Поскольку система общества строится на основе естественных предпосылок, она включает их в свою структуру, частично снимая их естественное содержание» [9, с. 83]. Поэтому оправдано исследовать естественные основы социальных феноменов и процессов, анализировать их социально-естественное содержание с целью выявления их сущностных особенностей.
Согласно концепции взаимодействия социального с естественным «социальное» — это все то, что принадлежит обществу, создано обществом. «Естественное» — это природное, относящееся к природным системам и выраженное в их свойствах и закономерностях. Естественное делится на два уровня — внутреннее естественное (организм человека, особенности функционирования психики, психофизиологические процессы, инстинкты, рефлексы, потребности) и внешнее естественное (природные системы не подвергшиеся антропо- и социогенному воздействию, «природные системы разных уровней, от планетарного до локального, существующие вне и независимо от сознания человека, географические условия обитания индивидов, не подверженные воздействию социума, космо-среда, обитатели флоры и фауны того или иного природно-территориального комплекса, территориальное пространство, время» [9]). Страх входит в область функционирования внутреннего естественного, так как базируется на активации самого сильного инстинкта — инстинкта самосохранения. Так, например, Е. П. Ильин в своих исследованиях достаточно полно передает естественное содержание страха, определяя его как «эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия» [7, с. 147]. Человек, переживая и осознавая страх, придает ему особый смысл, что наполняет содержание страха психологизмом. На биотическое содержание страха накладывается субъективный опыт индивида, внешние обстоятельства, система ценностей и пр. Все это придает страху социально-естественный характер. Страх смерти, несмотря на то, что возникает из-за утраты биологической сущности человека, наполнен социальным содержанием, которое определяется мировоззренческими ориентирами и жизненными принципами индивида. Смерть имеет для людей различное значение, различные смыслы. Социально-естественная сущность страха смерти усиливает его воздействие на жизнедеятельность человека и общества.
Исследование психологических состояний индивидов в условиях пандемии COVID-19, вызванных страхом смерти, динамики психологических процессов, связанных с репрезентацией смерти сознанием, осознание и неосознавание данных процессов, опирается на психоаналитическую традицию в психологии и экзистенциально-гуманистическое направление в танатопсихологии [5; 13; 15]. Так, например, с позиции этих направлений отрицание смерти многими людьми в условиях распространения смертельного вируса SARS-Cov-2 объясняется проявлением страхов на бессознательном уровне. Американский психиатр и психолог Г. Фейфель выделяет три ракурса в восприятии смерти: 1) подпороговое сознавание смерти — бессознательный уровень, бессознательные реакции на смерть; 2) фантазийный уровень — процесс формирования образов смерти и их соотношение с древними символами страха (черепа, змеи); 3) сознательный — осмысление смертности, понимание конечности существования [13]. Анализ содержания в совокупности трех данных уровней позволяет сформировать целостное представление о субъективном переживании человеком страха смерти, объяснить поведенческие реакции на смерть, интерпретировать околосмертные состояния сознания.
Исследование роли страха смерти и его влияния на социум в условиях пандемии COVID-19 будет наиболее результативным с опорой на системный и структурно-функциональный анализ, осуществляемый в рамках работы Санкт-Петербургской школы танатопсихологии [2; 6]. Представители данной школы предлагают оценивать проблемное поле страха смерти как объекта танатопсихологических исследований посредством проблемных осей: «филогенетический — онтогенетический», «нормальный — патологический», «инстинктивный — социокультурный», «осознаваемый — неосознаваемый», «аутомортальный — экзомортальный», «аксиологизированный — деаксиологизированный», «устранимый — неотъемлемый» и «разрушающий — интегрирующий» [2, с. 23]. Одним из главных источников страха смерти для современного человека является недостаточность знаний о страхе смерти, неосознавание его проявлений, неумение либо невозможность распознать его в субъективном опыте.
Материалы и выводы исследования могут быть полезны исследователям из различных областей знаний, прежде всего, изучающим проблемы существования и развития человека и общества. На основе полученных теоретических положений возможна разработка и реализация программ по воспитанию и регулированию отношения к смерти с детского возраста. Кроме того, результаты исследования представляют практическую ценность для разработки рекомендаций по оказанию психологической помощи людям, находящимся в критической жизненной ситуации, характеризующейся тенденциями к возникновению суицидального синдрома.
Страх смерти, страх перед смертью или боязнь смерти — это явления, связанные с отношением человека к конечности собственного существования: потеря жизни и трепет перед неизвестностью. Страх смерти многогранное явление. Базируясь на инстинкте самосохранения, он связан с боязнью состояния умирания, с тревожностью утратить контроль над собственным существованием в процессе смерти. Страх самой смерти «следует отделять от страхов, относящихся к процессу умирания, так же как и страхи, связанные с собственной смертью, от страхов, связанных со смертью значимых других» [12]. Однако эти страхи могут складываться в комплекс страхов по поводу смерти и околосмертных состояний, образуя фобии и систему психических расстройств.
Ситуативные размышления о смерти, душе, смысле жизни являются нормой для здорового человека, но неконтролируемое состояние тревоги, ужаса, ежедневное возвращение к мыслям о смерти могут привести к психическим и соматическим расстройствам, способствовать трансформации страха смерти в фобию. Страху смерти присущи следующие симптомы-маркеры, проявляющиеся на психофизиологическом и психологическом уровнях: чувство отчаяния как результат осознания неминуемости кончины; тревога и систематическое беспокойство как при наличии реальных угроз для жизни, так и при их отсутствии; мифотворчество и постоянное мысленное «прокручивание» сценария умирания, например, гибель от смертельного вируса или мучительная смерть от неизлечимой болезни, бессонница, потеря аппетита, снижение веса, болевые ощущения. Эти симптомы могут приводить к выстраиванию индивидом системы социальных ограничений и приводить к одержимости теориями о здоровом образе жизни. Человек снижает социальную и профессиональную активность, отказывается от социальных коммуникаций, ведет отшельнический образ жизни, не путешествует, так как это опасно для его здоровья, избегает медицинских учреждений, так как там можно заразиться инфекцией SARS- Cov-2 и т. д.
Страх смерти воспринимается ключевой проблемой понимания и лечения эмоциональных и психических расстройств, девиантного и делинквентного поведения. При этом он выступает мощным рычагом давления на социум. Так, например, страх смерти пронизывает информационные ролики, выкладываемые в сеть зараженными вирусом SARS-Cov-2, врачами и работниками «красной зоны» — локальных эпицентров заражения вирусом и борьбы с ним. При этом страх смерти присущ не только авторам данных материалов, непосредственно видевших, либо переживающих проявления болезни, но массам, поглощающим информацию о гибели людей от вируса SARS-Cov-2. Таким образом, страх смерти приобретает всеохватывающий характер, вызывая тревогу, чувство беспокойства, депрессии. Возникает мощное давление на сознание, психику и организм человека, психологическая атмосфера общества характеризуется как депрессивная.
Человек настолько боится потерять свою жизнь, что ради нее готов переступить через многие материальные и духовные ценности. Однако в условиях пандемии инфекционного заболевания, вызванного вирусом SARS- Cov-2, возникает парадоксальная ситуация: общество разделилось на две категории — с одной стороны, индивиды с некритичным восприятием действительности, пассивным поглощением «информационных выбросов», сознание которых охвачено ужасом от, по их мнению, неизбежности смерти всех людей от вируса SARS-Cov-2. С другой стороны — индивиды с отсутствием выраженного страха смерти, вытесненного в бессознательную сферу. Они отрицают очевидную опасность здоровью и жизни, не осознают последствия заражения инфекцией, что приводит к их пассивности, бездействию. Многие из них отказываются соблюдать меры защиты от вируса, демонстративно отвергают способы защиты. В случаях неосознавания страха смерти они могут испытывать симптомы страха смерти — плохое самочувствие, тревогу, снижение работоспособности, внутреннее смятение, их поведение ориентированно на завершение незаконченных дел.
Однако есть индивиды вполне осознанно не соблюдающие меры безопасности, введенные на государственном уровне. Их поведение объясняется мировоззренческими позициями. Так, например, представители некоторых религиозных организаций, не смотря на запреты государственной власти на проведение массовых мероприятий, не отменяют религиозные службы и отправление религиозных обрядов, требующих большого скопления людей, не отказываются от традиционных способов приветствия через объятия и рукоцелование, тем самым способствуя распространению вируса [11]. Испытывая чувство вины перед Богом за непосещение богослужений, верующие готовы пожертвовать собственной жизнью в целях удовлетворения духовных потребностей. В итоге, во многих странах представители правопорядка и власти официально заявляют о виновности членов ряда религиозных общин в распространении коронавирусной инфекции, называя их общины очагами концентрации вируса [1]. Складывается впечатление, что инстинкт самосохранения утратил силу над некоторыми людьми, а их природная сущность оказалась полностью вытесненной социальным (духовным) содержанием. Однако причиной такого поведения людей может служить функционирование социально-психологического эффекта пандемии COVID-19, который, наряду с экстремальным воздействием на психику человека фобий различного характера, содержит в себе противоположную сущность — непонимание и нежелание понять опасность для организма вируса SARS-Cov-2, нежелание отдавать отчет своим действиям, способствующим росту заболеваемости членов социума.
Все же людей, беспокоящихся о своем здоровье и остро переживающих страх смерти, гораздо больше. Будучи представленным различными модусами, страх смерти вызывает у человека неприятные ощущения и неврозы, приводит к переживанию ужаса и тревоги, но одновременно определяет смысл и специфику бытия, является фактором и механизмом формирования различных социальных феноменов, способствует развитию социума. Страх смерти активизирует жизненные силы человека, его физическую и психоэмоциональную энергию, заставляет развиваться, определяет систему ценностей, мировоззрение и особенности поведения.
Значение страха смерти для жизни человека и общества наиболее ярко характеризовал известный психиатр И. Ялом. Он пишет: «Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким “подземным грохотом”, словно дремлющий вулкан. Это — темное беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания» [15]. И. Ялом выделяет две базисные стратегии психологической защиты против ужаса смерти: веру в собственную исключительность и существование конечного спасителя. Он ставит психодинамику, а не интеллект в центр феномена страха смерти [15]. Таким образом, чувство страха смерти сопровождает человека на протяжении всей его жизни, являясь, с одной стороны, мощным деструктивным фактором, воздействующим на сознание и психику, с другой — фактором, активизирующим инстинкт самосохранения и мобилизующим все силы человека и общества, направленные на поддержание жизненной энергии. На эту функцию страха смерти указывал в своих работах известный философ Э. Кассирер: именно страх смерти стал основой, объединяющей людей в общество, ритуализировавшей их жизнь, научившей заботиться о ней и создавшей религию [8]. Обостряется страх смерти в критические и кризисные периоды существования индивида и социума. Страх смерти, сопутствуя человечеству на протяжении всей истории, так же, как и сам человек, находится в развитии. Он эволюционирует, принимает различные формы, следовательно, изучать его необходимо в динамике как трансформирующийся феномен, приобретающий в зависимости от социальных и психофизиологических детерминант специфические особенности. Страх смерти в современных условиях бытия социума — это страх человека и общества перед мультисистемным влиянием вируса SARS-Cov-2 на организм человека, зачастую приводящим организм к гибели. Психологи и специалисты в области психического здоровья предполагают, что страх смерти из-за пандемии коронавируса, продолжив оказывать влияние на психическое здоровье населения во всем мире, неизбежно приведет к увеличению случаев депрессии, самоубийств и членовредительства [14; 16].
Страх смерти в условиях пандемии коро- навируса SARS-Cov-2 определяется большим вниманием общества к мифотворчеству, связанному с проблемами финализма — конечности бытия мира, конца исторического развития общества, финалу физического и духовного существования рода «человек» в связи со стремительным распространением смертельно опасной инфекции. Этот интерес имеет психологическое содержание, так как никогда ранее в истории человечества жизнь отдельного индивидуума не была так близко соприкасаема со смертью. Ежедневно с экранов телевизоров нам сообщают о гибели людей в той или иной стране. Выражение «смерть от короновируса» стало неотъемлемым атрибутом информации, потребляемой каждым из нас. Однако кроме коронавирусной инфекции, большое влияние на ощущение и переживание страха смерти оказывают результаты научно-технического прогресса: во-первых, согласно статистике, около 1200000 людей ежегодно гибнут в автокатастрофах; во-вторых, уменьшение количества натуральных, а также увеличение химических ингредиентов в составе продуктов, употребляемых как в пищу, так и в медицинских, гигиенических, косметических, бытовых целях. Глобальные проблемы также играют в этом не последнюю роль: распространение заболеваний, предчувствие экологической катастрофы, международный терроризм и другие акцентируют внимание на конечности истории, ее осмыслении и поиске выхода из сложившихся обстоятельств. Таким образом, смерть является неотъемлемой частью онтологической парадигмы. За все время своего существования на земле человек не только не избавился от страха смерти, но увеличил количество теорий, концепций, идей о смерти в философской, психологической, медицинской и других направлениях мысли.
Представляя собой объективную реальность материального мира, смерть является очень сложным объектом изучения для субъективного человеческого сознания. Поэтому ее трактовки часто переводятся в метафизическую область, смерть наделяется божественной, эзотерической, а часто и магической атрибутикой. Согласно взглядам русского философа Н. Бердяева, существуют две социально-финалистические перспективы: индивидуально-личная и универсально-личная, с «одной стороны, утверждается индивидуальное разрешение личной судьбы после смерти человека. С другой стороны, ждется разрешение судьбы всего мира и человечества в конце времен, в конце истории» [3, с. 278]. Любой человек боится личной смерти, но кто-то надеется на помощь сверхъестественных сил, кто-то на сохранение памяти о нем в последующих поколениях. Гибель человечества — это полное уничтожение для каждого.
Эсхатологическая литература, зародившаяся в Древней Иудее, не только объясняла людям, что происходит с отдельным человеком после смерти, но и создавала перспективы гибели, а при определенных условиях — выживания всего человечества. Опираясь на страх смерти, эсхатология формировала этическую базу общества, согласно этапу исторического развития. Так, например, десять библейских заповедей явились хорошим механизмом борьбы со страхом смерти для верующих и стали частью эсхатологической литературы. Соблюдение заповедей гарантирует верующим вечную жизнь их души, следовательно, смерть отступает на второй план. Также и меры безопасности, применяемые обществом в целях защиты от инфекции COVID-19, напоминают некий алгоритм спасения, сохранения собственной жизни и жизней других людей, безопасность которых зависит от ответственности людей и осознанности конечности их бытия.
В современном мире человека сложнее успокоить, так как изменились детерминации страха смерти, их проявления. Пандемия инфекции SARS-Cov-2 порождает эмоциональные всплески, панику, избегание других людей, страх оказаться в изоляции, стигматизацию, страх неполучения предметов первой необходимости и пр. Все это имеет психосоматические последствия. Вместе с тем ухудшение здоровья, материального положения, условий работы, возрастные кризисы, провоцирующие переоценку личностных приоритетов и подходов к существованию, неисполнимость планов и надежд, целей и принципов самореализации, последствия религиозных убеждений и разочарований, помимо коронавирусной инфекции, способны стать провоцирующими факторами нарушения духовного развития личности, вызвать чувство неудовлетворенности жизнью. Чем ярче проявление этих факторов, тем с большей силой проявляется страх смерти.
Таким образом, обладая особой силой воздействия на психику человека, его сознание и тело, страх смерти имеет два вектора направленности — разрушающий и созидающий. Особая роль страха смерти заключается в том, что он может выступать одним из механизмов формирования социальных явлений и процессов, например, таких как религия, искусство, литература и др. Страх смерти, являясь одной из форм взаимоотношений человека с феноменом смерти, способен, с одной стороны, разрушить базовые жизненные ценности, с другой, — позволяет взглянуть на них с точки зрения «относительного — абсолютного» в нашей жизни.


Список литературы
1. Астафурова К. Оказавшуюся очагом коронавируса секту в Южной Корее потребовали закрыть. 23 фев. 2020 г.
2. Баканова А. А. Системное описание страха смерти // Культурноисторическая психология. 2015. Т 11. № 1. С. 13-23.
3. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 345 с.
4. Гаврилова Ю. В, Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии COVID-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6 (74). С. 36-40.
5. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. М., 2001. С. 283.
6. Демичев А. В. Death on the run, или Игра со смертью // Символы в культуре: сборник статей / отв. ред. В. В. Савчук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. С. 129-142.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
8. Кассирер Э. Эссе о человеке. Мистика. Религия. Наука. М.: «Канон+» РООИ «Реабелитация», 2011. 432 с.
9. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001. 193 с.
10. Субботина Н. Д. Социальная эволюция и поведение человека: диалектика естественного и социального, сохранения и развития. М.: Ленанд, 2014. 432 с.
11. Atique Suleman and Ramaiah Itumalla. «Hajj in the Time of COVID-19». «Infection, Disease & Health» (2020).
12. Blomstrom M. et al. Addressing fear of death and dying: traditional and innovative interventions // Mortality. 2020. С. 1-20.
13. Feifel H, Branscomb A. B. Who’s afraid of death? // Journal of abnormal psychology. 1973. Т 81. № 3. С.282-288.
14. Moukaddam N. & Shah A. (2020). Psychiatrists beware! The impact of COVID-19 and pandemics on mental health. Psychiatric Times, 37 (3).
15. Yalom I. D. Existential Psychotherapy. N.Y.: “Basic Books”, 1980.
16. Yao H, Chen J, & Xu Y. (2020). Patients with mental health disorders in the COVID-19 epidemic. The Lancet, 7(4), e21.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.