На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Изучение готовности к материнству в контексте жизненного пути
Изучение готовности к материнству в контексте жизненного пути
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ившина М.К. ассистент кафедры психиатрии и клинической психологии Курского государственного медицинского университета, г. Курск, Россия

Проблема материнства - одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки, но, несмотря на это, последнее время у нас в стране отмечается рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, готовности к материнству, материнства в целом. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию данной проблемы. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как о самостоятельной реальности [9, с. 81].

В психологических исследованиях, посвященных данной проблеме, существует много направлений. В одном из них выделяются и описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Очень подробно исследуется ориентация на возрастные особенности ребенка, в зависимости от чего выделяются и особенности материнства. В работах Мирюнова С. А., Ряплова Е.А., Бергум В. исследуются особенности психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их обострение в различные периоды беременности. Большое внимание уделяется изучению состояний женщины во время беременности, которые связаны с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечению адекватных условий для развития ребенка. Исследования, посвященные изучению смысловой сферы беременных женщин, рассматривают ее с точки зрения матери и ребенка и в связи с нежелательной беременностью [Бергум В., Брутман В.И., Заусенко И.В., Родионова М.С.].
Зарубежные исследования в отличие от отечественных характеризуются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В отечественной перинатальной психологии женщины, перенесшие аборт как произвольный, так и непроизвольный, изучаются пока только лишь с медицинской точки зрения.
Проблема нашего исследования заключается в том, каким образом наличие негативного опыта первой беременности (выкидыша) влияет на формирование готовности к материнству, на принятие роли матери. Под незавершенной беременностью мы будем понимать выкидыш, который был следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка.
С медицинской точки зрения увеличивается число женщин, неспособных выполнить репродуктивную функцию в связи с состоянием здоровья, или тех, у которых беременность не заканчивается рождением ребенка. Такой группе женщин следует уделять большое внимание, с целью стабилизации их эмоционального и общего психологического состояния, так как беременность у этих женщин была желанной, и выкидыш с наличием этого факта является наиболее болезненным.
Задачи исследования.
1. Исследовать особенности готовности к материнству у женщин, имеющих опыт невынашивания беременности в сравнении с женщинами не имеющими такого опыта.
2. Исследовать влияние опыта невынашивания беременности на эмоциональный и смысловой компоненты переживания беременности в сравнении с женщинами не имеющими этого опыта.
3. Исследовать особенности жизненного пути женщин имеющих опыт невынашивания беременности в сравнении с женщинами не имеющими такого опыта.
Нами представлены материалы эмпирического исследования, проведенного в 2007 - 2010 годах на базе родильного отделения Курского областного пренатального центра и БСМП. Выборка составила 150 человека: беременные со сроком 27 – 40 недель, женщины, ожидающие первого ребенка (101 человек) и беременные женщины, имеющие опыт незавершенной беременности (выкидыш) (49 человека).
Важными условиями отбора испытуемых для исследования являются:
возраст женщины 22 – 27 лет (как самый оптимальный возраст для рождения ребенка); ожидание первого ребенка; семейное положение, в исследовании принимали участие женщины, состоявшие в браке;
наличие негативного опыта первой беременности (выкидыша), устанавливалась путем просмотра амбулаторных карт испытуемых; все женщины, принявшие участие в исследовании, находились на стационарном лечении в отделении патологии беременности.
Мы разделяем мнение Г.Г.Филипповой, что мотивационная основа материнского поведения формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов [3, с. 110 – 118, 5, с. 22 – 37].
Методы исследования: 1. Структурированное интервью; 2.Анализ продуктов деятельности: - работа с медицинскими картами испытуемых; 3. Проективные методы: - модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Собчик Л.Н.); - Методика \"Линия жизни\" (Модифицированный вариант Шутца, Василенко Т.Д.); - тест \"Фигуры\" Г.Г.Филипповой; -рисуночный тест «Я и мой ребенок» Г.Г.Филипповой; 5. Методы математической обработки: - для обработки статистических данных использовалась программа математической статистики «Statistic 6.0». Для оценки различий между двумя выборками использовался критерий Манна-Уитни.
В нашем исследовании мы предположили, что наличие опыта незавершенной беременности влияет на формирование принятия роли матери при повторной беременности.
У беременных женщин с опытом невынашивания имеют потребность стать матерью. Их планы не имеют реальной опоры в настоящем, потому как ребенок ещё не родился и она на данный момент не может реализовать себя как мать, а только готовиться к этой новой социальной роли и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Женщины без негативного опыта беременности живут настоящим, ставят цели, но цели имеют реальную опору, у этих женщин происходит постепенное формирование принятия роли матери.
У женщин с негативным опытом беременности в прошлом представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. У женщин без негативного опыта беременности процесс контроля своей жизни происходит более гармонично и сглажено, так как помимо рождения ребенка и присвоения новой социальной роли, у них существует множество других жизненных задач.
У женщин, ожидающих первого ребенка, ресурсом является переживание беременности, рождение ребенка, встреча спутника жизни, замужество, профессиональная деятельность, семья, что свидетельствует о том, что принятие роли матери у неё проходит в ресурсном состоянии.
В отрицательных же событиях мы видим, что женщины нагружены болезнями и потерей родственников, но при большом объеме ресурсного состояния.
У женщин, имеющих в прошлом опыт незавершенной беременности (выкидыш), к ресурсам относятся следующие этапы жизни: замужество, беременность, окончание института, рождение ребенка в будущем, карьерный рост, и процесс сепарации от родителей. Это также помогает им принимать социальную роль матери.
В группе женщин, ожидающих первого ребенка, в основном преобладает адекватный тип готовности - 70%, тревожный тип – 20%, 10% - игнорирующий тип готовности к материнству. У женщин, имеющих опыт невынашивания беременности, данные показатели следующие: адекватная готовность к материнству – 25%, тревожная – 62% и игнорирующая – 10%
Таким образом, мы подтвердили свое предположение, что у беременных женщин, имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш), будет преобладать тревожный тип готовности к материнству. Это говорит о том, что у женщин, в прошлом имеющих опыт невынашивания беременности, преобладают тревожные тенденции в принятии будущего ребенка.

Список литературы
1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс. 1993. №4. - С. 35-42.
2. Братусь И.В. Эмоциональное сопровождение матерью процесса взаимодействия с ребенком. Тезисы к докладу на III Всероссийской конференции по психологии.
3. Брутман В.И. , Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Вопр. психол. 2002. №3 – С. 110 – 118.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971. – 40с.
5. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл. 2002. – 287с.
6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопр. психол. 2000. №5 - С. 18 - 27.
7. Филиппова. Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопр. психол. 2001. №2 - С. 22 - 37.
8. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие – М.: Издательство Института психотерапии. 2002
9. Филиппова. Г.Г. Материнство: сравнительно психологический подход. // Психол. журн. 1999. Т.20. №5 – С. 81 - 88.
10. Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сапарова И.М. и др. исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности. // Журн. практ. психол. № 4-5 – С. 64-82.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.