На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности создания благоприятной психологической обстановки при онлайн-обучении
Особенности создания благоприятной психологической обстановки при онлайн-обучении
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Петров Артем Андреевич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, дистанционное образование, онлайн-обучение, удаленная работа.


В сложившейся сложной эпидемиологической ситуации образовательная среда потерпела значительные изменения. Поменялся формат преподавания всех дисциплин на дистанционный.


Дистанционное образование предполагает применение современных цифровых технологий, таких как онлайн-платформы.


Помогать обучающимся в создании благоприятной обстановки при дистанционном обучении будут преподаватели. Педагог строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:
1. Доверия и открытости.
2. Поддержки.
3. Доброжелательности.
4. Доступа к возможностям.
5. Современного подхода к учебной и педагогической деятельности.
6. Создания ситуации успешного освоения информации.


У каждого преподавателя свой личный подход к предоставлению информации в заочном формате. Однако любой педагог обязан пользоваться следующими механизмами при общении с обучающимися:
1. Организация общения в сети и разговор в онлайн-формате.
2. Быстрое реагирование на сообщения и вопросы учащихся.
3. Организация и развитие групповой деятельности среди учеников.
4. Поддержание делового формата введения уроков.
5. Высокий уровень компетенций.


При организации благоприятной психологической обстановки при дистанционном обучении важно помнить каждому педагогу, то ученики бывают с разным складом характера и ума:
1. Учащиеся с сильной нервной системой: такие ученики привыкли к постоянной смене форм обучения, сложностям и нестандартным шаблонам; они действуют по сложившейся ситуации, анализируя возможный исход событий.
2. Учащиеся со слабой нервной системой: больше подвержены утомлению, им необходима тишина, не могут делать два разных задания одновременно, предпочитают письменную речь.


Для хорошей организации работы с обучающимися педагогу необходимо помнить, что:
1. Не нужно выдавать сложные и запутанные задания на короткий срок.
2. Не нужно отвлекать каким-либо образом учащихся от работы.
3. Нужно использовать одни и те же шаблоны преподавания при онлайн-обучении.
4. Нужно давать время на проверку написанной работы, так как многие из-за таких значительных изменениях (переход на онлайн-обучение) из-за волнений могут допустить нелепые ошибки.


Так, выделим критерии, применение которых поспособствует созданию безопасной образовательной среды при дистанционном образовании:
1) создание благоприятного климата при проведении обучения;
2) установление контактов между участниками процесса обучения;
3) формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
4) определение индивидуальных особенностей восприятия информации у учащихся и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
5) повышение желания учащихся посещать учебное заведение и обучаться там;
6) проявление адекватности поведения самого преподавателя выбранной для дистанционного образования педагогической технологии.


Также образовательный коллектив играет важную роль в создании благоприятной психологической обстановки в школе. Важнейшие процессы, протекающие в группе:
1) образование самой группы;
2) прохождение этапов развития группы;
3) сплоченность коллектива;
4) создание норм морали, правил поведения в группе;
5) объединенное разрешение конфликтных ситуаций в группе.


Характерный для малой группы процесс группового принятия решений подразумевает групповое обсуждение имеющейся проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение и которое состоит из четырех основных фаз: установление фактов, оценка фактов, поиск решений и принятие решения.
Именно по этой методике нужно начинать организовывать работу в коллективе.
Самое важное - это держаться вместе, одной семьей. Тогда ни дистанционное образование, ни другие нестандартные сложности не способны помешать процессу образования и разрушить благоприятную психологическую обстановку среди учащихся.


Список литературы
1. Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив / Е.С. Кузьмин. - Л., 1974.
2. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М., 1986. - С. 248.
3. Барышникова Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 183 с.
4. Баева И. А. Психологические характеристики образовательной среды / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011. - С. 25-48.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И.А. Баева // КПЖ. - 2017. - №6 (125). - С. 12-17.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.