Петров Артем Андреевич студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, дистанционное образование, онлайн-обучение, удаленная работа.
В сложившейся сложной эпидемиологической ситуации образовательная среда потерпела значительные изменения. Поменялся формат преподавания всех дисциплин на дистанционный.
Дистанционное образование предполагает применение современных цифровых технологий, таких как онлайн-платформы.
Помогать обучающимся в создании благоприятной обстановки при дистанционном обучении будут преподаватели. Педагог строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов: 1. Доверия и открытости. 2. Поддержки. 3. Доброжелательности. 4. Доступа к возможностям. 5. Современного подхода к учебной и педагогической деятельности. 6. Создания ситуации успешного освоения информации.
У каждого преподавателя свой личный подход к предоставлению информации в заочном формате. Однако любой педагог обязан пользоваться следующими механизмами при общении с обучающимися: 1. Организация общения в сети и разговор в онлайн-формате. 2. Быстрое реагирование на сообщения и вопросы учащихся. 3. Организация и развитие групповой деятельности среди учеников. 4. Поддержание делового формата введения уроков. 5. Высокий уровень компетенций.
При организации благоприятной психологической обстановки при дистанционном обучении важно помнить каждому педагогу, то ученики бывают с разным складом характера и ума: 1. Учащиеся с сильной нервной системой: такие ученики привыкли к постоянной смене форм обучения, сложностям и нестандартным шаблонам; они действуют по сложившейся ситуации, анализируя возможный исход событий. 2. Учащиеся со слабой нервной системой: больше подвержены утомлению, им необходима тишина, не могут делать два разных задания одновременно, предпочитают письменную речь.
Для хорошей организации работы с обучающимися педагогу необходимо помнить, что: 1. Не нужно выдавать сложные и запутанные задания на короткий срок. 2. Не нужно отвлекать каким-либо образом учащихся от работы. 3. Нужно использовать одни и те же шаблоны преподавания при онлайн-обучении. 4. Нужно давать время на проверку написанной работы, так как многие из-за таких значительных изменениях (переход на онлайн-обучение) из-за волнений могут допустить нелепые ошибки.
Так, выделим критерии, применение которых поспособствует созданию безопасной образовательной среды при дистанционном образовании: 1) создание благоприятного климата при проведении обучения; 2) установление контактов между участниками процесса обучения; 3) формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве; 4) определение индивидуальных особенностей восприятия информации у учащихся и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; 5) повышение желания учащихся посещать учебное заведение и обучаться там; 6) проявление адекватности поведения самого преподавателя выбранной для дистанционного образования педагогической технологии.
Также образовательный коллектив играет важную роль в создании благоприятной психологической обстановки в школе. Важнейшие процессы, протекающие в группе: 1) образование самой группы; 2) прохождение этапов развития группы; 3) сплоченность коллектива; 4) создание норм морали, правил поведения в группе; 5) объединенное разрешение конфликтных ситуаций в группе.
Характерный для малой группы процесс группового принятия решений подразумевает групповое обсуждение имеющейся проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение и которое состоит из четырех основных фаз: установление фактов, оценка фактов, поиск решений и принятие решения. Именно по этой методике нужно начинать организовывать работу в коллективе. Самое важное - это держаться вместе, одной семьей. Тогда ни дистанционное образование, ни другие нестандартные сложности не способны помешать процессу образования и разрушить благоприятную психологическую обстановку среди учащихся.
Список литературы 1. Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив / Е.С. Кузьмин. - Л., 1974. 2. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М., 1986. - С. 248. 3. Барышникова Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 183 с. 4. Баева И. А. Психологические характеристики образовательной среды / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011. - С. 25-48. 5. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И.А. Баева // КПЖ. - 2017. - №6 (125). - С. 12-17. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|