Смирнова Кристина Георгиевна магистр, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Абакан, Республика Хакасия Аннотация: в статье рассматриваются направления работы педагогов дополнительного образования в рамках взаимодействия с родителями в условиях дистанционного обучения. Авторами раскрыты формы дистанционно-информационной поддержки обучающихся и их родителей, а также условия, способствующие эффективному, целостному, доступному, открытому, широкоформатному наполнению учебного процесса.
Ключевые слова: дополнительное образование, дистанционное обучение, информационная поддержка, сайт учреждения, досуговые центры, навигатор дополнительного образования детей, дети с ОВЗ, взаимодействие с родителями.
В условиях современной действительности, дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Для большинства родителей переход на данную форму обучения стал большой неожиданностью. Родителям стало необходимо уделять больше времени не только подготовке домашнего задания с детьми, но и процессу контроля за обучением вне образовательного учреждения [1]. В центре детского творчества процесс дистанционного обучения организован максимально доступно и информативно, чтобы каждый родитель с легкостью разобрался сам и смог заниматься совместно с ребенком. Одна из форм дистанционно - информационной поддержки - официальный сайт учреждения. Здесь родители могут получить информацию о реализуемых педагогическим коллективом дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, об условиях поступления в МБУ ДО «ЦДТ», о своих правах и обязанностях, о правилах поведения в образовательном учреждении, ознакомиться с основными документами, расписанием занятий. В разделе «Новости» регулярно обновляется информация о конкурсах различных уровней, акциях, фестивалях. Также родители могут посмотреть фото и видео сюжеты о проведенных мероприятиях [4]. Выходя дома в сеть Интернет, практически любой родитель может прочитать все, что хочет донести до него педагог. Таким образом, мы получаем мощное информативное поле для тесной работы педагога и родителей. Конечно же, хочется отметить, такие дистанционные формы взаимодействия как: электронная почта и использование мессенджеров. Особенно активно электронная почта использовалась в этом учебном году, так как запись детей в творческие объединения осуществлялась по этой сетевой службе. В период с 1 июня по 31 августа в социальной сети Вконтакте была организована работа 7 досуговых центров, в рамках основных направлений работы: социально-педагогическое, художественное, естественнонаучное, техническое, туристско-краеведческое. Ежедневно каждый педагог предлагал детям и их родителям широкий спектр заданий в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Задания были представлены в различных формах: викторины, видеоуроки, мастерклассы, квесты, виртуальные экскурсии, челленджи, эстафеты поздравлений, медиабеседы и др. Часть заданий обучающиеся выполняли совместно с родителями, в процессе выполнения получали консультативную помощь от педагогов. По итогам выполнения каждого задания педагоги получали от родителей обратную связь о качестве выполнения, трудностях в процессе работы, задавали вопросы, высказывали предложения [5]. В процессе деятельности в рамках реализации дистанционного обучения количество участников увеличивалось. Общее число подписчиков в социальной сети ВКонтакте составило 2.050 человек. В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет [2]. В рамках проекта в каждом субъекте РФ создан общедоступный сайтнавигатор по дополнительным общеобразовательным программам. Сайт предназначен для родителей, а также представителей учреждений дополнительного образования и органов местной власти, принимающих управленческие решения в области дополнительного образования. 21 августа 2018 г. в рамках Августовского образовательного салона, прошедшего в Хакасском культурно-музейном комплексе им. Л.Р. Кызласова была представлена новая региональная система «Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия», которая вводится в промышленную эксплуатацию в сентябре 2018 года.. «Навигатор дополнительного образования детей» - это единый портал федерального значения. Его цель - помочь родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки. С начала 2019-2020 учебного года в Центре детского творчества все творческие объединения внесены в единую электронную базу «Навигатор дополнительного образования детей». Здесь родители с легкостью получают достоверную и исчерпывающую информацию о реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах: содержание программ и их модулей, квалификацию педагогов, сроки реализации, материально-техническое оснащение. На сегодняшний день на сайте опубликовано 92 программы. С учетом внесения изменений в программы (содержание, сроки реализации и др.), информация на сайте своевременно обновляется. Количество обучающихся 1 года обучения, зарегистрированных на сайте «Навигатор дополнительного образования детей» составляет 100%, 2 и последующих годов - 41% [3]. Особой страницей в рамках дистанционного обучения является взаимодействие с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями. К сожалению, не у всех родителей данной категории обучающихся есть возможность самостоятельно качественно обучать детей в рамках дистанционного обучения. Если детям с нормой развития требуются для занятий, например, учебники, тетради и тот материал, который находится в шаговой доступности, то с детьми особыми образовательными потребностями дело обстоит иначе. Обучение данной категории детей проходит с применением специального коррекционно-развивающего оборудования. В процессе дистанционного обучения использовать такое оборудование у себя дома, родители, не имеют возможности. В связи с этим, для каждого обучающегося нами был разработан кейс с заданиями, где мы постарались учесть склонности, способности, интересы детей, сделали акцент на те проблемные стороны, над которыми нужно работать, заменив недостающее оборудование простейшим, которое можно найти у себя дома (карточки с заданиями, кубики, краски, листы бумаги, фигуры различной формы, песок и др.), а также то, что доступно в магазинах, подбирали обучающие программы, видеоролики, мастер-классы и др. Родители ежедневно сообщали нам об успехах детей, процессе выполнения заданий, консультировались с педагогами, задавали интересующие вопросы. Конечно, процесс обучения в дистанционном формате для детей с особыми образовательными потребностями, с точки зрения эффективности, требует более длительного времени, так как таким детям очень важно присутствие педагога и его направляющая помощь. Но, с другой стороны, дети узнают своих родителей в новой роли, роли педагога-наставника. Мы стараемся совершенствовать процесс дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями, разрабатываем новые формы, наполняем их интересным и продуктивным содержанием. Эффективности процесса взаимодействия с родителями обучающихся в условиях дистанционного обучения способствует его широкоформатное наполнение. Этот процесс должен быть целостным, доступным, открытым, должно быть использовано как можно больше наглядности, новых, интересных форм работы, после проведения каждого мероприятия должна осуществляться обратная связь и анализ деятельности. Мы продолжаем совершенствоваться в данном направлении, находимся в поиске новых форм и методов работы, а также, создаем свои. Мы считаем, что в результате использования средств сетевого взаимодействия в работе с родителями: - активизировалось участие родителей в воспитательно-образовательном процессе; - повысился уровень педагогической компетентности родителей; - усилился интерес к событиям в образовательном учреждении в целом; - родители стали полноправными участниками педагогического процесса в Центре детского творчества, повысилось количество семей, участвующих в различных мероприятиях.
Список литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Навигатор дополнительного образования Республики Хакасия 4. Официальный сайт МБУ ДО «Центр детского творчества», г. Абакан 5. Официальная группа МБУ ДО «Центр детского творчества», г. Абакан Вконтакте
Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с. |