Канивец Павел Александрович студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: безопасная образовательная среда, психолого-педагогическая направленность, устойчивость психики, психика, воздействие на психику, безопасность личности, негативное психическое воздействие.
Проблема безопасности личности в плане психики - важная проблема современного мира. Данный вопрос рассматривается в науке психологии тщательно. В настоящее время в современном мире данная отрасль имеет особое место. Сегодня общество испытывает на себе огромное давление со стороны экономики (нестабильность социально-экономических условий), политики, научно-технического процесса (возможность возникновения катастроф технологического характера). Тем самым психология безопасности личности находится на этапе становления не только методологического, но и содержательного характера.
В науке психология в вопросе безопасности психики личности можно выделить следующие составляющие: 1. Психологию информационной составляющей личности. 2. Психологию экономической безопасности человека. 3. Психологию безопасности образовательного пространства. 4. Психологию личной безопасности индивида. 5. Психологию безопасности труда или другой деятельности.
Психологическая безопасность личности, в первую очередь, будет зависеть от самого индивида, то есть от его личных качеств. Если человек личностно зрелый, способен сопротивляться каким-либо раздражителям, имеет способности свободно общаться в социуме, то у него психологически безопасная среда проживания.
Так, поддержание благоприятной психологической обстановки зависит от самой личности, её характера и восприимчивости. Существуют следующие формы влияния на психику человека: 1. Прямое (нанесение оскорблений, обиды). 2. Косвенное (использование человека в корыстных целях).
Последствия таких воздействий могут быть отрицательными для слабой личности, которая плохо адаптировалась в социуме и находится на стадии уязвимости с моральной точки зрения.
Рис. 1. Признаки уверенной в себе личности
Сильная личность сможет противостоять негативному психологическому воздействию. Это значит, что такой человек устойчив к внешним раздражителям.
Можно выделить следующие виды устойчивости: 1. Нравственная устойчивость. 2. Эмоциональная устойчивость. 3. Устойчивость к конфликтам. 4. Устойчивость к стрессовым ситуациям.
Человек с сильной волей
|
Слабовольный человек
|
целеустремлённость
|
лень
|
самостоятельность
|
рассеянность
|
мужество
|
нерешительность
|
настойчивость
|
упрямство
|
дисциплинированность
|
трусость,
|
смелость
|
неуверенность
|
решительность
|
беззаботность
|
выносливость
|
пассивность
|
трудолюбие
|
вялость
|
усердие
|
|
Рис. 2. Сравнение сильного и слабого с психической точки зрения человека
Психически сильный человек может достичь следующих результатов: 1. Сопротивление раздражителям. 2. Быстрый выход со сложной ситуации. 3. Нормальное функционирование в социуме. 4. Поддержание нормального состояния индивида. 5. Обычное функционирование после завершения раздражающей психику ситуации.
От психологической безопасности личности в обществе зависит, как человек развивается, эмоционально крепнет, стремиться к успеху, уверен в своих силах, проявляет себя в различных сферах жизнедеятельности. От психологической безопасности в образовательной среде зависит успех учебной деятельности у подростков, когда личность чувствует себя комфортно и безопасно - она эмоционально устойчива, меньше подвержена стрессу, открыто взаимодействует в коллективе и стремиться к самореализации. Поэтому так важно поддерживать состояние психологической безопасности не только участников образовательного процесса, но и личности в ее обыденной жизни.
Так, для правильного функционирования психики молодого поколения необходимо: 1. Постоянно следить за развитием психического состояния путем опросов в образовательных учреждениях. 2. Повышать мотивацию учеников к учебной и воспитательной деятельности. 3. Направлять на положительные эмоции. 4. Организовывать дополнительные занятия по повышению стрессоустойчивости молодого поколения. 5. Давать корректировки в поведении учеников. 6. Помогать в социализации личности. 7. Внедрять новые современные технологии для повышения интереса молодого поколения к образовательному и воспитательному процессу.
Таким образом, психологически безопасная среда очень важна в современном образовании и в жизни индивида в целом. Этому вопросу в психологии уделяется целый раздел. При изучении данной темы, можно смело утверждать, что психологическая безопасность в сфере образования и воспитания индивида в современном обществе по праву является важным фактором, влияющим на развитие эмоционально-личностной сферы учащихся.
Список литературы 1. Баева И. А. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности / И.А. Баева, В.В. Рубцов // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня / под ред. И. А. Баевой, В.В. Коврова. - 2009. - №2. 2. Колесникова Т.И. Личность и ее безопасность / Колесникова Т.И. // Психологический мир личности и его безопасность. - М., 2001. - С. 10-123. 3. Куницына В.Н. Чувства и эмоции в общении / В.Н. Куницына. - СПб.: Питер, 2001. - С. 214. 4. Леньков С.Л. Это неуловимое понятие профессии / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3, №3. - С. 9-38. 5. Рубцова Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход. Кн. 1 / Н.Е. Рубцова. - Тверь, 2012. - 469 с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|