На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Нетрадиционные формы оздоровления в условиях дошкольного учреждения
Нетрадиционные формы оздоровления в условиях дошкольного учреждения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Литовкина О.Н., Новикова Т.М.


В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель - снижение заболеваемости детей. Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.


Аутотренинг


Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки трудно переоценить. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только сберечь свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки. Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Поэтому целесообразно включить их в режим дня детей. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. Полный курс аутогенной тренировки, как показал опыт, дети способны успешно освоить в шесть лет.


Психогимнастика


Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.


«Дорожки здоровья»


«Дорожка здоровья» представляет собой массажный коврик с различными элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка. Современный городской ребенок очень редко имеет возможность ходить босиком. Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний. При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой», и отправиться в весёлое путешествие.
Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно
дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой предусмотрена для детей дошкольного возраста, начиная с трёх лет. Данная методика направлена на восстановление нарушенного носового дыхания, улучшает дренажную функцию легких, устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Звуковая гимнастика А. Лобанова является одной из разновидностей дыхательной гимнастики. Г имнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку. Эта вибрация действует на бронхи и тем самым способствует профилактике бронхита. Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое. Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом. Упражнения действуют подобно вибромассажу. Также эффективен комплекс звукового дыхания по М.Л. Лазареву.


Релаксация


Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (П. Чайковский, С. Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Не менее важным является эмоциональный климат занятия.


Эстетикотерапия (арт-терапия)


Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят спонтанный характер и направлены не на результат, а на творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса. Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапия - лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно.


Музыкотерапия

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создаёт заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет. Формы музыкотерапии:
- активная - двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий;
- пассивная - прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки специально или как фон.
Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения В.А. Моцарта. Все произведения Моцарта обладают терапевтическим лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие. Было научно доказано, что музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности. Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.


Цветотерапия - это восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние ребёнка, его чувства, повышает тонус, либо успокаивает. Что касается цветотерапевтических приемов, то можно использовать такие, как «Волшебные очки», где ребёнок, надевая очки с цветными стёклами, видит всё в красных, зелёных, синих цветах. В этой игре сочетается воздействие цветом и речевой активностью (скажи «красные сапоги», «красный мяч», «Красное окно» и др.); игра «Путешествие в цветную страну» (определенному цвету посвящается от двух часов до целого дня); «Коврик настроений», «Цветная вода», «Зажги радугу».


Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Через сказку можно узнать о неосознанных переживаниях детей или тех, которые они стесняются обсуждать.


Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.


Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.


Игровой массаж

Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки обладает не только лечебным действием, он оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Также игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Данный массаж проводится воспитателями 2-3 раза в неделю как часть гимнастики после сна.


Упражнения на фитболе

Интересными являются упражнения на детском фитболе. Эти занятия являются полезными и доступными для всех без исключения, так как у фитбола для детей нет никаких противопоказаний. Благодаря этим занятиям, у детей формируются жизненно важные двигательные навыки, развивается гибкость, прыгучесть и аэробная выносливость. Занятия лучше проводить под веселую музыку. Используя мяч с рожками, можно прыгать и скакать. Преимущества, которые дает фитбол для детей:
- улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов;
- развиваются двигательные качества;
- развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.


Фитотерапия

В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины, выделенные синтетическим путём. Фитотерапию как здоровьесберегающее направление можно применять в ДОУ. Фитотерапия может проводиться всем детям дошкольного учреждения, начиная с трехлетнего возраста без специальных ограничений. Детям более младшего возраста фитотерапия проводится по индивидуальным медицинским показаниям.


Ароматерапия

Во время гриппа и эпидемий ОРВИ целесообразны эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. Они оказывают антисептическое воздействие на дыхательную систему, и стимулирующее - на иммунную.
Во время дневного сна в спальне используется эфирное масло лаванды: его успокаивающее действие помогает уложить малышей спать, а антисептическое - защитит их от микробов. От насморка хорошо распылять эфирное масло пихты, а от кашля помогает эвкалипт и кедр. Эфирное масло нероли стимулирует выработку активных веществ, подавляющих вирусы, а цитрусовые озонируют воздух и очищают от вредных вирусов. Лучше всего масла наносить на глиняные или стеклянные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Применение масел достаточно 2-3 раз в неделю. Рекомендуется строго придерживаться четырех основных правил детской ароматерапии:
1. Использовать только натуральные масла.
2. Использовать аромамасла только в микродозах. Детская дозировка в 3-4 раза меньше взрослой. Лучше взять меньше нужной дозы, чем больше.
3. Одна из особенностей растительных ароматов состоит в том, что их действие при больших и малых концентрациях противоположно по характеру: положительный эффект наблюдается при низких концентрациях и не наблюдается при высоких. Кроме того, при передозировке могут возникнуть тошнота, эмоциональное возбуждение, беспокойство.
4. Ароматерапия дает эффект только в случае продолжительного и поэтапного применения.


Гимнастика с элементами хатха-йога и ушу

Нетрадиционное оздоровление в детском саду помогает осуществить восточная гимнастика. Она используется в общеразвивающей части занятий по физической культуре и во время физкультурных пауз.
Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в любой легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют, сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в легких носочках.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Комплекс используется в работе с детьми, начиная с трёхлетнего возраста.


Су-Джок


Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, для тактильной стимуляции в определённом ритме и развития мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.


Точечный массаж


Точечный массаж по А. Уманской в особенности полезен в периоды смены сезонов. Именно в это время заболеваемость увеличивается в несколько раз. Точечный массаж по системе А. Уманской разработан для улучшения иммунной системы ребенка. Использование массажа в детских садах показало значительное снижение заболеваемости гриппом и гриппоподобными заболеваниями, а также бронхитами, ангинами. Для того чтобы дети могли выполнять движения самостоятельно, к движениям были придуманы стихотворения, которые подсказывают очередность и
правильность движений.
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замёрз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями.
(массаж точек у внутренних концов бровей) и т.д.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Литература
1. Габбасова О.В. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Казанова Е. Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ. - М.: АПК и ПРО, 2012.

Источник: Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2020». Выпуск III (июль-сентябрь) / Отв. ред. О.В. Тюкинеева. - Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2020. - 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.