Галкина Светлана Викторовна воспитатель Скоробогатых Олеся Алексеевна воспитатель Кочкина Тамара Ивановна воспитатель Сидельникова Татьяна Анатольевна воспитатель МБДОУ Д/С №61 «Семицветик» г. Старый Оскол, Белгородская область Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее воспитательно-образовательной ролью в жизни общества.
Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения произведений в структуре свободного времени детей. В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, одной из главных целей которой является формирование у дошкольников интереса и любви к книге. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественные произведения доносят до них взрослые - педагоги и родители. И поэтому перед ними стоит важная задача - каждый текст донести до детей как произведение искусства и раскрыть его замысел, пробудить у ребенка интерес к книгам. Вначале малышу интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей переживать, сочувствовать, радоваться и горевать вместе с ними. Конечно, самым популярным жанром у дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Использование сказок, рассказов, стихов, потешек в воспитании формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая тексты, дети накапливают в подсознании механизм решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Литература развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. В настоящее время в процессе работы системы образования по новым стандартам, необходимо включать современные технологии. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Использование проектного метода поднимает интерес к книге, к ее чтению, ведет к взаимодействию детей и взрослых, знакомит дошкольников с разнообразием художественных произведений. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектной деятельности включает в себя интеграцию образовательных областей, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтения художественной литературы, познания, коммуникации, социализации, художественного творчества, безопасности, театрализованной деятельности, труда, здоровья и физической культуры, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей. Работая с воспитанниками в направлении ознакомления их с художественной литературой посредством проектной деятельности, мы определили следующие задачи в образовательных областях.
Социально -коммуникативное развитие: - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и сопереживания к литературным героям; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: - повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; - развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Речевое развитие: - активизация речевого и мыслительного творчества детей; - речевая деятельность «Волшебный мир литературы»; - развитие умения отвечать на простейшие вопросы воспитателя; - развитие и активизация речи детей.
Художественно -эстетическое развитие: - развитие чувства ритма и музыкального слуха; - обучение детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один; - развитие умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из литературных произведений.
Физическое развитие: - развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; - развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного выполнения основных движений.
Первый этап нашей работы был подготовительный, где мы проводили опрос, анкетирование родителей по теме «Литература в жизни вашего ребенка», потом, согласно анализу этих анкет, были даны рекомендации родителям и проведена консультация «Читайте детям чаще». На этом этапе мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты.
Второй этап - основной. Здесь роль отводилась практической работе. Мы использовали такие формы работы по приобщению детей к художественной литературе, как книжные и тематические выставки, беседы, интегрированные занятия, литературные игры и праздники, театральная деятельность, просмотр мультфильмов, игры-ситуации. Мы знакомили дошкольников с различными литературными произведениями, прослушивали эти произведения в звукозаписи. Играли в дидактические игры по мотивам знакомых текстов, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков «Мои любимые книги». Самой интересной в нашей работе была театрализованная деятельность. Вместе с детьми мы ставили инсценировки сказок. Через имитацию образов героев воспитанники научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других.
Третий этап - заключительный. Мы подводили итоги, достигнуты ли поставленные цели, положительные результаты. Проектная деятельность в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился.
Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники анализировали текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению, более активно стали принимать участие в играх-драматизациях, основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители. Дошкольники стали эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее. Дети начали более бережно относиться к книгам. В заключение хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа. Работая в данном направлении, мы убедились, что систематическое привлечение художественной литературы в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы 1. Гурович Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. 2. Муханкина Ю.В. Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе [Текст] / Ю.В. Муханкина, Н.А. Ефремова, А.С. Пуларгина, О.В. Сурикова // Молодой ученый. - 2021. - №2 (344). - С. 192-196. 3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003. 4. Логинова В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В. И. Логинова, Т.И. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. 5. Обносова Х.А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе / Х.А. Обносова // Культура и образование. - 2015, май. - №5. 6. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей / И.Н. Тимофеева. - М., 2003. 7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова. - М.: Литера, 2012. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с. |