На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проектная деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой
Проектная деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Галкина Светлана Викторовна воспитатель Скоробогатых Олеся Алексеевна воспитатель Кочкина Тамара Ивановна воспитатель
Сидельникова Татьяна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №61 «Семицветик» г. Старый Оскол, Белгородская область

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее воспитательно-образовательной ролью в жизни общества.

 

Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения произведений в структуре свободного времени детей.
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, одной из главных целей которой является формирование у дошкольников интереса и любви к книге. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественные произведения доносят до них взрослые - педагоги и родители. И поэтому перед ними стоит важная задача - каждый текст донести до детей как произведение искусства и раскрыть его замысел, пробудить у ребенка интерес к книгам. Вначале малышу интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей переживать, сочувствовать, радоваться и горевать вместе с ними.
Конечно, самым популярным жанром у дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Использование сказок, рассказов, стихов, потешек в воспитании формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая тексты, дети накапливают в подсознании механизм решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Литература развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
В настоящее время в процессе работы системы образования по новым стандартам, необходимо включать современные технологии. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Использование проектного метода поднимает интерес к книге, к ее чтению, ведет к взаимодействию детей и взрослых, знакомит дошкольников с разнообразием художественных произведений. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектной деятельности включает в себя интеграцию образовательных областей, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтения художественной литературы, познания, коммуникации, социализации, художественного творчества, безопасности, театрализованной деятельности, труда, здоровья и физической культуры, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.
Работая с воспитанниками в направлении ознакомления их с художественной литературой посредством проектной деятельности, мы определили следующие задачи в образовательных областях.


Социально -коммуникативное развитие:
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и сопереживания к литературным героям;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.


Познавательное развитие:
- повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.


Речевое развитие:
- активизация речевого и мыслительного творчества детей;
- речевая деятельность «Волшебный мир литературы»;
- развитие умения отвечать на простейшие вопросы воспитателя;
- развитие и активизация речи детей.


Художественно -эстетическое развитие:
- развитие чувства ритма и музыкального слуха;
- обучение детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один;
- развитие умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из литературных произведений.


Физическое развитие:
- развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного выполнения основных движений.


Первый этап нашей работы был подготовительный, где мы проводили опрос, анкетирование родителей по теме «Литература в жизни вашего ребенка», потом, согласно анализу этих анкет, были даны рекомендации родителям и проведена консультация «Читайте детям чаще». На этом этапе мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты.

Второй этап - основной. Здесь роль отводилась практической работе. Мы использовали такие формы работы по приобщению детей к художественной литературе, как книжные и тематические выставки, беседы, интегрированные занятия, литературные игры и праздники, театральная деятельность, просмотр мультфильмов, игры-ситуации.
Мы знакомили дошкольников с различными литературными произведениями, прослушивали эти произведения в звукозаписи. Играли в дидактические игры по мотивам знакомых текстов, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков «Мои любимые книги». Самой интересной в нашей работе была театрализованная деятельность. Вместе с детьми мы ставили инсценировки сказок. Через имитацию образов героев воспитанники научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других.

Третий этап - заключительный. Мы подводили итоги, достигнуты ли поставленные цели, положительные результаты. Проектная деятельность в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился.

Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники анализировали текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению, более активно стали принимать участие в играх-драматизациях, основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.
Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители. Дошкольники стали эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее. Дети начали более бережно относиться к книгам.
В заключение хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа. Работая в данном направлении, мы убедились, что систематическое привлечение художественной литературы в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы
1. Гурович Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Муханкина Ю.В. Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе [Текст] / Ю.В. Муханкина, Н.А. Ефремова, А.С. Пуларгина,
О.В. Сурикова // Молодой ученый. - 2021. - №2 (344). - С. 192-196.
3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003.
4. Логинова В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В. И. Логинова, Т.И. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
5. Обносова Х.А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе / Х.А. Обносова // Культура и образование. - 2015, май. - №5.
6. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей / И.Н. Тимофеева. - М., 2003.
7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова. - М.: Литера, 2012.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.