На главную Профориентация старшеклассников Материалы Проектная деятельность в профориентационной работе
Проектная деятельность в профориентационной работе
Профориентация школьников - Материалы

Проектная деятельность в сфере профессионального самоопределения позволяет обучающимся расширить свой кругозор по выбранной специальности еще до поступления в организации профессионального образования, увидеть не только плюсы, но и минусы профессии, «примерить» будущую сферу деятельности, сформировать представления о рынке труда. Кроме того, проект позволяет обучающимся научиться самостоятельно мыслить, аргументированно доказывать свою точку зрения, приобрести навыки публичного выступления.


Сейчас это понятие применяется в других областях. Существует ряд определений, которые отражают сущность проектного подхода:
- это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение
неповторимого, и в тоже время определенного результата;
- это уникальная деятельность, имеющая конкретно определенные во времени начало и конец, направленная на определенного результата, достижения цели, создание уникального продукта и т.д, имеющая конкретный бюджет, и заданные ограничения к ресурсам, срокам и качеству выполнения работ.
Метод проектов используется практически во всех предметах общеобразовательного процесса, а также в начальной школе. Он используется как в процессе работы на уроках, так и во внеурочной деятельности. В нашей работе будет рассмотрена целесообразность применения метода проектов в профессиональной ориентации подростков. Перед началом работы над проектом составляется план, в котором определяются следующие этапы работы.


1этап - подготовительный. На этом этапе ставится проблема и выбирается сама тема проекта, определяется задание конкретной направленности, формируются по желанию группы уча-щихся для работы над проектом (по 2-3 человека), и распределяются роли.
Задача этапа: проведение сбора информации о профессии, в том числе и с использованием ресурсов интернета.
Задачей учителя на этом этапе является координация действий учеников, проведение совместного анализа полученной информации.


2 этап. Этап разработки.
Задача этого этапа это организовать практическую работу.
В ходе реализации этого этапа учащиеся обрабатывают всю информацию, полученную из разных источников, обобщают знания о профессии, рассматривают, анализируют деятельность тех фирм и организаций, где возможно им предстоит работать, анализируют, какими профессиональными знаниями должен обладать пред-ставитель той или иной профессии, специальности.
Задачей учителя на этом этапе является оказание консультативной и организационной помощи.


3 этап. Этап реализации.
Задача этого этапа: произвести полный анализ всей собранной
информации о профессии с учетом темы и цели проекта.
С целью визуализации материала и наглядности, результаты работы над своим проектами ученики оформляют в виде мультимедийных презентации в приложении Microsoft PowerPoint
Задачей учителя на этом этапе является оказание консультативной и технической по-мощи в создании презентаций.


4 этап. Представление проекта.
Задача этого этапа: представить свой готовый проект с использованием мульти-медийной презентации.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что метод проектирования является одной из увлекательнейших частей системной профориентационной работы. В процессе работы над проектом учащийся познает как самого себя, так и приобретает все необходимые знания о профессии, а так как он делает это сам, то процесс профориентации приобретает для него особый смысл и активизирует его самого в поисках оптимального варианта будущего для себя.
Процесс создания проекта своей будущей деятельности включает в себя целый ряд связанных между собой этапов, на каждом из которых решаются задачи и принимаются решения, достигаются результаты по своей проектной деятельности. Образовательные учреждения призваны обучать подростка навыкам исследовательской проектной деятельности, можно сказать, что деятельности по разработке своей индивидуальной жизненной стратегии. Педагогам необходимо при планировании и организации проектной деятельности постоянно изучать интересы подростков и предоставлять всестороннюю помощь по наиболее всего значимым для них проблемам и потребностям. В проектной деятельности с учащимися педагог выступает как организатор, консультант, эксперт. В процессе выполнения проекта педагог оказывает необходимую помощь подросткам с учетом их профессиональных интересов, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, стимулируя активное профессиональное самоопределение через координацию принимаемых решений.
Структура учебного проекта состоит из постановки проблемы, которая рассматривается, определяется подростком под руководством педагога, где фиксируется то, что определил, чего хочет сам подросток по отношению к поставленным перед собой целям и своей предполагаемой деятельности. Проектирования, в рамках которого учащимся отрабатываются все основные технологические этапы проектирования, и в котором педагог выступает как консультант; поиск необходимого решения, проба, где учащийся как бы «примеряет на себя» выбранную профессию, где задачей подростка является проверка себя в реальных условиях, оценка себя в деятельности; и защита проекта, его презентация, где важную роль играет оценка со стороны окружающих не только самого предъявленного проекта, но и той деятельности, проведенной работы, которую осуществлял сам подросток.
Основным стержнем активизации профессионального самоопределения старших школьников в проектном подходе являются проектная культура и проектные умения, которые реализуются в проектах. Существует конкретный перечень умений, овладев которыми подросток будет способен:
- исследовать: анализировать и синтезировать, доказывать и опровергать, сравнивать, обобщать, определять понятия, находить нужную информацию;
- проектировать: выстраивать свое целеполагание, свой замысел, собственный проект и личную программу действий;
- разрабатывать личную стратегию: рассматривать, конструировать последствия собственных действий и своего будущего. И при этом проектные умения становятся и средством и целью проектной деятельности.
Данные навыки являются хорошей базой для получения в дальнейшем профессионального образования и развития профессиональных компетенций
компетенций.

Рис. 2. Структура учебного проекта


В рамках проектной деятельности формируются Soft Skills, необходимые современным специалистам для повышения эффективности собственной профессиональной деятельности.
Этап постановки проблемы является одним из самых ключевых, выбираемая проблема может зависеть как от желания самих учащихся, так и к примеру от запроса со стороны общества и работодателей. Если в наличии оба фактора - то проект будет и приятным и полезным, то есть это самый благоприятный вариант.
На этапе подготовки проекта важно проинформировать учащихся об имеющихся в школе ресурсах и источников информации (лаборатории, профильные кабинеты, практикумы на базе ВУЗов и СУЗов и т.д.)
При разработке проекта в рамках социального партнерства с работодателями - зачастую сами работодатели предлагают информационные ресурсы и инструменты для подготовки проекта.
Этап презентации проекта является одним из самых сложных в эмоциональном плане. Для начала стоит отметить, что сейчас существует множество способов представить проект, конечно в зависимости от его специфики. К таким вариантам презентации проекта относятся (помимо простой презентации в программе): видеоролик с продуктом (возможно с кратким описанием процесса создания проекта), макет готового продукта, стенд с плакатами и описанием, мастер-класс по использованию продукта/демонстрации его работы и т.д.
При подготовке к этапу экспертной оценки необходимо тщательно подойти к вопросу подбора экспертного жюри, в него могут входить: педагогические работники ОО, представители организаций и предприятий, представители ВУЗов и СУЗов, представители родительских комитетов, ученики из школьного актива.
Критерии оценки проектов также должны быть четко сформулированы и подробно описаны, а также закреплены подписями экспертов.


Список использованных источников
1. Бондарев В. Успешный выбор профессии: пособие-практикум. 8-11 классы / Кропивянская С., Бондарев В. - М.: Вако, 2015. - 144 с.
2. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2019. - 416 с.
3. Зеер Э. Сыманюк Э. Психология профконсультирования. Методическое пособие // Сыманюк Э., Зеер Э. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
4. Меркурьева А. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии / Меркурьева А. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
5. Методические рекомендации «Активные методы
профконсультирования» / составитель: Л.А. Дейко, методист I категории МАОДОПО ЛУЦ - Ленинградская, 2015 г. - 64 с.
6. Оказание консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации : методические рекомендации /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с.
7. Организация урочных и внеурочных мероприятий с элементами профориентационных технологий : методические рекомендации / авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 51 с.
8. Пырьев, П. А. Психология труда : учебное пособие / П. А. Пырьев. - М. : Директ-Медиа. - 2016. - 455 с.
9. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2017. - 208 с.
10. Социальное партнерство школы в реализации технологий профессионального успеха : учебно-методическое пособие / под ред. С. В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2015. - 136 с.
11. Хаймовская, Н. А. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] / Н. А. Хаймовская, А. Л. Бочарова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 1. - C. 105-113.

Источник: Организация профориентационного сопровождения в условиях современной школы: методическое пособие /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.