На главную Профориентация старшеклассников Материалы Методологические основы профориентационной работы
Методологические основы профориентационной работы
Профориентация школьников - Материалы

Выбор профессии - это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.
Актуальность профессионального самоопределения школьников очевидна. Во-первых, от того, какую профессию изберут повзрослевшие школьники и где будут работать, зависит не только их собственное благосостояние, но и возможность реализовать свои способности и творческий потенциал. Во-вторых, не имея профессионального образования, можно претендовать на весьма скромный диапазон работ, которые к тому же не относятся к числу престижных и высокооплачиваемых. Поэтому очень важно определиться с выбором профессии. В-третьих, профориентационная работа позволяет решать и многие другие проблемы в период обучения в школе. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих школьников от совершения правонарушений. Например, если подросток намерен получить престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал или наркоманию.


Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении.
Молодым людям недостаёт социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение усугубляется слабой подготовленностью выпускников, их неконкурентоспособностью на рынке труда. Поэтому важным является осознание школьником своих интересов, личных способностей и
индивидуальных особенностей, обладание личностной значимостью.
Необходимо помочь им увидеть каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь, найти пути достижения жизненных целей. Научить не отказываться от желаемого результата, а научить двигаться вперед.


Специфика контингента выпускников на рынке труда состоит в следующем:
- низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях дальнейшего обучения;
- отсутствие опыта работы, специального образования;
- низкий уровень активности, мотивированности собственного трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным действиям.


Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.


Внешние причины выбора профессии.
Мнение окружающих о профессии и её престижности. Внешние и внутренние причины выбора профессии (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) - часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
Желание родителей - очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны, ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
Уровень заработной платы - немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
Доступность обучения - согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.


Внутренние причины выбора профессии
Интерес - наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
Физические возможности - если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
Наличие склонностей, талантов, способностей - уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
Возможность самореализации - естественное желание быть мастером
своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Функции профориентации


Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции. Диагностическая функция
Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
Находит положительные качества личности Изучает познавательные интересы детей и взрослых Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности Организационная функция
Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее) Информационная функция
Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов в ВУЗы и СУЗы.
Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах
Профилактическая функция
Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медикофизиологический, педагогический, психологический и социальный.


Экономический компонент - состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая, как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент - помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент - заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент - достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент - состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.


Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе:


Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
• выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
• поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
• планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
• осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории);
• проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
• создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
• организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
• организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
• осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
• организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.


Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
• показывают учащимся роль труда в жизни человека;
• привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
• организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
• проводят встречи учащихся с родителями - представителями различных профессий;
• вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
• учат работе по формированию портфолио;
• знакомят учащихся с миром профессий.


Классный руководитель - опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
• составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
• организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
• организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
• оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
• организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.


Учителя-предметники:
• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
• адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.


Библиотекарь:
• регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
• изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
• обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
• регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д).


Социальный педагог:
• способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
• оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
• осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.


Школьный психолог:
• изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
• проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
• осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о
своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
• создает базу данных по профдиагностике.


Медицинский работник:
• используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
• проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
• оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
• оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.


Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности


Основные направления деятельности по организации профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ:
1 Работа с педагогами:
• знакомство с нормативно-правовой основой построения предпрофильной и профильной подготовки;
• изучение нормативно-правовых документов;
• диагностика мотивационной сферы педагогов;
• выявление профессиональных затруднений, индивидуальное
консультирование;
• обучение методам разработки элективных курсов;
• консультативная помощь в разработке проектов программ;
• повышение квалификации по вопросам профессиональной ориентации.


2 Учебная работа: профориентационные курсы (по выбору):
ориентационные (краткосрочные); элективные предметные и межпредметные. В рамках учебной работы могут быть использованы игровые приемы.


3 Профориентационное информирование учащихся и их родителей:
• дни открытых дверей;
• ярмарки профессий;
• конференции, семинары, круглые столы для учащихся и родителей;
• издание информационных материалов (информационные стенды, рекламные плакаты, справочные листы);
• информация об образовательной карте города (района);
• теле- и радиопередачи;
• классные родительские собрания.


4 Психологическое сопровождение:
• психолого-педагогическая диагностика;
• собеседование;
• консультирование;
• профильное тестирование.


5 Система профориентационного сопровождения:
• профессиональные пробы;
• фестивали, конкурсы, игры по станциям, мастер-классы;
• экскурсии;
• конкурсы профессионального мастерства.


Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.


Для выстраивания системной работы по профориентационному сопровождению учащихся в школе необходим курирующий специалист.


Ответственный за профориентацию в ОО выполняет следующие функции:
• выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
• поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
• планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
• осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
• проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
• создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
• организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
• организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
• осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
• организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
• курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Организация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ реализуется как силами общеобразовательного учреждения, так и с использованием возможностей сетевого взаимодействия с другими учреждениями и предприятиями по следующим направлениям:


1 В учебном процессе с использованием:
• профориентационного потенциала основных образовательных областей и учебных предметов;
• ресурсов предпрофильной подготовки для повышения готовности к определению выбора направления продолжения образования по окончании основной школы;
• содержания, форм и методов профориентационных курсов;
• возможностей профильных курсов для повышения готовности к продолжению образования на послешкольном этапе;
• механизмов накопительного оценивания индивидуальных образовательных достижений;
• профориентационно значимых элементов проектно-исследовательской работы, организованной в ходе изучения различных образовательных областей;
• возможностей элективных курсов для построения старшеклассниками индивидуального профессионального маршрута.


2 В неформальном и информационном образовании с использованием:
• ресурсов школьной библиотеки для информационного сопровождения профессионального самоопределения;
• консультационно-диагностических инструментов педагога-психолога;
• профориентационного потенциала дополнительного образования, организованного внутри образовательного учреждения;
• компьютерно-опосредованных дистанционных информационносправочных, консультационных,рекомендательных,образовательных
технологий, с учетом позитивного потенциала самостоятельной сетевой активности обучающихся;
• возможностей создания и развития профессиональных и детсковзрослых сообществ на базе современных средств компьютерноопосредованной коммуникации;
• профориентационных возможностей, которыми располагает привлеченная родительская общественность и выпускники прошлых лет;
• интеграции и целевой концентрации всех профориентационных ресурсов в школьном кабинете профессиональной ориентации.


3 При помощи механизмов социального партнёрства с:
• предприятиями, организациями и фирмами;
• центрами занятости населения;
• центрами профориентации молодежи;
• органами исполнительной власти, муниципальными управлениями и учреждениями культуры, спорта и молодежной политики;
• управлениями и учреждениями социальной защиты;
• учреждениями дополнительного образования;
• учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
• общественными объединениями; некоммерческими организациями;
• средствами массовой информации, а также интернет-порталами, ориентированными на молодежную аудиторию и педагогическую общественность.


Определяя ряд факторов, которые играют неоценимо важную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся, можно выделить
следующие:
1. Познавательные способности, потребности в самовыражении, самореализации «Я - концепции» личности;
2. Профессиональная направленность, знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности;
3. Использование профориентационных возможностей образовательного процесса;
4. Потребности рынка труда, возможности дальнейшего трудоустройства;
5. Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов;
6. Влияние родителей, других взрослых, сверстников, средств массовой информации;
7. Личностные качества, задатки, состояние здоровья, темперамент, потребности личности;
8. Практическая «проба сил», участие в разных видах трудовой, профессиональной деятельности (рис. 1).

факторы самоопределения

Рис. 1. Факторы профессионального самоопределения учащихся

Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить следующие:
- высокий уровень заинтересованности обучающихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию);
- насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у обучающихся необходимой профориентационной основы;
- наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.


Эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько обучающихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.
С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число обучающихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
Если обучающиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
Критерий - это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с обучающимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо - это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее. В основе предлагаемых критериев эффективности профориентационной работы должно лежать личное понимание ее целей и факторов психологической готовности подростков к выбору профессии.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению это с одной стороны, педагогическое воздействие на учащихся с целью подготовки их к профессиональному самоопределению, а с другой стороны, процесс организации и образования готовности к этому самоопределению. Поэтому профориентационной работе уделяется большое внимание в современном обществе.
Источник: Организация профориентационного сопровождения в условиях современной школы: методическое пособие /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.