На главную Профориентация старшеклассников Материалы Специфика профориентационного консультирования на базе школы
Специфика профориентационного консультирования на базе школы
Профориентация школьников - Материалы

В узком смысле профориентационное консультирование разделяют на собственно профориентацию и карьерное консультирование. Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности. Сюда относят: способствование
выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др. Карьерное консультирование связано с проблемами становления специалиста и особенностями прохождения профессионально-личностных кризисов, профессиональным ростом и поведением в рабочем пространстве и др.

По специфичности запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования:

- экспресс-консультации;
- краткосрочные консультации;
- длительные (глубинные) консультации.


Экспресс-консультации наиболее распространены в школьной профориентационной практике, где на одного психолога приходятся 100 и более учащихся. Такая работа, проводимая в массовом масштабе, трудоемка и неэффективна. Только для 10% учащихся она несет значимую информацию, и то в основном для тех, кто хочет проверить адекватность своего выбора.


Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения:
1) диагностика способностей и мотивационно-личностной направленности учащихся
2) выдача обратной связи по результатам диагностики.


Для ее проведения психологу необходимо иметь блок психодиагностических методик (валидных и надежных), прошедших апробацию в условиях профориентационной деятельности. Среди таких методик можно назвать:
- дифференциальный диагностический опрос Е. А. Климова (в модификации других авторов);
- «Перекресток» - активизирующий опросник И. С. Пряжникова;
- «Профориентатор» - мультимедийный опросник А. Г. Шмелева.


По результатам диагностики каждый учащийся получает «профиль профессиональных предпочтений». На основе профиля психолог проводит информационно-разъяснительную беседу, которая включает:
- обратную связь по результатам диагностики;
- рекомендации по наиболее предпочтительным для учащегося направлениям его будущей профессиональной деятельности;
- предоставление справочной информации о профессиональных учебных заведениях, требованиях к поступлению, вариантах досрочного поступления (например, через олимпиады) и т.п.;
- о стратегиях поиска информации о мире профессии и т.д.


Время проведения экспресс-консультаций чаше всего не превышает 45-60 мин. Ее хорошо включать в состав длительной профориентационной программы на ее начальном этапе. При помощи экспресс-консультации можно задать направление деятельности участников программы, дать основные инструменты для самостоятельного анализа рынка профессий, способствовать первым шагам к самоопределению учащегося.
Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться - от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения в России и (или) за рубежом. Краткосрочное профориентационное консультирование может включать в себя диагностический этап, проводимый при помощи тестовых опросников и (или) структурного интервью. Как и в случае экспресс-консультации психолог дает обратную связь по результатам диагностики, предоставляет справочную информацию об учебных заведениях и условиях поступления. Отличительной особенностью является проведение специальной работы но формированию профессионального маршрута учащегося. Основной задачей психолога является способствование самостоятельному и осознанному выбору подростка, формированию уверенного поведения в отношении поиска информации и подготовки к поступлению, чтобы намерение приобрести профессию переросло в четко выраженное представление о себе и о ней.
На проведение такой работы чаще всего не хватает одной встречи. Краткосрочное профориентационное консультирование обычно включает в себя три встречи. На первой выявляется основной запрос клиента, проводится первичная диагностика, определяется круг задач, с которыми будет проводиться работа, дается домашнее задание. На второй — проверяется домашнее задание и проектируются этапы профессионального маршрута, обсуждаются и прописываются основные шаги, которые должен совершить клиент, дается домашнее задание по практическому применению материала, наработанного на второй консультации. На третьей встрече проверяется домашнее задание, обсуждаются достижения клиента и корректируется его профессиональный маршрут.
Длительное профориентационное консультирование включает в себя в среднем от пяти до восьми встреч. Оно рекомендуется для подростков, находящихся на первом уровне самоопределения или вообще не имеющих представления о том, что такое мир профессий, с чего начать и как подойти к этому «страшному зверю». Основными целями такой работы являются формирование мотивации и готовности к профессиональному выбору, актуализация профориентационных запросов, активизация поисково-
познавательной активности и т.п. Такая работа включает в себя несколько основных этапов и уровней: информационно-разъяснительный (или
просветительский); информационно-поисковый; аналитический и собственно этап актуализации профессионального выбора (обобщающий). При этом важно отметить, что переход на следующий уровень работы не предполагает полный уход от предыдущего. При нехватке информации консультант может прибегать, например, к информационно-разъяснительным формам работы.
Эффективными средствами для выявления и оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению являются анкетирование как самих учащихся, так и их родителей с последующим анализом анкет; специальные диагностические методики, предлагаемые разными авторами. Оценка уровня реальной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению позволяет эффективнее осуществлять педагогическое сопровождение этого процесса.
Зрелый, сознательный выбор старшеклассника, соответствующий его индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает собой, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, верно оценивает возможность их реализации. Особенно важно добиться того, чтобы в школе старшеклассники могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.
В зависимости от особенностей запроса со стороны родителей и учащихся на профориентационное консультирование психологом подбирается ряд психодиагностических методик.
Примерный перечень профориентационных методик:

 

Автор методики и ее название

Измеряемый конструкт

Возрастная группа

Источник

Целевая группа

 

 

 

 

 


1 блок. Оценка профессиональных склонностей и готовности к выбору
профессии

Опросник «Тенденции в принятии решений» (русскоязычная версия опросника TheDecisionMaking TendenciesInventory,         авторы
оригинальной версии Р. Мисурака и соавт.)

 

Измерение разных тенденций в принятии решений в разных жизненных областях. Содержание опросника
основывается на трех тенденциях        в
принятии решений: максимизации, минимизации        и
сатисфизации, каждая из          которых
применялась в трех областях - при принятии
профессиональных/уче бных решений, в потребительском поведении (выбор товаров/услуг) и в обобщенном контексте.

Подростки и взрослые (15-35 лет)

 

Разваляева              А.Ю.
Апробация опросника «Тенденции в принятии решений»        на
русскоязычной выборке // Консультативная психология          и
психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 146-163.

 

Норма
(нормотипичные дети и
подростки с
нормативным
кризисом
взросления)

 

Зарецкий        Ю.В.,
Зарецкий         К.В.,
Кулагина        И.Ю.
Опросник «Субъектная позиция»

 

Методика исследования субъектной позиции обучающихся. Под субъектной позицией учащегося понимается активное осознанное отношение учащегося к   учебной
деятельности.

 

Младшие
школьники
,
подростки,
старший
школьники

 

Зарецкий               Ю.В.,
Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика
исследования субъектной позиции обучающихся разных возрастов     //
Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 99-110

 

Норма
(нормотипичные дети и
подростки с
нормативным
кризисом
взросления);
подростки с
девиантным
поведением

 

Активизирующий опросник «Перекресток» Н.С. Пряжников

Формирование            у
консультируемого подростка        интереса
(мотивации)                к
рассмотрению своих проблем, вооружение его           доступным       и
понятным средством для              планирования,
корректировки            и
реализации           своих
профессиональных перспектив

9-11
классы

Пряжников              Н.С.
Активизирующий опросник «Перекресток» //Пряжников             Н.С.
Профориентация           в
школе:                    игры,
упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.

Все

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)

Исследования профессиональных интересов                   и
предпочтений человека

9-11
классы

Резапкина                 Г.В.
Психология и выбор профессии. М., 2005.

Все

2 блок. Диагностика способностей и личностных особенностей

Тест «Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена» (СПМ
Плюс)

Тест для исследования
невербального
интеллекта

11-16 лет

Сорокова                М.Г.,
Юркевич                  В.С.
Стандратизация теста «СПМ Плюс Равена» на москвоской выборке // Дефектология. 2014. № 6. С. 28-37

Норма
(нормотипичные дети и
подростки с
нормативным
кризисом
взросления)

Опросник «Готовность подростков            к
самостоятельной жизни»

Оценка       готовности
подростков                 к
самостоятельной жизни и развития их жизненных

Подростки

Шатина Т.В., Митина О.В.             Разработка       и
апробация опросника «Готовность подростков к             самостоятельной
жизни»:       оценка       и
развитие        жизненных
навыков                        //
Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 50-68. doi:
10/17759/pse.201924104

Норма
(нормотипичные дети и
подростки с
нормативным
кризисом
взросления)

Тест
аксиологической направленности школьников А.В. Капцов

Диагностика ценностной сферы

5-11 класс

Капцов                    А.В.
Аксиологическая направленность личности:                   Руководство
по применению теста. Методическое пособие. Изд. 3-е, доп. - Самара: ООО                     «ИПК
«Содружество», 2007. - 44 с.

Все

Малых             С.Б.,
Тихомирова Т.Н., Васин               Г.М.
Русскоязычная версия опросника «Большая пятерка - детский вариант» («BigFiveQuestionn aire                         -
ChildrenVersion: BFQ-C»)

Опросник
предназначен          для
измерения личностных черт у детей младшего и среднего школьного возраста. Оценивает основные            черты личности: «Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Дружелюбность» и «Добросовестность»

Младший и средний школьный возраст

Малых                     С.Б.,
Тихомирова Т.Н., Васин Г.М.               Адаптация
русскоязычной версии опросника        «Большая
пятерка      -       детский
вариант»                       //
Теоретическая               и
экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.

Норма
(нормотипич
ные дети и
подростки с
нормативным
кризисом
взросления)

Определние темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)

 

Опросник предназначен для измерения личностных черт у детей подросткового возраста.

 

Подростки

 

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005.

 

Все

 

 

Другие методики, применяемые в профориентационном тестировании можно также изучить в следующих источниках:
1. Распоряжение министерства просвещения РФ от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе фукнционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
2. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2017. - 144 с.

Источник: Организация профориентационного сопровождения в условиях современной школы: методическое пособие /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.