1.1 Проблема конфликтов в процессе профессионального самоопределения в психолого-педагогических исследованиях
Проблема конфликтов профессиональногосамоопределения личности не может рассматриваться обособленно, а только лишь в контексте жизненного пути, образа жизни, индивидуальной судьбы (К. С. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Е. И. Головаха, С. Л. Рубинштейн, Дж. Сьюпер, В. Франкл и др.). Основная идея авторов заключается в том, что человек, на протяжении всей жизни вовлечён в процесс организации собственной профессиональной компетентности. При этом, этап формирования его профессионального самоопределения многомерен, объемен и как следствие, предполагает различные варианты профессионального выбора на протяжении жизни.
Профессиональное самоопределение по мнению Е. И. Головахи, «...предполагает акцент на самодетерминации личности», с ориентированностью на дальнейшую жизненную перспективу. Говоря о том, что основополагающим в процессе профессионального самоопределения, являются ценностные ориентиры, жизненные планы и цели [12, с.32]. По мнению С. Л. Рубинштейна, вопрос понимания себя, не допустим в отрыве взаимодействия окружающего мира и человека, т. к. в результате того, как человек рассматривает социум, так же он относится и к себе самому [61, с. 123]. Профессиональное самоопределение как часть формирования профессиональной составляющей индивида, являющееся частью процесса развития, начиная от зарождения идей профессионального интереса до завершения периода способности к трудовой деятельности [38, с.21]. Виктор Франкл резюмировал: «Самоактуализация - это не конечное предназначение человека. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием, осуществлением смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [70, с.129]. М. Шелер представил множество исторических факторов, мешающих, либо содействующих формированию многообразных ценностей: «жизненных», «духовных», и религиозных [75, с.219]. Абрахам Маслоу полагал, что «желание человека к полноценному развитию, тождественно термину- самоопределение и способно реализоваться путем увлеченности интересной и немаловажной деятельностью». Отечественная педагогическая и психологическая наука из числа ярких представителей: Э.Ф. Зеера (1988, 1996,1997), Е.И. Головахи (1988), Е.А. Климова (1976,1983,1988,1990), А.Х. Марковой (1996), Л.И. Митиной (1995, 1998), Н. С. Пряжникова (1996), С.Н. Чистяковой (1993) и др., исследовали проблемы профессионального самоопределения, на основе которых, разрабатываются методы, позволяющие эффективно подходить к решению подобной проблемы. Самоопределение обычно является выражением собственного отношения в проблемном поле. В случае, если самоопределение не является спонтанным и алогичным, а в подобной ситуации формирование профессионального самоопределения является закономерным и спрогнозированным. В ситуации психологической незрелости, когда у ученика, в силу ряда причин, не сформирован интерес к самореализации, получения необходимых навыков, вызывает неуверенность в собственных силах, а вопросы о том, где? как и на кого пойти учиться возникают с большим опозданием. Выбор «на скорую руку» лишь усиливает смятение и напряженность. Попытаться определиться с тем, какие существуют возможности личности и насколько она (личность) компетентна в направлении будущего выбора профессиональной сферы. Например, 1. Некомпетентность неосознанная, когда не сформирована оценка собственных сил и возможностей для осуществления уверенного выбора соответствующей профессиональной сферы. 2. Некомпетентность осознанная, т.е. присутствует понимание собственных возможностей и готовность к соответствующему выбору. 3. Компетентность осознанная, направленная точно к цели. Некомпетентность неосознанная, социально-экономическая обстановка, влияние СМИ, Интернет, родных, а иногда и друзей, формируют состояние конфликта в процессе профессионального самоопределения. Разрешение конфликта возможно благодаря анализу, с последующей корректировкой профессиональной заинтересованности. По мнению В.И. Долговой, Ю.А. Рокицкой, «Неопределенность актуализирует для человека проблему выбора целей и средств достижения конечного результата самоопределения. Неопределенность признается одним из самых серьезных источников дискомфорта, сопровождающегося переживаниями тревоги, беспокойства, фрустрации» [17]. В работах Н.С. Пряжникова изложена «сущность профессионального самоопределения в самостоятельном и осознанном поиске и нахождении смыслов выбираемой или уже выполняемой трудовой деятельности в конкретной культурноисторической (социально-экономической) ситуации» [51, с. 330 - 331]. Основополагающим на пути профессионального самоопределения, является процесс подготовки себя к поиску и формированию собственных значимых для своего развития установок в ходе выбора профессионального пути. По утверждению Л.И. Божович «Самоопределяющаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество» В возрасте от 12 и до 17 лет, попытки учащихся определить для себя наиболее подходящую профессию зачастую тесно переплетаются с недостатком полученной информации, когда: - выбор сделан на основе внешнего лоска, престижа профессии, без учета специфики и требований к будущему профессионалу. Например, при выборе профессии юриста, прокурора, следователя, большинство школьников делает акцент лишь на внешней стороне профессии, и не без помощи современных сериалов о бравых защитниках. Внутреннюю сторону во всех своих проявлениях (безупречное знание законодательной базы, отличная физическая подготовка, ненормированный рабочий день и др.), оставляют без внимания; - профессии, по причине не информированности, делятся на уважаемые, престижные и не престижные или не знакомые. Содержательный анализ профессии не проводится; - интерес к определенной специальности продиктован высокой заинтересованностью в получении материальной прибыли. Самооценка собственных качеств, необходимых для успешного формирования профессионального самоопределения наиболее реалистична, если в детском возрасте развитию способствовала дополнительная развивающая среда, когда без какого-либо принуждения из вне, ребенок погружается в процесс творчества, стимулирующий его к эффективному развитию, любознательности, способности к сотрудничеству, поиску новых самостоятельных решений, к работе в команде и многому другому, что дает возможность и перспективы действительного, успешного, а не иллюзорного существования в будущем. По-прежнему, семье отводится немаловажная роль в оказании поддержки и помощи в процессе формирования профессионального самоопределения детей на стадии выявления склонностей, интересов и способностей. Именно родители способны оказать значительное влияние на выбор профессионального будущего своих детей. От того, в какой форме, будет строиться взаимодействие с ребенком, зависит успех всей работы. Система мероприятий, включающих в себя консультирование по различным вопросам с привлечением специалистов различных областей деятельности, психологическую диагностику, тренинги, позволит исключить давление и авторитаризм в общении с детьми при обсуждении будущей профессиональной сферы. С другой стороны, давление со стороны родственников под воздействием ряда факторов, важных при выборе профессии со стороны родителей, может оказать негативное влияние. Например, выбор под воздействием обстоятельств: - навязанная преемственность («от отца к сыну»); - деловые связи (учиться «по знакомству»); - финансовые обстоятельства (ведение семейного бизнеса). Авторитаризм в воспитании детей, сказывается на последующем в процессе развития, профессиональном самоопределении. В таких семьях, вопрос выбора не ставится, все решает жизненный опыт и нереализованные мечты одного из родителей. Резкие комментарии и давление, приводят к проблеме возникновения конфликта в процессе профессионального самоопределения. К таким моментам относятся следующие высказывания: - «Получи диплом, потом делай что хочешь»; - «С такой учёбой только в дворники и возьмут»; - «Получи приличное образование, а потом пой, сколько хочешь»; - «Ты никому не нужен, с такими оценками?». Стоит подчеркнуть - семья являет собой определенную модель ценностно-смысловых установок, становясь источником жизненных ценностей и убеждений [58, с. 47]. Третья сторона, которая может оказать негативное воздействие на выбор ребенка, это его физическое здоровье, поскольку отсутствие понимания о взаимосвязи между состоянием здоровья и спецификой условий профессиональной деятельности, влечет за собой усиление противоречия и в последствии может оказать разрушающее действие уже при поступлении в интересующий ВУЗ или ССУЗ [59, с. 47]. Г.В. Резапкина говорит: «профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени» [47, с. 71]. Э.Ф. Зеер, определил некоторые моменты профессионального самоопределения личности [24 с.174]: 1. Профессиональное самоопределение - это селективное отношение личности профессиональным сферам человечества в целом и к определенной профессии, в частности. 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. 3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни - личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. 4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышения квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др. 5. Профессиональное самоопределение как значимое качество целостной личности в социально-психологической области своего развития, потребности в реализации собственного «Я».
1.2 Особенности конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов
Рассмотрение всего массива теоретических изысканий по проблеме преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов дает нам достаточно широкое всестороннее представление о его особенностях, видах, причинах возникновения, способах разрешения. Однако проблема такого количества исследований заключается в том, что никто не описал явление полностью, а ограничился только той частью, которая попадает в проблематику его научной школы. А.И. Шипилов выделяет два похода к определениям конфликтов: 1. Широкий: столкновение сторон, мнений, сил (такие конфликты возможны и в неживой природе). 2. Суженный: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия (люди, группы людей). При перенесении более узкого определения с межличностных на внутриличностные конфликты автор выводит следующее определение: Внутриличностный конфликт - выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [3. с.30]. Почему нам будет удобно исходить именно из этого определения? Вспомним, что Е.Ю. Пряжникова и Н.С. Пряжников выделяют следующие свойства процесса профессионального самоопределения: Сложная, многоуровневая организация: выбор обычно растянут по времени, кроме того существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения Противоречивость: выбор - это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив, между которым всегда существуют противоречия, которые должен разрешить субъект. Что подтверждает формулировку «затянувшаяся борьба структур внутреннего мира личности» («выбор растянут по времени», «противоречия равнозначных альтернатив»). Если подробно разобрать те факторы, которые определяют принятие решения, мы вернемся к «восьмиугольнику Е.А. Климова», который наглядно демонстрирует наличие «противоречивых связей с социальной средой». Как отмечает Шмидт В.Р., «Молодых людей, стоящих на пороге профессионального выбора, отличает стремление разобраться в себе и оценить свои возможности под влиянием требований окружающего мира» [76, с.32]. Волкова Л. М., Козинцева Л. С., в своих работах отмечают, что основными для выбора профессии являются следующие объективные обстоятельства: - положение в социуме; - материальное благополучие; - образование родителей; - престиж профессии. В тех семьях, где материальный достаток, социальное положение и психологическая атмосфера находятся на высоком уровне, обучающиеся не рассматривают радикальных изменений профессиональной траектории. И наоборот, стремление к изменению социального, а также профессионального положения, получение высшего образование ведет к соответствующему выбору, одобренному родителями. Точку зрения Волковой Л.М., Козинцевой Л.С. поддерживает Головей Л.А. [22, с.218] он считает, что важную роль на этапе становления личности, формирования ее жизненных ориентиров и профессионального самоопределения играет социокультурная и психологическая ситуация развития. Основная ситуация развития для подростка складывается в семье. Отличительная особенность профессионального самоопределения обучающихся в наши дни, заключается в расставлении приоритетов на престиж, стремительный карьерный рост и максимально высокий материальный достаток. Подобный интерес к профессии, можно обозначить как потребительский, поскольку активизируется в основном благодаря социальным сетям, рекламе и активно пропагандируемому в последнее время блогингу. «...Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться» [12, с.89]. Неосознанная, беспочвенная уверенность и желание самоутвердиться, в дальнейшем, не находит отклика со стороны представителей рынка труда, в последствии вызывая недовольство собой и окружающими. Первоочередным аспектом на пути профессионального самоопределения и выбора профессии, становится мотивация. Мотивы, в том или ином порядке расставляются для каждого свои и в последствии, формируется перечень наиболее приемлемых профессий. В ситуации, когда несколько мотивов не совместимы возможно формирование внутриличностного конфликта. Для эффективной диагностики и последующего разрешения конфликта в процессе профессионального самоопределения необходимо определить мотивацию оптанта. Иерархия мотивов, формирующихся в соответствии со сложившейся социально-экономической жизнью и доминирующими в связи с этим предпочтениями по мнению Н. А. Даниличевой и Л. А. Балакиревой таковы: - социальные мотивы. Потребность поддерживать и развивать общественный прогресс, быть признанным в обществе; - моральные мотивы. Приносить пользу людям; - эстетические мотивы. Проявление интереса к прекрасному, готовность к трудовой деятельности, ориентированной на воспроизведение красоты; - познавательные мотивы. Стремление к профессиональному развитию; - творческие мотивы. Желание проявлять оригинальность; - материальные мотивы. Высокая заинтересованность в получении высокооплачиваемой должности, с наличием соответствующих льгот; - престижные мотивы. Интерес к статусным профессиям, уважаемым в обществе, позволяющим «взлёт» карьеры; - утилитарные мотивы. Стремление к максимально комфортным условиям труда (близость от дома, спокойная работа, комфортный офис) [20]. В таких обстоятельствах, на протяжении всего процесса подготовки обучающихся к успешному самоопределению, становится актуальной проблема психолого-педагогического сопровождения и оказания поддержки обучающимся на пути преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения [13, с.87]. По мнению Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В., «необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании учащихся способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их» [69, с.56]. Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает Г. В. Резапкина [57, с.90]. В такой ситуации, оказание помощи по преодолению возникающих конфликтов должна строиться в ходе образовательного процесса, с активным привлечением к труду, профессиональным пробам и практикам, способствующим приобретению необходимых навыков и умений. В своей работе Л. Шеховца [56, с.79] утверждает, что уровень сформированности представлений о выбранной профессии, и степень личных притязаний, не исключающий самоанализ возможностей и способностей очень важен. У 15-17летних мальчиков и девочек высокие требования - подобная ситуация может считаться приемлемой, если она подводит обучающихся к развитию. Таким образом, социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни. Эту особенность юности хорошо выразил отечественный социолог В. Н. Шубкин [64, с. 112], назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а разочарование в собственных силах, а порой и бесполезно прожитые годы. По мнению Е.И. Рогова [25, с.213] существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них: 1. Выбор профессии как выбор окончательного места работы. 2. Выбор престижной профессии. Пренебрежительное деление профессий на «высшие» и «низшие», на «интересные» и «неинтересные», «легкие» и «трудные» поддерживается в некоторых семьях [45, с.42]. 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, «за компанию» с ними, чтобы «не отставать» от друзей. 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии. 5. Увлечение внешней или какой-то одной стороной профессии без учета всего многообразия работы. 6. Отождествление любимого учебного предмета с профессией. 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом, передовыми технологиями. 8. Неспособность разо6раться в себе, в своих действительных склонностях и мотивах (причинах) поступков. 9. Неосведомленность, либо и вовсе переоценка возможностей собственного организма. В любой сфере профессиональной деятельности всегда существуют факторы, способные нанести вред организму в большей или меньшей степени и конечно, выделить соответствующий уровень профессиональной пригодности человека с помощью специалистов отделения профпатологии или профконсультантов. 10. Неосведомленность в ключевых действиях на пути к осуществлению наиболее подходящего выбора. Информированность о необходимых поэтапных шагах на пути профессионального самоопределения способна обеспечить успешность выбора своего профессионального будущего. Позднее, по мере накопления опыта, возможно понимание правильности действий, формируемых в процессе профессионального самоопределения [45, с.65]. В современных социокультурных условиях задача профессионального ориентирования приобретает особую сложность, так как родители и учителя зачастую сами не уверены в правильности своих советов и не имеют опыта оказания поддержки детям. Соответственно требуется поиск подходов нового уровня, к организации сопровождения процесса профессионального самоопределения.
1.3 Модель преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов
Опираясь на результаты теоретического исследования, была сконструирована модель преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. В этом случае модель, как реализуемая на практике система, способная заместить отображающийся или воспроизводящийся объект исследования. Метод моделирования является универсальным и может быть отнесен к разряду универсальных методов (или даже всеобщих). Каждая область знаний привносит свою специфику в применение данного метода. Соответственно, в каждой науке, в том числе и в психологии, необходимо учитывать особенности применения моделирования [8]. В. И. Долгова связывает построение модели с абстрагированием, в чем и заключается одна из функций модели, а сама модель выступает в качестве средства движения познания на двуедином диалектическом пути познания от конкретной действительности к ее абстрактному отображению, от начальных, абстрактных образов к более конкретному, полному воспроизведению действительности в сознании [19]. Перед построением модели было принято создать дерево целей преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов, с применением метода целеполагания. Целеполагание — процесс выбора определенной идеи, нужных средств и определения границ с допуском отклонения на пути к реализации идеи. Это одна из функций управления, проектирующая постановку генеральной цели и их совокупности, согласно миссии, стратегии организации и ресурсов. Целеполагание является первичной фазой управления, которая предусматривает постановку общей цели и набора целей 30 (дерева целей) в соответствии с миссией системы, стратегическими целями и характером задач, которые необходимо решить. Дерево целей представляет собой структурированный иерархический список целей исследования, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня [8], которое представлено на рисунке 1. Следовательно, главная цель исследования располагается на самом верху. Поскольку достижение генеральной цели представляется довольно сложной задачей, цель разлагается на несколько меньших целей, совокупное достижение которых приводит к достижению генеральной цели. Затем процесс повторяется для каждой цели более низкого уровня, пока в результате декомпозиции цель не станет достаточно простой, чтобы быть достижимой, реалистичной и возможной для выполнения точно в соответствии с содержанием и запланированным временем. При создании «дерева целей» его конструкция основывается на методе «от общего к частному».
Описание дерева целей: Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 1. Представить теоретические основы исследования проблемы преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов.
Рисунок 1 - «Дерево целей» исследования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов
1.1. Раскрыть сущность понятия профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 1.1.1 Изучить понятие профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 1.1.2. Выявить специфику профессионального самоопределения учеников 8-11 классов в отечественной и зарубежной психологии. 1.2. Изучить возрастные особенности процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения. 1.2.1. Рассмотреть психологические особенности процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения. 1.2.2. Показать особенности процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 1.3. Составить модель процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 1.3.1. Рассмотреть сущность метода моделирования в психолого-педагогических исследованиях. 1.3.2. Определить этапы процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов.
2. Организовать исследование по проблеме процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 2.1. Представить этапы, методы и методики исследования. 2.1.1. Подобрать диагностические процедуры исследования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 2.2. Рассмотреть характеристику выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента. 2.2.1. Провести констатирующий эксперимент процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3. Представить описание опытно-экспериментальной работы по организации работы формирования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3.1. Разработать программу формирования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3.1.1. Представить содержание программы формирования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3.2. Проанализировать результаты формирующего эксперимента процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. 3.4. Составить технологическую карту внедрения результатов исследования. В соответствии с деревом целей была составлена модель формирования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. И представлена на рисунке 2. Разработанная модель процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов.
|
Цель : теоретически обосновать и экспериментально проверить преодоление конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов.
|
|
|
Теоретический блок Изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, анализ, обобщение, структурирование теоретического материала, выявление основных понятий, характеристик, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Методы анализ, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание.
|
|
|
Диагностический блок Проведение опытно-экспериментального исследования преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. Метод: констатирующий эксперимент, тестирования. Методики: 1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель.
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда
- Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной.
|
1
|
|
Коррекционный блок Реализация программы рассчитана на 18 академических часов. Занятия рассчитаны на 2 раза в неделю продолжительностью 3 академических часа каждое. Общая продолжительность курса составляет 3 недели. В качестве ведущих методов и форм организации образовательной деятельности используются: беседа, ситуативный разговор, групповая познавательная игра, заполнение дневников саморазвития, образовательная экскурсия, психологический тренинг личностного роста, компьютерная диагностика, индивидуальное консультирование, проектная работа, само презентация, самоанализ. В качестве основной технологии организации учебных занятий по программе, выбраны игровые технологии с использованием деловых, имитационных, деятельностных профориентационных игр, разработанных авторским коллективом под руководством Н.С. Пряжникова.
|
▼
|
|
Аналитический блок Повторная диагностика преодоления конфликтов в процессе профессионального само определения учеников 8-11 классов, анализ результатов исследования, оценить эффективность программы по преодолению конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов, проверка гипотезы математическими методами обработки. Методы: формирующий эксперимент, тестирование, критерий Т-Вилкоксона. Методики: 1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель.
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда
- Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной.
|
|
|
Результат: повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению учеников 8-11 классов.
|
Рисунок 2 - Модель формирования процесса преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов
Разработанная модель включает несколько этапов: Целевой блок подразумевает определение генеральной цели исследования и целей более низкого уровня. Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. Теоретический (содержательный) блок подразумевает изучение и формулирование теоретических положений по проблеме исследования. Диагностический блок предполагает подбор методик исследования изучаемого феномена и проведение диагностики. Коррекционный этап модели состоит в реализации программы по преодолению конфликтов в процессе профессионального самоопределения учеников 8-11 классов. Аналитический блок предполагает проверку эффективности профилактической работы и проверку гипотезы исследования. Разработка методических рекомендаций.
Выводы по первой главе
В процессе изучения накопленного исследовательского материала, представленного наиболее яркими представителями психологических, философских и педагогических наук по проблеме профессионального самоопределения и преодоления конфликтов в процессе профессионального самоопределения, определены соответствующие значения. Под профессиональным самоопределением обучающихся понимается многогранный процесс развития, с последующей возможностью самостоятельного и уверенного формирования собственных представлений о выборе будущей профессии исключающий давление и возникновение внутриличностных конфликтов. Состояние готовности к профессиональному самоопределению в педагогике рассматривается по-разному. В одном случае готовность определяется при наличии стойких интересов, постоянного развития собственных талантов, способностей и интересов по направлению к выбору профессиональной сферы, наиболее приемлемой для себя. В другом случае, трактовка готовности к профессиональному самоопределению есть осознанная компетентность о себе, выбираемой профессии и требованиях к специалисту по наличию соответствующих качеств психического и физического здоровья. Отечественная педагогическая и психологическая наука из числа ярких представителей: Э. Ф. Зеера (1988, 1996,1997), Е. И. Головахи (1988), Е. А. Климова (1976,1983,1988,1990), А. Х Марковой (1996), Л. И. Митиной (1995, 1998), Н. С. Пряжникова (1996), С. Н. Чистяковой (1993) и др. исследовали проблемы профессионального самоопределения, на основе которых, разрабатываются методы, позволяющие эффективно подходить к решению подобной проблемы. Самоопределение - это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В тех случаях, когда процесс самоопределения не носит спонтанный характер, а является закономерным, процесс профессионального самоопределения наиболее сглажен. В ситуации психологической незрелости, когда у оптанта, в силу ряда причин, не сформирован интерес к самореализации, получения необходимых навыков, вызывает неуверенность в собственных силах, а вопросы о том, где? как и на кого пойти учиться возникают с большим опозданием. Выбор «на скорую руку» лишь усиливает смятение и напряженность. Попытаться определиться с тем, какие существуют возможности личности и насколько она (личность) компетентна в направлении будущего выбора профессиональной сферы. Источник: Долгова В., Гамова Е.М. Профессиональное самоопределение старшеклассников / монография. - М.: ПЕРО, 2021. - 161 с.
|