1. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах
Трудности профессионального самоопределения личности относится к числу интенсивно исследуемых психологопедагогических вопросов. Очень много разнообразных концептуальных подходов, которые рассматривают проблемы профессионального самоопределения, все это вызвано не только трудностью имеющейся проблемы, но также и социальным и финансовым формированием страны, разнообразием рабочих мест для людей, которые проживают в определенном регионе государства, а кроме того социальной неоднородностью населения [1, с.406]. Все это затрудняет акцентирование подходящих подходов и делает проблему профессионального самоопределения многогранной по способам ее решения и развития [33, с.215].
Помимо этого, огромный интерес к этому вопросу разъясняется соответствующими факторами. Во-первых, полное изучение профессионального самоопределения личности соответствует существенным потребностям социальноэкономического формирования государства. Это тесно связано с некачественным профессиональным самоопределением, этот процесс растянут по времени - в большинстве случаев причина неудовлетворенность людей своей профессией, от этого следует, текучесть кадров, плохое качество специалистов, все это приводит к колоссальным проблемам, которые ударяют по экономике нашего государства [44, с.408]. Исследование проблем профессионального самоопределения в этом значении, возрастает из-за нескольких факторов, которые усложняют социально-экономическое развитие государства: сокращение трудовых мест, нестабильность экономики, внезапное переориентирование специалистов с одних из главных областей профессиональной деятельности на другие более современные [11, с.93]. Ну и во-вторых, сама проблема профессионального самоопределения - это главная проблема психологии становления личности в профессиональном плане, где профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», более важный компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса [27, с.240]. Выбирая профессию, молодое поколение встречается со многими проблемами. Молодые люди, по ряду причин не состоянии дать объективный анализ своих способностей, из этого следует не правильный выбор профессии. Ценность человека в обществе, благополучие, удовлетворённость его своей работой, его статус среди других людей, психическое и физическое здоровье, все это зависит от того, правильно ли был сделан выбор. И соответственно, если выбор сделан не верно, то последствия проявляются в нежелании работать, слишком частая утомляемость, низкая работоспособность и, в конечном счете, это уход из выбранной профессии и поиски подходящего занятия [26, с. 31]. На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе по проблеме профессионального самоопределения насчитывается огромное количество разных точек зрения, при этом у каждой точки зрения имеются убедительные аргументы. Это объясняется тем, что сам процесс профессионального самоопределения, является сложным и также многогранна ситуация выбора профессии. На сегодняшний день существует много подходов к пониманию сути профессионального самоопределения. В работах таких ученых К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, С.Л. Рубинштейна раскрывается важность энергичность субъекта, его деятельность в самоопределении, индивидуальной позиции в условиях выбора раскрывается в работах и других ученых, которые исследуют психологический аспект профессионального самоопределения. Взаимосвязь самоопределения с вхождением молодого поколения в социальные институты и различные сферы жизнедеятельности рассматривается в исследованиях Б.Г. Ананьева, В.А. Полякова, В.И. Журавлёва, Е.И. Головахи и др. Е.А. Климовым, И.С. Коном, Н.С. Пряжниковым , С.Н. Чистяковой описаны факторы, которые влияют на успешность процесса самоопределения в сегодняшних условиях [31, с.88]. Исследование научной литературы дает возможность сделать обобщение, что термин «самоопределение» применяется с целью обозначения хода взросления человека, развития актуальной возможности, жизненных проектов, подбора профессии, действия, для характеристики разумной и направленной деятельности человека, которая приводит, в окончательном счёте, к достижению установленной цели, учёные, объединяют самоопределение человека с процессом выбора им собственной позиции, своей жизненной дороги. С.Л. Рубинштейном разработаны основы психологического подхода к проблеме профессионального самоопределения, он рассматривает проблему самоопределения в связи с исследованиями жизненного пути человека в контексте концепции детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [49, с.66]. Он описывает, что проблема самоопределения не решается отдельно от проблемы взаимодействия человека с окружающим социумом, так как отношение индивида к самому себе, которое является главным моментом в понимании феномена самоопределения, в большей степени зависит от отношения его к людям вокруг и окружающих к нему [46, с. 61]. Данная точка зрения С.Л. Рубинштейна непосредственно взаимосвязана с концепцией Л.С. Выготского, в соответствии с которой процессы человеческой психики формируются в основе психологических, межличностных взаимоотношений. Так у Л.С. Выготского просматривается анализ хода при наступления детей в новые, не известные социальные условия и сам процесс который развивает в них определенное отношение к окружающему: зарождаясь в непосредственных общественных контактах ребенка со взрослыми, высшие психические функции со временем «врастают» в его понимание [цит. согласно 2, с. 116]. В этих условиях и происходит процесс формирования ценностей ребенка и его социальных норм, он проживает путь развития взаимодействия со взрослыми людьми которые лучше удовлетворяют переход внешних норм и требований социально значащего поведения во внутренний план его индивидуальной активности [7, с.115]. Также мы можем говорить, что в теории Л.С. Выготского говориться о внешней и внутренней детерминации активности личности, которые составляют диалектическое единство. Положение Л.С. Выготского об особом свойстве сознания - выступать фактором психического развития и формировать целостность и интегральность личности - для нас очень важно, так как сознание выступает условием и проявление самоопределения, т.е. «самовыдвижения» и «саморегуляции» личности [цит. по 37, с. 125]. Изучение литературы в области профессионального самоопределения показывает определенную тенденцию расширения в трактовке самоопределения от понимания его как первичного выбора профессии к пониманию сущности профессионального самоопределения как выбору себя в профессии, как необходимого и важного аспекта всего процесса профессионализации личности (Б.А. Климов). Определенно, можно указать на то, что выбор профессии, не может быть точным и правильным в подростковом возрасте, так как реальные представления о сложности в профессиональной деятельности могут возникнуть у человека только в процессе реального ее выполнения. Можно проследить определенный ряд факторов, которые раскрывают сущность процесса профессионального самоопределения, к ним относятся: мотивы профессионального выбора, профессионально-ценностные ориентации и наличие индивидуального жизненного плана.
Так, Е.А. Климов выделяет три группы отстроченных по времени показателей эффективности профессионального самоопределения: а) успешность, реалистичность профессионального выбора; б) удовлетворенность человека совершенным выбором; в) «психофизиологическая цена» за успешность выбора [23, с. 87].
Обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути - это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем считает Е.А. Климов [9, с.485]. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественно с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразование для данного этапа развития человека (Е.И. Головаха, Е.А. Климов) [23, с.32]. Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся сегодня особенно актуальны для руководителей и педагогов учреждений образования.
Введение профильного обучения обусловлено многими предпосылками: - отчётливой дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся; - несоответствием в современной школе условий для подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности и построению успешной карьеры; - возможностью повышения экономической эффективности образования, а также более успешной социализации выпускников школ, за счёт осознанного выбора будущей профессии; - наличием специфических требований, предъявляемых к выпускникам школ учреждениями профессиональнотехнического (высшего) образования [45, с.126].
Основная идея профильного обучения состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать старшеклассникам возможность изучать в рамках учреждения образования то, что им действительно интересно и соответствует их профессиональным намерениям [12, с.56]. Профильное обучение - это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учётом их способностей, склонностей и интересов [12, с.43]. Задача профилизации - создать определенные условия, чтобы в них каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен, где ему интересней. Выбор определенного профиля считается сложной проблемой, как для детей, так и для родителей. От этого серьёзного шага в большой степени будет зависеть судьба старших школьников. Уже давно известный факт что большинство учеников выбирают профиль не сами, влияние родителей или за компанию с друзьями, что и является основным якорем этой проблемы. В связи с этим профильное обучение предполагает основательное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка. Целесообразны обучение педагогов методикам и технологиям, направленным на изучение интересов, склонностей и личностных особенностей обучающихся, а также организация психолого-педагогического сопровождения как профильного обучения, так и допрофильной подготовки [12, с.105]. Практический опыт работы со школьниками показывает, что многие традиционные программы, приёмы и методы не срабатывают. Особое значение приобретает поиск эффективных методов профессиональной диагностики для отбора в профильные классы, а также методического и практического инструментария для психолого-педагогического сопровождения учащихся профильных классов. Профильное обучение и допрофильная подготовка - две главные составляющие системы подготовки школьников к осознанному выбору профессионального пути [12, с.126]. Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе (X-XI классы) необходима допрофильная подготовка учащихся VIII-IX классов. Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования - неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интересов, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в содействии осознанному выбору направления профильного обучения [12, с.94]. Таким образом, можно сказать, что не всегда профиль класса позволяет детям сразу выбрать ту профессию, в которой он сможет работать в дальнейшем. Это такой же сложный процесс, как и в общеобразовательных школах, только более уже. Нужно тщательно изучать выбранный профиль и многообразие профессий по этому направлению.
2. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста
В старшем подростковом возрасте обучение также остается одним из ведущих видов деятельности старшеклассников. Если говорить о том, что в старших классах область знаний и интересов становится больше, учащиеся уже научаются применять свои знания при объяснении многочисленных фактов действительности, более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются несколько типов учащихся: одним характерно наличие равномерно распределенных многих интересов, другие отличаются глубоко выраженным интересом только к одной науке [6, с.134]. Плохое, негативное или наоборот позитивное отношение к учебе определяется характером мотивов. Самые главные мотивы которые связанные с планами на будущее, самоопределением. По своему строю мотивы старшеклассников охарактери- зовываются наличием главных, ценных для личности убеждений. Старшие школьники указывают на эти определенные мотивы, окончания школы и выбор дальнейшего жизненного пути, продолжение образования или работа по выбранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил [36, с.32]. Все чаще старшеклассник начинает руководствоваться определенной поставленной целью, у него появляется стремление увеличить знания в определенной теме, также он стремится к самообразованию. Молодые люди начинают постоянно работать с дополнительной литературой, посещать вебинары, работать на дополнительных занятиях [13, с.59]. Возраст старшеклассников - это момент окончания полового созревания и начало для физической зрелости. Для старшего школьника в этот момент свойственно желание к разным видам нагрузок как к физическим так и к умственным. Физическое развитие помогает формированию умений в спорте, в труде, также открывает больше возможностей для выбора своей профессии. Также важно физическое развитие и тем, что развиваются определенные качества личности. Например, хороший толчок дает в осознании своей привлекательности и самооценки, уверенности в себе, а если смотреть от обратного, то у многих подростков, которые осознают свою физическую слабость происходить замкнутость, неверие в себя и свои силы, пессимизм [25, с. 112]. Новая социальная ситуация развития образовывается за счет старшего школьника, который в этот период стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Задача самоопределения, выбора своего актуального пути возникает перед старшим подростком как задача первостепенной важности. Приоритеты подростков в старших классов направлены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники воспринимают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем другие школьники, смотреть на школу. В старшем школьном возрасте выстаивается довольно прочная связь между профессиональными интересами и интересами в учебе. У школьников учебные интересы определяют выбор будущей профессии, у старших же подростков наблюдается обратное: выбор будущей профессии способствует формированию интересов в учебе, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с острой необходимостью самоопределения у подростков возникает потребность изучать окружающее его и самого себя, а также искать смысл во всем что происходит. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин [50, с.203]. Для учебного процесса характерным является определенная систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает пласт для овладения общими законами природы и социальной жизни, это приводит к формированию научного мировоззрения. Старший подросток в своей учебе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, использует логику, запоминает осмысленно. Но можно сказать, что познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшеклассник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение и установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет сложных задач, так как они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное, необычное. В вопросах учебной деятельности старшеклассников интересуют не только теоретическая часть, но и ход анализа, и способы доказательства. Их заинтересовывает, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования своего выбора; они с готовностью, даже с азартом вступают в спор и упорно защищают свою точку зрения [20, с.304]. Самые часто встречающееся темы споров и разговоров старшеклассников - это этические и нравственные проблемы. Их интересуют не какие-то определенные случаи, они хотят знать их сущность. Разговоры и споры старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный и амбициозный характер. Старшеклассники в определенной мере преодолевают свойственную школьникам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. В этот момент закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам собственной жизни, к друзьям и к взрослым людям, появляются любимые фильмы, любимые мелодии и виды спорта, а также антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д. [57, с.226]. В этот период у старшеклассников изменяются чувства по отношению к дружбе, к отношениям, к любви. Одной из главных особенностей дружбы между старшими школьниками, является не только общие интересы и увлечения, но и общие взгляды на что-то определенное. Такая дружба имеет более интимный характер: в этот период хороший друг - это очень близкий человек, родной, между собой друзья могут делиться очень сокровенными мыслями. В такие моменты старшеклассники предъявляют высокие требования по отношению друг к другу, они хотят видеть искреннего, верного, преданного друга, который всегда приходит на помощь [10, с.392]. Именно в этом возрасте и возникает дружба между парнями и девушками, которая в большинстве случаев перерастает в любовь. Молодые люди пытаются найти ответ на вопрос, который их интересует, что же такое дружба и любовь. Очень много происходит споров, старшеклассники доказывают ту или иную точку зрения, принимают активное участие в таких диалогах как в общении лицом к лицу, так и в социальных сетях [58, с.96]. У старшеклассников заметно изменяются эстетические чувства, они способны сэмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающем мире: общественной жизни и природе, в искусстве. Эти эстетические чувства, которые развиваются в этот период смягчают резкие проявления определенных качеств личности у парней и девушек, также в какой-то степени несут помощь в освобождении от ненужных манер или вульгарных привычках, помогают развивать чувства эмпатии, мягкости, отзывчивости, чуткости [59, с.76]. Также повышается желание принести определенную пользу обществу или другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу [19, с.214]. Коллектив сверстников, является одним из основных факторов, которые влияют на развитие старшеклассника. Но все же, это не снижает желания старшего школьника общаться с взрослыми. Но этот возрастной период, показывает, что поиск общения с взрослыми очень высокий, чем в других возрастах. Само желание иметь друга старше себя, можно объяснить тем, что возникающие проблемы самоопределения и самосознания очень трудно разрешить самому подростку, в одиночку. Даже если такие вопросы обсуждаются в кругу своих сверстников, они приносят очень мало пользы, так как у подростков еще нет опыта в решении этих вопросов и проблем, в эти моменты и необходима помощь взрослых. В старшем школьном возрасте образуется более целостное представление о себе и о личности других людей, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников. Поэтому старшеклассники предъявляют слишком высокие требования к моральному облику человека [59, с.87]. О высоком уровне самосознание старшего школьника свидетельствует строгая самооценка и требовательность к окружающим людям, а это, в свою очередь, приводит к самовоспитанию и саморазвитию. В этот период у старшеклассников проявляется новая особенность - это самокритичность, она помогает более строго и объективно контролировать свое поведение. Парни и девушки стремятся разобраться в своем характере, в своих чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения. Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления своей воли, развития таких черт, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, стойкость, умения отстаивать свою позиции. Именно в этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшие подростки и внешне становятся более подтянутыми, чем раньше [2, с.106]. В старших классах особенно усиливается сильный интерес к общению с взрослыми людьми. В то время, как общение с родителями сводится к обсуждению жизненных перспектив и профессиональное направление. Старшеклассник относится к близкому человеку как к идеалу, он как бы примеряет свое идеальное «Я» каким он хочет стать во взрослой жизни. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, все равно сохраняют определенную дистанцию [17, с. 96]. Также необходимо для становления самоопределения это естественно общения со сверстниками, но оно имеет разные функции в жизни подростков. В основном, с взрослыми старший подросток прибегает к доверительному отношению только в проблемных ситуациях, в которых сам затрудняется найти решения, а общение со сверстниками становится интимноличностным. Его содержание реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Такое общение с ровесниками очень доверительное, интенсивное, что и накладывает отпечаток интимности на отношения, которые связывают старшеклассников с близкими им людьми [25, с. 115]. В этот период парни и девушки находятся в постоянном ожидании разговоров, общения. Такое душевное состояние подталкивает их на поиск собеседника, человека, который бы смог понять их проблемы. Чем старше становится подросток, тем заметно усиливается эта потребность, у девушек она проявляется и выражается сильнее, чем у парней. Понимание не предполагает какой-то обязательной рациональности, самое главное, оно должно давать эмоциональное сочувствие и сопереживание [23, с. 215]. Очень важной в этом возрасте потребностью. которая считается высокоразвитой, это уединение. Деятельность старших подростков в уединении может быть как предметной (просмотр фильмов, рисование, музицирование и т.д.), так и коммуникативной. «Последняя, возникает тогда, когда у парней или девушки нет возможности или желания общаться с реальными сверстниками, тогда они проигрывают те роли, которые им недоступны «наяву»» [цит. по 35, с. 423]. В играх-грезах парни и девушки проигрывают определенные роли и ситуации, которые были созданные ими в воображении, но при этом, они не имеют реального образа, они невозможны в жизни. Это определенная попытка восполнить дефицит своей реальной жизни. В своих мечтах старшие подростки могут проигрывать определенные роли и ситуации, которые могут существовать и в жизни, но которые они не допускаю в данное время по каким-либо своим объективным или субъективным причинам. Это компенсация которая восполняет дефицит, по причине того, что это не может быть реализовано именно сейчас, в его нынешней актуальной действительности [33, с.215]. «Одним из главных моментов определенной внутренней позиции старшеклассника становиться новый направление потребностей: они превращаются в опосредованные из непосредственных, также приобретается сознательный характер. При возникновении опосредованных потребностей наступает этап в развитии мотивационной сферы, он дает возможность сознательно управлять своими стремлениями и потребностями, сформировать жизненные планы и перспективы, овладеть и узнать свой внутренний мир, это и показывает довольно высокий уровень развития личности. Но такой уровень организации аффективно-потребностной сферы предполагает высокую степень развития личности, подготовленную предыдущими этапами онтогенеза» [цит. по 27, с. 368]. Также как и западные, наши отечественные ученные выделяют общую стабилизацию личности в период юности, это напрямую зависит с тем, что вырабатывается мировоззрение ясных и устойчивых убеждений. Основой на которой строятся мировоззренческие взгляды это такого рода определенный склад факторов: переход и проживание подросткового возраста, открытие своего внутреннего мира, интерес к своей личности, интеллектуальное развитие. Современное общество дает большой поток информации, в нынешнем обществе существует размытость идеологической среды, кризис культуры, огромное значение играют СМИ, всемирная сеть интернет, где существуют кардинально разные образцы успешности в жизни. Именно это все, усложняет жизнь современных подростков и старших школьников, хотя и делает жизнь современных молодых людей очень насыщенной и информативной [8, с. 152]. Таким образом, анализируя точки зрения разных ученых, можно сказать, что очень важный и ответственный период в жизни человека это юношеский возраст. По словам Ж.Ж. Руссо, можно выделит, что сознательное самоопределение это рождение личности в юном возрасте. Также сознательное самоопределение есть уже и у подростков, которые выбирают образ жизни, при котором ставят перед собой определенные цели. Самоопределение старшего школьника отличается тем, что он уже начинает действовать и понимать, реализуют свои планы, определяя тот или иной образ жизни, они начинают осваивать выбранную ими профессию, и вступают в новый этап своей жизни. Это тот возраст, где устанавливаются эстетические критерии отношения к окружающему их миру, формируется мировоззренческая позиция на основе выбора приоритетных ценностей.
3. Теоретическое обоснование модели формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах
Под моделью понимают искусственно созданный объект, который обычно изображается в виде схемы, математических формул, конструкций, наборов данных и алгоритмов их обработки [51, с 127]. В педагогике и психологии модель - это система знаков или объектов, воспроизводящая некоторые характерные свойства, качества и связи предметов [53, с.174]. Моделирование в психологии - это построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности [53, с.171]. В моделировании присутствуют такие компоненты, как цель, задачи, структура. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы. Первым этапом процесса моделирования является целеполагание. Дерево целей - это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») [14, с. 45]. При этом в понятие целей на разных уровнях вкладывается различное содержание: от объективных народнохозяйственных потребностей и желаемых направлений развития на верхнем уровне дерева до решения конкретных практических задач и осуществления отдельных мероприятий на нижних уровнях. Дерево целей является главным инструментом увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному» (см. рисунок 1).
|
Рисунок - 1 «Дерево целей» исследования формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах
Алгоритм построения «Дерево целей» следующий: 1. Определение генеральной (общей) цели; 2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня); 3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня; 4. Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня).
В психолого-педагогической практике, метод «дерева целей» применяется В.И. Долговой, где отмечено, что как метод планирования дерево целей представляет собой как траектор- ные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [15, с. 318]. Выше изложенное составило основу для построения дерева целей управления процессом формирования эмоциональной устойчивости у старших подростков. Первый этап в изучении данной проблемы - это этап це- леполагания. И он начинается с постановки генеральной цели. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 1. Изучить формирование профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 1.1. Проанализировать проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах в теоретических исследованиях. 1.2. Выявить возрастные особенности детей старшего школьного возраста. 1.3. Составить модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 1. Представить организацию опытно-экспериментального исследования формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 2.1. Определить этапы, методы и методики исследования. 2.2. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования. 3. Организовать опытно-экспериментальное исследование формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 3.1. Составить программу формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 3.2. Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента. 3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. На основе дерева целей составлена модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Модель - это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [14, с. 54]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов. Моделирование в психологии - построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы [53, с. 347]. Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Целенаправленное воздействие формирования психологической готовности состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов. Формирующий комплекс, включает в себя четыре основных блока: 1. Теоретический; 2. Диагностический; 3. Формирующий; 4. Аналитический. Исходя из этого, была составлена основа модели формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. состоит из следующих компонентов: цели, задач, формирующей работы, методов используемых в формирующей работе, результата (см. рисунок 2).
|
Рисунок - 2 Модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах.
Охарактеризуем блоки модели: 1. Теоретический блок: изучить проблему в психологопедагогической литературе, провести анализ, обобщение, структурирование теоретического материала, выявление основных понятий, характеристик, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. 2. Диагностический блок: охарактеризовать этапы, методы и методики исследований. Охарактеризовать выборку проанализировать результаты исследования. 3. Формирующий блок: разработать и реализовать программу формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. 4. Аналитический блок: провести повторную диагностику. Проанализировать данные полученные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Таким образом, составлено дерево целей и теоретически обоснована и разработана психолого-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Психологопедагогическая модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах состоит из следующих блоков: теоретический, диагностический, формирующий и аналитический.
Вывод по главе 1
Профильное обучение и допрофильная подготовка - две главные составляющие системы подготовки школьников к осознанному выбору профессионального пути. Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования - неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интересов, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в содействии осознанному выбору направления профильного обучения. Но не всегда профиль класса позволяет детям сразу выбрать ту профессию, в которой он сможет работать в дальнейшем. Это такой же сложный процесс, как и в общеобразовательных школах. Нужно тщательно изучать выбранный профиль и многообразие профессий по этому направлению. Ее нужно помнить, что старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Мы составили дерево целей и теоретически обосновали и разработали психолого-педагогическая модель развития профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Дерево целей подчиняется генеральной цели: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах. Психолого-педагогическая модель развития профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах состоит из следующих блоков: теоретический, диагностический, формирующий и аналитический. Источник: Шаяхметова, В.К., Кудрявцева У.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профильных классах [Текст]: монография / В.К. Шаяхметова, У.В. Кудрявцева. - Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера». - 2022 - 171 с.
|