Страница 4 из 4
Роль библиотеки и книги в литературной социализации подростков
Когда-то, как показывает проведенный анализ теоретических источников, библиотеки играли большую роль в становлении личности читателя: книги были малодоступны – их невозможно было свободно купить в магазине, Интернета еще не существовало, поэтому невозможно было представить получение образования без посещения библиотеки. В нашем исследовании мы задавали подросткам вопрос о том, посещают ли они библиотеку – ведь библиотека является не только «местом, где живут книги», необходимые для чтения по школьной программе. Это также учреждения, где проводятся мероприятия, посвященные книгам и их авторам, важным датам. Многие библиотеки сегодня имеют доступ к электронным базам книг – отечественным и международным, обладают обширными электронными ресурсами. Библиотека, кроме того, – это и место, где устраиваются выставки новых поступлений – изданий, которые иногда, просто попадая в поле зрения читателя, могут вызвать интерес. Согласно полученным данным, большая часть подростков (47,37 %) библиотеку не посещает. Регулярно ходят в библиотеку 31,58 % опрошенных, что, в целом, представляет достаточно серьезную долю школьников. 21,05 % обучающихся отмечают, что посещают библиотеку лишь время от времени, т. к. не чувствуют в этом особой необходимости. При сравнении долей систематически посещающих библиотеку и не посещающих ее вовсе получаем значимые различия: φ*=2,45 при p≤0,01. Эти результаты свидетельствуют о том, что достоверно большее число подростков не видит в библиотеке необходимости, предпочитает пользоваться иными, не библиотечными, источниками информации. 91,7 % опрошенных подростков считают, что давать нужные книги людям – это основная функция библиотек. Тем не менее, на специально организованные выставки, мероприятия большинство школьников не ходит. Таким образом, можно говорить о том, что библиотека перестает играть в литературной социализации школьников такую большую роль, которую играла раньше. При проведении корреляционного анализа были обнаружены сильные положительные связи между показателем «родители читали в детстве» и «посещение библиотеки» (r=0,56; p≤0,001). Это означает, что в подростковом возрасте посещают библиотеку те школьники, которые в детстве имели соответствующий опыт, а именно – в детстве родители читали им книги. Достоверные взаимосвязи выявлены и между посещением библиотеки и: опытом принуждения к чтению в детстве (r=0,34; p≤0,01); посещением библиотеки (r=0,34; p≤0,01); удовольствием от чтения (r=0,47; p≤0,01); числом читающих членов семьи (r=0,43; p≤0,01); удовлетворенность взаимоотношениями с учителем литературы (r=0,34; p≤0,01); привлекательностью урока литературы в школе (r=0,28; p≤0,05). Все это свидетельствует о том, что библиотека по-прежнему является частью литературной социализации школьников, однако, эта социализация вполне может проходить без ее активного участия. Сама по себе библиотека теряет свое самостоятельное значение, ее функции выполняются лишь в том случае, когда позитивной была все предыдущая литературная социализация подростков – а именно, социализация с семье и в школе. В нашем исследовании было выявлено, что электронный формат чтения предпочтителен лишь для 9,65 % подростков. Однако, очень большая доля подростков утверждает, что формат для них не имеет значения, т. к. они одинаково хорошо воспринимают как бумажные, так и электронные носители информации (таких в выборке оказалось 44,74 % опрошенных). Только бумажный вариант книги предпочитают читать 45,61 % обучающихся. Таким образом, здесь также четко виден переход к новой модели литературной социализации школьников, а также стиль отношения к формату читаемых книг. В изученной группе подростков можно выделить 3 подгруппы по этому стилю отношения: те, кто предпочитает бумажную книгу (условно назовем их «традиционными»); те, кто предпочитает электронную книгу (назовем их «прогрессивными»); те, кому формат книги неважен (назовем их «адаптированными»). Корреляционный анализ обнаруживает взаимосвязи между предпочитаемым форматом книг и некоторыми другими особенностями литературной социализации. Что это за особенности? Попробуем описать каждую выделенную подгруппу школьников. Итак, «традиционные» подростки – это школьники, которым родители в детстве читали книги (r=0,5; p≤0,001), в семьях которых также принято читать (r=0,37; p≤0,01). Они стараются регулярно посещать библиотеку (r=0,39; p≤0,01), у них складываются хорошие отношения с учителем литературы (r=0,26; p≤0,05). Урок литературы «традиционным» подросткам-читателям нравится (r=0,34; p≤0,01). Наименее благоприятное, с нашей точки зрения, положение наблюдается у «прогрессивной» части подростков. У них обнаруживается наибольшее число корреляционных связей. Итак, они характеризуются следующими особенностями. В детстве им родители читали (r=0,71; p≤0,001), и они получали удовольствие от чтения (r=0,4; p≤0,01). Однако, у них есть опыт родительского принуждения к чтению (r=0,52; p≤0,001). При этом в их семьях принято читать (r=0,4; p≤0,01), и они стараются систематически посещать библиотеку (r=0,5; p≤0,001). Отношения с учителем литературы благоприятные (r=0,5; p≤0,001), урок литературы нравится (r=0,33; p≤0,01). Тем не менее, этим подросткам часто бывает трудно понимать изучаемые тексты (r=0,46; p≤0,01). Подростки «адаптированные» также характеризуются тем, что родители им в детстве читали (r=0,51; p≤0,001), а они получали удовольствие от чтения (r=0,31; p≤0,01). Они стараются посещать библиотеку (r=0,3; p≤0,01) и имеют позитивные отношения с учителем литературы (r=0,3; p≤0,01). С нашей точки зрения, это самый благоприятный вариант литературной социализации. Наиболее существенное их отличие от «традиционнй» подгруппы заключается в том, что чтение для них – это удовольствие. А отличие от подгруппы «прогрессивных» – в том, что у них нет трудностей с пониманием текстов, а в детстве не было принуждения к чтению со стороны родителей. Полученные данные позволяют выявлять оптимальные пути литературной социализации подростков, обусловленные их предшествующим опытом. «Адаптированный» вариант заключается в том, что для школьников не представляет сложности чтение электронных книг, равно как и книг на бумажных носителях. Этот вариант – «золотая середина» литературной социализации, в отличие от «традиционного» и «прогрессивного» вариантов, в основе которых лежит некоторая категоричность при выборе формата чтения. При анализе досуга подростков и места книги в нем, были получены следующие результаты. Из представленного рисунка видно, что на первом месте у подростков – общение с друзьями (48,8 %). Следующее по актуальности занятие – просмотр фильмов и сериалов (43 %), а далее – компьютерные игры (38,4 %). Занятие своим хоби выбирают более 37,2 % опрошенных. 36 % обучающихся предпочитают заниматься спортом; столько же – общение в социальных сетях. Чтение книг в этой последовательности занимет почетное 7-ое ранговое место – его выбирают 34,9 %. При сравнении показателя «чтение книг» обнаруживается значимое различие с такой формой проведения свободного времени, как «общение с друзьями» (φ*=1,86; p≤0,05). Общение столь популярно в связи с тем, что полностью соответствует основным задачам возрастного развития, которые предписывают подростку научиться общаться в референтной группе сверстников. Сравнение с остальными формами проведения досуга не дает значимых различий; это свидетельствует о том, что чтение у школьников – занятие столь же привлекательное, сколь и все остальные, исключая лишь общение с друзьями, что обусловлено особенностями возрастного развития подростков. Резюмируя, отметим, что проведенное исследование дает представление о том, как проходит литературная социализация подростков и каков вклад в этот процесс семьи, школы, библиотеки, а также – какое место занимает чтение в сфере досуга подростка.
Литература 1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006. 2. Белинская Е.П. Человек в информационном обществе // Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: АспектПресс, 2002. – С. 203–219. 3. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга, 1988. 4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2008. 5. Гринева М.И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков // Современные исследования социальных проблем 6. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 7. Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития 8. Каирбекова А.Г. Книга как объект философского исследования 9. Коржова Е.Ю. Значение художественной литературы для психологии личности (на примере творчества Ф.М. Достоевского как источника психологического учения А.А. Ухтомского) // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – М.: СВИВТ, 2015. – С. 94–98. 10. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. – Кемерово: Графика, 2002. – С. 3‒34. 11. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 12. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии 13. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 14. Результаты международного исследования PIRLS-2011 15. Результаты международного исследования TIMSS-2011 16. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. – М.: ACADEMIA, 1995. 17. Семенова Г.В., Кривонос М.A., Леонтьева А.A., Меркулова Д.В. Oтношение к чтению в семье и психологические проблемы подростка // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 8. – МО.: СВИВТ, 2015. 18. Семиздралова О.А. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение // Народное образование. – 2009. ‒ № 7. – С. 116‒121. 19. Собкин В.С. Динамика изменений чтения в подростковой субкультуре // Школьная библиотека. 2007. ‒ № 9‒10. ‒ С. 68‒80. 20. Собкин В.С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования Труды по социологии образования. Том XV. Вып. XXVII / Под ред. В. С. Собкина. – М.: ИСО, 2011. – С. 131–155 21. Собкин В.С., Буреломова А.С. Идеалы и антиидеалы подростка: роль литературных персонажей // Социология образования Труды по социологии образования. Том XV. Вып. XXVII / Под ред. В.С. Собкина. – М.: ИСО, 2011. ‒ С. 115‒130. 22. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Структурный анализ возрастных особенностей мотивации чтения подростками художественной литературы // Вестник Тюменского государственного университета. – № 8. – 2012. – С. 21–46 23. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Особенности литературного развития в подростковом возрасте: динамика социокультурных трансформаций // Вопросы образования. – № 4. – 2006. – C. 310–328. 24. Соколова И.В. Основы социальной информатики. – М.: МГСУ, 1997. 25. Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: АспектПресс, 2002. 26. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 27. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. – С. 131–164. Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.
|