На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Ситуация литературной социализации современных подростков - Эмпирическое исследование литературной социализации подростков
Ситуация литературной социализации современных подростков - Эмпирическое исследование литературной социализации подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Ситуация литературной социализации современных подростков
Эмпирическое исследование литературной социализации подростков
Литературная социализация подростков в семье и школе
Роль библиотеки и книги в литературной социализации подростков
Все страницы

Эмпирическое исследование литературной социализации подростков

В качестве методологической основы исследования выступали ситуационный и деятельностный подходы.

Целью данного исследования было изучение литературной социализации подростков в связи с их психологическими проблемами.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить отношение к чтению в семьях школьников и роль этого отношения в литературной социализации подростков.
2. Изучить роль личности учителя и школьных уроков литературы в литературной социализации подростков.
3. Исследовать вклад библиотеки в литературную социализацию подростков.
4. Выявить взаимосвязи психологических проблем подростков с особенностями их литературной социализации.
Объектом исследования стала социализация подростков.

Предметом исследования выступала литературная социализация подростков и сопровождающие ее психологические проблемы подростков.
В качестве основной гипотезы исследования выступало следующее предположение: существуют взаимосвязи между психологическими проблемами подростков и особенностями их литературной социализации.
Ключевыми методами исследования стали опрос, анкетирование, качественно-количественный метод изучения документов – контент-анализ, методы математической обработки данных.
Методиками исследования стали:
1. Анкета «Книги в моей жизни» (авторы Семенова Г.В., Громова Е.В., Наумов А.А., Кузнецова В.В., Абрамова П.Д., Колесникова К.П., Аксенова Н.В.).
2. Опросник «Психологические проблемы подростков (ППП)» (Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С., 2012).
Остановимся на методах и методиках исследования подробнее.
Анкета «Книги в моей жизни» содержит 24 вопроса, в том числе – 3 открытых; состоит из нескольких диагностических блоков: «Индивидуальный опыт чтения», «Отношение к чтению в семье», «Литература как школьный предмет (содержание урока и личность учителя)», «Доступная и предпочтительная среда чтения», «Проблемы с чтением», «Отношение к чтению у ближайшего окружения». При обработке закрытых вопросов анкет подсчитывались процентные доли; при обработке открытых вопросов анкет использовалась процедура контент-анализа.
Опросник ППП в адаптации в связи с целью и задачами исследования включал в себя следующие шкалы: «Проблемы, связанные с родительским домом», «Проблемы, связанные со школой», «Проблемы, связанные с общением со сверстниками», «Проблемы, связанные с самом собой (своим Я)», «Проблемы, связанные с проведением досуга». Анализировались не только ответы по шкалам, но и по отдельным вопросам. Всего в рамках этой методики подростки ответили на 59 вопросов, отмечая наличие у себя тех или иных психологических проблем в различных сферах жизнедеятельности по шкале от 1 – «абсолютно не согласен» до 5 – «совершенно согласен».
Контент-анализ данных, полученных при ответах школьников на открытые вопросы анкеты, представлял собой качественно-количественный метод сбора информации. Применялся индуктивный контент-анализ, что позволило исходить из полученного эмпирического материала и не упустить того, что в нем содержалось. Сначала делалась единая сводка ответов на тот или иной вопрос, затем в ней выделялись основные темы, становившиеся контент-аналитическими категориями; подсчитывались процентные доли, выражающие встречаемость тех или иных категорий в обследованной выборке. В качестве единиц анализа выступали смысловые единицы – отдельные слова, фразы, целые предложения. При описании тех или иных категорий мы старались привести полные варианты или примеры эмпирических референтов.
Математическая обработка данных включала в себя использование тех статистических процедур, которые позволяли проверять гипотезы о наличии различий и взаимосвязей. С этой целью пременялись: U-критерий Манна- Уитни; φ*-критерий Фишера; корреляционный анализ Спирмена. Все описанные в работе различия и взаимосвязи статистически достоверны (т. е. уровень значимости – не менее 0,05). Обработка полученных данных проводилась также с использованием дескриптивной статистики (подсчитывались средние значения и т. д.).
Выборку исследования составили подростки 3-х общеобразовательных школ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Всего в исследовании приняло участие 114 школьников 7-8 классов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.