Ушева Татьяна Федоровна Проблема профессионального самоопределения занимает приоритетное место в формировании личности старшеклассника. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» главной целью является воспитание гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей [10].
Задачей государства остаётся формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Такая система должна основываться на таких принципах, как справедливость, всеобщность, результатом которой станет профессиональное и жизненное самоопределение учащихся.
Проблему профессиональной ориентации старшеклассников решают множество различных специалистов, организующих межведомственное взаимодействие: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, советники директоров по воспитанию, специалисты сферы образования, труда и занятости населения, специалисты дополнительного образования, коммерческие структуры, работодатели [4]. В основе кадрового обеспечения профориентационной работы лежит идея социального партнерства. Так, в рамках национального проекта «Образование» происходит социальное взаимодействие, результатом которого является «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [6]. В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 21.02.2023 Владимир Владимирович Путин отметил повышение престижа профессионального образования и колоссальный спрос на выпускников техникумов и колледжей, подчеркнул необходимость подготовить один миллион специалистов рабочих профессий. Но для успешного выбора профессии важно, «чтобы рядом был специалист, который сможет сопроводить учащегося» [8]. Целью психолого-педагогического сопровождения является помощь молодому человеку в осуществлении осознанного выбора будущей профессии. Для достижения этой цели педагоги взаимодействуют с учениками, оказывают им психологическую поддержку и содействуют в процессе профессионального самоопределения и развития [5]. Они помогают учащимся оценить свои личностные качества, таланты и склонности, понять, как они связаны с той или иной профессией, информируют о возможностях образовательных учреждений и рынка труда. В конечном итоге, благодаря психолого-педагогическому сопровождению, учащийся может сделать обоснованный выбор своего будущего пути, что повышает вероятность его успешной карьеры и личностного самоопределения [7]. Отечественный психолог М.Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической работы в системе образования. Она также считает, что психологическое сопровождение включает в себя теоретические основы психологической деятельности, которые применяются на практике [3]. Согласно описанию Е.А. Александровой и Н.Б. Крыловой, педагогическое сопровождение - это способность находиться рядом и двигаться вместе с учеником, помогая ему в индивидуальном образовательном процессе [1]. По мнению В.А. Айрапетова, педагогическое сопровождение представляет собой форму партнерского взаимодействия, в котором обсуждаются смыслы деятельности и создаются условия для принятия индивидуальных решений [2]. С точки зрения И.А. Колесниковой и В.А Сластенина, «педагогическое сопровождение - это целенаправленный процесс наблюдения, консультирования, заинтересованного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучающегося в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [11]. Согласно исследованию, процесс сопровождения может быть представлен как система, метод и деятельность, объединенные взаимосвязью трех ключевых компонентов [1]. Один из наиболее важных компонентов - это мониторинг психолого-педагогического состояния и психического развития учащихся в процессе обучения и воспитания. На этом этапе собирается информация о различных аспектах жизни каждого ребенка, начиная с самого начала, чтобы создать необходимые условия для успешного обучения и личностного роста. Создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного роста каждого учащегося как компонент сопровождения выступает способом формирования той среды, в которой учащийся будет чувствовать себя естественно и комфортно. Так, на основе анамнеза и результатов психодиагностики, разрабатываются программы психологического развития или коррекции учащихся. С идентичной целью происходит создание специальных условий для учащихся, имеющих психические или физические проблемы в развитии и (или) в обучении. Для того, чтобы помочь обучающимся нужно продумать систему мероприятий, позволяющих компенсировать потенциальные проблемы. Мы разделяем мнение Битяновой М.Р., которая рассматривает психолого-педагогическое сопровождение, как процесс профессиональной деятельности педагога - психолога, направленный на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия [3]. Анализ научной литературы по проблемному вопросу показал, что психолого-педагогическое сопровождение является видом педагогического воздействия, который направлен на создание условий для самореализации и профессионального роста учеников, на повышение их уверенности и самостоятельности при принятии решений в разных жизненных ситуациях. Важно обратиться и к термину «технология», технология происходит от греческих слов techra - искусство, мастерство, и logos - наука, обозначает набор методов и процессов, используемых для превращения начальных материалов в продукцию с желаемыми характеристиками. Педагогическая технология в контексте практики представляет собой научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают успех процесса обучения и воспитания. Она является систематическим и последовательным воплощением заранее разработанного учебно-воспитательного процесса на практике [12]. Применение современных технологий в образовательном процессе позволяет гарантированно достигать поставленных целей, создавать комфортные условия для развития личности, уменьшать влияние негативных факторов на личность, анализировать и систематизировать опыт на научной основе и оптимально выбирать ресурсы для успешного решения образовательных и социально-педагогических задач [9]. Педагогическая технология имеет следующие основные черты, которые могут быть выделены с помощью обобщенного анализа [12]: - разработка педагогического плана на основе ценностных и целевых установок автора с определением конкретного желаемого результата; - наличие модели педагогической концепции; - точное планирование педагогических действий в соответствии с поставленной целью и последовательная реализация процесса; - возможность применения на большом объеме без потери эффективности; - оценка результатов работы через диагностику, наличие критериев, показателей и инструментов для измерения результатов и обратной связи. Технология сопровождения в образовании - это метод, который позволяет субъектам образовательного процесса работать вместе, создавая благоприятные условия для личностного и профессионального роста каждого из них. Она представляет собой систему педагогических методов и подходов, которые помогают справиться с трудностями и достичь успеха в учебе и жизни [11]. Модель рефлексивной технологии сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников базируется на предположении, что профессиональное самоопределение является процессом, состоящим из четырех этапов. 1. Рефлексия: первый этап связан с осознанием своих интересов, ценностей и способностей. Чтобы определиться с выбором профессии, необходимо понимать, какие области знаний и навыков наиболее интересны, какие ценности важны в жизни и какие задачи хотелось бы решать в будущей работе. 2. Информирование: на этом этапе необходимо собрать достаточную информацию об имеющихся профессиях, сферах деятельности и требованиях к кандидатам. Необходимо также оценить возможности для развития в каждой из выбранных сфер. 3. Определение и выбор: на основе собранной информации сравниваются потребности, интересы и возможные пути развития, чтобы определить наиболее подходящую профессию или направление деятельности. Сделанный выбор должен соответствовать определенным установкам, и грамотно составленному плану развития. 4. Реализация: завершающий этап связан с практическим воплощением выбранной профессии. Необходимо формировать новые навыки, учиться и развиваться, совершенствуя свой профессиональный уровень - все это указывает на потребность постоянного прогресса и новых целей в своей карьере. Процесс сопровождения показал, что важно добавить ещё два этапа: этап рефлексии деятельности и этап её перепрограммирования. Все этапы представлены в модели рефлексивной технологии сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на рисунке 1.
|
Рис 1. Модель рефлексивной технологии сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Эта модель предлагает пошаговый подход к профессиональному самоопределению. Каждый из этапов является необходимым для успешного определения своей профессиональной траектории. Важно учитывать, что процесс самоопределения не является линейным - это процесс повторяющийся, динамический процесс, который требует изменений и корректировок со временем. Рефлексивная технология - упорядоченная система процедур и действий педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического взаимодействия [12]. Рефлексивная технология имеет целью развитие у субъекта способностей к рефлексивному мышлению и приобретение надпредметных когнитивных умений, которые будут использоваться в дальнейшем в процессе самостоятельных открытий и поисков. Конечным результатом применения данной технологии является формирование у личности интеллектуального аппарата, включающего в себя навыки рефлексивного мышления и способности применять их в различных сферах жизни. Рефлексия - это процесс, включающий размышление индивидуумом о себе, своих поступках, мыслях и эмоциях. Он требует внимательного наблюдения за собой, критического анализа своих поступков и внутреннего состояния, а также сконцентрированности на себе. Определение рефлексии означает, что этот процесс может стать источником новых знаний для личности, способствует лучшему пониманию себя и своих поступков, и приводит к развитию когнитивных способностей. По мнению специалистов образования, рефлексия представляет собой процесс, в котором индивид осознает свои внутренние психические процессы и состояния. В области психологии, рефлексия не только означает осознание собственного «я», но и включает понимание того, как окружающие люди оценивают данного индивида и как он оценивается ими. Это также предполагает способность мысленно воссоздавать позицию других людей с их собственной точки зрения [5]. Рефлексия - это процесс, в котором субъект анализирует свои мысли, поведение, внутренние психические процессы и опыт, чтобы получить понимание о своей личности и личностных структурах. Рефлексия является важным фактором в развитии личности и формировании профессионального самоопределения старшеклассников. При проведении рефлексии старшеклассник усердно старается понять и оценить свои поступки и поведение в рамках ситуации профессиональных проб, а также проанализировать собственные личностные особенности и их развитие. Педагог, осуществляющий сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, стремится проанализировать успехи и неудачи школьника в контексте педагогической ситуации и выявить, как его поступки воздействуют на данную ситуацию, а также как сам контекст влияет на его поведение. Рефлексия процесса профессионального самоопределения заключается в том, чтобы проанализировать и оценить свои действия и поведение в контексте образовательной ситуации. Педагог также старается показать старшекласснику, как его действия влияют на ситуацию, а также концентрирует внимание школьника на его внутреннем мире и выявляет состояние развития учащегося. Рефлексия в процессе профессионального самоопределения старшеклассников - это процесс, в котором ученик анализирует и оценивает свое взаимодействие с другими учащимися и в педагогической ситуации в целом. Она включает в себя анализ содержания, технологий, условий и среды, в которых происходит обучение, а также анализ внутреннего мира и уровня развития учащихся [12]. Взаимодействие между педагогом и учащимися является центральным элементом педагогической ситуации предпрофильного и профильного образования. Образовательный процесс предусматривает взаимодействие между учителем и учениками, поэтому рефлексия в рамках этого процесса включает такие компоненты, как осмысление деятельности учеников (ученика) и своей собственной деятельности на этапе реализации плана действий и на каждом этапе в целом. Кроме того, ученики также должны рефлексировать свою деятельность, а также деятельность учителя и взаимодействие с ним [12]. Поскольку задачей педагога является организация и реализация педагогического процесса для помощи учащимся в формировании профессионального самоопределения, все элементы рефлексии в педагогическом процессе зависят от того, как хорошо ученик отражает свою деятельность в процессе обучения. Говоря о роли рефлексии в процессе профессионального самоопределения старшеклассников, важно уточнить, что это высокоприоритетный аспект, который помогает оптимизировать не только развитие участников, но и их собственное самоусовершенствование. Конечно, главной задачей рефлексии является выявление уровня развития участников и оценка эффективности их взаимодействия, а также использованных методов и инструментов предпрофильного и профильного обучения. Существует несколько функций, которые рефлексия выполняет в профессионального самоопределения старшеклассников. К ним относятся: коммуникативная функция, важная для общения ученика; мотивационная функция, определяющая направление, характер и результативность взаимодействия между учителем и учениками; и коррекционная функция, которая мотивирует участников педагогического процесса на корректировку своей деятельности и взаимодействия [5]. Развитие рефлексивных возможностей в процессе профессионального самоопределения старшеклассников, а также проведение процедуры рефлексивной деятельности для учеников, в значительной степени зависит от выявления и продвижения этих и других функций рефлексии. Стоит отметить, что процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия). По нашему мнению, рефлексия в процессе профессионального самоопределения включает в себя три ключевых компонента: - описание текущего уровня развития; - определение причин данного уровня развития; - фиксация успехов в развитии, связанные с профессиональным выбором. В начале сопровождения между учителем и учеником возникают отношения, последний выражает свои ощущения и состояние на различных уровнях [2]. Эти уровни включают в себя: - эмоционально-чувственный уровень, который отражает изменения в эмоциональной составляющей, появление положительных или отрицательных эмоций, таких как радость, удовлетворение, огорчение, недоумение, благодарность и т. д.; - уровень потребностей, который отражает появление желания участвовать в деятельности и заниматься саморазвитием; - мотивационный уровень, который отражает переживания, связанные с деятельностью и насколько она была личностно значимой для ученика; - сфера интересов, которая отражает значение и направленность интересов, их уровень развития и возникновение познавательных интересов; - сфера ценностных ориентаций, которая отражает то, что стало личностной ценностью для ученика, в чем проявляется ценность и какой спектр ценностей обогатился; - деятельностный уровень, который отражает, какая деятельность вызывает профессиональный интерес ученика, какую деятельность корректирует, от какой деятельности ученик отказывается и как это влияет на опыт деятельности; - гностическая сфера, которая отражает наращивание и углубление знаний, их систематизацию и новые знания ученика; - сфера сознания, которая отражает осознание деятельности, осознает ли ученик себя как субъект деятельности, как изменилась его «Я-концеп- ция» и самооценка своей деятельности; - сфера умений, которая отражает приобретенные умения и навыки ученика. Второй этап применения рефлексивной технологии в процессе сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников состоит в выявлении факторов и связей, которые привели к текущему уровню развития школьников. Среди таких факторов можно упомянуть эффективное взаимодействие, разнообразие деятельности, интересный контент, благоприятную атмосферу в общении, возможности для творчества, диалог, личностное уважение, актуальность обсуждаемых проблем, использование инновационных педагогических методик и т. д. Оценивание эффективности собственного развития взаимодействующими участниками педагогического процесса является последним этапом процедуры рефлексии. В рамках этой оценки каждый участник высказывает свое мнение о том, насколько он развился в индивидуальном плане, а также о влиянии различных компонентов на этот процесс (например, содержания, деятельности, технологий и общения), а также определение качества установленных им уровней развития и реализованного взаимодействия. Модель рефлексивной технологии сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников базируется на идее, что процесс профессионального становления человека должен основываться на рефлексии личностных особенностей. Согласно этой модели, профессиональное самоопределение старшеклассника является непрерывным процессом, включающим в себя несколько стадий. 1. Осознание собственных интересов, ценностей и возможностей. Старшеклассник должен понимать, что ему интересно, чему он отдает приоритет в жизни и какие у него способности и таланты. 2. Анализ собственного опыта и обучения. На данном этапе старшеклассник анализирует свой опыт работы и учебы, выявив свои сильные и слабые стороны. 3. Осознание профессиональных требований и профессиональное информирование. Старшеклассник должен понимать требования, предъявляемые к определенным профессиям и какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, посредством профессиональных проб, где учащийся может примерить профессию на себя. 4. Самоопределение в профессиональной деятельности. Старшеклассник осуществляет рефлексию своих действий и результата своей профессиональной деятельности, внося корректировки и развивая свои профессиональные навыки. 5. Принятие решения о выборе профессии. На основе вышеуказанных стадий старшеклассник принимает решение о выборе профессии, которая будет отвечать его интересам и потребностям. Каждая стадия рефлексивной технологии предполагает рефлексию собственных действий. Так, на этапе профессиональных проб, где учащийся пробует себя в той или иной профессии, понимает требования, предлагаемые к данной профессии, на этапе рефлексии может соотнести свои умения и навыки (soft и hard skills) для успешной социализации в профессии. Навыки soft skills крайне важны для раскрытия потенциала учащихся, soft skills, или «мягкие навыки» рассматриваются, как универсальные навыки, необходимые для успешного профессионального и жизненного самоопределения учащихся вне зависимости от их профессиональной направленности. Универсальные навыки помогают учащимся эффективно ориентироваться в социальной среде, в работе с другими, выполнять свою работу, а также достигать целей. При этом развитие навыков креативного, системного, критического и цифрового мышления, навыков коммуникации и командной работы точно поможет учащимся сориентироваться во всех возможностях и трудностях современного мира и стать выдающимися в своей профессии. Рефлексивная технология сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников может помочь школьнику осознать свои профессиональные потребности и находить ответы на вопросы, связанные с выбором и развитием профессиональной деятельности. Данная технология позволяет мягко направлять обучающегося по всем этапам модели, а порой и возвращать на предыдущий этап для качественного проживания и сознания. Реализация данной модели по сопровождению старшеклассников востребует комплексного взаимодействия со стороны специалист и выходит за рамки одной образовательной организации. Библиографический список 1. Александрова Е.А. Как обеспечить индивидуальное образование / Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова // Народное образование. - 2002. - .№9. - С. 73-83. 2. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса / А.Г. Бердникова // Сибирский педагогический журнал. - №5. - 2013. - С. 240-242. 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с. 4. Ильина А.В. Нормативное обеспечение организации профессиональной ориентации школьников / А.В. Ильина // Методист. - 2020. - №4. - С. 38-51. - 5. Ильина Н.Ф. Становление рефлексивной компетентности педагога как психолого-педагогическая задача на этапе профессиональной подготовки / Н.Ф. Ильина, Т.Ф. Ушева // Нижегородское образование. - 2022. - №4. - С. 84-92. 6. Национальный проект «Образование» 7. Костаева Т.В. Самоопределение школьников как педагогическая проблема / Т.В. Ко- стаева, Ю.С. Костаева // Наука и образование сегодня. - 2019. - №4 (39). - С. 84-86. 8. Послание Президента Федеральному собранию от 21.02.2023 9. Сергеев И.С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И.С. Сергеев, Д.А. Махотин, В.Н. Пронькин [и др.] // Педагогика. - 2021. - №7. - С. 5-19. 10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 11. Ушева Т.Ф. Роль преподавателя в вопросах рефлексивного сопровождения студентов в образовательном процессе / Т.Ф. Ушева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2017. - Т. 9, №1. - С. 42-45. 12. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений школьников / Т.Ф. Ушева // Школьные технологии. - 2012. - №2. - С. 121-125. Источник: Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии : монография / И. Е. Емельянова, О. Б. Мангова, В. В. Власичева [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина, Чувашский республиканский институт образования.. - Чебоксары: Среда, 2023. - 236 с.
|