На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 2
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 2
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 2
Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
Все страницы

Проблемы сохранения здоровья одарённых детей

О.В.Брись, Н.А.Маркачевская

В современных условиях развития системы образования проблема сохранения здоровья одарённых детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых ребят, увеличением числа хронических заболеваний, неврозов. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, общее состояние социальной среды, незнание своего организма. А ведь организм человека – самое совершенное творение природы.

В нем нет ничего лишнего, ненужного. Каждая клетка, каждый орган, каждая часть тела выполняют свою функцию, определенную им биологическим законом. Понимание процессов, которые происходят в организме, является главным условием для организации здорового образа жизни ребенка. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. Для этого необходимо изменить общественное отношение к здоровью, повысить персональную ответственность. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Вследствие своих внутренних свойств и определенных ситуативных факторов одаренные дети и взрослые попадают в психологическую группу риска. Внутренние и внешние ситуативные факторы могут привести к возникновению у одаренных детей трудностей в общении и ряда других психологических проблем. Одаренные дети (и одаренные взрослые) проявляют чрезвычайную увлеченность во всем: в реакциях, интеллектуальных занятиях, соперничестве с братьями и сестрами, или противостоянии вышестоящим. Часто они проявляют нетерпеливость как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим.
Учитель должен уметь замечать эмоциональное состояние каждого учащегося и при необходимости корректировать его. Для этого необходимо:
- быстро анализировать причину отрицательного эмоционального состояния ребёнка;
- объективно оценивать своё влияние на эмоциональное состояние ребёнка;
- корректировать процесс обучения с учётом эмоционального неблагополучия школьников.
Увлеченность часто проявляется также в повышенной двигательной активности и неугомонности. Так, не каждый учитель знает, как проявляется внешнее утомление, эмоциональное неблагополучие. Часто раздражительность ребёнка, его неадекватные реакции, появившаяся несдержанность, даже грубость расценивается учителем как невоспитанность, избалованность школьника, а не как следствие утомления и усталости. В данном случае учитель использует замечания, которые только усложняют положение – растёт эмоциональное неблагополучие ребёнка. Привести в норму своё эмоциональное состояние ребёнок не в силах, если его этому не научит учитель.
Наряду с увлеченностью одаренные дети проявляют чрезвычайную чувствительность ко всему — к эмоциям и чувствам, звукам, прикосновениям, запахам и т.д. Такие дети могут расплакаться, услышав печальное сообщение в программе вечерних новостей, слышать шум флуоресцентных ламп, бурно реагировать на запахи, они могут требовать, чтобы с их одежды снимали все ярлычки, могут до всего дотрагиваться или бурно реагировать на прикосновения, пытаясь защититься.
Стремление одаренных детей понять, исследовать, обнаружить логику является такой же неотъемлемой и важной характеристикой, как способность видеть возможности и альтернативные решения. Все вместе эти свойства проявляются в идеализме и озабоченности общественными и моральными вопросами, что может вызвать развитие тревожности, депрессии и привести к резким конфликтам с теми, кто не разделяет их представления.
Данные многих исследований свидетельствуют о том, что одаренные дети от четверти до половины своего учебного времени вынуждены ждать, пока другие дети их догонят. Скука — "бич" нашей школы из-за строгой привязанности учебной программы к определенным возрастным нормам. Взаимоотношения со сверстниками у одаренных детей часто складываются очень сложно из-за внутренней асинхронии (асинхронии развития), которую обнаруживают многие одаренные дети, когда они неравномерно развиваются в академической сфере, сфере общения и становления личности или когда их умение рассуждать не успевает за развитием интеллекта.
Существует также ряд других особенностей, связанных со здоровьем учащихся:
- для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события;
- чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;
- часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;
- большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;
- одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей;
- одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
Педагогу необходимо обеспечивать и сохранять психическое и физическое здоровье детей как обязательное условие успешности любой деятельности:
• забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
• сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; начальные неуспехи в учении, "подкрепляемые" систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность;
• формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
• организация здоровьесберегающей и развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (факультативы, кружки, экскурсии, пример взрослых).
Одним из успешных, не требующих больших материальных затрат методов решения проблем одаренного ребенка является библиотерапия — лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Книги помогают в развитии положительной "Я - концепции". Их благотворное влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способы толкования жизненных событий и межличностных взаимоотношений.
Вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного творческого развития, то виноваты в этом взрослые, которые не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую, здоровьесберегающую образовательную среду, которая способствует раскрытию природных возможностей каждого учащегося.


 

Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся

С.С.Ветошкина

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных – здоровье человека.
Действительно, в ХХI веке главной движущей силой экономического роста станут уже не столько природные ресурсы и финансовые средства, сколько так называемый "человеческий капитал" – творческая деятельность здорового во всех отношениях человека.
Физическое и духовное здоровье занимают в этом, пожалуй, первое место и представляют собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются все прочие интеллектуальные, эстетические и иные ценностно-нормативные структуры личности.
Современные же социально-экономические и экологические условия жизни и быта школьников отрицательно влияют на состояние их здоровья, физического и психического развития. Наблюдается рост как острых, так и хронических заболеваний. Снижаются показатели физического развития, всё больше увеличивается количество подростков с нервно-психическими расстройствами, иммунодефицитными состояниями, и как результат – увеличение смертности среди учащихся 15-19 лет.
Как видим, наблюдается значительное ухудшение всех составляющих здоровья: физического, психического, духовного компонентов.
Возникла насущная потребность самостоятельной области воспитания, которая получила название здравоохранительного воспитания, или формирования здорового образа жизни. Школа должна быть центром укрепления здоровья детей и развития личности.
Цель исследования, которое проведено в школе: изучить состояние здоровья учащихся на данном этапе развития общества в целом и образовательной системы в частности.
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать состояние здоровья учащихся школы.
2. Изучить опыт работы средней школы по формированию здорового образа жизни у учащихся.
3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.
Объект исследования: учащиеся средней школы №2 г.Дубровно (2 – 11 кл).
Предмет исследования: состояние здоровья учащихся школы, влияние учебного процесса на формирование здоровья учащихся.
Методика исследования: тестирование учащихся, обработка результатов медицинского осмотра учащихся.
Как показали данные анкетного опроса, на шкале жизненных ценностей здоровье занимает первое место у младших школьников и одно из первых мест у школьников среднего и старшего возраста (таблица 1).
Практически все опрошенные школьники считают, что здоровье важно для человека. Из них 58 % хотят быть здоровыми, чтобы не быть слабыми и больными, 54 % - добиться успеха в жизни, 36 % - быть красивыми и сильными.
Основные результаты исследования: у 20 % первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации, у пятой части одиннадцатиклассников отмечен высокий уровень психической напряжённости; первоклассники недосыпают от 0,5 до 1,0 часа, старшеклассники – от 1 до 1,5 часов, суммарная учебная нагрузка старшеклассника (вместе с домашним заданием) составляет около 10 часов; низкая физическая активность. Хроническое недосыпание, отсутствие или недостаток свободного времени, недостаточное пребывание на свежем воздухе, объёмные домашние задания, избыточность информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение во время контрольных, экзаменов – обычные и очень распространённые явления среди учащихся.

Таблица 1

Данные социально-гигиенического опроса школьников

(средние данные в процентах)

Жизненные
ценности

Младшие школьники

Старшеклассники

Здоровье

57

56

Учёба, проф.образование

38

42

Друзья

38

42

Материальные блага

26

39

Поступление в институт даётся подросткам весьма большой "физиологической ценой". Школа не должна являться исключительно "тренировочным полем" для поступления в ВУЗ. Она должна выполнять не менее важную функцию – сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим в учреждениях образования должны не только выполняться требования Министерства образования (распределение учебной нагрузки, перерывы по 20-30 минут, контрольные работы – не более 2-х в неделю), требования СанПиНа (проветривание помещений, парты не менее 3-х уровней), но и проводиться комплекс мероприятий по охране здоровья детей.
Как показали исследования, существенно повысить уровень здоровья детского населения можно только через создание системы непрерывного образования, когда оно начинается с раннего детского возраста дома и в детских дошкольных учреждениях, активно продолжается в общеобразовательных школах на протяжении всего периода обучения.
Важными аспектами в работе с учащимися по сохранению здоровья в нашей школе стали особенности организации зрительной работы на уроке, правильная осанка при выполнении различных видов деятельности, обеспечение потребности школьника в движении (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены), психологический комфорт на уроке и в школе в целом, своевременное чередование видов деятельности на уроке и при проведении внеклассной работы, использование методов и форм, способствующих активизации познавательной деятельности, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, биоритмы (сезонные ритмы характеризуются подъёмом работоспособности осенью и весной и существенным спадом активности зимой), половое воспитание и здоровье учащихся, формирование здоровых привычек.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:

  1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
  2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития.
  3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.

Забота о здоровье школьников может разрешиться общими усилиями всех участников учебно-воспитательного процесса. А ещё здоровье можно укрепить не только и не столько хорошим лечением, сколько умением жить, не растрачивая его понапрасну!

[1] [2] [3] [4] [5]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.