Страница 2 из 2
Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
С.С.Ветошкина
Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных – здоровье человека. Действительно, в ХХI веке главной движущей силой экономического роста станут уже не столько природные ресурсы и финансовые средства, сколько так называемый "человеческий капитал" – творческая деятельность здорового во всех отношениях человека. Физическое и духовное здоровье занимают в этом, пожалуй, первое место и представляют собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются все прочие интеллектуальные, эстетические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Современные же социально-экономические и экологические условия жизни и быта школьников отрицательно влияют на состояние их здоровья, физического и психического развития. Наблюдается рост как острых, так и хронических заболеваний. Снижаются показатели физического развития, всё больше увеличивается количество подростков с нервно-психическими расстройствами, иммунодефицитными состояниями, и как результат – увеличение смертности среди учащихся 15-19 лет. Как видим, наблюдается значительное ухудшение всех составляющих здоровья: физического, психического, духовного компонентов. Возникла насущная потребность самостоятельной области воспитания, которая получила название здравоохранительного воспитания, или формирования здорового образа жизни. Школа должна быть центром укрепления здоровья детей и развития личности. Цель исследования, которое проведено в школе: изучить состояние здоровья учащихся на данном этапе развития общества в целом и образовательной системы в частности. Задачи исследования: 1. Выявить и проанализировать состояние здоровья учащихся школы. 2. Изучить опыт работы средней школы по формированию здорового образа жизни у учащихся. 3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни. Объект исследования: учащиеся средней школы №2 г.Дубровно (2 – 11 кл). Предмет исследования: состояние здоровья учащихся школы, влияние учебного процесса на формирование здоровья учащихся. Методика исследования: тестирование учащихся, обработка результатов медицинского осмотра учащихся. Как показали данные анкетного опроса, на шкале жизненных ценностей здоровье занимает первое место у младших школьников и одно из первых мест у школьников среднего и старшего возраста (таблица 1). Практически все опрошенные школьники считают, что здоровье важно для человека. Из них 58 % хотят быть здоровыми, чтобы не быть слабыми и больными, 54 % - добиться успеха в жизни, 36 % - быть красивыми и сильными. Основные результаты исследования: у 20 % первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации, у пятой части одиннадцатиклассников отмечен высокий уровень психической напряжённости; первоклассники недосыпают от 0,5 до 1,0 часа, старшеклассники – от 1 до 1,5 часов, суммарная учебная нагрузка старшеклассника (вместе с домашним заданием) составляет около 10 часов; низкая физическая активность. Хроническое недосыпание, отсутствие или недостаток свободного времени, недостаточное пребывание на свежем воздухе, объёмные домашние задания, избыточность информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение во время контрольных, экзаменов – обычные и очень распространённые явления среди учащихся.
Таблица 1
Данные социально-гигиенического опроса школьников
(средние данные в процентах)
Жизненные ценности
|
Младшие школьники
|
Старшеклассники
|
Здоровье
|
57
|
56
|
Учёба, проф.образование
|
38
|
42
|
Друзья
|
38
|
42
|
Материальные блага
|
26
|
39
|
Поступление в институт даётся подросткам весьма большой "физиологической ценой". Школа не должна являться исключительно "тренировочным полем" для поступления в ВУЗ. Она должна выполнять не менее важную функцию – сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим в учреждениях образования должны не только выполняться требования Министерства образования (распределение учебной нагрузки, перерывы по 20-30 минут, контрольные работы – не более 2-х в неделю), требования СанПиНа (проветривание помещений, парты не менее 3-х уровней), но и проводиться комплекс мероприятий по охране здоровья детей. Как показали исследования, существенно повысить уровень здоровья детского населения можно только через создание системы непрерывного образования, когда оно начинается с раннего детского возраста дома и в детских дошкольных учреждениях, активно продолжается в общеобразовательных школах на протяжении всего периода обучения. Важными аспектами в работе с учащимися по сохранению здоровья в нашей школе стали особенности организации зрительной работы на уроке, правильная осанка при выполнении различных видов деятельности, обеспечение потребности школьника в движении (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены), психологический комфорт на уроке и в школе в целом, своевременное чередование видов деятельности на уроке и при проведении внеклассной работы, использование методов и форм, способствующих активизации познавательной деятельности, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, биоритмы (сезонные ритмы характеризуются подъёмом работоспособности осенью и весной и существенным спадом активности зимой), половое воспитание и здоровье учащихся, формирование здоровых привычек.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:
- Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
- Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития.
- Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.
Забота о здоровье школьников может разрешиться общими усилиями всех участников учебно-воспитательного процесса. А ещё здоровье можно укрепить не только и не столько хорошим лечением, сколько умением жить, не растрачивая его понапрасну!
[1] [2] [3] [4] [5]
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
|