На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья 3
Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья 3
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Причины и пути предупреждения и преодоления перегрузки учащихся в школе

Н.А.Новикова

Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца и учителя.
В.Сухомлинский

Основная задача школы – воспитание грамотной, здоровой личности, способной приумножать богатства нашей Родины, содействовать увеличению, улучшению благосостояния каждого человека и всего народа в целом.

В Законе Республики Беларусь "Об общем среднем образовании сказано", что одной из задач образования является "сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков здорового образа жизни".
Как же так получается, что, реализуя закон об образовании, мы упускаем самый важный аспект – сохранение здоровья ребёнка, будущего гражданина нашей Родины?
Нужно отметить, что многое делается в этом направлении: 2008 год объявлен годом Здоровья: "Здоровый я – здоровая страна" – так называются многочисленные акции, проходящие в системе образования. 15 июля 2008 года вышел Декрет Президента Республики Беларусь № 15 " Об отдельных вопросах общего среднего образования", при реализации которого произошла корректировка учебных планов и оптимизации учебного процесса, выпущено много методической литературы по этому вопросу. Изучив всё это, я решила уделить особое внимание теме "Предупреждение перегрузки учащихся. Перегрузка. Как её избежать?", так как вижу в проблеме перегрузки учащихся одну из важнейших причин ухудшения их состояния здоровья.
Так что же такое перегрузка? Я обратилась к словарю В. Даля, где сказано, что "перегрузка – количество лишнего груза", а "перегружать" - значит "обременять грузом сверх меры".
Что за груз и какая мера этого груза должна быть в понятии педагогики? Эти вопросы являются основой моей работы, ответить на которые помогли мои исследования.
Цель моей работы – содействие улучшению и укреплению здоровья учащихся путём устранения перегрузки. Данная цель реализуется через решение следующих задач.
1. Изучение научно-педагогической литературы и проведение мониторинга исследования состояния здоровья учащихся
2. Выявление причин роста числа заболеваний школьников.
3. Определение путей ликвидации перегрузки учащихся как одной из причин ухудшения здоровья.
В ходе работы я изучила и проанализировала научную литературу, составила мониторинг карты здоровья учащихся в 1 и 11 классах, провела наблюдения, анкетирование и беседы.
Основными направлениями моей работы являются исследовательская и аналитическая деятельность.
Собранные источники позволили раскрыть и сформулировать причины перегрузки учащихся. Вникая в суть проблемы, я пришла к выводу, что одни из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса и его эффективность, – показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Анализ этих показателей я проводила на основании специально разработанных анкет для учащихся и их родителей.
При анализе режима дня школьника учитывались следующие основные компоненты:
- учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе;
- подготовка уроков дома;
- отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;
- регулярное достаточное питание;
- гигиенически полноценный сон.
Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).
Параметры режима дня школьника, которые более других показателей могут быть подвержены коррекции, оказались сопряжены с широким перечнем показателей состояния здоровья.
Среди детей, выполняющих возрастные нормативы продолжительности пребывания на открытом воздухе, ночного сна, было выявлено меньшее число часто болеющих детей, а также детей, имеющих сниженную массу тела, морфофункциональные отклонения и хронические заболевания дыхательной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства, жалобы респираторного генеза. Среди данного контингента доля детей с нормальным физическим развитием оказалась больше.
Полученные в результате мониторинга данные о внешкольной деятельности учащихся 1-х классов дают довольно интересную картину. Такой анализ позволяет четко выделить факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников, к которым следует отнести большой объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение), недостаточный объем двигательной активности и пребывание на воздухе. Значительное число школьников (почти 7%) имеют суммарную статическую нагрузку от 4 до 6 часов и больше. Фактически это свидетельствует о выраженной гипокинезии большинства первоклассников.
Проведенный анализ показателей сна, самоподготовки и прогулки выявил прямую зависимость между этими показателями: увеличение времени, отводимого на подготовку домашнего задания, приводит к уменьшению времени ночного сна и дневного отдыха.
Вместе с тем значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и неумением правильно организовывать свою деятельность. Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников – сокращение времени ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна у второклассников в рабочие дни недели составляет 9,44 часа, что недостаточно с физиолого-гигиенической точки зрения. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 6,97% случаев.
Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др. Оценивая расписания уроков в школе, в первую очередь я обратила внимание на соответствие продолжительности учебного дня и недели возрастным и функциональным возможностям детей. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность центральной нервной системы, высокая работоспособность, профилактика переутомления и охрана здоровья учащихся. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования. Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информативные нагрузки и постоянный дефицит времени – ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе. По нормативным документам у первоклассников не должно быть более 3-4 уроков в день, что в совокупности с суммарным временем перемен составляет около 3-3,5 часов пребывания в школе. По моим данным, учебная нагрузка в школе у первоклассников (уроки и факультативы) составляет в среднем 4 ч 02 мин, т.е. уже превышает нормативы. В зависимости от вида образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ и педагогических технологий. Общая учебная нагрузка, учитывая суммарную учебную нагрузку в школе и время на приготовление уроков, у первоклассников составляет в среднем 5 часов 38 минут (по нормативам – не более 4,5 часа). Общая статическая нагрузка, включая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, составляет в среднем 6 часов 40 минут. В последние годы мы отмечаем значительное увеличение времени, которое дети проводят за компьютером и перед телевизором. Это еще больше увеличивает статическое, полное напряжение первоклассников. Время относительной неподвижности первоклассников в среднем равно 7 часов 48 минут в будние дни, т.е. в режиме дня учащихся первых классов треть суток занимает статический компонент. Большая продолжительность и частота самоподготовки как в будние, так и в выходные дни может свидетельствовать о том, что на уроках отводится недостаточно времени на закрепление нового материала вследствие перегруженности учебных программ или завышенных требований педагогов, стремящихся работать на опережение, и о необходимости дополнительных упражнений детей вследствие их сниженных морфофункциональных возможностей. Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащийся выполняет домашнее задание. Любое увеличение учебной нагрузки изменяет параметры школьного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая утомление школьников в худшую сторону и снижая их адаптивные возможности. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.
Вникая в суть проблемы, я пришла к выводу, что интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем.

 

  • Отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать, хотя успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца).
  • Большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, перегрузкой учебного расписания. В начальной школе это связано с введением иностранного языка (и родители это приветствуют, просят зачислить в класс с изучением иностранного языка, таким образом, сами значительно увеличивая нагрузку ребёнка). Кроме этого, есть классы с художественным, эстетическим уклоном, где увеличено число часов преподавания предметов.
  • Ещё одна проблема — перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны пятидневная рабочая неделя хороша, а с другой — необходим жёсткий контроль количества уроков, их продолжительности.
  • Перегрузка также возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным особенностям детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения текста). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы. Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма, тормозит формирование у ребёнка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности, её неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимся, особенно при оценивании знаний. Требования школы становятся всё более жёсткими, и многие дети в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не могут. Нагрузка многократно растёт, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное напряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам.
  • Помимо этого, желая повысить качество знаний, некоторые педагоги дают большой объём домашних заданий. Перегрузка домашними заданиями — одна из важных проблем. Иногда в перегрузке домашними заданиями виноваты сами родители. Например, первый класс, где домашние задания отсутствуют как таковые. Но мы знаем, что наши мамы, стремящиеся сделать из детей "гениев", мучают их чтением и правописанием. Проводился опрос среди учащихся 3-4 классов. Оказалось, что некоторые задания не всегда доступны детям, и, что греха таить, не под силу каждому родителю. Это касается не только заданий по математике и языку. По предметам "Мая Радзіма – Беларусь" и "Человек и мир" тоже есть глобальные темы и трудные задания, требующие очень длительной подготовки, а это значит – перегрузки учащихся.
  • Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой ношей для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Хотя по тем же санитарным нормам этот груз знаний вместе с ранцем должен "тянуть" не более 1.5 кг. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Естественно, будут нарушения опорно-двигательного аппарата. Почему подавляющее большинство школьников страдают нарушением осанки? Откуда берётся это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддержать тело ребёнка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц.
  • А как питается школьник? Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Одна из причин состоит в том, что всё меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Мы боремся с родителями за организацию питания и в ГПД, и в классе.
  • Потенциальную угрозу для здоровья детей представляют гигиенические условия и факторы: шум, освещённость, воздушная среда, дизайн помещений, размещение мебели и др.

Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных кабинетах. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. Должна быть хорошей и освещенность, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Благоприятный световой режим в образовательном учреждении способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с этим расстройству зрения.
Обработанная информация позволяет сделать вывод, что для устранения перегрузки учащихся необходима оптимизация учебного процесса, которая заключается в следующем:

  • рациональная организация урока и всего учебного процесса;
  • внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, что создаст условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребёнка;
  • разработка новых здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Пути выхода из этой проблемной ситуации я вижу в следующем:

  • здоровьесберегающая организация учебного процесса;
  • рациональная организация урока с выполнением требований с позиций здоровьесбережения;
  • рациональная организация общего режима дня школьника;
  • обучение родителей вопросам формирования здорового образа жизни.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно ориентированного обучения. Одной из задач педагогики и широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все свои общества.

Создание здоровьесберегающей учебной среды как фактора оптимизации нагрузки
и укрепления здоровья младших школьников

С.Ф.Папко

Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и учат отличать здоровый образ жизни от нездорового. Такой подход помогает в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. В дальнейшем не менее важной является организация учебной деятельности. Ведь огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, использование наглядности, благоприятное эмоциональное настроение, выполнение гигиенических требований) возможно решение задач здоровьесберегающей педагогики. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного дня, в нашей школе введена гимнастика до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с играми, 100% учащихся занимаются в спортивных кружках и секциях. Современный тренажерный зал привлекает не только детей, но и педагогов, родителей. Физические упражнения и, прежде всего, движение являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья. В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.
Полезно дать ученикам задание составить режим дня, учитывающий особенности их характера, склонности, дела по дому, перед сном отчитаться перед самим собой, как прожит день. Более быстрому переходу организма к рабочему состоянию способствует утренняя гимнастика, которая укрепляет здоровье учащихся, повышает сопротивляемость организма к заразным и простудным заболеваниям, содействует выработке правильной осанки.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который принято называть "ведущим". В дошкольном и младшем школьном возрасте – это игра. Именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал. В игре он упражняется в беге, прыжках, бросании, ловле. Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание), по содержанию (игры с правилами и спортивные игры). Подвижные игры на переменах бывают с разделением на команды и без разделения на команды. Игра активно воздействует на развитие младших школьников. Прежде, чем ребенок извлекает пользу из обучения, ему необходимо развитие самовыражения, способности быть настойчивым, любознательным. Практика показывает, что подвижная игра является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда, кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решать проблему интеллектуального развития, повышать интерес детей и овладение общеучебными умениями и навыками. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению. Целенаправленное развитие двигательной активности помогает решить не только учебную задачу. Самое главное – укрепляется физическое и психологическое здоровье детей.
Валеологически построенный урок должен быть построен с учетом особенностей детей в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта. Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  • Реализация на уроке в оптимальном состоянии принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
  • Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
  • Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями.
  • Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  • Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  • Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Организация образовательного процесса в начальной школе с учётом мониторинга здоровья

М.В.Скурко

"Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы"
Т.Карлейль

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый физически и духовно человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от всякой работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты.
Чтобы стать властелином своего здоровья, следует учиться этому искусству с раннего возраста, но успех на начальном этапе учёбы невозможен без знаний и умений учителей. В результате обучения в начальной школе ребёнок развивается в основном интеллектуально, полученные знания и умения нередко имеют отчуждённый характер, так как к нему не имеют никакого отношения. Необходимо научить ребёнка знать и понимать самого себя, свои возможности.
Здоровье – главная ценность, которую необходимо формировать в период роста и развития, особенно в школьные годы, на их первой ступени (1 – 4 классы).
Школьник должен ощущать положительный результат действий по здоровому образу жизни (ЗОЖ) так же, как умения по другим предметам. Абсолютные показатели будут у каждого ученика неодинаковы, ибо часть детей (хоть и небольшая) была здорова от рождения и поддерживала своё здоровье ещё до поступления в школу, а часть – слабой и болезненной, но с помощью ЗОЖ "приобрела" здоровье. Важно, чтобы и те, и другие дети имели положительные сдвиги в здоровье от класса к классу.
Статистика говорит, что в нашей стране в настоящее время число детей с различными заболеваниями продолжает увеличиваться от первого до выпускного класса более чем в 5 раз.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1 класс, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения.
Итак, каков же старт школьного обучения был у нас в 2004 г., когда к нам пришли первоклассники? Дети перед поступлением в школу прошли углубленный медосмотр. Группу здоровья каждого ребёнка определяли врачи. Из 102 учеников 1-х классов имели:
I группу здоровья – 46 %,
II группу – 53%,
III группу – 1%
И главной задачей педагогов было не только сохранить, но и укрепить здоровье наших учащихся. Огромное значение для этого имеет правильная организация учебной и воспитательной деятельности.
1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок, перемена, каникулы, нагрузка.)
2. Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособности, использования средств наглядности.
3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, оптимальное освещение, цветовое оформление и правильный подбор школьной мебели).
4. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Основной показатель, отличающий все формы работы по формированию ЗОЖ, – диагностика состояния здоровья учащихся и отслеживание основных параметров развития организма, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
В начале октября 2007 г. в нашей школе проводился психологический мониторинг здоровья учащихся 4-х классов с использованием программного комплекса "Референт".
Всем известно, чтобы ребёнок вырос нравственно здоровым, необходимо, чтобы он с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни, чтобы жил в гармонии с собой и с миром – тогда он будет действительно здоров.
К критериям социального здоровья относится нравственность, гуманизм, интерес к окружающему миру, общественно-полезное дело, ответственность.
Каковы же итоги измерения этих показателей?
Нравственность – несколько противоречивое отношение к категории "совесть".
Гуманизм – на должном уровне.
Интерес к окружающему миру – многие учащиеся не отвергают пассивный образ жизни.
Общественно-полезное дело – на должном уровне.
Ответственность – несколько противоречивое отношение.
Проведя опрос учащихся, что составляет нравственное здоровье человека, мы узнали, что на первое место дети ставят доброту – 46%, честность – 32%, порядочность – 7%, отзывчивость – 15%, т.е. доброта отмечается как главное качество. Лишь добрый человек может понять боль другого, помочь ему, отозваться на призыв о помощи.
При оценке психического здоровья получены следующие данные:

  • самооценка учащихся в целом позитивна;
  • самооценка интеллектуальных качеств оптимальна;
  • креативность на должном уровне;
  • эмоциональная устойчивость оптимальна;
  • нормально функционирующее внимание - в зоне риска.

Это заставило психологическую службу школы провести ряд комплексных мероприятий с детьми по данной проблеме: развивающие занятия: "Развиваем память", "Развиваем внимание", "Развиваем мышление". Классные руководители провели родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности".
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе начального образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе связана со здоровьем учащихся. Учебный предмет "физическая культура и здоровье" – наиболее эффективное средство сохранения и укрепления здоровья младших школьников. Это обусловлено тем, что движения влияют на все без исключения физиологические системы ребёнка, способствуя их совершенствованию.
Рассмотрим итоги мониторинга измерения показателей физического здоровья учащихся 4-х классов.
Отношение к знаниям о здоровом образе жизни у учащихся 4-х классов в целом позитивно. 88% детей отрицательно относятся к вредным привычкам, лишь 12% считают курение и алкоголь нормальным явлением.Показать детям, какой ущерб здоровью приносят вредные привычки; вызвать негативное отношение к вредным привычкам; рассмотреть советы по устранению этих привычек помогают проводимые мероприятия: пресс-конференция на тему "Вредные привычки", праздник "Путешествие в страну Здоровья", интегрированные уроки здоровья.
Большинство учащихся 4 классов удовлетворяет целесообразная организация режима труда и отдыха. 80% учащихся положительно относятся к физическим нагрузкам и урокам физкультуры. При этом 20% детей уроки физкультуры в школе не нравятся. Имеет место негативное отношение к закаливанию. Этот результат насторожил преподавателей физкультуры, классных руководителей. Задача уроков физической культуры и здоровья – организовать двигательную активность учащихся с учётом состояния здоровья, чтобы не только не навредить, а укрепить его. Мониторинг показал, необходимо постоянно совершенствовать, корректировать, разнообразить структуру оздоровительных физкультурных мероприятий в начальных классах.
Уроки физкультуры лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Способствуют физическому развитию младших школьников подвижные перемены. Динамические паузы, занятия физическими упражнениями на свежем воздухе во внеурочное время – прекрасное средство для закаливания организма ребёнка. Именно закаливание – эффективнейшее средство укрепления здоровья человека, особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
В физическом воспитании есть интересные формы занятий. Одна из нужных и важных – физкультминутка. Физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала. В начальных классах они разнообразны по формам и содержанию: танцевальные, оздоровительно-гигиенические, двигательно-речевые, театрализованные, физкультминутки для глаз, психогимнастические. Проводятся соревнования по футболу, игры-Спортландии, дни здоровья, соревнования по мини-футболу, старты надежд, спортивные праздники "Папа, мама, я – спортивная семья" и др.
Весь комплекс мероприятий по физическому развитию, усилия учителей физкультуры, надлежащая физическая подготовка, старания учащихся позволили достичь хороших показателей физической подготовки учащихся.
Любой школьный предмет может и должен преподаваться с учётом использования его для формирования у учащихся активной позиции по отношению к собственному здоровью, доступно и ясно раскрывать основные задачи обучения здоровому образу жизни.
В начальной школе необходимо научить детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам. Задача эта необычайно сложна и не имеет однозначного решения. Занятия спецкурса "ЗОЖ" – серьёзный шаг в решении этой проблемы. Задача уроков здоровья – сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни, обеспечить физическое и психическое саморазвитие.
ЗОЖ учащихся – это повседневная деятельность на уроках, и во внеклассной работе. Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесбережения младших школьников у нас разнообразны: утренники, праздники Здоровья, КВН "Дружба начинается с улыбки", игры-соревнования, с использованием знаний ПДД "В гостях у Светофора", "Малая Cпортландия", "Ученическая скорая помощь", устный журнал "Почему мы здоровы", конкурс плакатов "За здоровый образ жизни", деловая игра "Музей вредных привычек". Очень любимы у наших детей "Экскурсии выходного дня". За четыре года дети побывали в Минске, Полоцке, отдыхали на Нарочи, были в гостях у Зюзи Поозерского, совсем недавно учащиеся 4-х классов познакомились с прекрасными озёрами Браславщины, совершили водную прогулку на настоящем пароходе "Браславские озёра".
Дети получили огромный заряд энергии, хорошего настроения, здоровья.
Закончился учебный год туристическим походом "Здравствуй, лето!".
Осуществлению преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников способствует совместная работа педагогов и родителей. Подключая их с первого класса ко всем проводимым в школе мероприятиям, учителя помогают им глубже узнать своих детей и обеспечить комфортные условия для раскрытия собственного детского Я не только в школе, но и дома.
Мы предлагаем родителям следующие формы работы:
- Тесты "Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым", "В хорошей ли вы форме".
- Родительско-ученические собрания: "Роль семьи в формировании ЗОЖ", "Режим дня в жизни младшего школьника".
-Тематические беседы: "Об утомляемости младших школьников", "Физическое воспитание в семье", "Состав пищи и рациональное питание младших школьников"
- "Экскурсии выходного дня", совместные туристические походы.
Анкетирование "Здоровье наших детей", проведённое среди родителей учащихся, показало большую заинтересованность родителей в получении их детьми знаний о ЗОЖ.
Итоговый контроль знаний по ЗОЖ свидетельствует, что у учащихся формируется потребность расти здоровыми, устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, потребность в самостоятельной двигательной активности, социально-личностный рост.
В результате комплексной работы педагогов, медицинской и психологической служб, тесного сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ среди учащихся 4-х классов можно сделать следующие выводы:
- за последние два года среди учащихся отсутствовали случаи травматизма и ДТП;
- значительно уменьшилось количество инфекционных заболеваний;
- стабильным остаётся количество учащихся, имеющих высокий и выше среднего уровни физической подготовки;
- наблюдается динамика снижения количества учащихся, отнесённых к специальной и подготовительной медицинской группе.
По данным статистики учета заболеваний и состояния здоровья детей школы на конец 4 года обучения, можно сделать вывод:
I группа здоровья – 51 % детей, что на 5 % выше стартового показателя.
II группа здоровья – 48 % детей, показатель снижен на 5 %.
Количество детей III группы - 1 %, не изменилось.
Наши дети переходят в пятый класс. Безусловно, они столкнутся с адаптацией к новым социальным условиям. От успешности адаптации зависит результат дальнейшего обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной реализации в школьной среде.

Комплексное сопровождение программы формирования психологического здоровья младших школьников

С.А.Юшкевич

Здоровье нации – главная ценность и необходимое условие прогрессивного её развития. Статистика последних лет свидетельствует о неблагополучном воздействии экологических, социальных факторов, интенсификации процесса образования на здоровье детей. Становится очевидным, что сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную проблему. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, состоящее из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов:

  • духовного здоровья,
  • физического здоровья,
  • психического здоровья,
  • социального здоровья.

Именно поэтому в нашей школе была разработана программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Азбука здоровья».
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Задачи:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье младших школьников;
  • сформировать в ученическом коллективе правильное отношение к своему здоровью;
  • адаптировать учащихся с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Разработанная программа «Азбука здоровья» позволяет максимально задействовать имеющиеся ресурсные возможности школы, включить всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, педагогов, классных руководителей, социально-психологическую службу, родителей) в активную работу по формированию здорового образа жизни учащихся, что в дальнейшем должно способствовать сохранению и укреплению здоровья детей в целом.
Забота о физическом здоровье неразрывно связана с заботой о психическом и психологическом благополучии учащихся. Психологическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребёнка в школу до окончания учебного заведения.
В рамках данной программы педагогом-психологом в нашей школе проводятся следующие мероприятия, способствующие созданию условий и мотивации по формированию психического здоровья:
Первый блок (1-й класс):

  • Посещение уроков в адаптационный период (1-е классы).
  • Наблюдение за поведением первоклассников в учебных и внеучебных ситуациях.
  • Проведение психодиагностики готовности учащихся к школе (1-е кл.).
  • Выступления на родительских собраниях: «Ваш ребенок пошел в школу» (1-е кл.), «Психологические особенности детей 6-7 лет» (1-е кл.)
  • Индивидуальные консультации с педагогами первых классов по организации психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации к школе.
  • Консультирование родителей по результатам исследований.
  • Проведение коррекционно-развивающей работы на параллели 1-х классов.

В результате совместной, кропотливой работы психолога, учителей и родителей первоклассники за короткий срок адаптируются к школе.
Второй блок (4-й класс):

  • Психологическая диагностика структуры интеллектуальных способностей учащихся 4-х классов, уровня тревожности, социометрическое изучение классного коллектива
  • Проведение консультаций для классных руководителей 4-х классов по вопросам адаптации учащихся в связи с переходом в 5-й класс.
  • Коррекционно-развивающая работа по результатам психодиагностики в 4-х классах и по запросам учителей и родителей.
  • Индивидуальное консультирование родителей учащихся, требующих дополнительного внимания и поддержки.

Не остаются без внимания учащиеся 2-3 классов. С ребятами проводится серия занятий на развитие памяти, внимания, мышления, психодиагностика эмоционального состояния учащихся на уроках.
Кроме запланированных мероприятий проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей.
Большая работа осуществляется с семьями учащихся. Это позволяет более качественно и комплексно решать возникающие проблемы и оказывать психологическую помощь детям. Цель работы педагога-психолога – помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в преодолении школьных психологических трудностей.
Для решения поставленных задач организован родительский всеобуч по актуальным темам: «Роль семьи в сохранении здоровья школьника», «Психофизические особенности младших школьников», «Как помочь ребенку во время «переходного возраста»», «Гиперактивный ребенок, как ему помочь?» и т.д.
С целью повышения психолого-педагогической грамотности педагогов, улучшения психологического климата в коллективе, саморегуляции эмоционального состояния учителя в школе проводятся психолого-педагогические семинары: «Стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни», «Этот трудный подростковый возраст», «Учёт индивидуальных особенностей учащихся в работе с детьми» и др.
Сегодняшние ученики – это будущее нации. И только совместными усилиями педагогов, родителей, психологов и других участников учебно-воспитательного процесса может решаться задача формирования психического и психологического здоровья подрастающего поколения.

Сведения об авторах

  • Буланова Елена Владимировна,заместитель директора по основной деятельности УО "Клястицкая ГОСШ-сад им. В.А.Хомченовского"
  • Волкова Ольга Валерьевна,методист отдела дошкольного и начального образования ИРО
  • Жук Валентина Ивановна,начальник отдела дошкольного и начального образования ИРО
  • Заляцкая Марина Владимировна,учитель начальных классов УО "Полоцкая ГОСШ № 1 с экологическим уклоном"
  • Куксова Нина Александровна,старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и частных методик ИРО
  • Краснова Людмила Петровна,учитель начальных классов УО "Дубровская ГОСШ-детский сад", Ушачский район
  • Маршалова Галина Ивановна, учитель начальных классов УО "Добромыслянская ГОСШ", Лиозненский район
  • Новикова Наталья Антоновна,учитель начальных классов УО "Полоцкая ГОСШ № 12 им.И.Е.Алексеева"
  • Новосельцева Елена Викторовна,педагог-психолог, УО "Государственный ясли-сад № 70 РУП "Витебскэнерго"
  • Папко Светлана Фёдоровна, учитель начальных классов УО "Ореховская ГОСШ им.Н.Л.КостюченкоУшачского района"
  • Пучинская Светлана Фёдоровна, педагог-психолог УО "Государственный ясли-сад № 6 г.Глубокое"
  • Сердюкова Надежда Алексеевна,методистотдела дошкольного и начального образования ИРО
  • Скурко Мария Веньяминовна,учитель начальных классов УО "ГОСШ № 3 г.Глубокое"
  • Сушко Оксана Викторовна,педагог-психолог УО "Государственный ясли – сад № 2г.Верхнедвинска"
  • Тарарышко Светлана Ивановна,методист сектора психолого-педагогического консалтинга ИРО
  • Татун Ольга Александровна,воспитатель УО "Государственные ясли-сад № 7 г.Глубокое"
  • Юшкевич Светлана Фёдоровна,педагог-психолог УО "ГОСШ № 3 г.Лепеля"

[1] [2] [3]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.