На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

5.1. Общие свойства проективных методов исследования личности

Проективные методы - группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, - это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Проекция - (от лат. projectio - выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) описал основные защитные механизмы, в том числе и проекцию, которую определял как защитный механизм личности, устраняющий тревогу при осознании конфликта. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и обеспечивают «снятие внутреннего конфликта», т.е. выступают средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, З. Фрейд определял психологическую защиту как бессознательную стратегию «Я». Спорным остается вопрос о классификации психологических защит. Различные авторы по-разному определяют количество защит - от 4 до 23.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось американским психологом Лоуренсом К. Франком (Lawrence K. Frank) в 1939 г. Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой». Проективная гипотеза - проекция проявляется во всех сферах жизни личности.
Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Уникальный материал, получаемый при работе с проективными методиками, позволяет выбрать разные уровни анализа - от так называемого объективного, ограничивающегося, скажем, указанием на количество увиденных деталей изображения, до не всегда поддающихся объективации гипотез, связанных с неосознаваемыми и непризнаваемыми личностью побуждениями.
Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула.
Признаки проективных методик:
- Неопределенность стимульного материала. Наиболее отличительной чертой проективных проективных методик является использование в них неструктурированной задачи, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и др. Для того чтобы ситуация тестирования давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию. Неопределенность стимульного материала обеспечивает неограниченный набор вариантов ответов в каждой методике.
- Краткая инструкция (неструктурированная задача). Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик.
- Отсутствие ограничений в форме и содержании ответа
При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции», «защитный механизм».
Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности.
Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Достоинства и преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами:
• Менее подвержены фальсификации ответов
• Дают большую информацию о личностной сфере
• Способствуют установлению контакта с испытуемым
Считается также, что проективные методы облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют ориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке [39].
Недостатки и ограничения проективных методик:
• Методики имеют высокую валидность, но невысокую надежность. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
• Психолог проявляет «вторичную проекцию» на результаты испытуемого
• Успешность интерпретации зависит от опыта работы психолога с методикой
Проблемы надежности и валидности проективных методик. Проективные методики
меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однозначны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.
История возникновения проективных методов. Истоком проективных методов считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. А.И. Рабин [36] считает, что метод словесных ассоциаций, использовавшийся в клинических условиях К. Юнгом, является исторически первой проективной методикой. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина, К. Юнга и других. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Необходимо было в эксперименте направить человека на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии [34].
История проективных методик - это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения.
Одна из первых и самых популярных проективных методик - Метод чернильных пятен, была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом.
Следующей вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (К. Морган, Г. Мюррей).
Проективные методики создавались в разное время, причем одни - чисто эмпирическим путем, другие - на основе общепсихологических или частных психологических концепций. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.

 

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954). 
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

Рассмотрим перечисленные виды.
1. Конститутивные методики исследования личности - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл.
Примеры конститутивных методик:
- Тест Роршаха
- Тест Хольцмана
Тест чернильных пятен Роршаха
Герман Роршах (Hermann Rorschach, 1884-1922 г.) - швейцарский психиатр и психолог.
Тест Роршаха (Rorschach Inkblot Test) создан в 1921 г. Состоит из 10 таблиц с симметричными пятнами разных цветов неопределенной формы.
Основные выявляемые тенденции:
Тип переживания личности, реалистичность восприятия, тревожность.
Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей.
В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно.
Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?».
Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.
Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание.
В дальнейшем эта методика использовалась и модифицировалась многими исследователями.
2. Конструктивные методики - методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого, из оформленных деталей и истолкование этого (игрушки, кубики и т.д.) например, Тест Мира.
Примеры конструктивных методик:
• Тест Мира М. Ловенфельд
• Тест «Деревня» Р. Мукиелли

стимульный материал

Рис. 5.2. Стимульный материал теста Мира М. Ловенфельд
Тест мира состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности
3. Интерпретативные методики - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации.
Примеры интерпретативных методик:
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Тест фрустрации С. Розенцвейга
Тест руки (Hand Test) Э. Вагнера
Более подробно эта группа проективных методик будут рассмотрена в следующем разделе.
4. Катартические методики основаны на вызывании катарсиса (психодрама, проективная игра) - выражение в деятельности, прежде всего в игровой, собственных переживаний, подавляемых мотивов, отношений; осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Примеры катартических методик:
• Психодрама Дж. Морено
Проективная игра

психодрама морено

Рис. 5.3. Сцена театра Психодрамы Дж. Морено
И.Б. Гриншпун отмечает, что в области методов исследования личности Дж. Морено может рассматриваться как новатор [11]. Психодрама - в том ее аспекте, в котором она выступает как исследовательский и психодиагностический метод, - является оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода, но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другими людьми. Наряду с развитием психодрамы собственно продолжателями идей Дж. Морено, ее элементы вошли в другие психотерапевтические направления (психоаналитическая драма, бихевио- ральная драма, юнгианская драма).
5. Экспрессивные методики - направлены на выявление свойств и состояний личности с помощью анализа рисунка на заданную тему.
Примеры экспрессивных методик:
• «Дом - Дерево - Человек»
• «Нарисуй человека»
• « Несуществующее животное»
• «Рисунок семьи»
6. Импрессивные методики - методы субъективного выбора, методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности.
Примеры импрессивных методик:
• Методика цветовых выборов М. Люшера
• Методика портретных выборов Л. Сонди
Методика цветовых выборов швейцарского психолога Макса Люшера. Стимульный материал состоит из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек. Цвета карточек имеют точные физические характеристики (светлота, насыщенность и др.), автор называет такие цвета «Люшеровский красный», «Люшеровский синий» и т.д. [22]. Именно по таким цветам проходила стандартизация методики, поэтому нельзя для ее проведения использовать самодельные карточки, даже если они имеют похожий цвет. Испытуемый должен выбирать среди них одну за другой по степени своего субъективного предпочтения.
Методика портретных выборов Л. Сонди была разработана в конце 1930-х годов венгерским психиатром Л. Сонди (1947) и стала популярной в США. Материалы теста состоят из 48 фотографий людей, взятых из восьми психиатрических диагностических категорий. Довольно сложная и длительная процедура выбора выявляет из предпочтений испытуемого различные фотографии-изображения. Тест основан на предположении, что человек может быть описан в терминах восьми «систем потребностей» (предположительно отраженных на фотографиях), при этом выбор и отклонения субъекта указывают на степень силы или напряженности каждой потребности.
7. Аддитивные методики - методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории. К ним относятся проективные методики «Незаконченные предложения» (Sentence Completion Techniques) и проективные методики завершения историй (Story Completion Techniques).
Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных - от мотивов тех или иных поступков до отношения к различным значимым для испытуемого людям, также они помогают выявлять значимые конфликты ы определенных сферах отношений с людьми (отношения с родителями, с друзьями и др.).
По сравнению с другими проективными методиками, методики дополнения накладывает гораздо больше ограничений на возможные ответы испытуемого, поскольку они уже имеют заданное начало, ограничивающее свободный ответ.
Примеры аддитивных методик:
• «Незаконченные предложения» - методики Дж. Роттера и Вилиермана, Д. Сакса (1950г.). Предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...»,
«Думаю, что настоящий друг...» и т.п.
• Методики завершения историй - сказки Л. Дюсс-Дж. Десперт (Duss or Despert, 1940г.).
Среди аддитивных методик более широко распространены незаконченные предложения. Обычно они состоят из коротких фраз, которые испытуемый должен дополнить первыми словами, которые приходят на ум.
8. Рефрактивные методики (от лат. - refractus - преломленный, преломление) - изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса). графические пробы. В рефрактивных методиках испытуемые должны оценить какие-либо свои атрибуты, не зная, что оценивает самого себя, например, фотографии своих рук, образцы почерка, записи голоса.
Примеры рефрактивых методик:
• Тест Е. Мира-и-Лопеса
• Анализ почерка
Можно в целом отметить, что классификации проективных методов носит эмпирический характер, она сложилась исторически, по мере разработки тех или иных проективных методик и методических процедур их использования. В связи с этим, можно предполагать, что данная классификация является открытой и, возможно, будет дополнена другими видами методик проективного характера. Продолжается работа по изучению дополнительных свойств существующих проективных методик, которые проявляются в ходе их длительного применения. Практические психологи уточняют тестовые нормы для различных групп испытуемых, модифицируют процедуру применения методик, создают варианты экспрессдиагностики с помощью известных проективных методик.

Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Дайте определение проективных методов диагностики личности.
2. Кто впервые ввел в психодиагностику понятие «проективные методики»?
3. Назовите основные признаки проективных методик.
4. Какие особенности личности выявляются с помощью проективных методик?
5. В чем состоят преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами?
6. Каковы недостатки и ограничения проективных методик?
7. Что является теоретической основой разработки проективных методик?
8. Какой метод считается первой проективной методикой?
9. На каких критериях основана классификация проективных методик?
10. Дайте характеристику основных видов проективных методик.

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Тест Г. Роршаха и его модификации
2. Методика цветовых выборов М. Люшера
3. Проективные методики завершения историй

Решение тестовых заданий:
Задание 1
«Проективный» подход в диагностике личности представляет собой:
1. Глобальный подход к оценке личности
2. Детальный подход к оценке личности
3. Объективный подход к оценке личности
4. Теоретический подход к оценке личности
Задание 2
Характерными чертами проективных методик являются:
A) неопределенность стимулов
Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого
B) разнообразие интерпретаций психодиагноста
Задание 3
Достоинства проективных методик заключаются в том, что они по сравнению с другими методами психодиагностики:
1. Более просты в интерпретации
2. Дают более объективные результаты
3. Занимают небольшое количество времени
4. Менее подвержены фальсификации ответов
Задание 4
Для проективных методов характерны:
1. Высокая надежность и высокая валидность
2. Невысокая надежность и высокая валидность
3. Высокая надежность и невысокая валидность
4. Невысокая надежность и невысокая валидность
Задание 5
Приведите в соответствие два ряда понятий:
1. Импрессивные методики исследования личности
2. Экспрессивные методики исследования личности
3. Аддитивные методики исследования личности
A. «Дом - Дерево - Человек»
B. Незаконченные предложения
C. Тест М. Люшера

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2007. - С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительный анализ проективной гипотезы и признаков проективных методик
2. Проанализируйте предпосылки возникновения проективных методов исследования личности
3. Дайте сравнительную характеристику достоинств и недостатков личностных опросников и проективных методов исследования личности
Работа с диагностической методикой:
Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Д. Леви.
Цель методики: Методика предназначена для диагностики системы отношений личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.


Рекомендуемая литература по теме:
1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с. (Серия «Учебники психотерапии» )
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
3. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом. //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 1.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. -
5. Зонди Л. Экспериментальная диагностика побуждений. С приложением «Психодиагностических таблиц». - М.: Когито-Центр, 2013. - 288 с.
6. Люшер, М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. / М. Люшер. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. - 160 с.
7. Омельчанко Е.В. История применения проективного метода в практике отечественной психологической диагностики. //Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы. /Под ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. - 2009. С.135-145.
8. Проективная психология. /Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 528 с.
9. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов-адаптированный тест Сонди. / Л.Н. Соб- чик. - СПб.: Речь, 2002. - 123 с. - (Практикум по психодиагностике).
10. Харламенкова Н.Е. Решение исследовательских задач проективными методами. // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. Отв. редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: 2009. С. 221-231.
11. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. / Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. - 69 с. Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.