МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
Студентки 4 курса Заочного отделения Факультета «Социальной работы, педагогики и психологии» Специальности «Психология» Малыхиной Ю.А.
Я, Малыхина Юлия, проходила практику в Службе практической психологии Методического кабинета г. Курчатова с 2.02.09 г. по 15.03.09. в качестве стажера. Цели производственной практики:
- Планирование и осуществление самостоятельного и эмпирического исследования.
- Обобщение полученных результатов с применением методов математической статистики на основе методологической базы исследования.
- Осуществления работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования.
- Интерпретации экспериментальных данных исследования и формулировании выводов.
Задачи:
- Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.
- Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка учреждения (организации) и принятия к исполнению.
- По итогам практики 15 марта 2009 г. представить для зачета отчетную документацию:
- дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням) - отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы, а так же в качестве приложения результаты исследования в графической формы (таблицы, графики, гистограммы, результаты статистической обработки данных) - заключение. Общее руководство и контроль за ходом научно – исследовательской и квалификационной практики осуществляет руководитель практики в соответствии с планом – графиком ее приведения. Руководитель производственной практики: заведующая структурным подразделением МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии» г. Курчатова – Космалюк В.В.: - консультирует по вопросам содержания и последовательности выполнения эмпирического исследования - оказывает помощь студенту в подборе научных источников и определений методов исследования - готовит письменный отзыв. План – график работы на период 2.02.09 по 15.03.09. производственной практики Малыхиной Ю.А.:
- Провести пилотажное исследование
- Подбор методик для основного исследования практики
- Провести основное исследование
- Обработка полученных данных.
- Подведение итогов производственной практики.
В ходе практики нами осуществлялись следующие действия:
- Знакомство с персоналом учреждения и укладом организационной работы.
- Было проведено Пилотажное исследование на базе школы № 4 в 9В классе. Были выбраны методики: 1. Социометрия. 2. Тест Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. 3. методика «Полустандартизированное интервью». 4. «Корректурная проба». 5. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления». 6. Методика «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память. 7. тест «Холланда». 8. методика «Мотивы выбора профессии». 9. дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)». После проведения пилотажного исследования были подчитаны в количественно отношении баллы по каждой методики на каждого человека.
Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: журнал самозаписи (приложение 1), индивидуальная карта (приложение 2), положение о работе «Службы Практической Психологии» (Приложение 3), интерпретация диагностических материалов. Самым сложным, по-моему, мнению было заполнение индивидуальной карты (обязательная форма), а самым легким – журнал самозаписи. В приложениях представлены формы, которые мне приходилось заполнять в ходе работы – это обязательные и свободные формы. Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: журнал самозаписи (приложение 1), индивидуальная карта (приложение 2), положение о работе «Службы Практической Психологии» (Приложение 3), интерпретация диагностических материалов. Самым сложным, по-моему, мнению было заполнение индивидуальной карты (обязательная форма), а самым легким – журнал самозаписи. В приложениях представлены формы, которые мне приходилось заполнять в ходе работы – это обязательные и свободные формы. Подробный отчет о проведенной мной работе представлен в таблице «Результаты по диагностической работы» в приложении 4.
Дневник по производственной практике студентки 4 курса 1группы заочного отделения факультета «Социальная работа. Педагогика и психология». Специальность «психология» Малыхиной Ю.А.
Дата
|
Вид деятельности
|
Подпись
|
2.02.09.
|
Ознакомление с местом роботы, планом рабочий деятельности в данной организации. Знакомство с рабочим персоналом.
|
|
3.02.09.
|
Подбор методического материала для начало пилотажного исследования по теме выпускной квалификационной работы.
|
|
4.02.09.
|
Изучение в теоретико – методологической литературе адаптации к условиям школьного обучения.
|
|
5.02.09.
|
Изучение методик и тестов для исследования адаптации к условиям школьного обучения. Подобрали тест – социометрия.
|
|
6.02.09.
|
Изучение в теоретико – методологической литературе познавательной сферы у подростков. Изучение методик и тестов для изучения познавательной сферы у подростков.
|
|
9.02.09
|
Изучение методик и тестов для исследования профессионального развития личности у подростков.
|
|
10.02.09.
|
Знакомство с классом, где проводили пилотажное исследование. Провели социометрию и Тест Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда.
|
|
11.02.09.
|
Провели методику «Полустандартизированное интервью».
|
|
12.02.09.
|
Провели тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память.
|
|
13.02.09.
|
Провели тест «Холланда», методику «Мотивы выбора профессии», дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
|
|
16.02.09.
|
Обработка результатов социометрии, теста Е.Ф. Бажиной, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, методики «Полустандартизированное интервью».
|
|
17.02.09.
|
Обработка результатов тестов «Корректурная проба», Методика «Логико-количественные отношения», «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память.
|
|
18.02.09.
|
Обработка результатов теста «Холланда», методики «Мотивы выбора профессии». Обработка результатов дифференциально-диагоностического опросника «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
|
|
19.02.09.
|
Изучение общества и особенностей отношений в подростковой среде.
|
|
20.02.09.
|
Библиотечный день
|
|
23.02.09
|
Количественная обработка полученных данных.
|
|
24.02.09.
|
Обработка первичных данных
|
|
25.02.09.
|
Статистический анализ полученных данных с помощью методов математической обработки. Ранговая корреляция
|
|
26.02.09.
|
Составление ранговой корреляции
|
|
27.02.09.
|
Составление таблиц и графиков
|
|
2.03.09.
|
Составление таблиц и графиков
|
|
3.03.09.
|
Составление таблиц и графиков
|
|
4.03.09.
|
Подготовка документации. Подведение итогов.
|
|
5.03.09.
|
Составление, оформление и написание дневника
|
|
6.03.09.
|
Составление отчета
|
|
9.03.09.
|
Написание и оформление отчета
|
|
10.03.09.
|
Составление заключения
|
|
11.03.09.
|
Проверка всех документов и их корректировка
|
|
12.03.09.
|
Проверка документов
|
|
13.03.09.
|
Подписание документов и проставление печатей.
|
|
Диагностика подростков в возрасте 14-16 лет.
- Изучение адаптации к условиям школьного обучения.
- Измерение локуса контроля
(Тест Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) Одной из важных интегральных характеристик самопознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживания «я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Согласно Д.Роттеру, одним из элементов знания о себе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости от содержания этой гипотезы Д. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что его достижения зависят, прежде всего, от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремлённость или уровень интеллектуальных способностей. Для него успехи и неудачи определяют не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действия. Во втором случае человек убеждён, что его успехи и неудачи являются результатом действия внешних сил – везения, случайностей, давления окружения, других людей и т.д., на которые он не может оказывать влияние. Существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями. Большинство людей занимают промежуточные позиции между этими крайностями. В соответствии с тем, какую позицию занимает на континууме индивид, ему приписывается определённое значение локуса контроля. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, и тех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, и тех, чьё поведение в основном определяется личными диспозициями. Принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. Инструкция: «Вам будут предложены опросник и бланк ответов. Опросник содержит 32 пункта. Каждый состоит из двух утверждений: а) и б). Внимательно прочитав утверждения пункта, выберите то, с которым Вы больше согласны, и зачеркните в бланке ответов букву, соответствующую данному утверждению. После этого переходите к следующему пункту. Отвечайте по возможности быстро, не стоит слишком задумываться и советоваться с другими. Нельзя зачёркивать сразу две буквы в пункте или не зачёркивать совсем. Вы должны зачёркнуть только одну букву в пункте, даже если оба утверждения не совсем Вам подходит или Вы согласны с каждым из них. Если Вы не можете сделать выбор, зачеркните любую букву из пункта, но только одну. Опросник.
- а) Дети становятся неблагополучными потому, что родители наказывают их слишком строго.
б) В наше время неблагополучие детей зависит от того, что родители недостаточно строги к ним. 2. а) Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением. б) Людское невезение – результат их собственных ошибок. 3. а) Большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо боремся с ними. Б) В ближайшее время улучшить работу сферы обслуживания невозможно. 4. а) К людям относятся так, как они заслуживают. Б) к несчастью, достоинства человека остаются непризнанными, как бы он ни старался. 5. а) Спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с деканатом. Б) У добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью. 6. а) Идея о том, что преподаватели несправедливы к студентам, бессмысленна. Б) Большинство студентов не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности. 7. а) Без везения никто не может преуспеть в жизни. Б) Если способный человек немногого добился в жизни, значит, он не использовал свои возможности. 8. а) Как бы вы ни старались, некоторым людям вы всё равно не понравитесь. Б) Люди, которые не могут понравиться другим, просто не умеют ладить с окружающими. 9. а) Настойчивость играет главную роль в определении личности. Б) Человека определяет его жизненный опыт. 10. а) Из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это обязательно произойдёт. Б) Я убедился, что принять решение о выполнении определённого действия лучше, чем положиться на случай. 11. а) Студент, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко получает несправедливую оценку. Б) Заниматься систематически не обязательно, поскольку экзаменационные вопросы не связаны с курсом. 12. а) Успех приносит усердная работа, он не связан или мало связан с везением. Б) Чтобы получить хорошую работу, надо оказаться в нужном месте в нужное время. 13. а) Мнение студентов будет учтено, если оно объективно. Б) Студенты не могут оказать влияние на решение деканата. 14. а) Что бы я ни планировал, я почти всегда уверен, что мне удастся осуществить намеченное. Б) Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от везения. 15. а) Есть категория людей, в которых нет ничего хорошего. Б) Что-то хорошее есть в каждом. 16. а) Если принять верное решение, то достижение того, что я хочу, мало связано или совсем не связано с везением. Б) Очень часто мы можем принять решение, гадая, бросив монету. 17. а) Кто станет руководителем, часто зависит от того, кому повезёт оказаться в нужном месте. Б) Нужны специальные способности, чтобы заставить выполнить людей то, что необходимо. Везение при этом играет маленькую роль. 18. а) Мировые события зависят от сил, которыми мы не можем управлять. Б) Принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события. 19. а) Если в общежитии скучно, значит, студ. ком. никуда не годится. Б) Будет ли жизнь в общежитии весёлой и интересной – зависит от самих студентов. 20. а) Большинство людей не осознают, до какой степени их жизнь определена случайностью. Б) Не существует реально такой вещи, как везение. 21. а) Человек иногда должен признавать свои ошибки. Б) Обычно лучше всего скрыть свои ошибки 22. а) Трудно узнать, нравишься ли ты людям. Б) Количество друзей, которых ты имеешь, зависит от того, что ты за личность. 23. а) Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами. Б) Большинство несчастий – результат отсутствия способностей, невежества и лени. 24. а) Аспирант – это в прошлом способный, трудолюбивый студент. Б) Чтобы поступить в аспирантуру, нужны связи. 25. а) Иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели ставят оценки. Б) Есть прямое отношение между моим усердием и полученной оценкой. 26. а) Хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решает, что ему делать. Б) Хороший лидер в коллективе определяет, что каждому нужно делать. 27. а) Добросовестно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения. Б) Большинство крупных научных открытий – результат везения. 28. а) Много раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются. Б) Я не могу поверить, что везение или удача играют важную роль в моей жизни. 29. а) Люди одиноки потому, что они не стараются быть дружелюбными. Б) Не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям; если ты им нравишься, то и так нравишься. 30. а) В высшей школе слишком много внимания уделяют спорту. Б) Заниматься спортом – лучшее средство воспитания характера. 31. а) То, что со мной случается, - это мои собственные действия и поступки. Б) Иногда я чувствую, что у меня нет достаточного контроля над направленностью моей жизни. 32. а) Студенты не в состоянии понять, на основе чего деканат выносит свои решения. Б) часто студенты сами виноваты, если деканат выносит строгое решение. Ключ Внутренние локусные альтернативы: 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а. 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24а, 25б, 27а, 28б. 29а, 31а, 32б. Внешние локусные альтернативы: 2а, 3б, 5а, 6б, 7а, 10а, 11б, 12б, 13б. 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б. 26а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.
Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.
Порядок подсчёта: Значение локуса контроля ЛК рассчитывается по формуле: ЛК = (Е – Е): 2 ЛК = 0,5 Σ, Где Е – суммарное количество ответов, характеризующих внутренние локусные альтернативы стратегию. Эта формула может быть упрощена до такой: ЛК = Е - 13. так как опросник содержит 26 пунктов, то значения локуса контроля укладываются в 27-балльную шкалу от 13 до 13, включая 0. Значение 13 соответствует максимальному внутреннему локусу контроля; - 13 – максимально внешнему.
№
|
вариант ответа
|
балл
|
№
|
вариант ответа
|
балл
|
1
|
1А,2Б,3А.4А,5А,6Б,7А,8Б,9Б,10А,11Б, 12Б,13Б,14Б,15А,16А,17А,18А,19А, 20Б,21А,22А,23А,24А,25Б,26Б,27Б,28Б, 29А,30Б,31А,32А.
|
|
13
|
1Б,2Б,3А,4А,5Б,6А,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12А,13Б,14Б,15Б,16А,17А, 18А,19А,20Б,21А,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28Б,29Б,30Б,31Б,32А.
|
|
2
|
1А,2Б,3А,4А,5А,6А,7А,8А,9А,10А,11А, 12А,13Б,14Б,15Б,16А,17Б,18А,19А, 20А,21А,22А,23А,24А,25Б,26А,27Б,28Б 29Б,30Б,31Б,32А.
|
|
14
|
1А,2Б,3А,4А,5А,6Б,7Б,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16А,17А, 18А,19А,20А,21А,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27А,28Б,29А,30А,31А,32А.
|
|
3
|
1Б,2А,3А,4А,5А,6Б,7А,8А,9А,10А, 11А,12А,13Б,14А,15Б,16А,17А, 18А,19Б,20Б,21Б,22Б,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28Б,29Б,30А,31А,32А
|
|
15
|
1Б,2А,3Б,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11А,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17А, 18А,19Б,20Б,21Б,22Б,23А,24А,25А, 26А,27Б,28А,29А,30А,31А,32А.
|
|
4
|
1А,2А,3А,4А,5Б,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11А,12А,13А,14Б,15Б,16А,17Б, 18А,19Б,20Б,21А,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28Б,29А,30А,31А,32Б.
|
|
16
|
1Б,2Б,3Б,4А,5А,6Б,7Б,8Б,9Б,10А, 11А,12Б,13А,14А,15Б,16Б,17А, 18А,19А,20Б,21Б,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28А,29Б,30Б,31А,32Б.
|
|
5
|
1А,2А,3А,4А,5А,6А,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17Б, 18Б,19Б,20Б,21А,22А,23А,24А,25А, 26Б,27Б,28А,29Б,30А,31А,32Б.
|
|
17
|
1А,2Б,3А,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10Б, 11Б,12А,13Б,14Б,15Б,16Б,17Б, 18А,19А,20А,21Б,22А,23Б,24Б,25А, 26Б,27Б,28А,29Б,30Б,31А,32Б.
|
|
6
|
1Б,2А,3А,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17А, 18А,19А,20А,21А,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28А,29А,30Б,31А,32А.
|
|
18
|
1Б,2Б,3Б,4А,5Б,6Б,7А,8Б,9Б,10А, 11Б,12Б,13Б,14А,15Б,16Б,17Б, 18А,19Б,20Б,21А,22А,23А,24Б,25Б, 26Б,27Б,28А,29А,30А,31Б,32А.
|
|
7
|
1Б,2Б,3А,4А,5А,6А,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12А,13Б,14Б,15А,16Б,17А, 18А,19А,20Б,21Б,22Б,23Б,24Б,25А, 26А,27Б,28А,29Б,30Б,31А,32А.
|
|
19
|
1Б,2А,3А,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16А,17Б, 18А,19Б,20Б,21А,22А,23А,24Б,25А, 26А,27Б,28Б,29А,30А,31А,32А.
|
|
8
|
1Б,2Б,3А,4А,5Б,6Б,7А,8Б,9А,10Б, 11Б,12А,13Б,14Б,15Б,16Б,17А, 18А,19А,20А,21А,22А,23А,24Б,25А, 26А,27А,28А,29А,30А,31А,32А.
|
|
20
|
1А,2А,3Б,4А,5Б,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11А,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17Б, 18А,19А,20А,21Б,22Б,23А,24Б,25Б, 26А,27А,28А,29Б,30А,31Б,32Б.
|
|
9
|
1А,2Б,3Б,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15А,16А,17Б, 18А,19Б,20Б,21А,22А,23А,24Б,25Б, 26Б,27Б,28Б,29Б,30Б,31А,32А.
|
|
21
|
1А,2А,3Б,4А,5А,6А,7А,8А,9А,10А, 11А,12А,13Б,14Б,15Б,16А,17А, 18А,19А,20Б,21А,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28Б,29Б,30Б,31А,32А.
|
|
10
|
1Б,2А,3А,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17Б, 18А,19Б,20Б,21Б,22Б,23А,24Б,25Б, 26Б,27Б,28А,29А,30А,31Б,32Б.
|
|
22
|
1Б,2Б,3Б,4А,5А,6Б,7А,8Б,9А,10А, 11А,12Б,13А,14Б,15Б,16Б,17Б, 18А,19Б,20Б,21Б,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28А,29А,30Б,31Б,32А.
|
|
11
|
1А,2Б,3Б,4А,5А,6А,7А,8А,9Б,10Б, 11А,12Б,13А,14Б,15Б,16Б,17Б, 18Б,19Б,20Б,21Б,22А,23А,24А,25А, 26А,27Б,28А,29А,30А,31А,32Б.
|
|
23
|
1Б,2Б,3Б,4А,5А,6А,7Б,8Б,9Б,10А, 11Б,12Б,13А,14Б,15Б,16Б,17Б, 18А,19Б,20А,21Б,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28А,29Б,30А,31А,32А.
|
|
12
|
1А,2Б,3Б,4А,5А,6Б,7Б,8Б,9А,10А, 11Б,12Б,13Б,14Б,15Б,16Б,17А, 18А,19Б,20А,21Б,22А,23А,24Б,25А, 26Б,27Б,28Б,29Б,30А,31А,32Б.
|
|
24
|
1А,2А,3А,4А,5Б,6А,7А,8Б,9А,10А, 11А,12Б,13Б,14А,15Б,16А,17А, 18А,19Б,20А,21А,22А,23А,24Б,25А, 26А,27Б,28А,29А,30А,31А,32А.
|
|
Произведём расчёты локуса контроля по данной выборке по формуле: ЛК = Е1 – 13. в результате расчётов получили следующие данные, которые внесены в таблицу:
№
|
балл
|
расчёты
|
Локус контроля
|
№
|
балл
|
расчёты
|
Локус контроля
|
1
|
11
|
-2
|
Внеш. Низ.
|
13
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
2
|
11
|
-2
|
Внеш. Низ.
|
14
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
3
|
11
|
-2
|
Внеш. Низ.
|
15
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
4
|
15
|
2
|
Внут. Низ.
|
16
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
5
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
17
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
6
|
4
|
-9
|
Внеш. Выс.
|
18
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
7
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
19
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
8
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
20
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
9
|
10
|
-3
|
Внеш. Низ.
|
21
|
8
|
-5
|
Внеш. Ср.
|
10
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
22
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
11
|
13
|
0
|
-
|
23
|
9
|
-4
|
Внеш. Низ.
|
12
|
8
|
-5
|
Внеш. Ср.
|
24
|
11
|
-2
|
Внеш. Низ.
|
Таким образом: 22 человека (91,5%) имеют экстернальный тип локуса контроля, при этом следует отметить, что 20 человек в большей степени занимают промежуточное значение, т.к. степень выраженности локуса контроля у них колеблется от -2 до -4 (мы определим эти значения как низкие). Локус контроля одного подростка мы можем определить как средний (-5), что говорит о большей склонности проявления внешнего локуса контроля, т.е. данный подросток склонен считать, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил – везения или давления окружающих людей. У одного подростка из данной группы проявления внешнего локуса контроля можно отнести к высокой степени выраженности (-9). Данный показатель может свидетельствовать об убеждённости этого подростка, что его успехи и неудачи являются результатом действия внешних сил – везения, случайности, давления окружающих, других людей и т.д., на которые он не может оказывать давление, т. е он более чувствителен к ситуационным воздействиям. Так же 1 подросток может, отнесён к группе с внутренним проявлением локуса контроля (2). Так как это достаточно низкий показатель, то мы можем отнести его к группе с промежуточным проявлением локуса контроля. И 1 подросток имеет показатель 0, что говорит о действительном промежуточном значении локуса контроля. Из этого следует, что 23 подростка данной группы (95,7%) имеют промежуточный локус контроля, что в принципе соответствует возрастным особенностям. И 1 подросток имеет экстернальный тип локуса контроля, что говорит о его достаточно высокой чувствительности к ситуационным воздействиям.
Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики. Которая называется социометрия. Слово «социометрия» буквально обозначает «социальное измерение». Чаще всего этот термин используют для характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Кроме того, социометрическая методика позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также оценить их сплоченность. Процедура проведения методики следующая:
- Члены класса получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявлений взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности – некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. Инструкция приблизительно следующего содержания:
Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом Вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между Вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между Вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то Вам хорошо находиться в одном классе, кот-то Вас не очень устраивает и с ним Вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что Ваш класс начинает складываться сначала и каждому из Вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы. Записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает. Вопросы:
- кого из членов вашего класса вы по своему желанию включили бы в состав нового класса в первую очередь (3 человека)? Запишите этих людей на листе бумаг под номером 1 в порядке предпочтения.
- Кого из членов вашего класса вы, напротив, не хотели бы видеть в составе нового класса в первую очередь (3 человека)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения.
- Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются. И имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу (Приложение 11), называемую социометрической матрицей.
Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемого класса в одном и том жнее порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии участников членов класса цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например – синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом класса. Соответствующие цифры представляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указаны фамилии выбираемого человека. В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый – на Сидорова, третий – на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того самого цвета, который характеризует выборы или отклонения. Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена класса устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонений поучаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы. Для того чтобы определить, сколько выборов получил член класса, надо подсчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данного класса, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижней ее углу (в таблице они отмечены знаками математической суммы). Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю приходится наибольшее число отклонений. Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в классе, можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это – выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованном классе выборы и отклонения. Чаще всего строятся, так называемые, социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов класса. Индекс групповой сплоченности, который характеризует систему групповых отношений в целом:
Cn = K/Σвв. где: Cn – показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; K- общее число взаимных выборов, деланных членами данного класса; Σвв. – максимально возможное число взаимных выборов в данном классе. Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Σвв. определяется, в свою очередь, по формуле: Σвв. = n (n – 1)/2, Где n – число членов в изученном классе. Достаточно представительную разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:
- Разницы между числом выборов, сделанных данным членом класса, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к классу в целом.
- Разницы между числом полученных выборов и количеством отклонений. Это – оценка отношения группы к данному человеку.
- Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это – индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами класса.
- Количество полученных взаимных отклонений. Это – индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами класса.
Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по классу, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «–» (если дело касается взаимных отклонений). Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида – – – – о полном неблагополучии. Промежуточные, смешные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах системы групповых отношений. Для удобства обработки я составила таблицу ответов (Приложение 11). В этой таблице указаны положительные и отрицательные выборы учеников. Затем я составила для каждого ученика социограммы-мишени. Девочки обозначены кружочками, а мальчики – квадратами. Стрелка, ведущая к центру, означает выбор, и наоборот.
Вывод: В результате социометрического исследования мы выявили, что в группе имеется явный лидер (испытуемый 12), все остальные члены класса имеют примерно одинаковое (среднее) количество выборов; отклоняющие выборы имеются у нескольких человек, общее количество отклонений не превосходит число выборов, что свидетельствует о среднем уровне адаптации к условиям школьного обучения.
- Методика «Полустандартизированное интервью».
Учащимся было предложено ответить на вопросы, отметив нужный вариант, перечислить или описать те или иные предложенные в вопросе характеристики (бланк методики в приложении). После проведения исследования ответы учащихся были нами занесены в таблицу сводных данных.
№ |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
1
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
3
|
1
|
4
|
4
|
1
|
2/2
|
2
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
2
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
5
|
3
|
3
|
5
|
1
|
2/2
|
2
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
3
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
3
|
3
|
5
|
5
|
1
|
3/2
|
2
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
4
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4
|
3
|
4
|
4
|
1
|
5/8
|
5
|
+
|
-
|
-
|
+-
|
Р
|
Р
|
5
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4
|
3
|
3
|
4
|
1
|
2/2
|
2
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
6
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4
|
1
|
3
|
3
|
3
|
3/3
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
7
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
3
|
2
|
4
|
5
|
2
|
3/3
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
8
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
5
|
1
|
4
|
4
|
2
|
¾
|
3
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
9
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
1
|
1
|
3
|
4
|
1
|
2/4
|
3
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
10
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4
|
2
|
4
|
4
|
2
|
5/9
|
5
|
+
|
-
|
-
|
**
|
Р
|
Р
|
11
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
4
|
1
|
3
|
5
|
3
|
2/2
|
2
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
12
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
1
|
4
|
4
|
4
|
1
|
3/3
|
4
|
+
|
+
|
+
|
*
|
Р
|
Р
|
13
|
+
|
+
|
+
|
4
|
+
|
2
|
3
|
3
|
3
|
1
|
3/3
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
14
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
2
|
1
|
4
|
3
|
2
|
2/2
|
3
|
+
|
-
|
-
|
**
|
Р
|
Р
|
15
|
+
|
+
|
+
|
1
|
+
|
1
|
1
|
4
|
5
|
1
|
6/6
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
16
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
4
|
1
|
4
|
4
|
1
|
2/3
|
3
|
+
|
-
|
-
|
+-
|
Р
|
Р
|
17
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
3
|
1
|
4
|
5
|
1
|
2/2
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
18
|
+
|
+
|
+
|
3
|
+
|
6
|
1
|
3
|
5
|
2
|
3/3
|
2
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
19
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
3
|
3
|
3
|
5
|
1
|
3/2
|
3
|
+
|
-
|
+
|
!
|
РБУ
|
Р
|
20
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
4
|
1
|
4
|
5
|
1
|
5/5
|
3
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
21
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
4
|
1
|
2
|
4
|
1
|
2/2
|
2
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
22
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
4
|
1
|
4
|
3
|
2
|
2/2
|
3
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
23
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
1
|
1
|
5
|
3
|
2
|
3/2
|
4
|
+
|
-
|
+
|
!
|
Р
|
Р
|
24
|
+
|
+
|
+
|
2
|
+
|
5
|
2
|
4
|
5
|
4
|
3/5
|
3
|
+
|
+
|
+
|
!
|
РБУ
|
Р
|
Анализ полученных результатов показал, что:
- На вопросы «Знаете ли вы историю Курского края?», «Считаете ли вы себя русским человеком?», «Знаете ли вы культурные учреждения в Курске, отражающие национальные особенности русских людей» 100% детей ответили положительно.
- На вопрос «Если знаете, то перечислите какие?» назвали 1 учреждение – 50%, назвали 2 – 41,6%, назвали 3 – 4,2%, назвали 4 – 4,2%.
- На вопрос «Были ли вы в краеведческом музее?» положительно ответили 100%.
- При этом: 1 раз были 16,6%, 2 раза – 8,3%, 3 раза – 20,8%, 4 раза – 37,4%, 5 раз – 12,5%, 6 раз – 4,2%.
- Назвали экспозиции, которые наблюдали: 1 – 58,2%, 2 – 12,5%, 3 – 25%, 4 – 4,2%.
- Перечислили блюда национальной кухни: 2 – 4,2%, 3 – 33,3%, 4 – 54,1%, 5 – 8,3%,.
- Перечислили особенности национального костюма: 3 – 20,8%, 4 – 37,4%, 5 – 41,6%.
- Славные дела курян назвали: 1 – 58,2%, 2 – 29,1%, 3 – 8,3%, 4 – 4,2%.
- Народные песни: 2 – 41,6%, 3 – 41,6%, 5 – 12,5%, 6 – 4,2%.
- Народные праздники: 2 – 45,8%, 3 – 25%, 4 – 8,3%, 5 – 8,3%, 6 – 4,2%, 8 – 4,2%, 9 – 4,2%.
- Назвали праздники, отмечаемые в семье: 2 – 29,1%, 3 – 54,1%, 4 – 8,3%, 5 – 8,3%.
- Положительное отношение к людям других национальностей выразили 100%.
- «Есть ли у вас друзья других национальностей?»: 45,8% ответили положительно, 54,1% - отрицательно.
- 83,2% хотели бы иметь друга другой национальности, 16,6% - нет.
- Не хотели бы потому, что не доверяют – 8,3%, не нравится – 8,3%, хотели бы потому, что хотят общаться – 79%, уже есть – 4,2%.
- У 91,5% в семьях соблюдаются русские традиции, у 8,3% кроме русских соблюдаются ещё украинские и белорусские традиции.
- Дома общаются 100% на русском языке.
Проведём качественный сравнительный анализ.
|
Диагностический эксперимент
|
Констатирующий эксперимент
|
1
|
100% да
|
100% да
|
2
|
100% да
|
100% да
|
3
|
54,2% да, 45,8% нет
|
100%
|
4
|
45,8% не назвали, 1 – 8,3%, 2 – 33,3%, 3 и больше – 12,5%
|
0 – 0 1 – 50% 2 – 41,6% 3 и больше – 8,3%
|
5
|
83,3 % да, 16,7% нет
|
100% да 0-0
|
6
|
ни разу – 16,6%, 1 – 8,3%, 2-20,8%, 3 и более - 54,1%
|
ни разу – 0 1 – 16,6% 2 – 8,3% 3 и более – 75%
|
7
|
ни одной – 29,1%, 1 – 33,3%, 2 – 25%, 3 и более – 12,5%
|
ни одной – 0 1 – 58,2% 2 – 12,5% 3 и более – 29,1%
|
8
|
2 – 8,3%, 3 и более – 91,5%
|
2 – 4,2% 3 и более – 95,7%
|
9
|
ни одного- 8.3%, 2 – 25%, 3 и более – 66,6%
|
ни одного – 0 2 – 0 3 и более – 100%
|
10
|
ни одного – 37,4%, 1 – 50%, 2 – 4,2%, 3 и более – 8,3%
|
ни одного -0 1 – 58,2% 2 – 29,1% 3 и более – 12,5%
|
11
|
песни: 0 – 8,3%, 1 – 16,6%, 2 – 25%, 3 и более – 50%; праздники: 0 – 20,8%, 1 – 25%,
3 и более – 37,4%
|
песни: 0 – 0 1 – 0 2 – 41,6% 3 и более – 58,2% праздники: 0 – 0 1 – 0 2 – 45,8% 3 и более – 54,1%
|
12
|
0 – 4,2%, 1 – 41,6%, 2 – 12,5%, 3 и более – 41,6%
|
0 – 0 1 – 0 2 – 29,1% 3 и более – 70,7%
|
13
|
75% - да, 25% - нет
|
100%да 0 – нет
|
14
|
45,8% - да, 54,1% - нет
|
45,8% да 54,1% нет
|
15
|
66,6% да, 33,3% нет
|
83,2% да 16,6% нет
|
16
|
всё равно – 12,5% не нравятся – 8,3% уже есть – 4,2% не доверяю – 8,3% не дали ответа – 20,8% общение, традиции и т.д.- 45,8%
|
всё равно – 0 не нравятся – 8,3% уже есть – 4,2% не доверяю – 8,3% не дали ответа-0 общение, традиции и т.д. – 79%
|
17
|
не дали ответа – 25% русские – 66,6% белорус., украин. – 8,3%
|
не дали отвтеа-0 русские-91,5% бел., укр – 8,3%
|
18
|
на русском 100%
|
на русском – 100%
|
Построим диаграммы.
Данная гистограмма наглядно показывает, что после формирующего эксперимента данные значительно изменились: на диагностическом эксперименте положительно ответили всего 54,2%, тогда как после проведения формирующего эксперимента на стадии констатирующего эксперимента уже 100% дали положительный ответ.
Данная гистограмма наглядно показывает, как изменились ответы о культурных учреждениях г. Курска. Если на этапе диагностического эксперимента 45,8 не назвали их вообще, то на этапе констатирующего эксперимента 50% называют, хотя бы 1, 2 учреждения так же называют большее количество детей, более 3 меньше, связано это с тем, что в первом случае к культурным учреждениям, отражающим русские традиции причисляют такие учреждения, как цирк, тогда как во втором случае таких ошибок уже не допускают.
Как видно из данной гистограммы, количество положительных ответов, количество названных экспозиций, сколько раз были в краеведческом музее во время констатирующего эксперимента значительно больше, чем на уровне диагностического эксперимента.
Данная гистограмма вопросов, связанных с национальными русскими обычаями, традициями, песнями показывает, что на уровне констатирующего эксперимента положительных ответов значительно больше, но, что касается национальной кухни, то качественно ответы не изменились, т.е. подростки также продолжают считать национальными блюдами блюда украинской кухни.
Как видно из данной гистограммы, в момент констатирующего эксперимента на вопрос о том, есть ли друзья других национальностей данные не изменились, тогда как на вопросы о положительном отношении к людям других национальностей и желание иметь друзей из числа других национальностей – положительных ответов значительно больше.
Как показывает данная гистограмма, различия в показателях по диагностирующему и констатирующему экспериментам есть, но незначительные, в основном различия есть в обоснованиях причин положительной направленности: общение, традиции и т.д., и на уровне констатирующего эксперимента нет безразличных ответов, типа всё равно, или совсем не дали ответа.
Вывод: Таким образом, обобщив полученные данные, проанализировав их в сравнении, мы можем сделать вывод, что после формирующего эксперимента положительных ответов по многим заданным вопросам значительно больше, есть дети, которые уже после одного посещения краеведческого музея значительно изменили свои ответы, следовательно, на процесс адаптации и этнической социализации формирующий эксперимент оказал существенное влияние.
- Диагностика познавательной сферы.
- «Корректурная проба».
Испытуемому предлагается в течение 5 минут просмотреть буквы, в каждой строчке зачеркнуть букву «А», а букву «О» - подчеркнуть. Каждую минуту делать отметки по команде «Стоп». Исследуется продуктивность и устойчивость внимания. Расчет производится по формуле:
Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания испытуемого; N – Количество изображенных букв, просмотренных испытуемым во время работы; t – Время работы; n – Количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые (подчеркнутые) буквы. Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов – показатель S находится в интервале от 1,00 до 1,25 балла. 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла. 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
- балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
- балла – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития: 10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. Выводы об уровне развития испытуемых: Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. Испытуемый 2 (14 лет): 3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. Испытуемый 3 (15 лет): 3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. Испытуемый 4 (14 лет): 8 баллов– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. Испытуемый 5 (14 лет): 10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая Испытуемый 6 (16 лет): 5 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. Испытуемый 7 (15 лет): 8 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. Испытуемый 8 (14 лет): 2 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. Испытуемый 9 (15 лет): 10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая Испытуемый 10 (15 лет): 4 балла – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
- Методика «10 слов» по Лурия.
Для запоминания предлагается набор слов: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол. Испытуемые должны повторить столько слов, сколько запомнили в любом порядке. Затем слова зачитываются еще раз, и они опять должны повторить их (те, которые уже называли и те, которые в прошлый раз пропустили). Порядок слов не важен. После 6-кратного повторения инструктор предлагает назвать слова через 1 час еще раз. На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в протоколе в строчке попытки ставится «+». Если испытуемый называет лишнее слово, оно фиксируется в дополнительной графе. Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе. В норме – с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивается; при наличии отклонений – воспроизведение падает, происходит застревание на лишних словах. Большое количество лишних слов свидетельствует о расторможенности сознания. Оценка результатов (взрослые – старше 14 лет): 8-10 баллов – высокий уровень. 6-7 – средний. 5 и выше - низкий Количество слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Оценка состояния памяти: Испытуемый 1 (14 лет): 7 баллов – средний уровень Испытуемый 2 (14 лет): 5 баллов – низкий уровень Испытуемый 3 (15 лет): 4 бала – низкий уровень Испытуемый 4 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 5 (14 лет): 9 баллов – высокий уровень Испытуемый 6 (16 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 7 (15 лет): 7 баллов – средний уровень Испытуемый 8 (14 лет): 4 балла – низкий уровень Испытуемый 9 (15 лет): 9 баллов – высокий уровень Испытуемый 10 (15 лет): 5 баллов – низкий уровень Диагностика зрительной памяти «Картинки». Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации). Материал: таблица с образами. Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать, или выразить словесно те образы, которые запомнили». Оценка результатов. Результаты оцениваются по следующей таблице:
оценка (в баллах)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
кол-во воспроизведенных образов
|
1-2
|
3
|
4
|
5
|
6-7
|
8-9
|
10-12
|
13-15
|
16-18
|
Нормой считается не менее 5-6 баллов.
Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 2 (14 лет): 3 балла – низкий уровень Испытуемый 3 (15 лет): 2 балла – низкий уровень Испытуемый 4 (14 лет): 5 баллов – средний уровень Испытуемый 5 (14 лет): 7 баллов – высокий уровень Испытуемый 6 (16 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 7 (15 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 8 (14 лет): 6 баллов – низкий уровень Испытуемый 9 (15 лет): 7 баллов – высокий уровень Испытуемый 10 (15 лет): 4 балла – низкий уровень
- Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления.
Испытуемому предлагается решить 20 задач за 10 минут. В каждой задаче необходимо определить, какая величина больше или, соответственно меньше другой. Результата записывается под чертой в виде соотношения между величинами А и В.
- А больше Б в 6 раз
Б меньше В в 7 раз В А
|
- А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 6 раз А В
|
- А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 6 раз В А
|
- А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 5 раз А В
|
- А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза В А
|
- А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 12 раз В А
|
- А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 4 раза В А
|
- А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз А В
|
- А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 6 раз В А
|
- А меньше Б в 2 раза
Б больше В в 8 раз А В
|
- А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза В А
|
- А больше Б в 2 раза
Б больше В в 8 раз А В
|
- А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 3 раза В А
|
- А меньше Б в 5 раз
Б меньше В в 2 раза А В
|
- А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза В А
|
- А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 2 раза А В
|
- А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 7 раз В А
|
- А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза В А
|
- А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 8 раз А В
|
- А больше Б в 7 раз
Б меньше В в 3 раза В А
|
Ответы на задания.
- В>А
|
- В>А
|
- В>А
|
16. А>В
|
- А>В
|
- А>В
|
- А>В
|
17. В>А
|
- В>А
|
- А>В
|
- В>А
|
18. В>А
|
- А>В
|
- В>А
|
- А>В
|
19. А>В
|
- А>В
|
- А>В
|
- В>А
|
20.В>А
|
Оценка результатов: За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает по 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до ближайшего большего числа. Например, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов. Выводы об уровне результатов: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.
- – очень низкий.
Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 2 (14 лет): 3 балла – низкий уровень Испытуемый 3 (15 лет): 2 балла – низкий уровень Испытуемый 4 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 5 (14 лет): 8 баллов – высокий уровень Испытуемый 6 (16 лет): 7 баллов – средний уровень Испытуемый 7 (15 лет): 5 баллов – средний уровень Испытуемый 8 (14 лет): 1 баллов – очень низкий уровень Испытуемый 9 (15 лет): 8 баллов – высокий уровень Испытуемый 10 (15 лет): 1 балл – низкий уровень
Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): предприимчивый тип, артистический тип. Испытуемый 2 (14 лет): социальный тип, предприимчивый тип. Испытуемый 3 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 4 (14 лет): социальный тип. Испытуемый 5 (14 лет): артистический тип. Испытуемый 6 (16 лет): социальный тип, артистический тип. Испытуемый 7 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 8 (14 лет): социальный тип. Испытуемый 9 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 10 (15 лет): артистический тип. Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): человек – художественный образ. Испытуемый 2 (14 лет): человек – человек. Испытуемый 3 (15 лет): человек – знаковая система Испытуемый 4 (14 лет): человек – человек. Испытуемый 5 (14 лет): человек – художественный образ. Испытуемый 6 (16 лет): человек – человек. Испытуемый 7 (15 лет): человек – природа. Испытуемый 8 (14 лет): человек - человек Испытуемый 9 (15 лет): человек – техника. Испытуемый 10 (15 лет): человек – природа. Выводы: Испытуемый 1 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 2 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 3 (15 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 4 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 5 (14 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 6 (16 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 7 (15 лет): низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 8 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 9 (15 лет): низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 10 (15 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Заключение о прохождении практики студентки 4 курса 1 группы факультета «Социальная работа. Педагогика и психология» специальность «психология» заочной формы обучения Малыхиной Ю.А.
Малыхина Юлия проходила практику в МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии» г. Курчатова в период с 2.02.2009 г. по 15.03.2009 г. в качестве стажера. За время прохождения практики показала себя ответственным, отзывчивым, очень заинтересованным в результатах своей деятельности человеком. Юлия серьезно отнеслась к проведению диагностических процедур, проявляла интерес к различным методам исследования. Следует так же отметить, что она проводила психокоррекционные занятия, консультационные беседы, проявив себя как сопереживающий человек, способный внимательно выслушать человека, поощрить и подкрепить его полезные реакции. Материал для проведения занятий практиканта готовила, тщательно просматривая имеющуюся литературу, консультируясь с руководителем производственной практики психологом-педагогом «Службы Практической Психологии» Космалюк Верой Викторовной. Малыхина Ю.А. имеет перспективы стать достаточно квалифицированным специалистом, опыт, приобретённый во время прохождения практики в школе, пригодится ей в работе в качестве психолога. По итогам прохождения практики заслуживает оценки «отлично».
Заведующая МУ СДПО МК ДПО
|
____________ /Голендухина О.В./
|
Руководитель структурного подразделения МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии» ____________ / Космалюк В.В./
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Индивидуальная карта.
Ф.И.О./возраст |
Проблема
|
Форма диагностики
|
Результат
|
Иванов Сергей, 15 лет
|
Сложности в обучении
|
IQ-интеллект
|
Интеллект средний
|
|
Подробная интерпретация
|
|
|
|
|
|
|
|
Дальнейшая работа
|
|
|
|
Название методики
|
Интерпретация
|
Результат
|
- Коррекция поведения
|
|
|
|
Приложение 2 Форма 5. Диагностическая работа (обязательная форма) ______________ месяц
№ |
Дата
|
Название группы или ФИО
|
Характер диагностики
|
Сведения о методике
|
Обследованные
|
Кол-во ч
|
|
|
|
|
|
Категория
|
Количество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статистический отчет за ___________________ месяц
|
|
|
|
|
|
|
Человек/часов
|
|
|
|
|
|
|
Дети
|
Родители
|
Спец-ты
|
Количество
|
обследованных
|
человек
|
и
|
|
|
|
затраченных
|
часов
|
на
|
диагностическую
|
|
|
|
работу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первичное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторичное
|
|
|
|
|
групповое обследование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первичное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторичное
|
|
|
|
|
Приложение 4. Результаты по диагностической работе
№
|
Название методики
|
Количество испытуемых, возраст
|
Результат
|
1
|
Мышление тест «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления»
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
Испытуемый 1 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 2 (14 лет): 3 балла – низкий уровень Испытуемый 3 (15 лет): 2 балла – низкий уровень Испытуемый 4 (14 лет): 6 баллов – средний уровень Испытуемый 5 (14 лет): 8 баллов – высокий уровень Испытуемый 6 (16 лет): 7 баллов – средний уровень Испытуемый 7 (15 лет): 5 баллов – средний уровень Испытуемый 8 (14 лет): 1 баллов – очень низкий уровень Испытуемый 9 (15 лет): 8 баллов – высокий уровень Испытуемый 10 (15 лет): 1 балл – низкий уровень
|
2
|
Внимание «Корректурная проба»
|
10 человек в возрасте 14-16 лет
|
|
3
|
Память: а) слуховая – «10 слов»; б) зрительная – «Картинки»
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
|
4
|
Социометрия
|
21 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
- Социометрический статус: «лидер» – 1 человека; «отвергаемый» - 1 человек; 19 человек – положительные средние выборы, в пределах основного круга.
- Индекс психологической взаимности: группа сплоченная.
|
|
Измерение локуса контроля (Тест Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда)
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
период адаптации в данном классе имеет средний уровень, имеется тенденция к завершению адаптационного периода со степенью легкой адаптации.
|
5
|
Тест Холланда
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
Испытуемый 1 (14 лет): предприимчивый тип, артистический тип. Испытуемый 2 (14 лет): социальный тип, предприимчивый тип. Испытуемый 3 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 4 (14 лет): социальный тип. Испытуемый 5 (14 лет): артистический тип. Испытуемый 6 (16 лет): социальный тип, артистический тип. Испытуемый 7 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 8 (14 лет): социальный тип. Испытуемый 9 (15 лет): конвенциальный тип. Испытуемый 10 (15 лет): артистический тип.
|
6
|
Методика «Мотивы выбора профессии»
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
Испытуемый 1 (14 лет): человек – художественный образ. Испытуемый 2 (14 лет): человек – человек. Испытуемый 3 (15 лет): человек – знаковая система Испытуемый 4 (14 лет): человек – человек. Испытуемый 5 (14 лет): человек – художественный образ. Испытуемый 6 (16 лет): человек – человек. Испытуемый 7 (15 лет): человек – природа. Испытуемый 8 (14 лет): человек - человек Испытуемый 9 (15 лет): человек – техника. Испытуемый 10 (15 лет): человек – природа.
|
7
|
Дифферециально-диагностический опросник «Я предпочту»
|
10 человек в возрасте 14 – 16 лет
|
Испытуемый 1 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 2 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 3 (15 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 4 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 5 (14 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 6 (16 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 7 (15 лет): низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 8 (14 лет): высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 9 (15 лет): низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый 10 (15 лет): средний уровень коммуникативных и организаторских способностей.
|
8
|
Консультирование (оказание психологической помощи детям)
|
4 человека
|
1 человек – повышенная тревожность во время урока биологии – проведена беседа; 1 человек – неблагополучная семья – проведено коррекционное занятие; 2 человека – конфликт – проведено занятие по установлению дружеских отношений.
|
Приложение 4. Форма 6. Групповая коррекционно-развивающая работа (обязательная форма) _____________________ месяц Программа (название) _______________________________________________________ Форма работы - тренинг, деловая игра, групповое занятие или другое (нужное подчеркнуть/ указать)
Цель работы (с указанием |
|
|
причины)
|
|
|
Наименование/код группы и ее состав
|
|
Даты занятий
|
Темы занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5 Форма 7. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (обязательная форма) ________________ месяц
Код обратившегося
|
Фамилия, имя ребенка/ФИО взрослого
|
Даты занятий
|
Программа занятий
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество проведенных занятий (т.е. человек/часов)
|
|
С детьми
|
|
С родителями
|
|
Со специалистами
|
Приложение 6 Форма 8. Консультации (обязательная форма) __________________ месяц
Дата
|
Вид
|
Фамилия
|
|
Код
|
Характер
|
Код
|
Приме-
|
|
|
консультируемого
|
Код
|
ИнО
|
консультации,
|
обр-я
|
чание
|
|
|
или группа (класс)
|
обр-ся
|
|
основная тематика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статистический отчет за __________________ месяц
Индивидуальных
|
|
Детей
|
Родителей
|
|
консультаций
|
|
Администрации
|
Специалистов
|
Групповых
|
|
Детей
|
Родителей
|
|
консультаций
|
|
Администрации
|
Специалистов
|
|
В том числе по проблемам обращения:
|
|
|
проблема
|
Инд/Гр
|
|
|
|
|
|
Детей
|
Родителей
|
|
|
|
Администрации
|
Специалистов
|
|
|
Детей
|
Родителей
|
|
|
|
Администрации
|
Специалистов
|
|