На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога - Результаты диагностических исследований
Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога - Результаты диагностических исследований
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога
Анализ кабинета психолога
Диагностический инструментарий
Результаты диагностических исследований
Заключение
Все страницы

 

Результаты диагностических исследований. Стимульный материал для проведения диагностических исследований.

7.1 Тест тревожности Филлипса
Мои диагностические исследования начались с теста тревожности Филлипса с 5 «Б» классом, с изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам


1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

 

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

 

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Бланк ответов к тесту тревожности Филлипса
Ф.И. _____________________________________      
Класс _________ Дата ______________


1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

46

56

7

17

27

37

47

57

8

18

28

38

48

58

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Заключение:
Все учащиеся  класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределились по статусным группам:

  • высокостатусные — 50% испытуемых
  • среднестатусные — 28% испытуемых
  • низкостатусные (изолированные, отверженные, пренебрегаемые)  - 22% испытуемых

Социометрия,  проведенная  в  5 «А»  классе выявила, что в исследуемой группе большинство детей  имеет  более или   менее   благоприятный    статус.    Средний    уровень    благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства  детей  группы  в  системе межличностных  отношений,  их   удовлетворенность   в   общении,   признании сверстниками.
Так же можно  сказать  о  характере  отношений, существующих в группе, т.е.  разобщенности  группы  на отдельные  группировки  по  половому  признаку,  причем  в  группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с  лидерами  (К.А. Н.М)
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к  совместной  деятельности с выбираемым ребенком. В  данной  группе   положение,  как  девочек,  так  и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой  характер  связи  как взаимная симпатия. Мотивация  выборов  в  большинстве  случаев  определяется
желанием детей общаться, иметь общее  дело,  другие  причины  выступают  как
второстепенные.
Среди популярных  членов  группы  можно  выделить:  Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

  • Методика САН (самочувствие, активность, настроение)

Третьем диагностическим исследованием была методика САН, для экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения учащихся во время занятий.
Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Типовая карта методики САН
Фамилия,инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____

Дата_________________________ Время____________

1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Данная  методика была проведена  с учащимися  8 «Г» класса  в начале и конце занятия.

№ п\п

ФИО учащегося

Начало урока
САН

Конец урока
САН

1

А. К. Э.

34.41.48

39.48.51

2

А.Н. В.

40.46.58

47.47.60

3

А. Е. Е.

41.38.43

36.38.42

4

Б. А. А.

52.52.56

52.46.52

6

Б. В. Г.

50.45.50

51.54.56

7

Б.Е.А.

43.52.41

43.59.58

8

В.А. Н.

38.47.60

42.48.59

9

В. Т. Р.

44.56.59

47.49.62

10

Д. В. А.

57.41.60

64.45.64

11

Е.С. В.

54.39.57

56.48.65

12

Н. М. С.

39.45.50

43.49.58

13

Н. К. А.

38.42.42.

32.35.38

14

П.Е.И.

46.49.58

53.58.63

15

Р. А. А.

66.22.60

52.42.56

16

С. Е. И.

44.51.42

52.46.57

17

С.Д. Т.

62.60.66

65.15.67

18

С. В. Ю.

57.45.38

54.54.48

19

С. И.Е.

42.43.50

46.38.48

20

Ч. С.В.

34.25.32

39.30.41.

21

Ч. Ю. С.

38.47.37.

39.47.36

Для диагностики функционального состояния школьников была использована методика «Оперативная самооценка самочувствия, активности и настроения». В результате диагностики функционального состояния школьников 8 «Г» класса были представлены в количественном и процентном соотношении в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования функционального состояния школьников
6 «Г» класса
N = 12


Показатели функционального состояния

Высокий
(5,6 – 7,0)

Средний
(5,0 – 5,5)

Низкий
(1,0 – 4,9)

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Самочувствие

5

24

12

57

4

19

Активность

6

29

10

48

5

23

Настроение

10

48

9

43

3

9

Дифференцированный показатель функционального состояния

7

34

10

49

4

17

Заключение: из таблицы 1 видно, что у 34 % школьников – высокий дифференцированный показатель функционального состояния, это свидетельствует о том, что эти ребята способны  напряженно и продуктивно работать, переносить сложные и стрессовые ситуации, у них высокая работоспособность и они способны находить творческие решения в работе у  17% - низкий показатель функционального состояния, это свидетельствует о том, что у таких ребят проявляется усталость,  повышена утомляемость, снижена продуктивность и целенаправленность работы, они малоподвижны,  у 49 % этот показатель является средним, самочувствие, активность и настроение испытуемых  находятся в норме.

7.4 Метод наблюдения
По запросу педагога-психолога было подготовлено наблюдение за детьми с синдромом дефицита внимания в 5 «Б» классе.
Протокол наблюдения за ребенком с проявлениями  синдрома дефицита внимания


Фамилия и имя, возраст ребенка

Критерии проявления синдрома

Количество раз

1

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается

 

2

Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется

 

3

Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы

 

4

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе

 

5

Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца

 

6

Сложность (не связанные  с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий

 

7

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр

 

8

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому

 

9

Неумение играть тихо, спокойно

 

10

Болтливость

 

11

Мешает другим, пристает к окружающим

 

12

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

 

13

Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома

 

14

Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений

 

Обработка и интерпретация результатов:
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются, является основание для диагноза – синдром дефицита внимания. Все проявления данного симптома можно разделить на три группы:

  • признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10),
  • невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8, 12,13)
  • импульсивность (симптомы 4,5,11,14).

Протокол наблюдения за ребенком с проявлениями  синдрома дефицита внимания №1


К.А. 11 лет

Критерии проявления синдрома

Количество раз

1

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается

4

2

Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется

2

3

Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы

3

4

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе

5

5

Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца

1

6

Сложность ( не связанные  с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий

1

7

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр

3

8

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому

4

9

Неумение играть тихо, спокойно

2

10

Болтливость

2

11

Мешает другим, пристает к окружающим

1

12

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

1

13

Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома

1

14

Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений

0

Заключение: по результатам наблюдения, у ребенка выявлены признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10) и невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8, 12,13)

Протокол наблюдения за ребенком с проявлениями  синдрома дефицита внимания №2

С.В. 11 лет

Критерии проявления синдрома

Количество раз

1

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается

2

2

Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется

1

3

Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы

2

4

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе

1

5

Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца

1

6

Сложность ( не связанные  с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий

1

7

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр

3

8

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому

3

9

Неумение играть тихо, спокойно

2

10

Болтливость

4

11

Мешает другим, пристает к окружающим

2

12

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

1

13

Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома

0

14

Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений

0

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.