Страница 5 из 5
Заключение: по результатам наблюдения у ребенка выявлены признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10),
Причины тревожности:
1. Общие факторы среды: - обусловленная способность к восприятию, переработке, классификации и хранению определенного объема информации, ее качественных характеристик, врожденные и приобретенные способности; - импринты, паттерны (стереотипы) поведения, комплексы и управляющие программы, передаваемые трансгенетическим путем. 2. Социально-обусловленные причины: - общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь социума, в частности школы и классного коллектива; - эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются его социальные контакты (в первую очередь со сверстниками); - несоответствие между требованиями родителей, завышенной мотивацией и возможностями ребенка к обучению (шкала «избегание неудачи»); - страх за будущее, в том числе невозможности самореализации себя как личности (субшкала - магическая тревожность: «информация о катастрофах», «глобальные катастрофы» и т.д.). 3. Психологический фактор: - низкая способность к рефлексии, анализу и практическому применению знаний, умений и навыков; - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижение высокого результата; - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей, возможностей; - установка «соответствовать стандартам», социальному статусу родителей; - «тоннельное видение», линейное мышление, недостаточно развитая способность к обучению; - ориентация на значимые объекты, находящиеся в окружении ребенка, подростка; - оценка результатов труда, поступков и мыслей другими, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; - наличие внутренних комплексов, негативных установок и управляющих программ; - низкий уровень рефлексии; - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, возможностей, достижений; - низкие показатели перспективной идентичности (перспективы, намерения, мечты, относящиеся к различным сферам жизни); - психо-соматические проблемы, испытываемые ребенком (болезни родителей, болезни, перенесенные в детстве ребенком); - особенности психофизиологической организации, снижающая приспособляемость организма к стрессфакторам окружающей среды, деструктивное реагирование на тревожный фактор среды; - общий неблагоприятный эмоциональный фон отношений со взрослыми, в том числе в школе, снижающий успешность обучения; - неблагополучная обстановка в семье (развод супругов, неполная семья, ссоры и скандалы); - негативные установки сверстников (соответствие определенным стандартам поведения); - низкая самооценка в плане соответствия стандартам, предъявляемым в обществе; - слабые знания (отсутствие знаний) о своих внутренних способностях и возможностях; - соотношение социальной роли и индивидуальных характеристик личности(принадлежность к той или иной социальной группе); - отсутствие деятельной идентичности (обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений); - слабое коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное «Я»; - не сформированные, размытые, слабые границы личности; - негативный опыт поведения в сложных, кризисных ситуациях; - эмоциональное реагирование и формирование устойчивых поведенческих реакций, основанных на негативном опыте в личностных и межличностных отношениях. 4. Внутришкольный, межличностный факторы: - отсутствие стимула, слабый стимул к учебной деятельности; - низкий уровень личностной организованности у учащихся; - завышенные требования некоторых учителей-предметников к учащимся, слабо усваивающим учебный материал, низкая оценка их работ (эмоциональная компонента, человеческий фактор); - слабый контроль со стороны родителей (отсутствие контроля); - недостаток организации работы с родителями по психологическому просвещению, профилактике и консультированию; - завышенные ожидания родителей и учащихся по окончанию школы; - недостаточная связь между учителями младшего звена школы, классными руководителями, учителями-предметниками среднего звена; - учителя среднего звена не достаточно ознакомлены с учащимися 4 классов, их личностными особенностями и психологическими проблемами; - низкая оценка предметов творчества; - низкий уровень контроля, диагностики, мониторинга и рефлексии психологических процессов; - психодиагностика и психокоррекция лиц, относящихся к группе риска, а также учащихся со специальными образовательными потребностями, индивидуальное психологическое сопровождение детей, нуждающихся в коррекции, не включена в общий план работы психологической службы школы; - слабое обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса.
Рекомендации родителям:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.
- давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
- давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.
- поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Рекомендации учителям:
- ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
- старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- не забывайте включать в урок физкультминутки;
- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
- для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
- старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
- если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
- старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
- придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
- Методика беседы с учащимся
Беседа осуществлялась с 2 девочками из 5 «А» класса. Целью беседы было установление контакта с учащимся, взаимоотношений с друзьями и климата в классе и в школе.
Протокол беседы Фамилия, имя ________________________________ Возраст_________ класс______ Дата_________________
№ вопроса
|
Вопросы
|
Ответы учащегося
|
1
|
Как тебя зовут?
|
|
2
|
Сколько тебе лет?
|
|
3
|
Когда у тебя день рождения?
|
|
4
|
Как зовут твою маму?
|
|
5
|
Как зовут твоего папу?
|
|
6
|
Из кого состоит ваша семья?
|
|
7
|
Сколько в вашей семье человек?
|
|
8
|
Где и кем работают твои мама и папа?
|
|
9
|
Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).
|
|
10
|
В какие игры ты любишь играть?
|
|
11
|
С кем ты любишь играть из ребят своего двора?
|
|
12
|
Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?
|
|
13
|
Помогаешь ли ты дома по хозяйству?
|
|
14
|
Что ты умеешь делать?
|
|
15
|
Нравится ли тебе учиться в школе?
|
|
16
|
У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс?
|
|
17
|
Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями?
|
|
18
|
Какие твои любимые предметы?
|
|
19
|
У тебя есть друзья в школе?
|
|
20
|
С кем ты из класса чаще всего играешь?
|
|
21
|
Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе?
|
|
22
|
Где в школе тебе нравится больше всего?
|
|
23
|
Где ты играешь на переменах чаще всего?
|
|
24
|
Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы?
|
|
25
|
Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?
|
|
26
|
Тебе нравится в этих секциях?
|
|
Протокол беседы №1 Фамилия, имя __К.А______________________________ Возраст_____11____ класс___5 «А»___ Дата_______28.04.2016__________
№ вопроса |
Вопросы
|
Ответы учащегося
|
1
|
Как тебя зовут?
|
Аня
|
2
|
Сколько тебе лет?
|
11
|
3
|
Когда у тебя день рождения?
|
19 января
|
4
|
Как зовут твою маму?
|
Юля
|
5
|
Как зовут твоего папу?
|
Сергей
|
6
|
Из кого состоит ваша семья?
|
Я, мама, папа, сестра
|
7
|
Сколько в вашей семье человек?
|
4
|
8
|
Где и кем работают твои мама и папа?
|
Папа в охране, а мама домохозяйка
|
9
|
Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).
|
Рисовать мелками и красками, танцевать и смотреть мультфильмы
|
10
|
В какие игры ты любишь играть?
|
В прятки, резиночку
|
11
|
С кем ты любишь играть из ребят своего двора?
|
С соседкой Ирой и Наташей
|
12
|
Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?
|
Фиксики, Маша и медведь
|
13
|
Помогаешь ли ты дома по хозяйству?
|
Да
|
14
|
Что ты умеешь делать?
|
Посуду мою, протираю посуду и стол, поливаю цвета и ухаживаю за собакой, гуляю с ней и кормлю
|
15
|
Нравится ли тебе учиться в школе?
|
Очень
|
16
|
У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс?
|
Да, есть несколько учителей
|
17
|
Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями?
|
Нет, мне очень нравятся новые учителя
|
18
|
Какие твои любимые предметы?
|
Биология и русский язык
|
19
|
У тебя есть друзья в школе?
|
Да много
|
20
|
С кем ты из класса чаще всего играешь?
|
С Дашей, Катей, Машей, Толей и Димой
|
21
|
Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе?
|
Нет
|
22
|
Где в школе тебе нравится больше всего?
|
На улице играть
|
23
|
Где ты играешь на переменах чаще всего?
|
На стадионе
|
24
|
Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы?
|
На детской площадке, на качелях
|
25
|
Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?
|
Занимаюсь танцами и рисованием
|
26
|
Тебе нравится в этих секциях?
|
Очень нравится
|
Заключение: В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе. К.А. проживает в полной семье, у нее есть сестра. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, К.А. доброжелательна и общительна.. Отношения с друзьями в школе доверительные, проявление негативизма не выявлены. Ребенок активен, подвижен и любит весело проводить время. Есть увлечения и хобби, на которые она любит ходить.
Протокол беседы №2 Фамилия, имя ________М.Н________________________ Возраст___11______ класс__5 «А»____ Дата__________28.04.2016_______
№ вопроса |
Вопросы
|
Ответы учащегося
|
1
|
Как тебя зовут?
|
Надя
|
2
|
Сколько тебе лет?
|
11
|
3
|
Когда у тебя день рождения?
|
23 марта
|
4
|
Как зовут твою маму?
|
Лена
|
5
|
Как зовут твоего папу?
|
Толя
|
6
|
Из кого состоит ваша семья?
|
Я, мама, папа
|
7
|
Сколько в вашей семье человек?
|
3
|
8
|
Где и кем работают твои мама и папа?
|
Мама повар, папа директор
|
9
|
Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).
|
Читать сказки вечером, играть в мячик и рисовать
|
10
|
В какие игры ты любишь играть?
|
В классики и на скакалке прыгать
|
11
|
С кем ты любишь играть из ребят своего двора?
|
С Олей
|
12
|
Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?
|
Спокойной ночи малыши и мультики разные
|
13
|
Помогаешь ли ты дома по хозяйству?
|
Да
|
14
|
Что ты умеешь делать?
|
Посуду мою, пыль протираю, цветы поливаю
|
15
|
Нравится ли тебе учиться в школе?
|
Да
|
16
|
Какие твои любимые предметы?
|
Рисование
|
17
|
У тебя есть друзья в школе?
|
Да
|
18
|
С кем ты из класса чаще всего играешь?
|
С Лизой
|
19
|
Где в школе тебе нравится больше всего?
|
В библиотеке
|
20
|
Где ты играешь на переменах чаще всего?
|
На улице возле школы
|
21
|
Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы?
|
Возле подъезда играем на площадке
|
22
|
Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?
|
Нет
|
23
|
Тебе нравится в этих секциях?
|
-
|
Заключение: В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе. М.Н. проживает в полной семье. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, М.Н.. доброжелательна. Отношения с друзьями в школе доверительные, но близких друзей немного. Проявление негативизма не выявлены. Ребенок спокоен, тревожности не наблюдается.
- Коррекционно-развивающая программа. Стимульный материал для проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!» Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Форма работы: групповая. Время : 40 минут
В мою коррекционно-развивающую программу входят групповые занятия с элементами тренинга.
Цели:
- осуществить интеграцию группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды;
- обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства;
- способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Размер группы: в идеале — 12 —16 человек, но можно проводить игру и в более крупной группе. Если участников больше 24, стоит разделить их на две команды и даже провести между ними соревнование на скорость, с которой каждая из подгрупп осуществит свою переправу. Ресурсы: стулья для каждого участника. В ре м я: от 10 мин до 40 мин. Ход упражнения. Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сиденьями внутрь. Садитесь и послушайте задание. Вы — группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, если только будете помогать друг другу, заботиться о товарищах. Входе переправы запрещено толкаться, проявлять эгоизм, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом — все это не просто разрешено, но и желательно... Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в процессе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь. А теперь поднимитесь на стулья! Переправа началась...
Цели:
- облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в игре;
- снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;
- поддержать открытое выражение положительных эмоций;
- способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.
Размер труппы: лучше играть в группе из 8—15 человек. Ресурсы: стул для каждого из участников и несколько (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры стакан) разовых пластиковых стаканчиков. Время: до 10 мин. Ход упражнения. Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи. Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 20 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги. Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество. Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 10 минут. Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде. Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
- Список использованной литературы и методических пособий
- Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев; Иркут.гос. пед. ин-т. - Иркутск: ИГПИ, 1989. - 194 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2007. - 352с.
- Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: практикум [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Белова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург Деловая книга, 2005. - 272с.
- Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 315с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000
- Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учебное пособие / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2009. - 672с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.
- Шапарь, В.Б. Практическая психология: проективные методики [Текст] / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 478с.
- Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
|