Страница 1 из 4 Введение
Подготовка бакалавров по направлению «Психология» проводится на основании ФГОС ВО, где четко сформулированы требования к будущим бакалаврам-психологам, проходящим подготовку к деятельности в рамках этой профессии. ФГОС ВО является официальным документом, призванным стандартизировать и регламентировать как деятельность высших учебных заведений, так и деятельность обучающихся. В этом документе четко прописаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Психология», и сформулированы они в виде набора профессиональных компетенций, представляющих собой интеграцию общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) знаний, умений и навыков, которые позволят выпускнику эффективно реализовывать задачи специалиста-психолога как профессионала.
ФГОС ВО четко формулирует основные направления профессиональной деятельности психолога и выделяет практическую, научно-исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую деятельность. Федеральный государственный стандарт определяет основные задачи, которые должен решать бакалавр психологии в каждом из направлений профессиональной реализации.
Так, практическая деятельность психолога предполагает: • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения; диагностику психических состояний, возникающих в процессе учебной и вне-учебной деятельности; • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, развитие толерантности во взаимодействии с окружающим миром. Научно-исследовательская деятельность психолога предполагает: • участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; • изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; • применение стандартизованных методик; • обработку данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения. Педагогическая деятельность содержит: • преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; • участие в проведении тестирования по итогам обучения; • участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; • пропаганду психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. Организационно-управленческая деятельность – это: • анализ форм организации взаимодействия с персоналом в трудовых коллективах; • выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; • использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности. Для достижения этих задач в ходе обучения в высшей школе стандартом предусмотрены различные формы учебных и внеучеб-ных занятий и различные виды деятельности. Важное место в подготовке бакалавров-психологов занимает блок практик. ФГОС ВО определяет как необходимые три вида практик, две из которых – учебная и производственная – призваны формировать первичные профессиональные умения и навыки практической деятельности психолога, а третья – преддипломная – направлена на реализацию комплексного исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления 37.03.01 «Психология», проходящих практику в рамках основной образовательной программы. В этом пособии раскрываются задачи и содержание учебно-ознакомительной и производственной практик студентов и даются методические рекомендации по их выполнению. В рамках практики студенты знакомятся со всеми вышеперечисленными видами деятельности психолога. Учебно-ознакомительная практика проходит на 2 курсе в 4 семестре. Продолжительность составляет две недели. Производственная практика проходит на 3 курсе в 6 семестре. Продолжительность составляет четыре недели.
Требования к отчетности Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики 1. Календарный план работы студента-практиканта. 2. Дневник. 3. Индивидуальный отчет об итогах практики с описанием специфики учреждения и работы психолога данного учреждения. 4. Обобщенный рефлексивный отчет: • рефлексия основных моментов профессионального опыта (чему научились, что нового узнали, с какими трудностями столкнулись, их причины, пути разрешения и профилактика и т. д.); • оценка уровня выполнения практических заданий; • оценка содержания предлагаемой практической работы и ее организации, а также предложения по их улучшению. 5. По окончании практики студенты должны сдать отчет, а также защитить отчет на итоговой конференции. 6. Отзыв организации на работу студента во время практики. 7. Оценка за практику является дифференцированной и основывается на оценках работы студента, данных непосредственными руководителями его работы и кураторами от организации. Во время производственной практики студенты ведут дневник, в котором делают ежедневные записи.
Дневник имеет следующие разделы. 1. Краткие сведения о базе практики (название, структура, сфера деятельности), Ф.И.О. группового руководителя и руководителя базы практики. 2. Индивидуальный план работы практиканта на период практики (составляется в течение первых трех дней практики и заверяется групповым руководителем). 3. Выполнение плана (фиксируется ежедневно с приложением анализа наблюдений, методик, диагностического материала). 4. Отчет студента о практике (с подробным анализом проделанной работы). 5. Характеристика работы практиканта с итоговой оценкой группового руководителя практики, заверенной печатью. В индивидуальном плане фиксируется выполнение различных заданий в соответствии с целями и задачами практики, проведенная в ходе практики запланированная работа, методическая или творческая работа студента. Здесь же указывается оценка зачетных дел, отметки о выполнении запланированного. Индивидуальный план заполняется в конце первой недели практики, утверждается групповым руководителем практики. В конце индивидуального плана выставляются оценки за различные виды деятельности (диагностическую, аналитическую, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую и др.). Оценки подтверждаются подписями руководителей. Отчет о практике печатается на компьютере на отдельных страницах формата А4. Отчет завершается общими выводами о практике, предложениями по совершенствованию ее содержания и организации.
В период практики студенты обязаны: • полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями; • подчиняться действующим в организациях (предприятиях, сообществах, учреждениях) правилам внутреннего трудового распорядка; • изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; • своевременно представить руководителю практики от кафедры отчетную документацию и сдать зачет по практике [23].
1. Краткая характеристика основных сфер реализации и видов деятельности психолога
В соответствии с родом психологической деятельности выделяют три подтипа психологической профессии: – психолог-ученый; – психолог-преподаватель; – психолог-практик. Каждый из видов профессиональной деятельности предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке, знаниям, умениям и навыкам специалиста, его личностным и профессиональным качествам. При всем родстве все подтипы деятельности психолога отличаются друг от друга по следующим категориям: цель деятельности, основные функции специалиста, требования к специалисту-психологу и место профессиональной реализации (место работы). Психолог-ученый занимается научной деятельностью. Основная цель его труда – проведение научных исследований, направленных на поиск новых психологических знаний и их обобщение. Основной функцией деятельности является исследовательская, которая подразумевает объяснение психологических феноменов, доказательство теоретических положений (гипотез), прогнозирование психологических фактов и пр. Основными требованиями к психологу-исследователю являются: • умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными; • умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор эмпирического материала; • владение методами квалифицированной обработки эмпирических данных; • умение анализировать, систематизировать и интерпретировать полученные и обработанные данные; • владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения результатов исследования.
Психолог-ученый может реализовывать себя в научных институтах и центрах, психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов [7]. Психолог-преподаватель занимается педагогической деятельностью. Основной целью является обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение людей. Основной функцией преподавателя выделяют образование, обучение, которое реализуется различными методами и в разных формах (лекции, семинары, практические занятия и пр.), а также психолог-преподаватель может ре-ализовывать руководство самообразованием людей. Основными требованиями к преподавателю являются следующие: • широкая образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний; • фундаментальное знание преподаваемого предмета; • умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения; • владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями; • умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение обучающимися; • обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять учащегося; • умение создавать и поддерживать мотивацию при обучении; • владение педагогическим тактом; • умение учитывать возрастные и социально-психологические особенности аудитории. Местом реализации психолога-преподавателя могут являться различные образовательные учреждения, где в рамках профессии или общекультурной подготовки реализуются психологические дисциплины и учебные курсы: психологические факультеты вузов, вузы, осуществляющие подготовку специалистов, работающих с людьми, общеобразовательные учебные заведения (школы, гимназии, лицеи и т. д.) и пр. [7; 12].
Психолог-практик. Основная цель его деятельности – это оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются. Основной функцией психолога-практика является практическая – проведение психологической диагностики и консультирования, коррекционной и развивающей работы, психологической профилактики. Основными требованиями к специалисту являются: – изучение психологических проблем жизни и деятельности человека и выявление их причин; – оказание помощи в преодолении критических ситуаций, трудностей, в развитии личности и профессиональном совершенствовании и самореализации, повышение эффективности личности; – умение организовывать и лично проводить социально-психологическую работу (диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, просвещение и т. д.); – оказание содействия различным организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач; – осуществление социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов; – оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности. Психолог-практик может работать в социально-психологических службах (СПС), в различных организациях и на предприятиях, в психологических консультациях, социально-психологических и реабилитационных центрах и т. д. Наше пособие предназначено для студентов, которые должны реализовать задачи учебно-ознакомительной и производственной практик, где на рабочем месте психолога-практика освоить те или иные виды деятельности практического психолога. Деятельность практического психолога ориентирована на психически здоровых, относящихся к категории психически нормальных людей разного возраста, потенциально способных к проявлению ответственности за свою реализацию в социальном пространстве. Основными сферами деятельности психолога-практика могут являться образование, производство, медицина, юриспруденция, спорт и прочие сферы человеческой деятельности. Каждая сфера имеет свою специфику, обусловленную целями и смыслом ее деятельности. Это определяет профессиональную спецификацию психологов, их особую подготовленность по отдельным отраслям и направлениям психологии. Однако общим для всех социальных сфер реализации является для психолога-практика знание общетеоретических дисциплин, таких как общая психология, психология личности, социальная психология, психология общения и др., и владение основными видами деятельности – психодиагностикой, психологической профилактикой, психологическим консультированием и психологической коррекцией. Реализация психолога в системах образования предполагает необходимость специальных знаний – педагогическая психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, психологические основы профориентации и пр. Психолог на производстве нуждается в знаниях в области психологии труда, инженерной психологии, экономической психологии, организационной психологии, психологии управления, психологии маркетинга, психологии рекламы, психологических основ профориентации и профотбора и пр. Психолог в медицине должен знать и понимать медицинскую и клиническую психологию, нейропсихологию, соматопсихологию и психосоматику, психологию развития, психологию девиантного поведения, специальную психологию. Психолог в области юриспруденции и права опирается в своей деятельности на юридическую психологию, криминологическую психологию, судебную психологию, пенитенциарную психологию, психологию девиантного поведения, клиническую психологию [1; 7; 13].
Краткая характеристика основных видов деятельности психолога-практика
|
Психологическое просвещение – вид деятельности психолога, основными задачами которого являются распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности. Психологическая профилактика – работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения [3; 18]. Психодиагностика – наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека/группы людей и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза. Психодиагностика – это деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную (анализ) оценку психических функций и психологических особенностей человека [1; 10]. Психологическое консультирование – вид деятельности практического психолога, целью которой является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – как результат общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни; беседа, построенная определенным образом, в процессе которой оказывается психологическая помощь клиенту [5; 25]. Коррекционная работа – целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой [13; 18; 25]. Развивающая работа – вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее и эффективное развитие качеств, способностей, умений человека. Психологическая реабилитация – проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса, социальных связей личности с ограниченными физическими и психическими возможностями, возникшими в результате заболевания или травмы [1; 4; 24].
Этические принципы профессиональной деятельности психолога
|
Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Основные этические принципы психолога: V принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентов; V принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий; V принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным; V принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений на равных, избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту; V принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом. В рамках учебно-ознакомительной практики студент-психолог знакомится со всеми перечисленными видами деятельности психолога, в то время как производственная практика направлена на реализацию прежде всего практических задач и освоение одного из подтипов деятельности психолога – психолога-практика [7].
|