На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Семинар Возникновение и развитие психики и сознания в филогенезе. Структура сознания
Семинар Возникновение и развитие психики и сознания в филогенезе. Структура сознания
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:


1. Рассмотреть биологическую основу психики, допсихические и психическую формы организации жизни.
2. Описать особенности сознания и предпосылки его возникновения.
3. Выделить структурные элементы сознания.
4. Рассмотреть неосознаваемые психические процессы.

Учебные вопросы:


1. Биологическая основа психики. Развитие психики в животном мире.
2. Психологическая характеристика сознания.
3. Возникновение и развитие сознания.
4. Структура сознания.
5. Неосознаваемые психические процессы.


Учебно-материальное обеспечение:


— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.


Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.


Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При рассмотрении первого учебного вопроса следует уяснить, что проблема возникновения психики рассматривается в науке как закономерный этап эволюции живого мира. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев и зоопсихолог К. Э. Фабри выделили следующие стадии психического развития в филогенезе: стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
На стадии элементарной сенсорной психики, на уровне ориентировочного рефлекса живым организмом отражаются лишь биотические свойства предметов и отдельные абиотические их свойства, ассоциативно связанные с жизненно важными для субъекта биотическими свойствами.
Стадия перцептивной психики характеризуется тем, что живой организм становится способным к отражению не отдельных биотических и абиотических свойств предмета, а предмета в целом, в конкретных условиях. На этом уровне организации жизни появляются брачное поведение («ухаживание»); территориальное поведение, которое выражается в определении и защите своей территории; формируются навыки и игровые формы поведения.
Стадия интеллекта характеризуется еще большим усложнением структуры деятельности и более сложными формами психического отражения реальности. Предпосылкой появления интеллекта и основой его развития является манипулирование с предметами внешнего мира. В большинстве случаев манипулирование осуществляется биологически нейтральными объектами. Применение человеком орудий имеет принципиально иной характер, чем манипулирование предметами животными. Оно является осознанным. Таким образом, отличительной особенностью стадии интеллекта человека от других живых биологических существ является способность к сознательной деятельности.
Изучая второй учебный вопрос, необходимо усвоить, что сознание — это высшая форма развития психики. Она является результатом общественно-исторических условий формирования человека в деятельности при постоянном общении с помощью речи с другими людьми. Появление сознания у человека позволяет ему более объективно отражать окружающий мир, а также следить за протеканием собственных психических процессов и при необходимости произвольно их регулировать.
При подготовке третьего учебного вопроса внимание следует обратить на то, что отличительной особенностью группового поведения животных от поведения человека в социальной среде является подчиненность его исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Социальное общество возникло на основе совместной трудовой деятельности.
Использование орудий труда сделало возможным переход к производительному труду. Изготовление орудий для использования их не в настоящее время, а в будущем предполагает наличие образа планируемого действия, что способствует формированию плана сознания. Деятельность по изготовлению орудий труда предполагает разделение труда, т. е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. Такая деятельность также привела к тому, что стало возможным хранение опыта трудовых операций и передачу его другим людям через материализацию опыта в виде орудий.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия направляются на биологически нейтральные предметы, и их круг постоянно расширяется. Поэтому познание объективных устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью. В этих условиях активно проявляется роль речи и языка в развитии сознания.
При рассмотрении четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что на современном этапе развития психологической науки в структуре сознания выделяют бытийно-деятельностный слой, который включает в себя биодинамическую и чувственную ткань, а также рефлекторно-созерцательный слой, который представлен смыслами и значениями.
При подготовке пятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что все неосознаваемые процессы можно разделить на три
группы: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы.
В неосознаваемые механизмы сознательных действий входят следующие подклассы: неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Неосознаваемые побудители сознательных действий характеризуется тем, что влияют на поведение человека, но слабо осознаются или вообще не осознаются им. К ним относятся невротические симптомы, ошибочные действия, сновидения, которые более подробно были описаны австрийским психиатром, основателем психоаналитической школы в психологии З. Фрейдом.
Надсознательные процессы представляют собой образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и существенно ее перестраивает. Они являются следствием продолжительной и интенсивной предварительной работы сознания.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:


1. Северцов А. Н. Эволюция и психика.
2. Леонтьев А. Н. Проблема возникновения ощущения .
3. Гальперин П. Я. Основные формы психического отражения. Объективные признаки психики.
4. Годфруа Ж. Элементарные виды научения.
5. Леонтьев А. Н. Стадия элементарной сенсорной психики.
6. Леонтьев А. Н. Стадия перцептивной психики.
7. Леонтьев А. Н. Стадия интеллекта.
8. Леонтьев А. Н. Общая характеристика психики животных .
9. Леонтьев A. M. Условия возникновение сознания.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание.
11. Выготский Л. С. История развития высших психических функций.
12. Леонтьев А. Н. Проблема присвоения человеком общественно-исторического опыта.
13. Леонтьев А. Н. Особенности формирования умственных действий.


Вопросы для самоконтроля:


1. Опишите стадии психического развития.
2. Назовите отличительные особенности отражения окружающего мира на стадии элементарной сенсорной психики.
3. Назовите отличительные особенности отражения окружающего мира на стадии перцептивной психики.
4. Назовите отличительные особенности отражения окружающего мира на стадии интеллекта.
5. Дайте определение понятию «сознание» и назовите преимущества этой формы отражения действительности.
6. Обладают ли сознанием животные?
7. Перечислите и охарактеризуйте свойства сознания.
8. Перечислите условия, способствующие возникновению сознания как формы отражения действительности.
9. Раскройте структуру сознания.
10. Назовите отличительные особенности неосознаваемых психических процессов.
11. Дайте классификацию неосознаваемых психических процессов.
12. Опишите виды измененных состояний сознания.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:


1. Закрепить знания обучающихся по вопросу выделения признаков сознания, его структурных элементов и особенностей неосознаваемых психических процессов.
2. Расширить знания обучающихся о допсихических и психических формах организациях жизни и особенностях регуляции поведения.
3. Расширить научные представления обучающихся о функциях психики.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:


1. Биологическая основа психики. Развитие психики в животном мире.
2. Психологическая характеристика сознания.
3. Возникновение и развитие сознания.
4. Структура сознания.
5. Неосознаваемые психические процессы.


Учебно-материальное обеспечение:


— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.

Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.

Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:


Задание 3.1. Соотнесите между собой понятия «сознание», «психика», «деятельность», «раздражимость», «чувствительность». Попытайтесь графически представить данное соотношение и объяснить взаимное расположение представленных понятий.

Задание 3.2. Сравните отличительные особенности адаптации к изменениям живых организмов, обладающих допсихическими формами регуляции поведения, психикой и сознанием.

Задание 3.3. Сравните между собой модели сознания, разработанные В. Вундтом, Э. Титченером, Дж. Уотсоном, опишите их структурные элементы и особенности построения

Задание 3.4. Сравните модели сознания, разработанные А. Н. Леонтьева и В. П. Зинченко, опишите их отличительные особенности.

Задание 3.5. Допишите продолжение следующих утверждений.


1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий...
2. Принцип единства сознания и деятельности означает...
3. Психика может быть правильно понята, только если она рассматривается.
4. Научный метод психологии должен быть.


Задание 3.6. Примените методологические принципы психологии (детерминизма, развития, единства сознания и деятельности) для объяснения изменений, наблюдаемых у людей.

Задание 3.7. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.


1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
6. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
7. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.


Задание 3.8. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.


1. Рефлексы: а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Инстинктивное поведение: а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Импринтинг: а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это: а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.


Задание 3.9. Опишите сознательные и бессознательные механизмы в регулировании поведения человека, раскройте их значение в жизни человека.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.