1. Описать предпосылки возникновения и развития учения о темпераменте в историческом аспекте.
2. Раскрыть современное представление о темпераменте и его типы. 3. Описать современные методы психологической диагностики темперамента.
Учебные вопросы: 1. История возникновения и развития учения о темпераменте. 2. Типология темперамента в отечественной психологии. 3. Современные методы психологической диагностики темперамента.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел. Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.
Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки: При подготовке к первому учебному вопросу следует обратить внимание на то, что исследование темпераментных особенностей человека является предметом особого интереса еще с древних времен. Такой интерес к темпераменту обусловлен пониманием того, что знание о его особенностях позволяет прогнозировать поведение человека и формирование его характерологических черт. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (V-IV вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент определяется нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински — «сангвис»), лимфы (по-гречески — «флегма»), желчи (по-гречески — «холе») и черной желчи (по-гречески — «мелана холе»). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени. Римский врач Гален (II в.) характеризовал типы темперамента не только с позиции физиологических свойств, но и с позиции психологических и нравственных особенностей. Немецкий философ И. Кант в конце XVIII столетия характеризует темперамент только как психические свойства. Начиная с И. Канта, стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств (характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого- либо строгого и точного критерия для такого различения. Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений — объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Э. Кречмер, американский — У. Шелдон) или соотношением свойств нервной системы (И.П. Павлов). При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что современное представление о темпераменте строится на учении И. П. Павлова, который показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Он соотнес выделенные им типы нервной системы с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сангвинический темперамент — сильный, уравновешенный, подвижный тип; 2) флегматический темперамент — сильный, уравновешенный, инертный тип; 3) холерический темперамент — сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, подвижный тип; 4) меланхолический темперамент — слабый, неуравновешенный, инертный тип. Типология И.П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. В 1950-х гг. в результате этих исследований, проводившихся в основном под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. С. Мерлина, типология И. П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека. При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в классическом его понимании, получил метод лабораторного эксперимента. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Однако применительно к оценке темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки; главный из них состоит в том, что в таких условиях, как правило, измерение производится по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю. Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.
Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. 2. Кречмер Э. Строение тела и характер. 3. Небылицын В. Д. Темперамент. 4. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. 5. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. 6. Холл К., Линдсей Г. Конституциональная психология Шелдона.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте толкование понятию «темперамент». 2. Опишите этапы развития учения о темпераменте. 3. Раскройте типологию темперамента, изложенную в учении И. П. Павлова. 4. Опишите отдельные типы темперамента. 5. Дайте характеристику методов изучения темперамента, укажите достоинства и недостатки отдельных методов.
Цели занятия: 1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования темперамента. 2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением темперамента. 3. Познакомить обучающихся с методиками диагностики темперамента. 4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.
Учебные вопросы: 1. История возникновения и развития учения о темпераменте. 2. Типология темперамента в отечественной психологии. 3. Современные методы психологической диагностики темперамента.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:
Задание 1. Выберите правильные характеристики для каждого типа темперамента, составьте из букв и впишите кодовое слово. ХОЛЕРИК: 1. Молчаливый, не любит болтать — П. 2. Решителен, инициативен — Э. 3. Склонен к подозрительности — С. 4. Склонен к риску — М. 5. Невыдержанный, вспыльчивый — О. 6. Ровен в отношениях со всеми — К. 7. Нетерпеливый — Ц. 8. Малоподвижен — А. 9. Резок в отношениях с людьми — И. 10. Весел и жизнерадостен — Х. 11. Склонен уходить в себя — Е. 12. Обладает быстрой сбивчивой речью — Я. Кодовое слово... МЕЛАНХОЛИК: 1. Неуравновешен, склонен к горячности — М. 2. Стеснительный и застенчивый — Т. 3. Не верит в свои силы — Е. 4. Весел и жизнерадостен — А. 5. Чрезмерно обидчив — О. 6. Мало восприимчив к порицанию — Н. 7. Малоактивный, робкий — Р. 8. Впечатлительный до слезливости — И. 9. Склонен к риску — С. 10. Необщительный — Я. 11. Находчив в споре — У. 12. Обладает громкой, быстрой речью — П. Кодовое слово... САНГВИНИК: 1. Энергичный, деловитый — П. 2. Молчаливый — О. 3. Безропотный, покорный — И. 4. С увлечением берётся за любое новое дело — А. 5. Агрессивный забияка — Л. 6. Вынослив и работоспособен — М. 7. Весел и жизнерадостен — Я. 8. Чрезмерно обидчив — Е. 9. Обладает громкой, быстрой речью — Т. 10. Быстро утомляется — Н. 11. Общителен, отзывчив — Ь. 12. Малоподвижен — С. Кодовое слово... ФЛЕГМАТИК: 1. Весел и жизнерадостен — Т. 2. Спокойный, хладнокровный — У. 3. Работает рывками — О. 4. Склонен к риску — Р. 5. Малоподвижен — М. 6. Обладает выдержкой — Е. 7. Болезненно чувствительный и ранимый — Я. 8. Робкий — К. 9. Ровен в отношениях со всеми — Н. 10. Доводит начатое дело до конца — И. 11. Агрессивный забияка — А.. 12. Осторожный и рассудительный — Е Кодовое слово. Задание 2. Составьте сравнительную таблицу типов темперамента, выделенных Э. Кречмером и У. Шелдоном. Задание 3. Опишите влияние типа темперамента на выполняемую трудовую деятельность. Ответьте на вопрос: «Следует ли учитывать тип темперамента при профессиональном отборе на службу в органы внутренних дел?» Задание 4. Ознакомьтесь с методикой диагностики типа темперамента с помощью опросника Г. Ю. Айзенка. Определите свой тип темперамента. Задание 5. Решите ситуационные задачи: 1. Из характеристики на подозреваемого Уткина следует, что он активный, подвижный, бурно реагирует на критику, быстро сменяет один вид деятельности на другой, неустойчив в интересах. К какому типу темперамента можно отнести Уткина? 2. В ходе расследования установили, что подозреваемый в совершении убийства Викторов по характеру замкнут, пассивен, легко поддается внушению, мнителен. При контактах с незнакомыми людьми смущается, теряется. Определите тип темперамента подозреваемого. Дайте его подробную характеристику. 3. Из характеристики на сотрудника следственного подразделения Мазурова следует, что он добросовестный, обладает высокой выдержкой и самообладанием. Порученное дело доводит до конца, но отличается медлительностью. Очень спокоен, никогда не участвует в ссорах и скандалах. Определите тип темперамента Мазурова. Проанализируйте, для каких видов служебной деятельности в органах внутренних дел данный тип темперамента будет являться наиболее подходящим. 4. Каждый тип темперамента имеет свой психологический портрет. Так, например, один из типов темперамента отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни; повышенной контактностью с окружающими людьми; общительностью; чувства легко возникают и быстро сменяются; быстро образуются временные связи; стереотипы достаточно подвижны; в новой обстановке не чувствует скованности; способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Какому типу темперамента соответствует предложенная характеристика? Проанализируйте, для каких видов служебной деятельности в полиции данный тип темперамента будет являться наиболее подходящим.
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с. |