Темперамент (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Описать предпосылки возникновения и развития учения о темпераменте в историческом аспекте.

2. Раскрыть современное представление о темпераменте и его типы.
3. Описать современные методы психологической диагностики темперамента.

Учебные вопросы:
1. История возникновения и развития учения о темпераменте.
2. Типология темперамента в отечественной психологии.
3. Современные методы психологической диагностики темперамента.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:
При подготовке к первому учебному вопросу следует обратить внимание на то, что исследование темпераментных особенностей человека является предметом особого интереса еще с древних времен. Такой интерес к темпераменту обусловлен пониманием того, что знание о его особенностях позволяет прогнозировать поведение человека и формирование его характерологических черт. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (V-IV вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент определяется нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински — «сангвис»), лимфы (по-гречески — «флегма»), желчи (по-гречески — «холе») и черной желчи (по-гречески — «мелана холе»). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени. Римский врач Гален (II в.) характеризовал типы темперамента не только с позиции физиологических свойств, но и с позиции психологических и нравственных особенностей. Немецкий философ И. Кант в конце XVIII столетия характеризует темперамент только как психические свойства. Начиная с И. Канта, стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств (характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого- либо строгого и точного критерия для такого различения.
Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений — объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Э. Кречмер, американский — У. Шелдон) или соотношением свойств нервной системы (И.П. Павлов).
При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что современное представление о темпераменте строится на учении
И. П. Павлова, который показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Он соотнес выделенные им типы нервной системы с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека.
В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сангвинический темперамент — сильный, уравновешенный, подвижный тип; 2) флегматический темперамент — сильный, уравновешенный, инертный тип; 3) холерический темперамент — сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, подвижный тип; 4) меланхолический темперамент — слабый, неуравновешенный, инертный тип.
Типология И.П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. В 1950-х гг. в результате этих исследований, проводившихся в основном под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. С. Мерлина, типология И. П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека.
При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в классическом его понимании, получил метод лабораторного эксперимента. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Однако применительно к оценке темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки; главный из них состоит в том, что в таких условиях, как правило, измерение производится по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.
Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности.
2. Кречмер Э. Строение тела и характер.
3. Небылицын В. Д. Темперамент.
4. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека.
5. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии.
6. Холл К., Линдсей Г. Конституциональная психология Шелдона.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте толкование понятию «темперамент».
2. Опишите этапы развития учения о темпераменте.
3. Раскройте типологию темперамента, изложенную в учении И. П. Павлова.
4. Опишите отдельные типы темперамента.
5. Дайте характеристику методов изучения темперамента, укажите достоинства и недостатки отдельных методов.


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования темперамента.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением темперамента.
3. Познакомить обучающихся с методиками диагностики темперамента.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. История возникновения и развития учения о темпераменте.
2. Типология темперамента в отечественной психологии.
3. Современные методы психологической диагностики темперамента.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:


Задание 1. Выберите правильные характеристики для каждого типа темперамента, составьте из букв и впишите кодовое слово.
ХОЛЕРИК:
1. Молчаливый, не любит болтать — П.
2. Решителен, инициативен — Э.
3. Склонен к подозрительности — С.
4. Склонен к риску — М.
5. Невыдержанный, вспыльчивый — О.
6. Ровен в отношениях со всеми — К.
7. Нетерпеливый — Ц.
8. Малоподвижен — А.
9. Резок в отношениях с людьми — И.
10. Весел и жизнерадостен — Х.
11. Склонен уходить в себя — Е.
12. Обладает быстрой сбивчивой речью — Я.
Кодовое слово...
МЕЛАНХОЛИК:
1. Неуравновешен, склонен к горячности — М.
2. Стеснительный и застенчивый — Т.
3. Не верит в свои силы — Е.
4. Весел и жизнерадостен — А.
5. Чрезмерно обидчив — О.
6. Мало восприимчив к порицанию — Н.
7. Малоактивный, робкий — Р.
8. Впечатлительный до слезливости — И.
9. Склонен к риску — С.
10. Необщительный — Я.
11. Находчив в споре — У.
12. Обладает громкой, быстрой речью — П. Кодовое слово...
САНГВИНИК:
1. Энергичный, деловитый — П.
2. Молчаливый — О.
3. Безропотный, покорный — И.
4. С увлечением берётся за любое новое дело — А.
5. Агрессивный забияка — Л.
6. Вынослив и работоспособен — М.
7. Весел и жизнерадостен — Я.
8. Чрезмерно обидчив — Е.
9. Обладает громкой, быстрой речью — Т.
10. Быстро утомляется — Н.
11. Общителен, отзывчив — Ь.
12. Малоподвижен — С.
Кодовое слово...
ФЛЕГМАТИК:
1. Весел и жизнерадостен — Т.
2. Спокойный, хладнокровный — У.
3. Работает рывками — О.
4. Склонен к риску — Р.
5. Малоподвижен — М.
6. Обладает выдержкой — Е.
7. Болезненно чувствительный и ранимый — Я.
8. Робкий — К.
9. Ровен в отношениях со всеми — Н.
10. Доводит начатое дело до конца — И.
11. Агрессивный забияка — А..
12. Осторожный и рассудительный — Е Кодовое слово.
Задание 2. Составьте сравнительную таблицу типов темперамента, выделенных Э. Кречмером и У. Шелдоном.
Задание 3. Опишите влияние типа темперамента на выполняемую трудовую деятельность. Ответьте на вопрос: «Следует ли учитывать тип темперамента при профессиональном отборе на службу в органы внутренних дел?»
Задание 4. Ознакомьтесь с методикой диагностики типа темперамента с помощью опросника Г. Ю. Айзенка. Определите свой тип темперамента.
Задание 5. Решите ситуационные задачи:
1. Из характеристики на подозреваемого Уткина следует, что он активный, подвижный, бурно реагирует на критику, быстро сменяет один вид деятельности на другой, неустойчив в интересах.
К какому типу темперамента можно отнести Уткина?
2. В ходе расследования установили, что подозреваемый в совершении убийства Викторов по характеру замкнут, пассивен, легко поддается внушению, мнителен. При контактах с незнакомыми людьми смущается, теряется.
Определите тип темперамента подозреваемого. Дайте его подробную характеристику.
3. Из характеристики на сотрудника следственного подразделения Мазурова следует, что он добросовестный, обладает высокой выдержкой и самообладанием. Порученное дело доводит до конца, но отличается медлительностью. Очень спокоен, никогда не участвует в ссорах и скандалах.
Определите тип темперамента Мазурова. Проанализируйте, для каких видов служебной деятельности в органах внутренних дел данный тип темперамента будет являться наиболее подходящим.
4. Каждый тип темперамента имеет свой психологический портрет. Так, например, один из типов темперамента отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни; повышенной контактностью с окружающими людьми; общительностью; чувства легко возникают и быстро сменяются; быстро образуются временные связи; стереотипы достаточно подвижны; в новой обстановке не чувствует скованности; способен к быстрому переключению внимания и деятельности.
Какому типу темперамента соответствует предложенная характеристика? Проанализируйте, для каких видов служебной деятельности в полиции данный тип темперамента будет являться наиболее подходящим.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А.
Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.