На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Психические процессы: ощущения, восприятия
Практическое занятие. Психические процессы: ощущения, восприятия
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Практическое занятие по психологии

Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия

Цели занятия:
1. Обучающая: сформировать представления обучающихся об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов ощущения и восприятия, а также о возможностях учета закономерностей и особенностей ощущения и восприятия в деятельности врача.
2. Развивающая: обеспечить развитие познавательной мотивации и формирование общекультурных компетенций.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально
этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Г отовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: основные закономерности и особенности процессов ощущения и восприятия.
Обучающиеся должны уметь: раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях, анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы, связанные с психологическими аспектами деятельности врача.
Обучающиеся должны владеть: методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 58, 59, 73, 83, 86 (приложение 1)
Глоссарий темы: психические процессы, ощущения, классификация ощущений, общие свойства ощущений, общие психофизиологические закономерности ощущений, восприятие, свойства образа восприятия, классификация восприятий, организация восприятия.
Содержание основных понятий
Психические процессы - это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности. К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.
Классификация ощущений:
1. По модальности (принадлежность определенным органам чувств): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.
2. По месту расположения рецепторов:
- интероцептивные ощущения - сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма и связаны с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);
- проприоцептивные ощущения(лат. proprius - собственный) - это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате;
- экстерорецептивные ощущения - ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела. В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.
3. По взаимодействию рецепторов с раздражителем:
- дистантное - отражает качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение);
- контактное - связано с непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание, боль, тактильные, температурные ощущения).
Общие свойства ощущений.
1. Качество - особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.
2. Интенсивность - количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.
3. Длительность - временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.
Общие психофизиологические закономерности ощущений.
Адаптация - приспособление рецептора к изменившимся условиям среды.
Порог ощущений (абсолютный) — нижний - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; - верхний - максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних и некоторых внешних факторов. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном - светлой.
Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые - вкусовые (желтый цвет - ощущение кислого). Это явление называется синестезией.
Восприятие (перцепция) - целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Восприятие формируется в процессе практики, это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Важнейшими свойствами образа восприятия являются:
- целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета;
- константность - благодаря данному свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.;
- структурность - абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры;
- осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;
- избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.


Классификация восприятий:
1. По анализаторам;
2. По формам существования материи:
- восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;
- восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;
- восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.
Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована
личность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:
Принцип фигуры и фона - все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне.
Принцип заполнения пробелов - мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов - элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.
Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии (рис. 1). Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

иллюзии восприятия



Рис. 1. Иллюзии зрительного восприятия

Контрольные вопросы:
1. Каковы виды и функции ощущений?
2. Охарактеризуйте строение и характеристики чувствительности анализаторов.
3. Чем отличается восприятие от ощущения?
4. Каковы свойства восприятия?
5. Что происходит с человеком в ситуации сенсорной депривации?


Работа на занятии
Задание 1. Заполните, перенесенную в тетрадь, таблицу «Отличие процессов ощущения и восприятия» (совместно с преподавателем).

 

Ощущения

Восприятие

  1. Определение
  2. Физиологические механизмы возникновения
  3. Результат
  4. Классификация
  5. Закономерности и особенности

 

 


Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1).

Ситуационная задача №1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие - результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
Ситуационная задача №2. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
Ситуационная задача №3. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как какой-либо предмет. Какая особенность восприятия в этом проявляется?
Ситуационная задача №4. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без особого труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку бывает трудно самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
Ситуационная задача №5. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после операции, вначале не различают визуально ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
Ситуационная задача №6. Болевое восприятие относится к категории сложных переживаний, а не является простым ощущением, вызванным специфическим раздражителем. Болевое восприятие модифицируется в зависимости от интенсивности, длительности, от состояния сознания, степени внимания индивида, от эмоционального состояния и обуславливающих влияний прошлого опыта. Определите, какой вид боли соответствует следующей характеристике:
A. Боль: глубокая, тупая, ломящая, распирающая, длится почти ежедневно, пациент испытывает состояние безнадежности, депрессии.
Б. Боль: режущая, саднящая, стреляющая, длится минуты, больной испытывает состояние страха.
B. Боль: ноющая, тянущая, длится ежедневно, постоянно, больной испытывает состояние гнева, агрессии или сострадания.
Практическая работа. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните методику Психологическая игра «Один раз увидеть или услышать?» (см. приложение № 3).


Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 55-57, 70-72, 88, 89 (Приложение 1).


Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704 с.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 636 с.


Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — Санкт-Петербург.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
5. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. — Москва: РИМИС, 2011. — 304 с.
6. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу
«Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. 276 с.
7. Общая и социальная психология / Под ред. Н.Д. Твороговой. — Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. — 374 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.