На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Индивидуальные особенности воображения
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Индивидуальные особенности воображения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

 


12.5. Индивидуальные особенности воображения


В отношении воображения, как и других, рассмотренных в предыдущих главах учебника, психических процессов, можно ставить и решать вопрос о существовании по нему индивидуальных различий между людьми. Такие различия действительно существуют и проявляются в следующих моментах:
- в активности воображения человека;
- в преобладании у него продуктивного или непродуктивного воображения;
- в характере (содержании) рождаемых его воображением образов.
Индивидуальные различия по общей активности воображения могут проявляться в том, что одни люди чаще фантазируют, чем другие, и чаще рисуют в своем воображении разнообразные вещи, чем другие. Если воображение человека работает активно, если продукты его фантазии мало связаны с деятельностью, или, если они редко воплощаются в действительность, то такого человека называют фантазером. Того, для кого так понимаемое фантазирование не характерно, кто не любит мечтать и фантазировать, называют реалистом.
Люди также отличаются друг от друга тем, что у одних из них преобладает продуктивное воображение, а у других - репродуктивное. Первые - это творческие люди, которые каждый раз придумывают что-либо новое, интересное и оригинальное. Вторые отличаются тем, что часто воспроизводят, копируют то, что было сделано другими.
Образы, рождаемые воображением разных людей, могут отличаться друг от друга по своему характеру (содержанию), например, по тому, с каким органом чувств они преимущественно связаны (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.); по связям с реальной действительностью (образы, связанные с действительностью, и не связанные с ней); по степени обобщенности (обобщенные и детализированные образы).
Имеются люди, чье воображение можно назвать пассивным. Такие люди редко ставят перед собой цель что-либо придумать, включают свое воображение только тогда, когда это требуют обстоятельства. Их воображение, образно говоря, «плывет по течению», функционирует как зависимое и вынужденное. У других людей воображение, напротив, является независимым, инициативным и активным. Их воображение постоянно находится «в работе», причем в их воображении постоянно что-либо рождается или изменяется, причем, это происходит под контролем самих людей, то есть по их собственной воле.
Те люди, у кого доминирует произвольное воображение, в состоянии им управлять. Они могут заставить себя что-либо придумать или преобразовать в своем воображении, могут это делать в самых разных условиях и ситуациях, даже тогда, когда в этом особой необходимости нет. Люди такого типа испытывают удовлетворение от того, что им постоянно приходится что-либо придумывать, сочинять и т. п. К примеру, художник, писатель, инженер, ученый с таким воображением могут заниматься творчеством в любом месте, в любой обстановке, где бы они в настоящий момент времени ни находились. В отличие от них индивиды с непроизвольным воображением пользуются им преимущественно тогда, когда их воображение стимулируется со стороны - кем-либо или какими-либо не зависящими от них обстоятельствами.
Существуют люди, отличающиеся друг от друга особыми, специфическими видами воображения, такими, например, как абстрактное и конкретное, интеллектуальное и чувственное. Можно также разделить людей на типы, имея в виду преобладание у них таких видов воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.
Если иметь в виду разделение людей на группы по связям, существующим между воображением и другими познавательными процессами, то среди них можно выделить группы людей, чье воображение преимущественно связано с восприятием, вниманием, памятью или мышлением.
У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии, представленной в виде образов. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом восприятия или мышления. У других отмечается склонность к фантазиям, представленным преимущественно в словесной форме, в склонности к оперированию абстракциями (идеями, понятиями и т. п.). О таких людях говорят как о тех, кто обладает абстрактным воображением. У третьих людей в воображении преимущественно представлены эмоции или чувства. Этот тип людей условно можно обозначить как обладающий чувственным (эмоциональным) типом воображения.
Будучи комплексно, системно связанным с его психикой, воображение человека выступает как своеобразное отражение его индивидуальных свойств, характерных для него психических состояний. С воображением тесным образом связаны определенные черты характеров людей, например, впечатлительность, импульсивность, склонность к выдумкам, фантазерство и другие.
Если о человеке говорят как о творческой личности, то это означает, что он обладает развитым и богатым воображением. Если человека характеризуют как нетворческую личность, то из этого следует, что его воображение является слаборазвитым и преимущественно репродуктивным.


12.6. Воображение и способности


Связь воображения со способностями человека носит двоякий характер. Она является многосторонней и, вместе с тем, специфической. Многосторонний характер этой связи проявляется в том, что она существует между различными способностями и многими видами воображения. Специфический характер данной связи реализуется в том, что она обнаруживается в отношение тех способностей человека, для которых значимым является высокий уровень развития воображения, причем, не любого, а специфического, характерного для определенного вида способностей человека. Раскроем и опишем эти связи подробнее применительно к разным видам способностей человека: техническим и художественно-творческим.
Поскольку все без исключения способности людей, если они имеют творческий характер, предполагают акт творения, а оно всегда проявляется через воображение человека, то с ним должны быть связаны все без исключения человеческие способности. Когда человек что-то придумывает (создает, творит), то продукт своего творения он вначале представляет в своем воображении, а далее начинает практически заниматься процессом творчества, сличая получаемое с тем, что имеется в его воображении.
Оба процесса - воображение и творчество - начинаются и завершаются практически одновременно. В начале этого процесса продукт творчества представляет в самом общем виде, в конце - в завершенной форме. Человек сличает то, что уже создано (сотворено им), с имеющимся в его сознании образцом (замыслом), и, если созданное его устраивает (соответствует тому, что создано его воображением), то на этом процесс творчества завершается как в воображаемом, так и в реальном планах.
С одними теми же творческими способностями могут быть связаны разные виды воображения и, наоборот, одни и те же виды воображения могут быть включены в состав различных способностей. К примеру, в проявлении творческих способностей писателя могут быть задействованы как образное, так и словесное (вербальное) воображение, а в реализации творческих способностей режиссера кроме них также и действенное воображение, так как он должен не только представлять задуманную им кинокартину или спектакль, но и воплощать задуманное и в реальных сценах и действиях актеров, для того чтобы донести свой замысел до зрителей. Ученый в своем научном творчестве также использует не один, а, как минимум, два вида воображения - понятийное (логическое) и практическое. Последнее позволяет ему практически реализовать задуманное в научном эксперименте или другом исследовании.
Некоторые виды воображения, такие, например, как образное и вербальное, участвуют во многих различных видах творческой деятельности, и через них, соответственно, реализуются многие способности. Обсудим подробнее, как это происходит в связи с двумя видами человеческих способностей: техническими и художественно-изобразительными.
Когда инженер придумывает какое-либо новое устройство (механизм, конструкцию, прибор, машину и т.п.), то в начале творческого процесса в его воображении могут быть представленными только функции данного устройства, то есть идеи о том, какие конкретные задачи изобретаемое им устройство должно будет решать. Реализация творческих способностей в данном случае начинается с того вида воображения, которое называется абстрактным или интеллектуальным. Затем он переходит к следующему этапу творчества, который заключается в том, чтобы придумать и представить в виде рисунка или чертежа общий вид соответствующего устройства. Здесь в дело включается образное воображение. Оба названных вида воображения продолжают работать и дальше, так как после общего представления будущего технического устройства, его чертежа или эскиза, начинается разработка деталей - частей или механизмов, из которых оно должно будет состоять.
Вслед за этим в дело включается технология изготовления деталей и механизмов соответствующего устройства, сборки его опытного образца. Здесь мы уже имеем дело с практически - действенным воображением.
После испытания опытного образца технического устройства в нем, как правило, обнаруживаются некоторые недостатки, которые инженер должен будет исправить, в процесс творчества повторно включаются перечисленные выше виды воображения.
Аналогичным образом можно представить, как работает воображение в художественно-изобразительном творческом процессе. Поначалу художник находит (придумывает) тему своей будущей картины, но еще не представляет ее в деталях. Здесь начинают работать интеллектуальное и образное воображение. На следующем этапе творчества, продолжая творческий процесс, художник приступает к исполнению наброска или эскиза будущей картины, сличает его с первоначальным замыслом. Одновременно с этим в его воображении дорабатывается общий замысел, сюжет и детали будущей картины, и его активное воображение продолжает управлять практическими действиями по написанию картины.
По особенностям воображения можно изучать и оценивать задатки к развитию тех или иных способностей у людей, в частности у детей. Они начинают проявляться в переходный период между ранним и младшим дошкольным возрастами, в интервале от 2-3 до 4-5 лет. Так, например, если ребенку нравится рисовать, и в процессе рисования он демонстрирует оригинальность рисунков их творческий характер, то вероятно, что у него имеются задатки к развитию тех способностей, которые связаны с художественноизобразительной деятельностью. Если ребенку нравится что-либо делать своими руками, собирать, разбирать, конструировать и т. д., причем, то, что он делает, также отличается оригинальностью, то такие действия могут указывать на наличие у него задатков к развитию технических, например, конструкторских способностей. Если ребенок быстро осваивает речь, демонстрирует умение оригинально ею пользоваться, то можно сделать вывод о наличии у него задатков к развитию тех способностей, которые связаны с использованием речи.
В первом из описанных выше случаев для констатации наличия у ребенка задатков к развитию способностей может быть использовано образное воображение, во втором - практически-действенное, в третьем - вербальное. Приведенные примеры показывают, что по особенностям воображения детей можно определять наличие у них тех или иных задатков и приступать к развитию соответствующих способностей. Одним из основных условий успешного развития способностей является раннее определение связанных с ними задатков и включение детей в те виды деятельности, где на основе имеющихся задатков у них формируются и развиваются нужные способности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.