На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Формирование и развитие воображения
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Формирование и развитие воображения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

 


12.7. Формирование и развитие воображения


Воображение человека в течение его жизни может изменяться, находиться на разных уровнях развития и, следовательно, развиваться и совершенствоваться. Прежде чем говорить о путях развития воображения человека, необходимо определиться в том, что следует понимать под его развитием. Развитие воображения представляет собой процесс его совершенствования. В этом процессе можно выделить отдельные стороны, и в связи с ними представить и обсудить возможные пути развития воображения.
Воображение человека может развиваться (совершенствоваться) по следующим направлениям:
1. Увеличение разнообразия (богатства) продуктов воображения.
2. Повышение оригинальности образов воображения, их новизны и необычности.
3. Детализация, тщательность разработки продуктов воображения.
4. Усиление впечатлительности образов воображения.
5. Интеллектуальное насыщение продуктов воображения.
Разнообразие (богатство) продуктов воображения проявляется в том, их
количество и различия между ними постепенно увеличиваются. Повышение оригинальности образов воображения связано с их необычностью и новизной, которые могут со временем возрастать у одного и того же человека. Детализация продуктов воображения проявляется в том, что в них появляется все больше деталей, которые затем тщательно прорабатываются творцом. Усиление впечатлительности образов воображения связано с тем, что они начинают порождать у людей больше разнообразных эмоциональных переживаний. Интеллектуальное насыщение воображения реализуется в том, что его продукты, развиваясь, начинают порождать у людей все больше разнообразных мыслей и идей.
Процесс развития воображения человека можно также представить и описать, исходя из культурно-исторической теории формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского. Известно, что в ходе формирования и развития высших психических функций они из непроизвольных превращаются в произвольные, из внешне опосредствованных во внутренне опосредствованные. Непроизвольное - это случайное, спонтанное воображение, процесс и результаты которого не связаны с волевой регуляцией. Произвольное - это воображение, которое регулируется сознанием и волей человека. Внешне опосредствованное - это воображение, которое стимулируется воздействиями, оказываемыми на человека со стороны окружающей среды. Внутренне опосредствованное воображение - то, которое зависит от процессов, происходящих в психике человека. Основное направление развития воображения в обсуждаемом плане - это его постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию.
Воображение маленьких детей, например, является, непроизвольным и внешне опосредствованным, то есть почти исключительно выступает как низшая психическая функция. Оно стимулируется воспринимаемыми ребенком предметами или же воздействиями окружающих людей. Воображение взрослых людей, занимающихся творческой деятельностью, представляет собой высшую психическую функцию.
Гипотетический процесс формирования и развития воображения детей выглядит следующим образом. До того момента, когда ребенок овладел речью, начал что-либо рисовать или делать своими руками, трудно судить об уровне развития его воображении, так как все методы, связанные с изучением и оценкой уровня развития воображения, основаны на исследовании речевых высказываний или на изучении продуктов различных видов деятельности человека. В двух-трехлетнем возрасте дети в основном копируют то, что видят, или то, что им демонстрируют взрослые люди. Следовательно, в данном возрасте можно говорить о наличии у детей репродуктивного воображения.
В возрасте от трех до пяти лет воображение детей начинает быстро развиваться. Хорошо известна богатая и разнообразная фантазия, характерная для 4-5-летних детей. В этом возрасте дети много рисуют, выдумывают, фантазируют, причем их воображение может проявляться в самых разных продуктах действиях и поступках. В таком воображении элементы новизны уже проявляются достаточно отчетливо, что позволяет говорить о том, что у детей этого возраста уже имеется продуктивное воображение.
В дошкольном возрасте воображение детей активно развивается в играх, которыми большую часть времени занимаются дошкольники, причем игры детей этого возраста разнообразны и предоставляют широкие возможности для развития воображения.
С поступлением в школу начинается следующий этап развития воображения, связанный с началом систематического обучения и с превращением учебной деятельности в основную или ведущую деятельность. Через учебную деятельность дети приобретают новые знания и умения, которые позволяют им расширить диапазон воображаемого (представляемого) за счет новых знаний и умений. Хорошие образцы для подражания детям в школе демонстрируют учителя, которые проводят с ними занятия, способствующие развитию их воображения, например, занятия по рисованию, труду и другим учебным предметам.
Важным фактором стимулирования развития воображения детей в связи с поступлением в школу становится то, что ребенок оказывается в окружении многих других детей. Они демонстрируют друг другу образцы своей фантазии, и через подражание и своеобразное соревнование друг с другом оказывают положительное влияние на развитие воображения друг у друга.
Начиная с подросткового возраста и дальше, вплоть до окончания школы, воображение детей, говоря словами Л. С. Выготского, приобретает отчетливо выраженный внутренне опосредствованный характер. Это означает, что процесс воображения детей теперь стимулируется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними, психологическими процессами. Если младшие школьники, придумывая что-либо, сравнивают придуманное ими с чем-то другим, заданным в качестве образца, ждут оценки или одобрения сделанного со стороны значимых для них людей, прежде всего, учителей и родителей, то подростки и, особенно, старшие школьники, фантазируют, воображают или творят для себя, руководствуясь, прежде всего, тем, получают или не получают они сами удовлетворение от продуктов своего творчества. Это и есть внутренне опосредствованное воображение, характерное для взрослых людей.
Таким образом, мы можем констатировать, что к старшему школьному возрасту воображение детей превращается уже в полноценную высшую психическую функцию. Далее оно продолжается совершенствоваться, развиваться у взрослых людей в связи с теми видами деятельности, которыми им приходится заниматься.


12.8. Методы изучения воображения


Современная психология располагает сравнительно небольшим количество методов изучения (психодиагностики) воображения, если оценивать их число путем сравнения, например, с количеством имеющихся в распоряжении психологов методов изучения (психодиагностики) памяти. Такое положение дел можно объяснить следующим образом. Во-первых, воображение представляет собой менее значимый для жизни человека процесс, чем, например, восприятие, память или мышление. Во-вторых, воображение труднее изучать и оценивать, чем иные познавательные процессы. В-третьих, на уровне теории применительно к воображению не все так четко определено и прописано, как по отношению к другим психическим процессам. Например, для того чтобы приступить к разработке методов психодиагностики того или иного явления, надо иметь четкое и однозначное его определение. Такого определения в области психологии воображения, к сожалению, нет. Среди психологов, кроме того, до сих пор нет полного согласия по вопросу о том, сколько разных видов воображения существует у человека, и как их правильно определять. Тем не менее, методами общего познания активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения психология располагает. Представим их общее описание.
Активное воображение преимущественно изучается по отношению к образному воображению, и делается это следующим образом. Испытуемому предлагается какие-либо простые линии, и он должен на их основе нарисовать что-либо такое, в состав которого входят исходные линии в качестве его деталей. По характеру сделанного человеком рисунка, его сложности, оригинальности и другим признакам психолог делает выводы об уровне развития у данного испытуемого образного воображения.
Пассивное воображение изучается и оценивается в основном по отношению к вербальному воображению, и делается это следующим способом. Испытуемому предлагается подробно рассказать о своих сновидениях или видениях (образах, галлюцинациях и пр.), которые время от времени приходят в голову. Эти рассказы затем подробно анализируются психологом, и на основе такого анализа делаются выводы не только об особенностях пассивного воображения человека, но и о его общем психологическом состоянии. Подобного рода психодиагностические методики нередко используется в клинической психологии.
Творческое воображение обычно оценивают не только психологи, но и специалисты в той или иной области деятельности, поскольку творчество обычно проявляется у человека в конкретных видах деятельности. В соответствующих тестах испытуемому предлагается что-либо придумать (сочинить, сконструировать и т.п.), и по полученным результатам психологами вместе со специалистом в той или иной сфере деятельности делается вывод о наличии или отсутствии у данного испытуемого творческого воображения. Такие тесты, например, проводятся при приеме обучаемых в специализированные художественные, театральные и другие учебные заведения.
Нетворческое воображение изучается и оценивается следующим образом. Испытуемому предлагается что-либо придумать (нарисовать, рассказать) на определенную тему. Если в придуманном испытуемом сравнительно мало оригинальности и новизны, то делается вывод о наличии у него воображения нетворческого характера.

Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Н50 Р. С. Немов, Е.С. Романова. - Ч. I. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 528 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.