На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Виды воображения и его функции
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Виды воображения и его функции
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

 


12.2. Виды воображения и его функции


Воображение имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступить активность воображения, участие или неучастие в нем волевых процессов, особенности продуктов воображения, его связь с действительностью и некоторые другие. Выделим и кратко обсудим основные виды воображения, определяемые по перечисленным выше признакам. Это - активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное воображение. В дополнение к ним будут рассмотрены такие виды воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. В научной литературе также встречаются, правда, реже, чем перечисленные выше, такие виды воображения, как богатое и бедное, эйдетическое и эхоическое, однако они упоминаются не так часто, как перечисленные выше виды воображения, и являются, скорее, метафорами, чем строгими, точно определенными научными понятиями.
Активным называют воображение, которое работает быстро, и в ходе которого у человека за единицу времени рождается множество различных образов. Пассивным, соответственно, называют воображение, в котором образы рождаются и изменяются сравнительно медленно, а его продукты особым богатством и разнообразием не отличаются.
Произвольным называют воображение, которое регулируется волей человека, а его образы рождаются и изменяются при ее непосредственном участии. Пользуясь данным видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-либо придумать (изобрести, сочинить, сконструировать и т. п.), и далее контролирует процесс воображения с начала и до конца. Непроизвольным, соответственно, называют воображение, в котором воля человека участия не принимает, а образы возникают и изменяются спонтанно. Соответствующий процесс человек не контролирует, осознавая зачастую только его конечный результат, да и то не всегда (например, при галлюцинациях и сновидениях он, как правило, не осознается).
Включаясь в активный процесс воображения, человек, как правило, заранее не всегда имеет точное представление о его конечном результате, о том, что он вообразит или придумает. Однако общий замысел того, что человек собирается придумать, общие требования к соответствующему образу, несомненно, присутствуют, особенно в активном и произвольном воображении. Если бы они отсутствовали, то было бы непонятно, каким образом человек может убедиться в том, что то, что он придумал, и есть то, к чему он стремился. Когда речь идет о пассивном воображении, то задача на придумывание чего-либо определенного перед человеком не стоит, а то, что у него в результате получается, как правило, не оценивается с точки зрения желаемого.
Произвольное воображение в основном характерно для людей творческих профессий, например, писателей, художников, инженеров, ученых, режиссеров и других. В любой профессиональной деятельности человека можно найти элементы творчества и, следовательно, произвольное воображение, в принципе, может быть присуще представителям всех без исключения профессий.
Разница между активным и произвольным, пассивным и непроизвольным видами воображения заключается в следующем. Активное воображение может одновременно быть и непроизвольным, например, рождение галлюцинаций и грез в голове человека, находящегося под влиянием сильно действующих психотропных веществ. В свою очередь, пассивное воображение может оказаться произвольным. Например, уставший человек или индивид, принявший транквилизаторы, может поставить перед собой задачу представить что-либо конкретное в своем воображении. Понятно, что по причине своей физической и психической заторможенности под воздействием транквилизаторов он будет делать это медленно, и процесс его воображения в данном случае будет пассивным.
Продуктивным называют воображение, образы которого отличаются от того, что существует в реальной действительности и известно людям. Они также содержат в себя большое количество новой информации. Нельзя, однако, утверждать, что продуктивное воображение всегда порождает нечто новое. В его продуктах можно обнаружить многие элементы того, что уже известно, однако в продуктивном воображении таких элементов меньше, чем в следующем виде воображения, которое называется репродуктивным.
Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется сравнительно мало нового, хотя отдельные его элементы или их сочетание могут отличаться новизной. Заметим, что если бы в данном виде воображения не было ничего нового, то соответствующий процесс вряд ли можно было бы назвать воображением. Он представлял бы собой копирование или воспроизводство того, что уже известно, и больше был бы похож на восприятие или память, чем на воображение.
Репродуктивным может быть, например, воображение человека, который только начинает осваивать новый для него вид творческой деятельности, например, учится мастерству у тех людей, которые им владеют. Это могут быть начинающие писатели, художники, поэты, инженеры, ученые. Копируя образцы творчества других людей, они учатся у них мастерству, и затем, овладев секретами мастерства, начинают демонстрировать собственные творческие способности, но уже в продуктивном воображении.
Как и в других классификациях психических явлений, с которыми мы уже знакомы, в вопросе о разделении воображения на виды не существует единой точки зрения. Разные авторы предлагают различные основания для выделения видов воображения, и, кроме того, называют в своих классификациях разные виды воображения. Проблему классификации видов воображения обсуждал в своих трудах и классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн. Кроме обозначенных выше видов воображения он выделяет также конкретное и абстрактное воображение, определяя их следующим образом. Конкретное - это воображение, порождающее образы, обладающие множеством частных деталей. Такое воображение генерирует образы, не содержащие в себе каких-либо обобщений, и представляющие в основном отдельные предметы. Абстрактное - это обобщенное, типизированное воображение, оперирующее понятиями, схемами, символами и т. п. Продукты абстрактного воображения обычно представляют в своих образах собой главное, существенное в воображаемом объекте.
Конкретным воображением, по мнению С. Л. Рубинштейна, пользуются в основном дети и некоторые взрослые люди, для которых точное копирование действительности является главной задачей. Конкретное воображение можно рассматривать как один из начальных этапов развития воображения человека. Абстрактным воображением, в свою очередь, часто пользуются взрослые люди, имеющие творческие способности и владеющие словесно-логическим мышлением. Включая свое воображение в работу, они обращаются к схемам, символам, и продуцируемые ими образы нередко имеют высокую степень абстрактности.
Один из современных исследователей воображения, А. Я. Дудецкий, выделяет три его вида: образное, интеллектуальное и чувственное, и особое внимание обращает на доказательство существования интеллектуального воображения, которое, по его мнению, проявляется в творении и преобразовании абстрактных идей и понятий. Из контекста рассуждений автора следует, что интеллектуальное воображение близко к наглядно-действенному мышлению.
В связи с этим возникают два вопроса: о соотношении воображения и мышления, и о связи интеллектуального воображения с наглядно-образным мышлением. Эти вопросы уже ставились и частично обсуждались в первом параграфе данной главы, но в силу их значения для понимания природы воображения к ним стоит вернуться.
Мышление и воображение - это разные психические функции. Задача «чистого» воображения - творение нового, независимо от того, в какой форме оно проявляется. Это может быть образная, интеллектуальная, эмоциональная или действенная фантазия. Однако то, что творит «чистое» воображение, далеко не всегда представляет собой решение каких-либо, в том числе творческих, задач. Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда человек, включая свое воображение, случайно найдет решение определенной задачи, придумает, создаст что-то новое, сам этого не осознавая. Соответствующий процесс правильнее было бы рассматривать как воображение, а не как мышление, поскольку в сознании человека цель решить какую-либо конкретную задачу изначально не ставилась.
Сложнее обстоит дело, когда мы говорим о более низких уровнях развития мышления человека, например, о наглядно-действенном или наглядно-образном мышлении. В наглядно-действенном мышлении воображение участия не принимает, так как это мышление представляет собой исключительно процесс, реализуемый с помощью практических действий с материальными предметами (воображение - это преимущественно внутренний, психический процесс). Что касается наглядно-образного мышления, то в нем, по- видимому, воображение и мышление полностью не разделены и включены в единый процесс. Пользуясь воображением, человек в данном случае представляет нечто в виде образов, и далее действует с ними, преследуя определенную цель - решение поставленной задачи.
Наглядно-образное мышление можно понимать двояко: как воображение и как разновидность мышления. Если человек просто манипулирует образами, и они у него складываются в какие-либо сенсорные образования, безотносительно к конкретной задаче, то мы имеем дело с воображением. Однако если человек действует образами сознательно и целенаправленно, используя соответствующие действия для решения конкретных задач, то в этом случае мы имеем дело с наглядно-образным мышлением.
Галлюцинациями называют процессы и продукты воображения, порождаемые измененными состояниями сознания человека. Галлюцинации порождают в голове человека нереальные, фантастические образы, лишают его нормальных контактов с действительностью и возможности ориентироваться в ней. Эти состояния отличаются от обычных психических состояний своей оторванностью от реальной действительности. Они имеют различные формы и могут возникать по разным причинам: в результате заболеваний, под действием гипноза, под влиянием психотропных веществ, в том числе наркотиков и алкоголя, во время сильных эмоциональных переживаниях типа аффектов, стрессов и т. п. Подобные состояния обычно появляются при нарушениях нормальной работы мозга. Находясь под действием галлюцинаций, человек может подвергать себя и окружающих людей опасности, лишается естественных защитных механизмов и нормальных адаптивных реакций, поскольку в подобных состояниях он неадекватно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, неправильно реагирует на происходящее.
Сновидения, как разновидность воображения, представляют собой нечто подобное галлюцинациям, но не рассматриваются как аномальные состояния психики. Они появляются периодически в здоровом, нормально функционирующем организме во время сна, тогда как галлюцинации обычно возникают в состоянии бодрствования. С древнейших времен сновидения вызывают повышенный интерес как со стороны ученых, так и со стороны людей, не связанных с наукой, и уже не менее двух с половиной тысяч лет ученые пытаются найти им объяснение. Первое, дошедшая до нас теория сновидений содержалась в трудах древнегреческого философа Аристотеля (Трактат о сновидениях как часть произведения Аристотеля «О душе»).
Суть данной теории заключалась в следующем. В ней утверждалось, что тогда, когда человек бодрствует, образы независимо от него существующих вещей естественным путем, через органы чувств попадают в голову, и там рождаются образы восприятия. Когда человек спит, его органы чувств нормально не работают, но образы вещей, тем не менее, продолжаются проникать в его голову через другие части тела. По пути они искажаются, и поэтому человек видит во сне нереальные, искаженные картины действительности.
Кроме того, когда человек засыпает, его душа, которая может существовать отдельно от тела, его покидает и свободно перемещается в пространстве и времени. Во время своих блужданий душа продолжает сохранять связь со спящим человеком и посылать ему сигналы в мозг. Поэтому во сне человек может видеть то, что видит его душа во время своих блужданий, и что происходит за пределами его тела, в разных точках пространства, а также в прошлом, настоящем или будущем - там, где в данный момент времени находится его душа.
В Средние Века, когда науку заменила религиозная философия, учение Аристотеля о сновидениях сохранило свое влияние, но предложенная им теория была преобразована, чтобы соответствовать канонам религиозного учения. В обновленной, религиозно-мистической концепции сновидений утверждалось, в частности, что во сне с человеком могут общаться Бог или Дьявол (в зависимости от того, под чьим влиянием находится его душа), и содержание его сновидений определяется ими. Если, например, человек видит во сне кошмары, или же его сновидения являются аморальными, неправедными, то они навеяны Дьяволом. Если человек видит приятные и праведные сны, но они, соответственно, навеяны Богом. На этой основе средневековые богословы делали выводы о том, в чьих руках - божьих или дьявольских - находится душа человека, и в соответствие с этим предписывали человеку определенные действия или формы поведения.
В эпоху Возрождения, когда науки стали освобождаться от средневековой религиозно-философской мистики и необоснованных запретов на научные исследования, получили возможность свободно развиваться естественные науки, в том числе анатомия и физиология человека. В это время были получены данные, указывающих на связь сновидений с процессами, происходящими в организме, в частности - мозге человека. Мистика эпохи Средневековья, связанная со сновидениями, была отклонена, однако новое, естественнонаучное объяснение, касающееся связи сновидений с действительностью, так и не было предложено. Кроме того, механистическое мировоззрение, возобладавшее в это время, ограничило функции души мышлением и сознанием. В результате появилась чисто физиологическое, эпифеноменалистичекое объяснение сновидений.
Согласно эпифеноменалистичекой теории сновидений они порождаются физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека в то время, когда он спит. Содержание сновидений является случайным отражением именно этих процессов, а не того, что во время сна происходит вне человека, тем более - происходило в прошлом или может случиться в будущем. Сновидения, будучи эпифеноменами, то есть простыми бездействующими придатками, никакой роли в жизни людей согласно данной теории не играют.
Такое объяснение, однако, не устраивало ученых, тем более - людей, не связанных с наукой. С древних времен они верили в определенную, в том числе полезную, жизненную роль сновидений, а ученые, признавшие правильность эволюционной теории Ч. Дарвина, были убеждены в том, что все, что происходит в организме или психике человеке, в том числе сновидения, выполняют какую-то жизненную важную роль. Эпифеноменалистическая трактовка сновидений не устраивала ученых и людей, не связанных с наукой, еще и потому, что на опыте собственной жизни они не раз убеждались в том, что сны и сновидения каким-то образом все же соотносятся с жизнью человека, с его прошлым, настоящим или будущим. Многое из того, что люди видят во сне, нередко происходит или сбывается в реальной жизни. Довольно часто имеют место прямые совпадения того, что человек видел во сне, с тем, что происходило с ним наяву, или, наоборот, то, что происходило наяву, затем имело продолжение в содержании сновидений.
В конце XIX века появилась новая психологическая теория сновидений (предыдущую теорию можно назвать физиологической), автором которой стал 3. Фрейд, и которая приобрела популярность как среди ученых - психологов, так и людей, не связанных с наукой. Согласно данной теории, которую можно назвать психоаналитической, сновидения играют определенную роль в жизни людей, которая заключается в том, чтобы актуализировать бессознательные процессы, активизировать неудовлетворенные потребности (инстинкты) человека и частично, через содержание сновидений, их удовлетворить. Для самого 3. Фрейда в разработанной им практике проведения психоанализа функция сновидений заключалась еще в том, чтобы через них проникать в содержание бессознательного и раскрывать его через процедуру толкования сновидений.
Современные ученые-психологи, в основном соглашаясь с идеей 3. Фрейда о том, что посредством сновидений человек может частично удовлетворять свои неудовлетворенные потребности, вместе с тем, возражают против предложенного им способа толкования. Дело в том, что почти все содержание сновидений Фрейд фактически свел к одному, сексуальному инстинкту, и, кроме того, придумал не уступающее мистике Эпохи Средневековья, по сути дела, произвольное толкование сновидений.
В последние несколько десятков лет появилась и стала популярной новая, когнитивно-психологическая теория сновидений, основанная на идее том, что мозг человека продолжает работать тогда, когда он спит, а сновидения выступают как отражение продолжающейся во сне обработки информации. Согласно данной теории, находясь в состоянии бодрствования, человек в основном воспринимает информацию, но не успевает ее обработать. В состоянии бодрствования человек берется за решение многих, важных для него задач, но не успевает их решить до отхода ко сну. Когда человек спит, все эти процессы продолжаются в работающем мозге и находят отражение в содержании его сновидений. Поэтому, например, утром человеку могут придти в голову новые, более ценные идеи, чем те, которые приходили вечером.
Мечты представляют собой продукты воображения, возникающие в отличие от сновидений в состоянии бодрствования. Своим содержанием они нацелены на желаемое и, вместе с тем, вполне реальное будущее, которое, в принципе, может наступить. В мечтах человека содержатся потенциально осуществимые планы на будущее, причем, эти планы большинство людей стремятся реализовать. Мечты, каким образом, тесно связаны с реальной действительностью.
Грезами также называются планы на будущее, но такие, которые в отличие от мечтаний оторваны от реальной действительности, не связаны и не считаются с ней, и в большинстве случаев являются не осуществимыми. Грезы возникают, как правило, тогда, когда реальная действительность людей по каким-либо причинам не устраивает, но они понимают, что изменить ее они не в состоянии. Тогда в своих грезах люди на время уходит от не устраивающей их действительности, и в воображении начинают представлять ее такой, какой они хотели бы ее видеть. Такие мечтания, однако, в большинстве случаев остаются неосуществимыми, поскольку они не учитывают реальную действительность, не опираются на нее.
Определим и обсудим главные психологические функции воображения. Они являются следующими:
1. Творческое преобразование действительности с помощью образов и картин, вначале рисуемых воображением, и далее реализуемых в предметах материальной и духовной культуры. Это - творческая, реально-преобразовательная функция воображения.
2. Познание человеком окружающего мира в условиях, когда этот мир непосредственно с помощью органов чувств им не воспринимается. Данную функцию можно связать с возможностью познания мира через его представление и воображаемом форме. Ее, соответственно, можно назвать виртуально-познавательной функцией воображения.
3. Психологическая подготовка человека к предстоящим действиям и поступкам в своем воображении. Эта функция может быть обозначена как планирующая и программирующая поведение человека.
4. Регулирование человеком своих психических процессов и состояний. Данную функцию воображения можно обозначить как мотивационнорегулятивную.
5. Оказание человеком через воображение воздействия на себя. Данная функция воображения в соответствие с результатами ее практической реализации может быть обозначена как психотерапевтическая или психокоррекционная.
6. Изучение психики человека через продукты его воображения. Соответствующую функцию можно обозначить как психодиагностическую.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.