На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Воображение и другие познавательные процессы
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения - Воображение и другие познавательные процессы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

 


12.3. Воображение и другие познавательные процессы


Вопрос о связях воображения и других познавательных процессов человека можно ставить и решать как вопрос об участии воображения в различных познавательных процессах: восприятии, внимании, памяти, мышлении и речи.
В управлении восприятием воображению отводится следующая роль. Воспринимая какой-либо предмет, человек, имеющий большой жизненный опыт, и знающий, как выглядят различные предметы и явления, может начинать строить этот образ заранее, представлять соответствующий объект в своем воображении задолго до того, как о нем будет получена полная информация. Согласно конструктивистской теории и теории прообразов (см. главу 9 «Восприятие» настоящего учебника) процесс восприятия не выглядит так, что вначале человек собирает всю необходимую для построения образа информацию о воспринимаемом объекте, и только затем в его сознании возникает образ воспринимаемого предмета. Это образ, вначале сконструированный с помощью воображения, как гипотетический на основе первой информации, полученной о воспринимаемом предмете, складывается в голове человека задолго до окончания процесса восприятия. Предварительно построенный с помощью воображения, образ воспринимаемого объекта далее проверяется на действительность в ходе продолжающегося процесса восприятия. Участие воображения в восприятии ускоряет этот процесс, делает его быстрым и экономным, поскольку априорное представление в воображении воспринимаемого объекта с последующей проверкой его истинности эффективнее, чем сбор полной информации об объекте до того, как будет создан его образ. В случае использования воображения человеку, кроме того, не нужно иметь в своем распоряжении полную информацию о воспринимаемом объекте. Ему достаточно знать об этом объекте лишь то, что позволит с высокой степенью вероятностью идентифицировать его, сравнивая с построенным в воображении образцом.
Внимание также предполагает участие в нем воображения. Это участие проявляется, например, тогда, когда мы имеем дело с произвольным вниманием. Прежде чем обратить внимание на некоторый объект, человек создает или представляет его в своем воображении. Если бы этого не было, то человек заранее не мог бы знать, на что ему следует обратить свое внимание.
Еще теснее воображение связано с памятью, причем эта связь по-разному проявляется в процессах запоминания, припоминания или узнавания материала. При запоминании материала, особенно такого, который можно зрительно представить, человек, как правило, сознательно старается это делать. Припоминая определенный материал, человек должен иметь четкое представление о нем в виде некоторого образца. Этот образец создается в его голове с помощью воображения.
Если бы предварительного представления о припоминаемом в голове человека не было, то он был бы не в состоянии точно судить о том, правильно или неправильно он его вспоминает. Узнавание, как процесс памяти, в свою очередь, означает, что, сопоставляя узнаваемое с тем, что ему уже известно, человек делает вывод о том, что между известным и воспринимаемым им существует определенное сходство. Такое сравнение можно выполнить лишь тогда, когда кроме образа воспринимаемого объекта человек имеет в голове образец того, с чем он сравнивает формирующийся образ. Это, в свою очередь, предполагает, что до узнавания человек уже имеет в своем воображении ожидаемый образ узнаваемого им объекта.
Связь мышления и воображения может проявляться в следующем. На воображении построен один из основных видов мышления человека - наглядно-образное мышление. Если допустить существование воображения не только в образах, но и в понятиях, то связь между воображением и мышлением станет вполне очевидной. Всякое абстрактное понятие имеет определенное обобщенное содержание. Пользуясь понятиями, человек мысленно представляет себе содержание, но в отличие от воображения, существующего в образах, воображение, представляемое в его абстрактном содержании, обычно выражается в идеях. Ряд ученых допускают существование подобного, абстрактного воображения и, следовательно, усматривает очевидную связь, существующую между воображением и словесно-логическим мышлением.
Пользуясь речью, человек что-то пишет или произносит, но произносимое или написанное им он вначале представляет в виде некоторого образа в голове, и только затем реализует его в устной или письменной речи. Следовательно, без участия воображения также невозможны ни устная, ни письменная речь.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что, благодаря участию воображения, другие познавательные процессы оптимизируются, ускоряются, становятся более экономными в плане затрат сил и времени.


12.4. Воображение и творчество


Одна из главных функций воображения - его участие в творческом процессе. Без воображения творчество практически невозможно, и это утверждение представляется настолько очевидным, что нет необходимости его доказывать. Тем не менее, мы это попытаемся сделать, чтобы располагать вескими аргументами, свидетельствующими о тесной связи, существующей между воображением и творчеством.
Всякое творчество, особенно художественно-изобразительное, напрямую связано с представлением в голове человека в образной форме его конечного результата, а такое представление и есть не что иное, как воображение. Если речь идет о творческом процессе, направленном на создание образа, то творимый образ также рождается и совершенствуется первоначально в воображении человека.
Рассмотрим далее примеры практической реализации воображением человека его основных функций применительно к репродуктивному и продуктивному воображению. Репродуктивное воображение воспроизводит уже известные образы, но делает это не механически, а с некоторыми, незначительными изменениями, которые всегда отличают копию от оригинала. Поэтому все хорошо сделанные копии хотя бы в чем-то отличаются от оригиналов. В этих отличиях и проявляется в данном случае воображение человека.
Бывает и так, что, задумывая сделать копию чего-либо, талантливый художник или писатель, в действительности создают нечто новое - такое, что не только существенно отличается от оригинала, но даже превосходит его. Например, некоторые переводы сравнительно слабых стихотворных или литературных произведений на русский язык, сделанные талантливыми переводчиками, порой оказываются лучше самих оригинальных произведений. Поэтому даже репродуктивное воображение иногда может рассматриваться как своеобразный процесс творчества, особенно в тех случаях, когда автор репродукции ставит перед собой задачу сделать ее такой, чтобы она ни в чем не уступала оригиналу.
С продуктивным воображением творчество связано еще в большей степени, чем с репродуктивным воображением. Не является случайным тот факт, что само название «продуктивное воображение» со временем было заменено на название «творческое воображение». Это было сделано по причине того, что на высших уровнях своего развития воображение действительно выглядит как творческий процесс как по содержанию, так и по его продукту. Творчество всегда связано с продуктивным воображением.
В произведениях современных художников продуктивное (творческое) воображение проявляется заметнее, чем в произведениях художников прошлого. Этот процесс активизировался с начала XIX столетия. Новые направления в художественно-изобразительном искусстве, возникшие и получившие признание в это время, такие, например, как импрессионизм, кубизм, сюрреализм, стиль «модерн», символизм, абстракционизм и другие, оказались далекими от простого копирования действительности, основанного на репродуктивном воображении. Картины художников XX века стали представлять зрителям не только объективно существующих мир и его субъективное восприятие художником, а также внутренний мир художника, его психологию, взгляд на окружающее, и были рассчитаны не только на восприятие и эстетическое наслаждение, как таковые, но также и на оказание влияния на человека и его психологию.
Другими словами, в художественно-изобразительный процесс XX столетия активно вмешалась психология людей, прежде всего, их воображение, а также мышление, чувства, потребности и многое другое, в то время как прежнее, реалистическое искусство, было основано на восприятии и воспроизведении действительности в том виде, в каком она существует независимо от человека, на ее простом копировании с использованием репродуктивного воображения.
Продуктивное и репродуктивное воображение по-разному проявили себя в различных видах современного искусства. Стиль «модерн» («новейший», «современный») еще как-то стремился следовать за действительностью, соответствовать ей. Xудожники, представляющие данный стиль, называли природу своим учителем. Они стремились воспроизводить ее в своих творениях, но эти воспроизведения не были уже буквально похожими на действительность, и представляли собой нечто, занимающее промежуточное положение между объективно существующим миром и фантазией (воображением) художника.
Символизм стремился глубже проникнуть в тайны бытия и сознания человека, увидеть сквозь внешнюю, привычную реальность некоторую высшую, идеальную сущность мира. Полотна символистов больше напоминали смутные видения, сны, грезы, мечты, и больше выступали как выражение собственного воображения художника, а не как воспроизводство реальной действительности.
Абстракционизм в художественной форме пытался представить человеческий интеллект, побудить людей к размышлениям на ту или иную тему. Кубизм стремился представить человеку мир не таким, каким его видит «не вооруженный» научными знаниями глаз, а таким, каким его описывает наука с помощью абстрактных формул, схем или чертежей.
Импрессионизм преследовал цель оказывать эмоциональное впечатление на человека через произведение искусства, порождать у него определенные переживания, заставить активно работать его воображение.
Сюрреализм выступил как направление в художественно-изобразительном искусстве, ориентированное на подсознательную деятельность художника. В нем утверждался культ особой, «спонтанной чувствительности», присущей творческой личности. Эстетика и творческая практика сюрреализма складывались под прямым влиянием психоанализа 3. Фрейда с его мистической символикой сновидений.
Перечисленные выше новые виды искусства в связанных с ними художественных образах (и в воображении художника и зрителя) все дальше отходили от реальной действительности, и все больше приближались к виртуальной психологии человека, в частности к тому, что представлено только в его воображении. Однако отход от прямого изображения действительности в новых видах искусства не означал беспредельный полет фантазии. Произведения перечисленных выше и других направлений в современном художественноизобразительном искусстве и литературе по-прежнему представляют мир, но не с его объективной, внешней (как в реалистическом искусстве) стороны, а со стороны психологии человека и его воображения.
Об одаренном, талантливом человеке всегда говорили как о человеке, обладающим богатым воображением. Это действительно так, поскольку вряд ли можно признать талантливым человека, чьи произведения не отличаются новизной или оригинальностью. Однако одной оригинальности, необычности или новизны продуктов творчества для признания наличия у человека таланта недостаточно. Необходимы еще, как минимум, две вещи. Во-первых, профессиональное мастерство, которое проявляется в умении воплощать продукты своего воображения в соответствующие материальные или идеальные объекты; во-вторых, наличия высокоразвитого творческого воображения.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.