На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

Воображение

Краткое содержание главы
12.1. Понятие о воображении. Специфика воображения как познавательного процесса. Различия между воображением и восприятием. Соотношение образов памяти и образов воображения. Связь воображения и мышления. Различия между реальными и воображаемыми действиями.
12.2. Виды воображения и его функции. Активное и пассивное воображение. Произвольное и непроизвольное воображение. Продуктивное и репродуктивное воображение. Абстрактное и конкретное воображение. Галлюцинации как разновидность воображения. Сновидения и их научное объяснение. Физиологические корреляты сновидений. Мечты как разновидность воображения. Специфика грез как вида воображения.

Основные функции воображения. Познавательная функция воображения. Программирующе-планирующая и преобразовательная (творческая) функции воображения. Регуляторная функция воображения. Психотерапевтическая функция воображения. Использование воображения с целью психодиагностики.
12.3. Воображение и другие познавательные процессы. Связь воображения с восприятием, памятью и мышлением. Роль воображения в регуляции внимания. Воображение и речь.
12.4. Воображение и творчество. Участие воображения в творческом процессе. Продуктивное воображение и творчество. Современные виды художественно-изобразительного искусства и их связь с воображением.
12.5. Индивидуальные особенности воображения. Различия людей по специфике их воображения. Люди с активным и пассивным воображением. Разделение людей по произвольному и непроизвольному, продуктивному и репродуктивному видам воображения.
Воображение и личность. Типы воображения. Вербальное воображение. Образное воображение. Действенное воображение. Индивидуальные различия по динамике процессов воображения. Другие признаки, по которым существуют индивидуальные различия, связанные с воображением.
12.6. Воображение и способности человека. Общие принципы связи воображения со способностями человека. Воображение и технические способности. Воображение и художественно-творческие способности. Воображение и возраст. Воображение у детей.
12.7. Формирование и развитие воображения. Воображение как развивающийся процесс. Основные направления развития воображения человека. Пути формирования и развития воображения у детей.
12.8. Методы изучения воображения. Методы психодиагностики активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения.

 

Значение представленного в главе материала для профессионального образования педагогов
Воображение представляет собой один из психических процессов, которые активно участвует в познании детьми окружающего мира, особенно в творчестве и его творческом преобразовании. Люди, обладающие разнообразным и богатым воображением - это, как правило, одаренные люди, способные к различным видам творчества.
Знакомство с материалами, представленными в данной главе, поможет будущим педагогам не только детально разобраться в том, что представляет собой воображение как психический процесс, но также ставить и решать следующие психолого-педагогические задачи:
1. Разбираться в том, какие существуют виды воображения, и, исходя из этого, выявлять и оценивать возражение детей.
2. Совместно с психологами осуществлять психодиагностику воображения и делать на ее основе соответствующие выводы об особенностях воображения детей.
3. Использовать имеющиеся знания о воображении детей в учебном и воспитательном процессе, например, при изучении различных школьных предметов или в процессе организации воспитательной работы с детьми.
4. Разрабатывать и реализовывать программы по развитию воображения детей.
5. Применять знания о воображении при проведении профориентационной работы с детьми.


12.1. Понятие о воображении как познавательном процессе


Человек помимо прочего психологически отличается от животных тем, что обладает воображением. Это не единственная, но существенная особенность человека, позволяющая ему действовать не только в реальном, но также и в воображаемом мире, мечтать, предвидеть и планировать свое будущее, создавать в воображении нечто новое и затем воплощать его в действительность. Только человек с помощью своего воображения творчески преобразовывает себя и окружающий мир. Благодаря воображению людей создан весь мир человеческой материальной и духовной культуры. Когда-то философы, стремясь в кратком, содержательно емком и сущностном определении отметить характерные для человека особенности, называли его по-разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее правильно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением».
Наиболее известными феноменами, связанными с воображением, выступают сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Время от времени, с различной периодичностью они обнаруживаются у всех людей. Фантазии людей, которые выступают как продукты их творчества, также относятся к воображению. Все планы, которые строят люди на будущее, и затем их реализуют, также относятся к их воображению. Ими человек пользуется всегда, когда о чем-либо думает, размышляет, временно отвлекаясь от восприятия окружающей действительности.
Приступая к обсуждению воображения как психического процесса, необходимо дать ему рабочее определение - такое, которое, во-первых, охватило бы всю совокупность его проявлений у человека, во-вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.
Воображение можно определить как процесс порождения и преобразования образов, которые не вполне соответствует тому, что в данный момент времени окружает человека, и что он может непосредственно воспринимать. По своим продуктам воображение также не полностью соответствует тому, что хранится в памяти человека. Другими словами, продукты воображения, независимо от того, каким образом и за счет чего они созданы, никогда не являются точной копией чего-либо реально существующего, или прямым, непосредственным отражением в голове человека предметов и явлений, воспринимаемых им в данный момент времени. Их также нельзя отождествлять с образами, которые хранятся в памяти человека. От мышления воображение отличается тем, что его предметом или продуктом является не мысль или идея, а образ. По всем этим признакам воображение, как психический процесс, отличается от связанных с ним процессов восприятия, памяти и мышления. По метафорическому, краткому определению, предложенному С. Л. Рубинштейном, воображение - это «отлет от прошлого опыта». К сказанному Рубинштейном можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», то есть от того, что человек в данный момент делает или воспринимает.
Характеризуя воображение как психический процесс, С. Л. Рубинштейн писал о том, что оно имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннему опыту и начинает работать с ним, сознательно преобразовывая или переделывая его в образной форме. Данный процесс начинается тогда, когда речь идет о продуктивном или творческом воображении (эти и другие виды воображения будут точнее определены далее). В том случае, когда имеет место спонтанное, репродуктивное или нетворческое воображение, его процесс «запускается» сам по себе и реализуется без участия сознания и воли человека, например, в случае сновидений или галлюцинаций.
В связи со сказанным выше, имеет смысл, прежде всего, указать отличия воображения, как познавательного процесса, от восприятия, памяти и мышления.
Основные отличия воображения от восприятия заключаются в следующем:
1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми стимулами, которые в данный момент воздействует на органы чувств человека.
2. Образ восприятия отражает реальную действительность или обстановку, в которой человек в данный момент времени находится. Воображение подобным образом с действительностью и окружающей обстановкой не связано, не является ее отражением. Оно, представляет собой своеобразное отражение того, что происходит в сознании (в психике) человека, а не в окружающем его мире. Это утверждение, однако, не означает, что образы или продукты воображения с реальной действительностью никак не связаны. Такая связь существует, но она иная по своей природе, чем связь образов восприятия с реально существующим миром.
3. Образ восприятия включает в себя элементы того, что человек действительно видит или воспринимает. Это характерно и для иллюзий восприятия, только в данном случае элементы воспринимаемого предмета определенным образом искажаются. Образ, рождаемый воображением, всегда содержит в себе элементы, которые не соответствуют свойствам воспринимаемых человеком объектов.
4. Образы восприятия всегда «привязаны» к настоящему, к тому, что в данный момент времени окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человека может, например, временно вернуться в свое прошлое, пребывать в настоящем или переместиться в будущее. При этом он может поместить себя и продукты своего воображения в любую точку пространства, далеко за пределами того, где он может реально находиться. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными, не ограниченными.
5. Образ восприятия возникает и меняется в результате тех изменений, которые происходят в потоке стимулов, воздействующих на органы
чувств, и, благодаря активности сенсорных систем. Даже в тех теориях восприятия, где подчеркивается, что это не пассивный процесс воздействия стимулов на органы чувств человека, а активный процесс создания и конструирования образов, утверждается, что исходным материалом для создания образов, все же, является то, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.
Образы, относящиеся к воображению, возникают и изменяются через другие процессы, происходящие не в окружающей человека среде, а в самой психике человека. Именно его собственная психическая активность является главным моментом воображения, которое на первый взгляд кажется почти полностью оторванным от реальной действительности. На самом деле, это не так, и многочисленные факты, касающиеся воображения людей, показывают, что оно определенным образом связано с реальной действительностью. Но это связь иного рода, чем отношения, существующие между действительностью, восприятием, памятью и мышлением.
Воображение всегда было и до сих пор остается одной из самых сложных для психологического исследования проблем, особенно, если данная проблема решается на основе упрощенно материалистических, естественнонаучных позиций (для материалистов всегда было непонятно, что воображение отражает, с какими нервными структурами и физиологическими процессами, происходящими в мозге, оно непосредственно связано).
6. Образы восприятия позволяют человеку более или менее хорошо ориентироваться в том, что им воспринимается. Образ, рождаемый воображением человека, не позволяет ему это делать и, скорее, препятствует ориентации в реальной действительности, чем способствует этому. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует.
7. Если в процессе восприятия внимание человека главным образом обращено на окружающий мир, то в воображения оно направлено внутрь, на содержание психики или самого процесса воображения.
Рассмотрим теперь основные отличия образов, рождаемых воображением человека, от образов, извлекаемых из памяти. Эти отличия проявляются в следующих моментах:
1. Образы, извлекаемые из памяти человека, могут содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным, основные элементы, связанные с припоминаемым материалом, все же берутся из памяти человека. В образе, рождаемом воображением, всегда преобладает то, чего в памяти человека нет. Это - то, что он сочиняет, придумывает в процессе воображения, сознательно не ориентируясь на свою память.
2. Образ, извлекаемый из памяти, как правило, является более или менее точной копией того, что человек где-то когда-то видел, запомнил и сохранил в своей памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным отражением того, что хранится в памяти человека.
3. Существуют и другие отличия образов, рождаемых воображением человека, от образов, извлекаемых из памяти, и они заключаются в следующем:
- в образах, рождаемых воображением, новые элементы играют ключевую роль, причем, чем больше таких элементов, тем качественнее образ воображения;
- в памяти новые элементы играют несущественную, в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека. По-другому обстоит дело в воображении. Чем больше в нем нового, необычного, оригинального, тем богаче воображение человека.
Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения как психического процесса, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Имеется вид мышления, который носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Данный вид мышления внешне, по своему продукту похож на воображение, так как его результатом является новый придуманный человеком образ.
Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. То, что при этом происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как целенаправленное манипулирование образами предметов, рассчитанное на решение определенной задачи. Перед воображением, как процессом, специальной задачи, как правило, не ставится.
Четкую грань между воображением и мышлением действительно трудно провести, и можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее, определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.
1. Воображение, в отличие от мышления, не направлено на достижение заранее заданных интеллектуальных целей.
2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, отличаются от приемов, используемых в процессе образного мышления.
3. Продуктом воображения является образ, не связанный или не содержащий в себе определенную мысль, а продуктом мышления, в том числе образного, выступает не образ, а некоторая идея или мысль, заключенная в рождаемом мышлением образе.
В воображении человек может представлять не только физические предметы, но и многое другое, например, события, действия, переживания (эмоции). В этой связи имеет смысл далее рассмотреть отличие реальных событий, действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в его воображении. Реальные и воображаемые события и действия отличаются друг от друга следующими характеристиками:
1. Реальное действие выполняется с помощью совершаемых человеком движений, и сопровождается перемещением в пространстве частей тела, управляемых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными перемещениями частей тела .
2. Реальное действие почти всегда что-либо изменяет в окружающей человека обстановке: или предмет, на который оно направлено, или взаимное расположение предметов пространстве. Воображаемое действие ничего в окружающем человека мире не меняет.
3. Реальные действия людей участвуют в каком-либо внешнем процессе, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому миру человека.
4. Реальные события могут многое изменить в жизни людей, в то время как воображаемые события почти ничего не меняют.
Имеются также отличия переживаний (эмоций), человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных только в воображении. Данные отличия можно охарактеризовать следующим образом.
1. Эмоции, участвующие в регуляции действительного поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворять, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, связаны только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют и не действуют.
2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием объективно сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими только в воображении, относятся не к реальной, а к воображаемой деятельности человека. Следовательно, такие эмоции так же не похожи на настоящие эмоциональные переживания, как виртуальная, мыслимая действительность не похожа на реально существующую.
3. Эмоции, соотносимые с практически осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие только в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд, может показаться, что они также участвуют в регуляции практической деятельности человека, но в действительности они управляют не деятельностью, как таковой, а лишь внутренними, психическими процессами и состояниями людей.
Существуют также определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью человека. Они проявляются в следующем:
1. Реально выполняемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями не связана и может осуществляться без них.
2. В реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении).
Из всего, о чем говорилось выше, следует, что между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек в действительности делает или только представляет в воображении, существуют определенные различия. Однако эти различия проявляются не всегда, а лишь в тех случаях, когда воображение и связанные с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным не представляется столь очевидным, как в случае сопоставления крайних случаев. Кроме того, воображение, как процесс, включено во многие другие психические процессы и виды деятельности человека. Оно является частью всей психики и всего поведения человека, но, подобно вниманию, не отделимо от них.
Тем не менее, можно утверждать, что воображение - это отдельный, особый психический процесс, отличающийся от всех остальных психических или познавательных процессов человека. С одной стороны, оно занимает промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. С другой стороны, в воображении можно обнаружить элементы других психических процессов. С третьей стороны, воображение и иные познавательные процессы связывает то, что все они имеют дело с образами. Вместе с тем, между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются описанные выше различия, что не позволяет сводить воображение к другим познавательным процессам или выводить его из них.
После того, как мы отделили воображение от других психических или познавательных процессов человека на уровне феноменологии, необходимо это сделать и на уровне терминологии. Дело в том, что помимо понятия «воображение» в психологии используются и другие термины, близкие к нему по содержанию. Это, например, фантазии и представления. Уточним, чем воображение отличается от них.
Фантазия - это процесс, полностью оторванный от реальной действительности, почти ни в чем не опирающийся на нее. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующую действительность, но и реализуется в ней, например, в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей.
Фантазия - это, кроме того, процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли.
Понятие «воображение» по своему объему и содержанию шире, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты, можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.
С. Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками вместо термина «воображение» пользовался понятием «представление», следующим образом определил его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если итогом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который имеется в памяти человека, если он содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания данного образа, то в этом случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти человека материалу, то оно является продуктом так называемого «чистого» воображения.
Представление, по С. Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это - «... воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление». В образе - представлении на первый план выступают и в нем сохраняются некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а значением обладает только слово, выступающее как понятие и используемое в мышлении. Следовательно, представление имеет непосредственное отношение также и к мышлению человека.
Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, создаваемым при определенных условиях, и отражающим сложную внутреннюю психологическую жизнь человека. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, то есть существовать только в его воображении.
Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от объективно существующих предметов и явлений. В этом проявляется то, что объединяет данные феномены. Представление, как процесс, выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.
Специфика воображения, как познавательного процесса, состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых, очевидных связей с действительностью. Также трудно представить себе полное отсутствие связей воображения с реально существующим миром. Поскольку воображение относится к психическим явлениям, а все они, начиная с ощущений, и кончая мышлением и речью, так или иначе связаны с реальной действительностью, то аналогичная связь имеет место между воображением человека и независимо от него существующим миром.
Связь воображения с действительностью, однако, не представляется столь простой, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими свойствами разнообразных предметов и явлений. Воображение мало зависит от того, что в данный момент времени происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем, следует признать, что воображение - это процесс, который не может быть полностью оторван от реальной действительности, и одновременно с этим не является ее простым отражением.
Воображение, как идеальное, и реальные материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, но это взаимодействие не имеет простого причинно-следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы сможем убедиться на примере материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.
В области научных знаний о воображении до сих пор остается немало сложных, нерешенных вопросов. Среди них можно назвать следующие:
1. В каких структурах мозга «локализовано» воображение?
2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге, оно связано?
3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по их воображению?
6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
7. В какой мере воображение определяет личность и реальное поведение человека?
8. Можно ли воображение человека развивать?
9. Какими методами можно изучать воображение?
10. Чем определяется содержание таких видов воображения, как галлюцинации или сновидения человека?
11. Каким образом воображение связано с действительностью?
12. Какую роль играет воображение в жизни человека?
Ученые давно размышляют над этими вопросами и ищут ответы на них. С некоторыми из этих ответов мы ознакомимся в следующих параграфах данной главы.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.