На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
Виды воображения и его функции
Воображение и другие познавательные процессы
Индивидуальные особенности воображения
Формирование и развитие воображения
Все страницы

Воображение

Краткое содержание главы
12.1. Понятие о воображении. Специфика воображения как познавательного процесса. Различия между воображением и восприятием. Соотношение образов памяти и образов воображения. Связь воображения и мышления. Различия между реальными и воображаемыми действиями.
12.2. Виды воображения и его функции. Активное и пассивное воображение. Произвольное и непроизвольное воображение. Продуктивное и репродуктивное воображение. Абстрактное и конкретное воображение. Галлюцинации как разновидность воображения. Сновидения и их научное объяснение. Физиологические корреляты сновидений. Мечты как разновидность воображения. Специфика грез как вида воображения.

Основные функции воображения. Познавательная функция воображения. Программирующе-планирующая и преобразовательная (творческая) функции воображения. Регуляторная функция воображения. Психотерапевтическая функция воображения. Использование воображения с целью психодиагностики.
12.3. Воображение и другие познавательные процессы. Связь воображения с восприятием, памятью и мышлением. Роль воображения в регуляции внимания. Воображение и речь.
12.4. Воображение и творчество. Участие воображения в творческом процессе. Продуктивное воображение и творчество. Современные виды художественно-изобразительного искусства и их связь с воображением.
12.5. Индивидуальные особенности воображения. Различия людей по специфике их воображения. Люди с активным и пассивным воображением. Разделение людей по произвольному и непроизвольному, продуктивному и репродуктивному видам воображения.
Воображение и личность. Типы воображения. Вербальное воображение. Образное воображение. Действенное воображение. Индивидуальные различия по динамике процессов воображения. Другие признаки, по которым существуют индивидуальные различия, связанные с воображением.
12.6. Воображение и способности человека. Общие принципы связи воображения со способностями человека. Воображение и технические способности. Воображение и художественно-творческие способности. Воображение и возраст. Воображение у детей.
12.7. Формирование и развитие воображения. Воображение как развивающийся процесс. Основные направления развития воображения человека. Пути формирования и развития воображения у детей.
12.8. Методы изучения воображения. Методы психодиагностики активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения.

 

Значение представленного в главе материала для профессионального образования педагогов
Воображение представляет собой один из психических процессов, которые активно участвует в познании детьми окружающего мира, особенно в творчестве и его творческом преобразовании. Люди, обладающие разнообразным и богатым воображением - это, как правило, одаренные люди, способные к различным видам творчества.
Знакомство с материалами, представленными в данной главе, поможет будущим педагогам не только детально разобраться в том, что представляет собой воображение как психический процесс, но также ставить и решать следующие психолого-педагогические задачи:
1. Разбираться в том, какие существуют виды воображения, и, исходя из этого, выявлять и оценивать возражение детей.
2. Совместно с психологами осуществлять психодиагностику воображения и делать на ее основе соответствующие выводы об особенностях воображения детей.
3. Использовать имеющиеся знания о воображении детей в учебном и воспитательном процессе, например, при изучении различных школьных предметов или в процессе организации воспитательной работы с детьми.
4. Разрабатывать и реализовывать программы по развитию воображения детей.
5. Применять знания о воображении при проведении профориентационной работы с детьми.


12.1. Понятие о воображении как познавательном процессе


Человек помимо прочего психологически отличается от животных тем, что обладает воображением. Это не единственная, но существенная особенность человека, позволяющая ему действовать не только в реальном, но также и в воображаемом мире, мечтать, предвидеть и планировать свое будущее, создавать в воображении нечто новое и затем воплощать его в действительность. Только человек с помощью своего воображения творчески преобразовывает себя и окружающий мир. Благодаря воображению людей создан весь мир человеческой материальной и духовной культуры. Когда-то философы, стремясь в кратком, содержательно емком и сущностном определении отметить характерные для человека особенности, называли его по-разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее правильно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением».
Наиболее известными феноменами, связанными с воображением, выступают сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Время от времени, с различной периодичностью они обнаруживаются у всех людей. Фантазии людей, которые выступают как продукты их творчества, также относятся к воображению. Все планы, которые строят люди на будущее, и затем их реализуют, также относятся к их воображению. Ими человек пользуется всегда, когда о чем-либо думает, размышляет, временно отвлекаясь от восприятия окружающей действительности.
Приступая к обсуждению воображения как психического процесса, необходимо дать ему рабочее определение - такое, которое, во-первых, охватило бы всю совокупность его проявлений у человека, во-вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.
Воображение можно определить как процесс порождения и преобразования образов, которые не вполне соответствует тому, что в данный момент времени окружает человека, и что он может непосредственно воспринимать. По своим продуктам воображение также не полностью соответствует тому, что хранится в памяти человека. Другими словами, продукты воображения, независимо от того, каким образом и за счет чего они созданы, никогда не являются точной копией чего-либо реально существующего, или прямым, непосредственным отражением в голове человека предметов и явлений, воспринимаемых им в данный момент времени. Их также нельзя отождествлять с образами, которые хранятся в памяти человека. От мышления воображение отличается тем, что его предметом или продуктом является не мысль или идея, а образ. По всем этим признакам воображение, как психический процесс, отличается от связанных с ним процессов восприятия, памяти и мышления. По метафорическому, краткому определению, предложенному С. Л. Рубинштейном, воображение - это «отлет от прошлого опыта». К сказанному Рубинштейном можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», то есть от того, что человек в данный момент делает или воспринимает.
Характеризуя воображение как психический процесс, С. Л. Рубинштейн писал о том, что оно имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннему опыту и начинает работать с ним, сознательно преобразовывая или переделывая его в образной форме. Данный процесс начинается тогда, когда речь идет о продуктивном или творческом воображении (эти и другие виды воображения будут точнее определены далее). В том случае, когда имеет место спонтанное, репродуктивное или нетворческое воображение, его процесс «запускается» сам по себе и реализуется без участия сознания и воли человека, например, в случае сновидений или галлюцинаций.
В связи со сказанным выше, имеет смысл, прежде всего, указать отличия воображения, как познавательного процесса, от восприятия, памяти и мышления.
Основные отличия воображения от восприятия заключаются в следующем:
1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми стимулами, которые в данный момент воздействует на органы чувств человека.
2. Образ восприятия отражает реальную действительность или обстановку, в которой человек в данный момент времени находится. Воображение подобным образом с действительностью и окружающей обстановкой не связано, не является ее отражением. Оно, представляет собой своеобразное отражение того, что происходит в сознании (в психике) человека, а не в окружающем его мире. Это утверждение, однако, не означает, что образы или продукты воображения с реальной действительностью никак не связаны. Такая связь существует, но она иная по своей природе, чем связь образов восприятия с реально существующим миром.
3. Образ восприятия включает в себя элементы того, что человек действительно видит или воспринимает. Это характерно и для иллюзий восприятия, только в данном случае элементы воспринимаемого предмета определенным образом искажаются. Образ, рождаемый воображением, всегда содержит в себе элементы, которые не соответствуют свойствам воспринимаемых человеком объектов.
4. Образы восприятия всегда «привязаны» к настоящему, к тому, что в данный момент времени окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человека может, например, временно вернуться в свое прошлое, пребывать в настоящем или переместиться в будущее. При этом он может поместить себя и продукты своего воображения в любую точку пространства, далеко за пределами того, где он может реально находиться. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными, не ограниченными.
5. Образ восприятия возникает и меняется в результате тех изменений, которые происходят в потоке стимулов, воздействующих на органы
чувств, и, благодаря активности сенсорных систем. Даже в тех теориях восприятия, где подчеркивается, что это не пассивный процесс воздействия стимулов на органы чувств человека, а активный процесс создания и конструирования образов, утверждается, что исходным материалом для создания образов, все же, является то, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.
Образы, относящиеся к воображению, возникают и изменяются через другие процессы, происходящие не в окружающей человека среде, а в самой психике человека. Именно его собственная психическая активность является главным моментом воображения, которое на первый взгляд кажется почти полностью оторванным от реальной действительности. На самом деле, это не так, и многочисленные факты, касающиеся воображения людей, показывают, что оно определенным образом связано с реальной действительностью. Но это связь иного рода, чем отношения, существующие между действительностью, восприятием, памятью и мышлением.
Воображение всегда было и до сих пор остается одной из самых сложных для психологического исследования проблем, особенно, если данная проблема решается на основе упрощенно материалистических, естественнонаучных позиций (для материалистов всегда было непонятно, что воображение отражает, с какими нервными структурами и физиологическими процессами, происходящими в мозге, оно непосредственно связано).
6. Образы восприятия позволяют человеку более или менее хорошо ориентироваться в том, что им воспринимается. Образ, рождаемый воображением человека, не позволяет ему это делать и, скорее, препятствует ориентации в реальной действительности, чем способствует этому. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует.
7. Если в процессе восприятия внимание человека главным образом обращено на окружающий мир, то в воображения оно направлено внутрь, на содержание психики или самого процесса воображения.
Рассмотрим теперь основные отличия образов, рождаемых воображением человека, от образов, извлекаемых из памяти. Эти отличия проявляются в следующих моментах:
1. Образы, извлекаемые из памяти человека, могут содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным, основные элементы, связанные с припоминаемым материалом, все же берутся из памяти человека. В образе, рождаемом воображением, всегда преобладает то, чего в памяти человека нет. Это - то, что он сочиняет, придумывает в процессе воображения, сознательно не ориентируясь на свою память.
2. Образ, извлекаемый из памяти, как правило, является более или менее точной копией того, что человек где-то когда-то видел, запомнил и сохранил в своей памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным отражением того, что хранится в памяти человека.
3. Существуют и другие отличия образов, рождаемых воображением человека, от образов, извлекаемых из памяти, и они заключаются в следующем:
- в образах, рождаемых воображением, новые элементы играют ключевую роль, причем, чем больше таких элементов, тем качественнее образ воображения;
- в памяти новые элементы играют несущественную, в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека. По-другому обстоит дело в воображении. Чем больше в нем нового, необычного, оригинального, тем богаче воображение человека.
Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения как психического процесса, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Имеется вид мышления, который носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Данный вид мышления внешне, по своему продукту похож на воображение, так как его результатом является новый придуманный человеком образ.
Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. То, что при этом происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как целенаправленное манипулирование образами предметов, рассчитанное на решение определенной задачи. Перед воображением, как процессом, специальной задачи, как правило, не ставится.
Четкую грань между воображением и мышлением действительно трудно провести, и можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее, определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.
1. Воображение, в отличие от мышления, не направлено на достижение заранее заданных интеллектуальных целей.
2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, отличаются от приемов, используемых в процессе образного мышления.
3. Продуктом воображения является образ, не связанный или не содержащий в себе определенную мысль, а продуктом мышления, в том числе образного, выступает не образ, а некоторая идея или мысль, заключенная в рождаемом мышлением образе.
В воображении человек может представлять не только физические предметы, но и многое другое, например, события, действия, переживания (эмоции). В этой связи имеет смысл далее рассмотреть отличие реальных событий, действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в его воображении. Реальные и воображаемые события и действия отличаются друг от друга следующими характеристиками:
1. Реальное действие выполняется с помощью совершаемых человеком движений, и сопровождается перемещением в пространстве частей тела, управляемых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными перемещениями частей тела .
2. Реальное действие почти всегда что-либо изменяет в окружающей человека обстановке: или предмет, на который оно направлено, или взаимное расположение предметов пространстве. Воображаемое действие ничего в окружающем человека мире не меняет.
3. Реальные действия людей участвуют в каком-либо внешнем процессе, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому миру человека.
4. Реальные события могут многое изменить в жизни людей, в то время как воображаемые события почти ничего не меняют.
Имеются также отличия переживаний (эмоций), человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных только в воображении. Данные отличия можно охарактеризовать следующим образом.
1. Эмоции, участвующие в регуляции действительного поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворять, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, связаны только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют и не действуют.
2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием объективно сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими только в воображении, относятся не к реальной, а к воображаемой деятельности человека. Следовательно, такие эмоции так же не похожи на настоящие эмоциональные переживания, как виртуальная, мыслимая действительность не похожа на реально существующую.
3. Эмоции, соотносимые с практически осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие только в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд, может показаться, что они также участвуют в регуляции практической деятельности человека, но в действительности они управляют не деятельностью, как таковой, а лишь внутренними, психическими процессами и состояниями людей.
Существуют также определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью человека. Они проявляются в следующем:
1. Реально выполняемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями не связана и может осуществляться без них.
2. В реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении).
Из всего, о чем говорилось выше, следует, что между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек в действительности делает или только представляет в воображении, существуют определенные различия. Однако эти различия проявляются не всегда, а лишь в тех случаях, когда воображение и связанные с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным не представляется столь очевидным, как в случае сопоставления крайних случаев. Кроме того, воображение, как процесс, включено во многие другие психические процессы и виды деятельности человека. Оно является частью всей психики и всего поведения человека, но, подобно вниманию, не отделимо от них.
Тем не менее, можно утверждать, что воображение - это отдельный, особый психический процесс, отличающийся от всех остальных психических или познавательных процессов человека. С одной стороны, оно занимает промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. С другой стороны, в воображении можно обнаружить элементы других психических процессов. С третьей стороны, воображение и иные познавательные процессы связывает то, что все они имеют дело с образами. Вместе с тем, между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются описанные выше различия, что не позволяет сводить воображение к другим познавательным процессам или выводить его из них.
После того, как мы отделили воображение от других психических или познавательных процессов человека на уровне феноменологии, необходимо это сделать и на уровне терминологии. Дело в том, что помимо понятия «воображение» в психологии используются и другие термины, близкие к нему по содержанию. Это, например, фантазии и представления. Уточним, чем воображение отличается от них.
Фантазия - это процесс, полностью оторванный от реальной действительности, почти ни в чем не опирающийся на нее. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующую действительность, но и реализуется в ней, например, в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей.
Фантазия - это, кроме того, процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли.
Понятие «воображение» по своему объему и содержанию шире, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты, можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.
С. Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками вместо термина «воображение» пользовался понятием «представление», следующим образом определил его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если итогом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который имеется в памяти человека, если он содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания данного образа, то в этом случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти человека материалу, то оно является продуктом так называемого «чистого» воображения.
Представление, по С. Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это - «... воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление». В образе - представлении на первый план выступают и в нем сохраняются некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а значением обладает только слово, выступающее как понятие и используемое в мышлении. Следовательно, представление имеет непосредственное отношение также и к мышлению человека.
Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, создаваемым при определенных условиях, и отражающим сложную внутреннюю психологическую жизнь человека. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, то есть существовать только в его воображении.
Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от объективно существующих предметов и явлений. В этом проявляется то, что объединяет данные феномены. Представление, как процесс, выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.
Специфика воображения, как познавательного процесса, состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых, очевидных связей с действительностью. Также трудно представить себе полное отсутствие связей воображения с реально существующим миром. Поскольку воображение относится к психическим явлениям, а все они, начиная с ощущений, и кончая мышлением и речью, так или иначе связаны с реальной действительностью, то аналогичная связь имеет место между воображением человека и независимо от него существующим миром.
Связь воображения с действительностью, однако, не представляется столь простой, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими свойствами разнообразных предметов и явлений. Воображение мало зависит от того, что в данный момент времени происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем, следует признать, что воображение - это процесс, который не может быть полностью оторван от реальной действительности, и одновременно с этим не является ее простым отражением.
Воображение, как идеальное, и реальные материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, но это взаимодействие не имеет простого причинно-следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы сможем убедиться на примере материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.
В области научных знаний о воображении до сих пор остается немало сложных, нерешенных вопросов. Среди них можно назвать следующие:
1. В каких структурах мозга «локализовано» воображение?
2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге, оно связано?
3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по их воображению?
6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
7. В какой мере воображение определяет личность и реальное поведение человека?
8. Можно ли воображение человека развивать?
9. Какими методами можно изучать воображение?
10. Чем определяется содержание таких видов воображения, как галлюцинации или сновидения человека?
11. Каким образом воображение связано с действительностью?
12. Какую роль играет воображение в жизни человека?
Ученые давно размышляют над этими вопросами и ищут ответы на них. С некоторыми из этих ответов мы ознакомимся в следующих параграфах данной главы.

 


 


12.2. Виды воображения и его функции


Воображение имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступить активность воображения, участие или неучастие в нем волевых процессов, особенности продуктов воображения, его связь с действительностью и некоторые другие. Выделим и кратко обсудим основные виды воображения, определяемые по перечисленным выше признакам. Это - активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное воображение. В дополнение к ним будут рассмотрены такие виды воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. В научной литературе также встречаются, правда, реже, чем перечисленные выше, такие виды воображения, как богатое и бедное, эйдетическое и эхоическое, однако они упоминаются не так часто, как перечисленные выше виды воображения, и являются, скорее, метафорами, чем строгими, точно определенными научными понятиями.
Активным называют воображение, которое работает быстро, и в ходе которого у человека за единицу времени рождается множество различных образов. Пассивным, соответственно, называют воображение, в котором образы рождаются и изменяются сравнительно медленно, а его продукты особым богатством и разнообразием не отличаются.
Произвольным называют воображение, которое регулируется волей человека, а его образы рождаются и изменяются при ее непосредственном участии. Пользуясь данным видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-либо придумать (изобрести, сочинить, сконструировать и т. п.), и далее контролирует процесс воображения с начала и до конца. Непроизвольным, соответственно, называют воображение, в котором воля человека участия не принимает, а образы возникают и изменяются спонтанно. Соответствующий процесс человек не контролирует, осознавая зачастую только его конечный результат, да и то не всегда (например, при галлюцинациях и сновидениях он, как правило, не осознается).
Включаясь в активный процесс воображения, человек, как правило, заранее не всегда имеет точное представление о его конечном результате, о том, что он вообразит или придумает. Однако общий замысел того, что человек собирается придумать, общие требования к соответствующему образу, несомненно, присутствуют, особенно в активном и произвольном воображении. Если бы они отсутствовали, то было бы непонятно, каким образом человек может убедиться в том, что то, что он придумал, и есть то, к чему он стремился. Когда речь идет о пассивном воображении, то задача на придумывание чего-либо определенного перед человеком не стоит, а то, что у него в результате получается, как правило, не оценивается с точки зрения желаемого.
Произвольное воображение в основном характерно для людей творческих профессий, например, писателей, художников, инженеров, ученых, режиссеров и других. В любой профессиональной деятельности человека можно найти элементы творчества и, следовательно, произвольное воображение, в принципе, может быть присуще представителям всех без исключения профессий.
Разница между активным и произвольным, пассивным и непроизвольным видами воображения заключается в следующем. Активное воображение может одновременно быть и непроизвольным, например, рождение галлюцинаций и грез в голове человека, находящегося под влиянием сильно действующих психотропных веществ. В свою очередь, пассивное воображение может оказаться произвольным. Например, уставший человек или индивид, принявший транквилизаторы, может поставить перед собой задачу представить что-либо конкретное в своем воображении. Понятно, что по причине своей физической и психической заторможенности под воздействием транквилизаторов он будет делать это медленно, и процесс его воображения в данном случае будет пассивным.
Продуктивным называют воображение, образы которого отличаются от того, что существует в реальной действительности и известно людям. Они также содержат в себя большое количество новой информации. Нельзя, однако, утверждать, что продуктивное воображение всегда порождает нечто новое. В его продуктах можно обнаружить многие элементы того, что уже известно, однако в продуктивном воображении таких элементов меньше, чем в следующем виде воображения, которое называется репродуктивным.
Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется сравнительно мало нового, хотя отдельные его элементы или их сочетание могут отличаться новизной. Заметим, что если бы в данном виде воображения не было ничего нового, то соответствующий процесс вряд ли можно было бы назвать воображением. Он представлял бы собой копирование или воспроизводство того, что уже известно, и больше был бы похож на восприятие или память, чем на воображение.
Репродуктивным может быть, например, воображение человека, который только начинает осваивать новый для него вид творческой деятельности, например, учится мастерству у тех людей, которые им владеют. Это могут быть начинающие писатели, художники, поэты, инженеры, ученые. Копируя образцы творчества других людей, они учатся у них мастерству, и затем, овладев секретами мастерства, начинают демонстрировать собственные творческие способности, но уже в продуктивном воображении.
Как и в других классификациях психических явлений, с которыми мы уже знакомы, в вопросе о разделении воображения на виды не существует единой точки зрения. Разные авторы предлагают различные основания для выделения видов воображения, и, кроме того, называют в своих классификациях разные виды воображения. Проблему классификации видов воображения обсуждал в своих трудах и классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн. Кроме обозначенных выше видов воображения он выделяет также конкретное и абстрактное воображение, определяя их следующим образом. Конкретное - это воображение, порождающее образы, обладающие множеством частных деталей. Такое воображение генерирует образы, не содержащие в себе каких-либо обобщений, и представляющие в основном отдельные предметы. Абстрактное - это обобщенное, типизированное воображение, оперирующее понятиями, схемами, символами и т. п. Продукты абстрактного воображения обычно представляют в своих образах собой главное, существенное в воображаемом объекте.
Конкретным воображением, по мнению С. Л. Рубинштейна, пользуются в основном дети и некоторые взрослые люди, для которых точное копирование действительности является главной задачей. Конкретное воображение можно рассматривать как один из начальных этапов развития воображения человека. Абстрактным воображением, в свою очередь, часто пользуются взрослые люди, имеющие творческие способности и владеющие словесно-логическим мышлением. Включая свое воображение в работу, они обращаются к схемам, символам, и продуцируемые ими образы нередко имеют высокую степень абстрактности.
Один из современных исследователей воображения, А. Я. Дудецкий, выделяет три его вида: образное, интеллектуальное и чувственное, и особое внимание обращает на доказательство существования интеллектуального воображения, которое, по его мнению, проявляется в творении и преобразовании абстрактных идей и понятий. Из контекста рассуждений автора следует, что интеллектуальное воображение близко к наглядно-действенному мышлению.
В связи с этим возникают два вопроса: о соотношении воображения и мышления, и о связи интеллектуального воображения с наглядно-образным мышлением. Эти вопросы уже ставились и частично обсуждались в первом параграфе данной главы, но в силу их значения для понимания природы воображения к ним стоит вернуться.
Мышление и воображение - это разные психические функции. Задача «чистого» воображения - творение нового, независимо от того, в какой форме оно проявляется. Это может быть образная, интеллектуальная, эмоциональная или действенная фантазия. Однако то, что творит «чистое» воображение, далеко не всегда представляет собой решение каких-либо, в том числе творческих, задач. Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда человек, включая свое воображение, случайно найдет решение определенной задачи, придумает, создаст что-то новое, сам этого не осознавая. Соответствующий процесс правильнее было бы рассматривать как воображение, а не как мышление, поскольку в сознании человека цель решить какую-либо конкретную задачу изначально не ставилась.
Сложнее обстоит дело, когда мы говорим о более низких уровнях развития мышления человека, например, о наглядно-действенном или наглядно-образном мышлении. В наглядно-действенном мышлении воображение участия не принимает, так как это мышление представляет собой исключительно процесс, реализуемый с помощью практических действий с материальными предметами (воображение - это преимущественно внутренний, психический процесс). Что касается наглядно-образного мышления, то в нем, по- видимому, воображение и мышление полностью не разделены и включены в единый процесс. Пользуясь воображением, человек в данном случае представляет нечто в виде образов, и далее действует с ними, преследуя определенную цель - решение поставленной задачи.
Наглядно-образное мышление можно понимать двояко: как воображение и как разновидность мышления. Если человек просто манипулирует образами, и они у него складываются в какие-либо сенсорные образования, безотносительно к конкретной задаче, то мы имеем дело с воображением. Однако если человек действует образами сознательно и целенаправленно, используя соответствующие действия для решения конкретных задач, то в этом случае мы имеем дело с наглядно-образным мышлением.
Галлюцинациями называют процессы и продукты воображения, порождаемые измененными состояниями сознания человека. Галлюцинации порождают в голове человека нереальные, фантастические образы, лишают его нормальных контактов с действительностью и возможности ориентироваться в ней. Эти состояния отличаются от обычных психических состояний своей оторванностью от реальной действительности. Они имеют различные формы и могут возникать по разным причинам: в результате заболеваний, под действием гипноза, под влиянием психотропных веществ, в том числе наркотиков и алкоголя, во время сильных эмоциональных переживаниях типа аффектов, стрессов и т. п. Подобные состояния обычно появляются при нарушениях нормальной работы мозга. Находясь под действием галлюцинаций, человек может подвергать себя и окружающих людей опасности, лишается естественных защитных механизмов и нормальных адаптивных реакций, поскольку в подобных состояниях он неадекватно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, неправильно реагирует на происходящее.
Сновидения, как разновидность воображения, представляют собой нечто подобное галлюцинациям, но не рассматриваются как аномальные состояния психики. Они появляются периодически в здоровом, нормально функционирующем организме во время сна, тогда как галлюцинации обычно возникают в состоянии бодрствования. С древнейших времен сновидения вызывают повышенный интерес как со стороны ученых, так и со стороны людей, не связанных с наукой, и уже не менее двух с половиной тысяч лет ученые пытаются найти им объяснение. Первое, дошедшая до нас теория сновидений содержалась в трудах древнегреческого философа Аристотеля (Трактат о сновидениях как часть произведения Аристотеля «О душе»).
Суть данной теории заключалась в следующем. В ней утверждалось, что тогда, когда человек бодрствует, образы независимо от него существующих вещей естественным путем, через органы чувств попадают в голову, и там рождаются образы восприятия. Когда человек спит, его органы чувств нормально не работают, но образы вещей, тем не менее, продолжаются проникать в его голову через другие части тела. По пути они искажаются, и поэтому человек видит во сне нереальные, искаженные картины действительности.
Кроме того, когда человек засыпает, его душа, которая может существовать отдельно от тела, его покидает и свободно перемещается в пространстве и времени. Во время своих блужданий душа продолжает сохранять связь со спящим человеком и посылать ему сигналы в мозг. Поэтому во сне человек может видеть то, что видит его душа во время своих блужданий, и что происходит за пределами его тела, в разных точках пространства, а также в прошлом, настоящем или будущем - там, где в данный момент времени находится его душа.
В Средние Века, когда науку заменила религиозная философия, учение Аристотеля о сновидениях сохранило свое влияние, но предложенная им теория была преобразована, чтобы соответствовать канонам религиозного учения. В обновленной, религиозно-мистической концепции сновидений утверждалось, в частности, что во сне с человеком могут общаться Бог или Дьявол (в зависимости от того, под чьим влиянием находится его душа), и содержание его сновидений определяется ими. Если, например, человек видит во сне кошмары, или же его сновидения являются аморальными, неправедными, то они навеяны Дьяволом. Если человек видит приятные и праведные сны, но они, соответственно, навеяны Богом. На этой основе средневековые богословы делали выводы о том, в чьих руках - божьих или дьявольских - находится душа человека, и в соответствие с этим предписывали человеку определенные действия или формы поведения.
В эпоху Возрождения, когда науки стали освобождаться от средневековой религиозно-философской мистики и необоснованных запретов на научные исследования, получили возможность свободно развиваться естественные науки, в том числе анатомия и физиология человека. В это время были получены данные, указывающих на связь сновидений с процессами, происходящими в организме, в частности - мозге человека. Мистика эпохи Средневековья, связанная со сновидениями, была отклонена, однако новое, естественнонаучное объяснение, касающееся связи сновидений с действительностью, так и не было предложено. Кроме того, механистическое мировоззрение, возобладавшее в это время, ограничило функции души мышлением и сознанием. В результате появилась чисто физиологическое, эпифеноменалистичекое объяснение сновидений.
Согласно эпифеноменалистичекой теории сновидений они порождаются физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека в то время, когда он спит. Содержание сновидений является случайным отражением именно этих процессов, а не того, что во время сна происходит вне человека, тем более - происходило в прошлом или может случиться в будущем. Сновидения, будучи эпифеноменами, то есть простыми бездействующими придатками, никакой роли в жизни людей согласно данной теории не играют.
Такое объяснение, однако, не устраивало ученых, тем более - людей, не связанных с наукой. С древних времен они верили в определенную, в том числе полезную, жизненную роль сновидений, а ученые, признавшие правильность эволюционной теории Ч. Дарвина, были убеждены в том, что все, что происходит в организме или психике человеке, в том числе сновидения, выполняют какую-то жизненную важную роль. Эпифеноменалистическая трактовка сновидений не устраивала ученых и людей, не связанных с наукой, еще и потому, что на опыте собственной жизни они не раз убеждались в том, что сны и сновидения каким-то образом все же соотносятся с жизнью человека, с его прошлым, настоящим или будущим. Многое из того, что люди видят во сне, нередко происходит или сбывается в реальной жизни. Довольно часто имеют место прямые совпадения того, что человек видел во сне, с тем, что происходило с ним наяву, или, наоборот, то, что происходило наяву, затем имело продолжение в содержании сновидений.
В конце XIX века появилась новая психологическая теория сновидений (предыдущую теорию можно назвать физиологической), автором которой стал 3. Фрейд, и которая приобрела популярность как среди ученых - психологов, так и людей, не связанных с наукой. Согласно данной теории, которую можно назвать психоаналитической, сновидения играют определенную роль в жизни людей, которая заключается в том, чтобы актуализировать бессознательные процессы, активизировать неудовлетворенные потребности (инстинкты) человека и частично, через содержание сновидений, их удовлетворить. Для самого 3. Фрейда в разработанной им практике проведения психоанализа функция сновидений заключалась еще в том, чтобы через них проникать в содержание бессознательного и раскрывать его через процедуру толкования сновидений.
Современные ученые-психологи, в основном соглашаясь с идеей 3. Фрейда о том, что посредством сновидений человек может частично удовлетворять свои неудовлетворенные потребности, вместе с тем, возражают против предложенного им способа толкования. Дело в том, что почти все содержание сновидений Фрейд фактически свел к одному, сексуальному инстинкту, и, кроме того, придумал не уступающее мистике Эпохи Средневековья, по сути дела, произвольное толкование сновидений.
В последние несколько десятков лет появилась и стала популярной новая, когнитивно-психологическая теория сновидений, основанная на идее том, что мозг человека продолжает работать тогда, когда он спит, а сновидения выступают как отражение продолжающейся во сне обработки информации. Согласно данной теории, находясь в состоянии бодрствования, человек в основном воспринимает информацию, но не успевает ее обработать. В состоянии бодрствования человек берется за решение многих, важных для него задач, но не успевает их решить до отхода ко сну. Когда человек спит, все эти процессы продолжаются в работающем мозге и находят отражение в содержании его сновидений. Поэтому, например, утром человеку могут придти в голову новые, более ценные идеи, чем те, которые приходили вечером.
Мечты представляют собой продукты воображения, возникающие в отличие от сновидений в состоянии бодрствования. Своим содержанием они нацелены на желаемое и, вместе с тем, вполне реальное будущее, которое, в принципе, может наступить. В мечтах человека содержатся потенциально осуществимые планы на будущее, причем, эти планы большинство людей стремятся реализовать. Мечты, каким образом, тесно связаны с реальной действительностью.
Грезами также называются планы на будущее, но такие, которые в отличие от мечтаний оторваны от реальной действительности, не связаны и не считаются с ней, и в большинстве случаев являются не осуществимыми. Грезы возникают, как правило, тогда, когда реальная действительность людей по каким-либо причинам не устраивает, но они понимают, что изменить ее они не в состоянии. Тогда в своих грезах люди на время уходит от не устраивающей их действительности, и в воображении начинают представлять ее такой, какой они хотели бы ее видеть. Такие мечтания, однако, в большинстве случаев остаются неосуществимыми, поскольку они не учитывают реальную действительность, не опираются на нее.
Определим и обсудим главные психологические функции воображения. Они являются следующими:
1. Творческое преобразование действительности с помощью образов и картин, вначале рисуемых воображением, и далее реализуемых в предметах материальной и духовной культуры. Это - творческая, реально-преобразовательная функция воображения.
2. Познание человеком окружающего мира в условиях, когда этот мир непосредственно с помощью органов чувств им не воспринимается. Данную функцию можно связать с возможностью познания мира через его представление и воображаемом форме. Ее, соответственно, можно назвать виртуально-познавательной функцией воображения.
3. Психологическая подготовка человека к предстоящим действиям и поступкам в своем воображении. Эта функция может быть обозначена как планирующая и программирующая поведение человека.
4. Регулирование человеком своих психических процессов и состояний. Данную функцию воображения можно обозначить как мотивационнорегулятивную.
5. Оказание человеком через воображение воздействия на себя. Данная функция воображения в соответствие с результатами ее практической реализации может быть обозначена как психотерапевтическая или психокоррекционная.
6. Изучение психики человека через продукты его воображения. Соответствующую функцию можно обозначить как психодиагностическую.

 


 


12.3. Воображение и другие познавательные процессы


Вопрос о связях воображения и других познавательных процессов человека можно ставить и решать как вопрос об участии воображения в различных познавательных процессах: восприятии, внимании, памяти, мышлении и речи.
В управлении восприятием воображению отводится следующая роль. Воспринимая какой-либо предмет, человек, имеющий большой жизненный опыт, и знающий, как выглядят различные предметы и явления, может начинать строить этот образ заранее, представлять соответствующий объект в своем воображении задолго до того, как о нем будет получена полная информация. Согласно конструктивистской теории и теории прообразов (см. главу 9 «Восприятие» настоящего учебника) процесс восприятия не выглядит так, что вначале человек собирает всю необходимую для построения образа информацию о воспринимаемом объекте, и только затем в его сознании возникает образ воспринимаемого предмета. Это образ, вначале сконструированный с помощью воображения, как гипотетический на основе первой информации, полученной о воспринимаемом предмете, складывается в голове человека задолго до окончания процесса восприятия. Предварительно построенный с помощью воображения, образ воспринимаемого объекта далее проверяется на действительность в ходе продолжающегося процесса восприятия. Участие воображения в восприятии ускоряет этот процесс, делает его быстрым и экономным, поскольку априорное представление в воображении воспринимаемого объекта с последующей проверкой его истинности эффективнее, чем сбор полной информации об объекте до того, как будет создан его образ. В случае использования воображения человеку, кроме того, не нужно иметь в своем распоряжении полную информацию о воспринимаемом объекте. Ему достаточно знать об этом объекте лишь то, что позволит с высокой степенью вероятностью идентифицировать его, сравнивая с построенным в воображении образцом.
Внимание также предполагает участие в нем воображения. Это участие проявляется, например, тогда, когда мы имеем дело с произвольным вниманием. Прежде чем обратить внимание на некоторый объект, человек создает или представляет его в своем воображении. Если бы этого не было, то человек заранее не мог бы знать, на что ему следует обратить свое внимание.
Еще теснее воображение связано с памятью, причем эта связь по-разному проявляется в процессах запоминания, припоминания или узнавания материала. При запоминании материала, особенно такого, который можно зрительно представить, человек, как правило, сознательно старается это делать. Припоминая определенный материал, человек должен иметь четкое представление о нем в виде некоторого образца. Этот образец создается в его голове с помощью воображения.
Если бы предварительного представления о припоминаемом в голове человека не было, то он был бы не в состоянии точно судить о том, правильно или неправильно он его вспоминает. Узнавание, как процесс памяти, в свою очередь, означает, что, сопоставляя узнаваемое с тем, что ему уже известно, человек делает вывод о том, что между известным и воспринимаемым им существует определенное сходство. Такое сравнение можно выполнить лишь тогда, когда кроме образа воспринимаемого объекта человек имеет в голове образец того, с чем он сравнивает формирующийся образ. Это, в свою очередь, предполагает, что до узнавания человек уже имеет в своем воображении ожидаемый образ узнаваемого им объекта.
Связь мышления и воображения может проявляться в следующем. На воображении построен один из основных видов мышления человека - наглядно-образное мышление. Если допустить существование воображения не только в образах, но и в понятиях, то связь между воображением и мышлением станет вполне очевидной. Всякое абстрактное понятие имеет определенное обобщенное содержание. Пользуясь понятиями, человек мысленно представляет себе содержание, но в отличие от воображения, существующего в образах, воображение, представляемое в его абстрактном содержании, обычно выражается в идеях. Ряд ученых допускают существование подобного, абстрактного воображения и, следовательно, усматривает очевидную связь, существующую между воображением и словесно-логическим мышлением.
Пользуясь речью, человек что-то пишет или произносит, но произносимое или написанное им он вначале представляет в виде некоторого образа в голове, и только затем реализует его в устной или письменной речи. Следовательно, без участия воображения также невозможны ни устная, ни письменная речь.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что, благодаря участию воображения, другие познавательные процессы оптимизируются, ускоряются, становятся более экономными в плане затрат сил и времени.


12.4. Воображение и творчество


Одна из главных функций воображения - его участие в творческом процессе. Без воображения творчество практически невозможно, и это утверждение представляется настолько очевидным, что нет необходимости его доказывать. Тем не менее, мы это попытаемся сделать, чтобы располагать вескими аргументами, свидетельствующими о тесной связи, существующей между воображением и творчеством.
Всякое творчество, особенно художественно-изобразительное, напрямую связано с представлением в голове человека в образной форме его конечного результата, а такое представление и есть не что иное, как воображение. Если речь идет о творческом процессе, направленном на создание образа, то творимый образ также рождается и совершенствуется первоначально в воображении человека.
Рассмотрим далее примеры практической реализации воображением человека его основных функций применительно к репродуктивному и продуктивному воображению. Репродуктивное воображение воспроизводит уже известные образы, но делает это не механически, а с некоторыми, незначительными изменениями, которые всегда отличают копию от оригинала. Поэтому все хорошо сделанные копии хотя бы в чем-то отличаются от оригиналов. В этих отличиях и проявляется в данном случае воображение человека.
Бывает и так, что, задумывая сделать копию чего-либо, талантливый художник или писатель, в действительности создают нечто новое - такое, что не только существенно отличается от оригинала, но даже превосходит его. Например, некоторые переводы сравнительно слабых стихотворных или литературных произведений на русский язык, сделанные талантливыми переводчиками, порой оказываются лучше самих оригинальных произведений. Поэтому даже репродуктивное воображение иногда может рассматриваться как своеобразный процесс творчества, особенно в тех случаях, когда автор репродукции ставит перед собой задачу сделать ее такой, чтобы она ни в чем не уступала оригиналу.
С продуктивным воображением творчество связано еще в большей степени, чем с репродуктивным воображением. Не является случайным тот факт, что само название «продуктивное воображение» со временем было заменено на название «творческое воображение». Это было сделано по причине того, что на высших уровнях своего развития воображение действительно выглядит как творческий процесс как по содержанию, так и по его продукту. Творчество всегда связано с продуктивным воображением.
В произведениях современных художников продуктивное (творческое) воображение проявляется заметнее, чем в произведениях художников прошлого. Этот процесс активизировался с начала XIX столетия. Новые направления в художественно-изобразительном искусстве, возникшие и получившие признание в это время, такие, например, как импрессионизм, кубизм, сюрреализм, стиль «модерн», символизм, абстракционизм и другие, оказались далекими от простого копирования действительности, основанного на репродуктивном воображении. Картины художников XX века стали представлять зрителям не только объективно существующих мир и его субъективное восприятие художником, а также внутренний мир художника, его психологию, взгляд на окружающее, и были рассчитаны не только на восприятие и эстетическое наслаждение, как таковые, но также и на оказание влияния на человека и его психологию.
Другими словами, в художественно-изобразительный процесс XX столетия активно вмешалась психология людей, прежде всего, их воображение, а также мышление, чувства, потребности и многое другое, в то время как прежнее, реалистическое искусство, было основано на восприятии и воспроизведении действительности в том виде, в каком она существует независимо от человека, на ее простом копировании с использованием репродуктивного воображения.
Продуктивное и репродуктивное воображение по-разному проявили себя в различных видах современного искусства. Стиль «модерн» («новейший», «современный») еще как-то стремился следовать за действительностью, соответствовать ей. Xудожники, представляющие данный стиль, называли природу своим учителем. Они стремились воспроизводить ее в своих творениях, но эти воспроизведения не были уже буквально похожими на действительность, и представляли собой нечто, занимающее промежуточное положение между объективно существующим миром и фантазией (воображением) художника.
Символизм стремился глубже проникнуть в тайны бытия и сознания человека, увидеть сквозь внешнюю, привычную реальность некоторую высшую, идеальную сущность мира. Полотна символистов больше напоминали смутные видения, сны, грезы, мечты, и больше выступали как выражение собственного воображения художника, а не как воспроизводство реальной действительности.
Абстракционизм в художественной форме пытался представить человеческий интеллект, побудить людей к размышлениям на ту или иную тему. Кубизм стремился представить человеку мир не таким, каким его видит «не вооруженный» научными знаниями глаз, а таким, каким его описывает наука с помощью абстрактных формул, схем или чертежей.
Импрессионизм преследовал цель оказывать эмоциональное впечатление на человека через произведение искусства, порождать у него определенные переживания, заставить активно работать его воображение.
Сюрреализм выступил как направление в художественно-изобразительном искусстве, ориентированное на подсознательную деятельность художника. В нем утверждался культ особой, «спонтанной чувствительности», присущей творческой личности. Эстетика и творческая практика сюрреализма складывались под прямым влиянием психоанализа 3. Фрейда с его мистической символикой сновидений.
Перечисленные выше новые виды искусства в связанных с ними художественных образах (и в воображении художника и зрителя) все дальше отходили от реальной действительности, и все больше приближались к виртуальной психологии человека, в частности к тому, что представлено только в его воображении. Однако отход от прямого изображения действительности в новых видах искусства не означал беспредельный полет фантазии. Произведения перечисленных выше и других направлений в современном художественноизобразительном искусстве и литературе по-прежнему представляют мир, но не с его объективной, внешней (как в реалистическом искусстве) стороны, а со стороны психологии человека и его воображения.
Об одаренном, талантливом человеке всегда говорили как о человеке, обладающим богатым воображением. Это действительно так, поскольку вряд ли можно признать талантливым человека, чьи произведения не отличаются новизной или оригинальностью. Однако одной оригинальности, необычности или новизны продуктов творчества для признания наличия у человека таланта недостаточно. Необходимы еще, как минимум, две вещи. Во-первых, профессиональное мастерство, которое проявляется в умении воплощать продукты своего воображения в соответствующие материальные или идеальные объекты; во-вторых, наличия высокоразвитого творческого воображения.

 


 


12.5. Индивидуальные особенности воображения


В отношении воображения, как и других, рассмотренных в предыдущих главах учебника, психических процессов, можно ставить и решать вопрос о существовании по нему индивидуальных различий между людьми. Такие различия действительно существуют и проявляются в следующих моментах:
- в активности воображения человека;
- в преобладании у него продуктивного или непродуктивного воображения;
- в характере (содержании) рождаемых его воображением образов.
Индивидуальные различия по общей активности воображения могут проявляться в том, что одни люди чаще фантазируют, чем другие, и чаще рисуют в своем воображении разнообразные вещи, чем другие. Если воображение человека работает активно, если продукты его фантазии мало связаны с деятельностью, или, если они редко воплощаются в действительность, то такого человека называют фантазером. Того, для кого так понимаемое фантазирование не характерно, кто не любит мечтать и фантазировать, называют реалистом.
Люди также отличаются друг от друга тем, что у одних из них преобладает продуктивное воображение, а у других - репродуктивное. Первые - это творческие люди, которые каждый раз придумывают что-либо новое, интересное и оригинальное. Вторые отличаются тем, что часто воспроизводят, копируют то, что было сделано другими.
Образы, рождаемые воображением разных людей, могут отличаться друг от друга по своему характеру (содержанию), например, по тому, с каким органом чувств они преимущественно связаны (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.); по связям с реальной действительностью (образы, связанные с действительностью, и не связанные с ней); по степени обобщенности (обобщенные и детализированные образы).
Имеются люди, чье воображение можно назвать пассивным. Такие люди редко ставят перед собой цель что-либо придумать, включают свое воображение только тогда, когда это требуют обстоятельства. Их воображение, образно говоря, «плывет по течению», функционирует как зависимое и вынужденное. У других людей воображение, напротив, является независимым, инициативным и активным. Их воображение постоянно находится «в работе», причем в их воображении постоянно что-либо рождается или изменяется, причем, это происходит под контролем самих людей, то есть по их собственной воле.
Те люди, у кого доминирует произвольное воображение, в состоянии им управлять. Они могут заставить себя что-либо придумать или преобразовать в своем воображении, могут это делать в самых разных условиях и ситуациях, даже тогда, когда в этом особой необходимости нет. Люди такого типа испытывают удовлетворение от того, что им постоянно приходится что-либо придумывать, сочинять и т. п. К примеру, художник, писатель, инженер, ученый с таким воображением могут заниматься творчеством в любом месте, в любой обстановке, где бы они в настоящий момент времени ни находились. В отличие от них индивиды с непроизвольным воображением пользуются им преимущественно тогда, когда их воображение стимулируется со стороны - кем-либо или какими-либо не зависящими от них обстоятельствами.
Существуют люди, отличающиеся друг от друга особыми, специфическими видами воображения, такими, например, как абстрактное и конкретное, интеллектуальное и чувственное. Можно также разделить людей на типы, имея в виду преобладание у них таких видов воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.
Если иметь в виду разделение людей на группы по связям, существующим между воображением и другими познавательными процессами, то среди них можно выделить группы людей, чье воображение преимущественно связано с восприятием, вниманием, памятью или мышлением.
У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии, представленной в виде образов. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом восприятия или мышления. У других отмечается склонность к фантазиям, представленным преимущественно в словесной форме, в склонности к оперированию абстракциями (идеями, понятиями и т. п.). О таких людях говорят как о тех, кто обладает абстрактным воображением. У третьих людей в воображении преимущественно представлены эмоции или чувства. Этот тип людей условно можно обозначить как обладающий чувственным (эмоциональным) типом воображения.
Будучи комплексно, системно связанным с его психикой, воображение человека выступает как своеобразное отражение его индивидуальных свойств, характерных для него психических состояний. С воображением тесным образом связаны определенные черты характеров людей, например, впечатлительность, импульсивность, склонность к выдумкам, фантазерство и другие.
Если о человеке говорят как о творческой личности, то это означает, что он обладает развитым и богатым воображением. Если человека характеризуют как нетворческую личность, то из этого следует, что его воображение является слаборазвитым и преимущественно репродуктивным.


12.6. Воображение и способности


Связь воображения со способностями человека носит двоякий характер. Она является многосторонней и, вместе с тем, специфической. Многосторонний характер этой связи проявляется в том, что она существует между различными способностями и многими видами воображения. Специфический характер данной связи реализуется в том, что она обнаруживается в отношение тех способностей человека, для которых значимым является высокий уровень развития воображения, причем, не любого, а специфического, характерного для определенного вида способностей человека. Раскроем и опишем эти связи подробнее применительно к разным видам способностей человека: техническим и художественно-творческим.
Поскольку все без исключения способности людей, если они имеют творческий характер, предполагают акт творения, а оно всегда проявляется через воображение человека, то с ним должны быть связаны все без исключения человеческие способности. Когда человек что-то придумывает (создает, творит), то продукт своего творения он вначале представляет в своем воображении, а далее начинает практически заниматься процессом творчества, сличая получаемое с тем, что имеется в его воображении.
Оба процесса - воображение и творчество - начинаются и завершаются практически одновременно. В начале этого процесса продукт творчества представляет в самом общем виде, в конце - в завершенной форме. Человек сличает то, что уже создано (сотворено им), с имеющимся в его сознании образцом (замыслом), и, если созданное его устраивает (соответствует тому, что создано его воображением), то на этом процесс творчества завершается как в воображаемом, так и в реальном планах.
С одними теми же творческими способностями могут быть связаны разные виды воображения и, наоборот, одни и те же виды воображения могут быть включены в состав различных способностей. К примеру, в проявлении творческих способностей писателя могут быть задействованы как образное, так и словесное (вербальное) воображение, а в реализации творческих способностей режиссера кроме них также и действенное воображение, так как он должен не только представлять задуманную им кинокартину или спектакль, но и воплощать задуманное и в реальных сценах и действиях актеров, для того чтобы донести свой замысел до зрителей. Ученый в своем научном творчестве также использует не один, а, как минимум, два вида воображения - понятийное (логическое) и практическое. Последнее позволяет ему практически реализовать задуманное в научном эксперименте или другом исследовании.
Некоторые виды воображения, такие, например, как образное и вербальное, участвуют во многих различных видах творческой деятельности, и через них, соответственно, реализуются многие способности. Обсудим подробнее, как это происходит в связи с двумя видами человеческих способностей: техническими и художественно-изобразительными.
Когда инженер придумывает какое-либо новое устройство (механизм, конструкцию, прибор, машину и т.п.), то в начале творческого процесса в его воображении могут быть представленными только функции данного устройства, то есть идеи о том, какие конкретные задачи изобретаемое им устройство должно будет решать. Реализация творческих способностей в данном случае начинается с того вида воображения, которое называется абстрактным или интеллектуальным. Затем он переходит к следующему этапу творчества, который заключается в том, чтобы придумать и представить в виде рисунка или чертежа общий вид соответствующего устройства. Здесь в дело включается образное воображение. Оба названных вида воображения продолжают работать и дальше, так как после общего представления будущего технического устройства, его чертежа или эскиза, начинается разработка деталей - частей или механизмов, из которых оно должно будет состоять.
Вслед за этим в дело включается технология изготовления деталей и механизмов соответствующего устройства, сборки его опытного образца. Здесь мы уже имеем дело с практически - действенным воображением.
После испытания опытного образца технического устройства в нем, как правило, обнаруживаются некоторые недостатки, которые инженер должен будет исправить, в процесс творчества повторно включаются перечисленные выше виды воображения.
Аналогичным образом можно представить, как работает воображение в художественно-изобразительном творческом процессе. Поначалу художник находит (придумывает) тему своей будущей картины, но еще не представляет ее в деталях. Здесь начинают работать интеллектуальное и образное воображение. На следующем этапе творчества, продолжая творческий процесс, художник приступает к исполнению наброска или эскиза будущей картины, сличает его с первоначальным замыслом. Одновременно с этим в его воображении дорабатывается общий замысел, сюжет и детали будущей картины, и его активное воображение продолжает управлять практическими действиями по написанию картины.
По особенностям воображения можно изучать и оценивать задатки к развитию тех или иных способностей у людей, в частности у детей. Они начинают проявляться в переходный период между ранним и младшим дошкольным возрастами, в интервале от 2-3 до 4-5 лет. Так, например, если ребенку нравится рисовать, и в процессе рисования он демонстрирует оригинальность рисунков их творческий характер, то вероятно, что у него имеются задатки к развитию тех способностей, которые связаны с художественноизобразительной деятельностью. Если ребенку нравится что-либо делать своими руками, собирать, разбирать, конструировать и т. д., причем, то, что он делает, также отличается оригинальностью, то такие действия могут указывать на наличие у него задатков к развитию технических, например, конструкторских способностей. Если ребенок быстро осваивает речь, демонстрирует умение оригинально ею пользоваться, то можно сделать вывод о наличии у него задатков к развитию тех способностей, которые связаны с использованием речи.
В первом из описанных выше случаев для констатации наличия у ребенка задатков к развитию способностей может быть использовано образное воображение, во втором - практически-действенное, в третьем - вербальное. Приведенные примеры показывают, что по особенностям воображения детей можно определять наличие у них тех или иных задатков и приступать к развитию соответствующих способностей. Одним из основных условий успешного развития способностей является раннее определение связанных с ними задатков и включение детей в те виды деятельности, где на основе имеющихся задатков у них формируются и развиваются нужные способности.

 


 


12.7. Формирование и развитие воображения


Воображение человека в течение его жизни может изменяться, находиться на разных уровнях развития и, следовательно, развиваться и совершенствоваться. Прежде чем говорить о путях развития воображения человека, необходимо определиться в том, что следует понимать под его развитием. Развитие воображения представляет собой процесс его совершенствования. В этом процессе можно выделить отдельные стороны, и в связи с ними представить и обсудить возможные пути развития воображения.
Воображение человека может развиваться (совершенствоваться) по следующим направлениям:
1. Увеличение разнообразия (богатства) продуктов воображения.
2. Повышение оригинальности образов воображения, их новизны и необычности.
3. Детализация, тщательность разработки продуктов воображения.
4. Усиление впечатлительности образов воображения.
5. Интеллектуальное насыщение продуктов воображения.
Разнообразие (богатство) продуктов воображения проявляется в том, их
количество и различия между ними постепенно увеличиваются. Повышение оригинальности образов воображения связано с их необычностью и новизной, которые могут со временем возрастать у одного и того же человека. Детализация продуктов воображения проявляется в том, что в них появляется все больше деталей, которые затем тщательно прорабатываются творцом. Усиление впечатлительности образов воображения связано с тем, что они начинают порождать у людей больше разнообразных эмоциональных переживаний. Интеллектуальное насыщение воображения реализуется в том, что его продукты, развиваясь, начинают порождать у людей все больше разнообразных мыслей и идей.
Процесс развития воображения человека можно также представить и описать, исходя из культурно-исторической теории формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского. Известно, что в ходе формирования и развития высших психических функций они из непроизвольных превращаются в произвольные, из внешне опосредствованных во внутренне опосредствованные. Непроизвольное - это случайное, спонтанное воображение, процесс и результаты которого не связаны с волевой регуляцией. Произвольное - это воображение, которое регулируется сознанием и волей человека. Внешне опосредствованное - это воображение, которое стимулируется воздействиями, оказываемыми на человека со стороны окружающей среды. Внутренне опосредствованное воображение - то, которое зависит от процессов, происходящих в психике человека. Основное направление развития воображения в обсуждаемом плане - это его постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию.
Воображение маленьких детей, например, является, непроизвольным и внешне опосредствованным, то есть почти исключительно выступает как низшая психическая функция. Оно стимулируется воспринимаемыми ребенком предметами или же воздействиями окружающих людей. Воображение взрослых людей, занимающихся творческой деятельностью, представляет собой высшую психическую функцию.
Гипотетический процесс формирования и развития воображения детей выглядит следующим образом. До того момента, когда ребенок овладел речью, начал что-либо рисовать или делать своими руками, трудно судить об уровне развития его воображении, так как все методы, связанные с изучением и оценкой уровня развития воображения, основаны на исследовании речевых высказываний или на изучении продуктов различных видов деятельности человека. В двух-трехлетнем возрасте дети в основном копируют то, что видят, или то, что им демонстрируют взрослые люди. Следовательно, в данном возрасте можно говорить о наличии у детей репродуктивного воображения.
В возрасте от трех до пяти лет воображение детей начинает быстро развиваться. Хорошо известна богатая и разнообразная фантазия, характерная для 4-5-летних детей. В этом возрасте дети много рисуют, выдумывают, фантазируют, причем их воображение может проявляться в самых разных продуктах действиях и поступках. В таком воображении элементы новизны уже проявляются достаточно отчетливо, что позволяет говорить о том, что у детей этого возраста уже имеется продуктивное воображение.
В дошкольном возрасте воображение детей активно развивается в играх, которыми большую часть времени занимаются дошкольники, причем игры детей этого возраста разнообразны и предоставляют широкие возможности для развития воображения.
С поступлением в школу начинается следующий этап развития воображения, связанный с началом систематического обучения и с превращением учебной деятельности в основную или ведущую деятельность. Через учебную деятельность дети приобретают новые знания и умения, которые позволяют им расширить диапазон воображаемого (представляемого) за счет новых знаний и умений. Хорошие образцы для подражания детям в школе демонстрируют учителя, которые проводят с ними занятия, способствующие развитию их воображения, например, занятия по рисованию, труду и другим учебным предметам.
Важным фактором стимулирования развития воображения детей в связи с поступлением в школу становится то, что ребенок оказывается в окружении многих других детей. Они демонстрируют друг другу образцы своей фантазии, и через подражание и своеобразное соревнование друг с другом оказывают положительное влияние на развитие воображения друг у друга.
Начиная с подросткового возраста и дальше, вплоть до окончания школы, воображение детей, говоря словами Л. С. Выготского, приобретает отчетливо выраженный внутренне опосредствованный характер. Это означает, что процесс воображения детей теперь стимулируется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними, психологическими процессами. Если младшие школьники, придумывая что-либо, сравнивают придуманное ими с чем-то другим, заданным в качестве образца, ждут оценки или одобрения сделанного со стороны значимых для них людей, прежде всего, учителей и родителей, то подростки и, особенно, старшие школьники, фантазируют, воображают или творят для себя, руководствуясь, прежде всего, тем, получают или не получают они сами удовлетворение от продуктов своего творчества. Это и есть внутренне опосредствованное воображение, характерное для взрослых людей.
Таким образом, мы можем констатировать, что к старшему школьному возрасту воображение детей превращается уже в полноценную высшую психическую функцию. Далее оно продолжается совершенствоваться, развиваться у взрослых людей в связи с теми видами деятельности, которыми им приходится заниматься.


12.8. Методы изучения воображения


Современная психология располагает сравнительно небольшим количество методов изучения (психодиагностики) воображения, если оценивать их число путем сравнения, например, с количеством имеющихся в распоряжении психологов методов изучения (психодиагностики) памяти. Такое положение дел можно объяснить следующим образом. Во-первых, воображение представляет собой менее значимый для жизни человека процесс, чем, например, восприятие, память или мышление. Во-вторых, воображение труднее изучать и оценивать, чем иные познавательные процессы. В-третьих, на уровне теории применительно к воображению не все так четко определено и прописано, как по отношению к другим психическим процессам. Например, для того чтобы приступить к разработке методов психодиагностики того или иного явления, надо иметь четкое и однозначное его определение. Такого определения в области психологии воображения, к сожалению, нет. Среди психологов, кроме того, до сих пор нет полного согласия по вопросу о том, сколько разных видов воображения существует у человека, и как их правильно определять. Тем не менее, методами общего познания активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения психология располагает. Представим их общее описание.
Активное воображение преимущественно изучается по отношению к образному воображению, и делается это следующим образом. Испытуемому предлагается какие-либо простые линии, и он должен на их основе нарисовать что-либо такое, в состав которого входят исходные линии в качестве его деталей. По характеру сделанного человеком рисунка, его сложности, оригинальности и другим признакам психолог делает выводы об уровне развития у данного испытуемого образного воображения.
Пассивное воображение изучается и оценивается в основном по отношению к вербальному воображению, и делается это следующим способом. Испытуемому предлагается подробно рассказать о своих сновидениях или видениях (образах, галлюцинациях и пр.), которые время от времени приходят в голову. Эти рассказы затем подробно анализируются психологом, и на основе такого анализа делаются выводы не только об особенностях пассивного воображения человека, но и о его общем психологическом состоянии. Подобного рода психодиагностические методики нередко используется в клинической психологии.
Творческое воображение обычно оценивают не только психологи, но и специалисты в той или иной области деятельности, поскольку творчество обычно проявляется у человека в конкретных видах деятельности. В соответствующих тестах испытуемому предлагается что-либо придумать (сочинить, сконструировать и т.п.), и по полученным результатам психологами вместе со специалистом в той или иной сфере деятельности делается вывод о наличии или отсутствии у данного испытуемого творческого воображения. Такие тесты, например, проводятся при приеме обучаемых в специализированные художественные, театральные и другие учебные заведения.
Нетворческое воображение изучается и оценивается следующим образом. Испытуемому предлагается что-либо придумать (нарисовать, рассказать) на определенную тему. Если в придуманном испытуемом сравнительно мало оригинальности и новизны, то делается вывод о наличии у него воображения нетворческого характера.

Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Н50 Р. С. Немов, Е.С. Романова. - Ч. I. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 528 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.