Подходы в понимании саморазвития
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

2.1 Информационный материал. Основные подходы в понимании саморазвития


Основные понятия: функциональный подход, субъектно-целевой подход, системологический подход.
Все современные исследования саморазвития личности условно можно выделить в следующие подходы:
1. Функциональный (каузальное, причинное), рассматривающее человека, прежде всего как сугубо функциональное существо во всех сферах его жизнедеятельности.
В отечественной психологии идеи функционального подхода связаны с представлением о функциональной тенденции как источнике саморазвития (Божович Л.И., Лисина М.И, Асеев В.Г., Узнадзе Д.Н., Мясищев В.Н., Петровский В.А., Мид Дж., Рокич и др.).

В.Г. Асеев предполагает, что условием инициации развития является наличие неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источники развития личности.
В.А. Петровским на материале экспериментального анализа «бескорыстного риска» вводится представление о «надситуативной активности» как источнике зарождения новой деятельности личности. То есть человеку присуща явно неадекватная по своей природе тенденция постановки сверхзадач. Возникающие противоречия между уже сложившимися установками и «надситуативной активностью» выступают в качестве одного из механизмов развития личности.
Представляет интерес мысль, высказанная Б. Г. Ананьевым, о том, что личность «не есть отдельная (саморегулирующая) система, не есть единичный элемент общества», а таким элементом является группа. Формирование личности происходит путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта, освоения определенных позиций, ролей и функций. «Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности».
Возрастная эволюция и накопление опыта позволяют переходить от одной функции к другой, от одного уровня обязанностей к другому.
Б.Г. Ананьев определяет, личность как общественный индивид, представляющий определенную совокупность общественных функций, «Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур
поведения и обусловливающих их мотивацией», отмечает, что уровень активности человека и социальный уровень его существования в общем совпадают, хотя совпадение субъекта и личности относительно.
Структура, личности, согласно В.Н. Мясищеву это «соотношение содержательных тенденций» реализованных в различных видах деятельности. Многообразные связи личности с окружающим миром определяют интегративную структуру личности, ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся устойчивые личностные свойства регулируют объем и меру активности социальных контактов, образуя собственную среду развития. При этом происходит взаимообусловленность двух интегративных структур - самой личности и социального окружения.
Концепция отношения личности В.Н. Мясищева - одна из первых в отечественной психологической науке. Говоря о личности как о системе отношений, он постулировал в качестве центрального личностного образования («ядра») индивидуальную целостную систему субъективнооценочных отношений к действительности, являющихся интериоризованным бытием ее внешних социальных связей в условиях ближайшего окружения.
2. Субъектно-целевой, делающий акцент, прежде всего, на ценностно-смысловых характеристиках личности, ставя ее в центр культурных идеалов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.)
Психологическим предметом анализа личностного саморазвития в субъектно-целевом направлении исследований становятся смысловые образования личности, потребности и интересы самоактуализации, личностные значения, смыслы.
3. Системологический, объединяющий два предыдущих подхода на основе принципа системной детерминации любого события, таким образом, обеспечивая целостное видение изучаемого явления.
Системологическое направление, учитывающее принцип дополнительности ранее описанных подходов, интегрируя причинность и цель, подчеркивает примат системной детерминации любого события.
Системологический анализ есть анализ движения, порождающего явления, составляющие предмет познания, то есть раскрытие субстанции этих явлений (их сущности), которая включает в себя и сами эти явления (Леонтьев А.Н.). В рамках данного подхода исследовали проблем саморазвития, движущих детерминант, личностной системы и т.п. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, А.А. Бодалев и др.
При решении вопроса о месте саморазвития в системе понятий, определяющих развитие личности, необходимо учитывать, во-первых, характер соответствующих понятий личность - индивидуальность в контексте индивидуального развития личности, во-вторых, структурную организацию личности, в-третьих, меру целостности движения личности. Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, в отечественной психологии являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.
Проблема социализации личности
Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.
Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию личности, на выход его в область самостоятельных решений и действий, важнейшее место принадлежит самоопределению.
Самоопределение личности
Проблеме самоопределения личности уделяется довольно много внимания в отечественной психологии (Божович Л.И., Борисова Е.М., Гинзбург М.Р., Климов Е.А., Кузнецов И.Ю., Литвинова Е.Ю., Пряжников Н.С. и др.). В работах данных авторов отмечается значимость, сложность и многоплановость процесса самоопределения.
В психологической литературе самоопределение личности рассматривается не только как самостоятельный объект научного исследования, но и как важный компонент в решении широкого спектра прикладных задач.
Наиболее общее представление о содержании данного понятия можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова (1987), где "самоопределение" трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов.
Ряд авторов при рассмотрении проблемы самоопределения делает акцент на осознании личностью себя и своего окружения. Так, по мнению В.Ф. Сафина и Г.П. Никова, результатом самоопределения является осознание себя (своих жизненных планов, целей, личностных особенностей, возможностей, склонностей), общественных требований и ожиданий и их сопоставление.
А.К. Маркова отмечает, что "в самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования".
Следует отметить, что в таком подходе к рассмотрению проблемы самоопределения личности размываются границы между понятиями самоопределения и самосознания. Предпринимая попытку дифференциации этих понятий, А.К. Маркова отмечает, что осознание себя автоматически не приводит человека к действенному выводу, соотнесению себя и требований общества и, соответственно, "самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека".
Несмотря на разнообразие существующих подходов к рассмотрению понятия самоопределения различными авторами, при более детальном анализе становится возможным выделение основополагающих компонентов самоопределения, используемых в большинстве работ.
В работах С.Л. Рубинштейна большое внимание уделяется идее активности субъекта самоопределения. Вводя понятие "субъекта жизненного пути" и анализируя проблему детерминации поведения, С.Л. Рубинштейн рассматривает соотношение внешней и внутренней обусловленности активности человека. Именно внутренняя обусловленность, через которую преломляются внешние воздействия, и лежит, по мнению автора, в основе понимания самоопределения.
В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, собственная активность личности. Ведь "человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека".
Активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, способствует формированию и развитию внутренних условий, которые создают возможность дальнейшего самоопределения.
Идеи С.Л. Рубинштейна получили свое развитие в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской.
Активно-деятельностный компонент самоопределения исследуется также и в работе И.Ю. Кузнецова. В своем теоретическом анализе автор, опираясь на идеи Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, В.А. Иванникова, приходит к выводу о необходимости рассмотрения самоопределения как собственно психологической деятельности по преобразованию внутренней психологической структуры личности, при этом само это преобразование возможно только при его фиксации во внешней среде.
Соответственно, самоопределение - это особая деятельность личности, которая выражается в двух смысловых планах каждого человеческого действия - во внешнем предметном и во внутреннем психологическом.
В представлениях Т.М. Буякас о процессе самоопределения также наличествует идея активности. Автор подчеркивает, что именно в процессе личностного самоопределения "преодолевается потребность искать опору во внешней поддержке и, наоборот, появляется способность полностью опираться на себя - делать самостоятельный выбор". В результате человек "пробуждается для жизни", обретает чувство контактной границы между собой и окружающим миром.
Такое преодоление и обретение самостоятельности, лежащее в основе самоопределения, характеризует внутреннюю активность личности. Эта активность реализуется внутри некой "целостности" и "полноты", отражающей смысловую сферу субъекта, "которая начинает звучать для него как голос внутренней необходимости".
В этой связи возникает вопрос о ценностно-смысловой наполненности процесса самоопределения. Ценностно-смысловая основа самоопределения подчеркивается многими авторами.
Так, по мнению В.А. Бодрова, необходимо дифференцировать результативную и процессуальную стороны самоопределения личности. Как результат усвоения, закрепления и проявления смысловых личностных образований, самоопределение отражается в изменении и развитии личности. Если же самоопределение понимается не только как результат, но и как процесс, оно выступает как самостоятельная форма активности, направленная на определение и формирование смысложизненных ориентаций личности.
Акцент на ценностно-смысловом компоненте самоопределения личности делает и Л.И. Божович, определяя это понятие как личностное новообразование старшего школьного возраста, которое связано с формированием внутренней позиции взрослого человека. Причем определение смысла своего существования рассматривается как самостоятельная потребность в рамках самоопределения личности, наряду с построением жизненных планов и выбором профессии.
Одна из наиболее проработанных концепций самоопределения личности, предложенная М.Р. Гинзбургом, отражает как ценностносмысловой, так и Активно-деятельностный компоненты. Автор, основываясь на работах Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, кладет в основу рассмотрения понятия самоопределения личности представление о двойственной, духовно-материальной сущности человека, который живет одновременно в двух плоскостях - ценностно-смысловой и пространственно-временной. При этом пространственно-временная плоскость отражает "реальное действование", которое, в свою очередь, является средством реализации ценностей и смыслов.
М.Р. Гинзбург дополняет предлагаемую схему и временным аспектом, рассматривая три компонента - прошлое, настоящее и будущее, через понятие "жизненное поле личности", под которым понимает "совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее".
Необходимо отметить, что прошлое, по мнению автора, существует как воплощение опыта, настоящее отражает действительность и предполагает саморазвитие, а будущее существует как проект, обеспечение смысловой и временной перспективы. В рамках этого подхода личностное самоопределение рассматривается как "содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действия (актуального и потенциального)".
Существенная роль временного аспекта в самоопределении отмечается и другими авторами.
В работе Ю.К. Стрелкова указывается, что "время - форма процесса вместе с его переживанием, восприятием, движениями" .
Представления и планы на будущее формируют понятие жизненной перспективы личности. Так, Е.И. Головаха рассматривает данное понятие как "целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни".
Говоря о временном аспекте самоопределения, нельзя не обратиться к понятию жизненного пути, которое во многих работах рассматривается как личностно-временное образование. При этом отмечается взаимозависимость самоопределения и жизненного пути личности. В результате самоопределения формируется жизненный путь человека. С другой стороны, именно на жизненном пути происходит самоопределение личности.
Современными исследователями активно обсуждается вопрос временной ориентированности стратегий самоопределения. Так, на основе исследования, проведенного с помощью методики LifeLine, разработанной А.А. Кроником и Е.И. Головахой (1984), и направленного на изучение субъективной картины жизненного пути, Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова (2001) делают вывод о существовании двух стратегий самоопределения - ориентации на настоящее и ориентации на будущее.
По мнению же О.Б. Бекасова, изучавшего особенности отношения личности к ходу своей жизни, субъективной точкой отсчета является психологическое настоящее. При этом отмечается, что человек, планируя свое будущее, учитывает опыт скорее настоящей, чем прошлой жизни, представляя себя таким, каков он есть сейчас.
С нашей точки зрения, данные, полученные разными исследователями, не противоречат, а скорее дополняют друг друга, так как позволяют рассматривать самоопределение во всем многообразии его видов, которые в свою очередь могут отличаться различными временными стратегиями.
Сложность и многоаспектность процесса самоопределения приводит к предположению о существовании различных видов этого явления. В современной психологической литературе наиболее часто выделяются следующие виды самоопределения: "личностное", "жизненное" и
"профессиональное самоопределение".
В своей работе С.В. Калинина указывает на необходимость дифференциации понятий жизненного и личностного самоопределения. По мнению автора, жизненное самоопределение включает в себя "не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и самого образа жизни, того или иного жизненного стереотипа". В свою очередь личностное самоопределение понимается ею как процесс обретения "самобытного "образа Я", постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей".
Говоря о профессиональном, жизненном и личностном самоопределении как об основных типах самоопределения, Н.С. Пряжников подчеркивает, что "на высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга".
Идея взаимосвязанности, взаимовлияния как основной механизм соотношения различных видов самоопределения обсуждается и другими авторами. Так, А.К. Маркова не только констатирует, что все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии, но и указывает, как это взаимодействие осуществляется. По ее мнению, различные виды самоопределения чаще всего "происходят
одновременно, меняясь местами как причина и следствие".
Однако, в некоторых случаях различные виды самоопределения могут предшествовать друг другу. Например, личностное самоопределение может предшествовать профессиональному, тем самым, способствуя ему. Согласно А.К. Марковой, в основе различных видов самоопределения лежит жизненное самоопределение, которое начинается с первого дня жизни как "выполнение человеком своего предназначения".
Вопрос о том, какой именно вид самоопределения является базисным, основополагающим до сих пор не решен.
Помимо описанных выше видов самоопределения в литературе выделяются и другие: социальное, семейное, индивидуальное и пр.
Процесс социализации как социокультурное явление
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.
Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря
воздействию социальных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).


Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:
1. Макрофакторы - страна, государство, общество, культура.
2. Микрофакторы - семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации.
3. Мезофакторы - этнос, региональные условия, тип поселения, СМИ.
Социальное развитие - процесс социализации человека, освоение
им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.
Каким же образом взаимосвязаны понятия саморазвитие и социализация?
Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.
Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т.д.
Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Чем продуктивнее протекает процесс саморазвития человека, тем больше последний понимает себя и окружающую действительность, наращивает способность адаптации, а затем и неадаптивной активности.
Например, получая поддержку преподавателей в саморазвитии и целенаправленно расширяя при этом субъектный опыт деятельности и общения, студент обретает новые "степени свободы" в социальном взаимодействии в виде навыков установления связей с людьми и их понимания, организации деятельности, группового взаимодействия, конвенциональных отношений, творчества в разрешении сложных ситуаций и пр.
Понятно, что здесь также проявляется диалектическая связь между саморазвитием и социализацией: успешная социализация актуализирует саморазвитие человека, но сама социализация сможет стать наиболее адекватной потребностям и способностям подрастающего человека именно
в процессе и на основе его личностного саморазвития.


2.2 Контрольные вопросы


1. В чем состоит суть функционального подхода к пониманию саморазвития личности? Назовите представителей данного подхода.
2. Дайте определение понятию "саморазвитие" с точки зрения функционального подхода.
3. В чем состоит суть субъектно-целевого подхода к пониманию саморазвития личности? Назовите представителей данного подхода.
4. Дайте определение понятию "саморазвитие" с точки зрения субъектно-целевого подхода.
5. В чем состоит суть системологического подхода к пониманию саморазвития личности? Назовите представителей данного подхода.
6. Дайте определение понятию "саморазвитие" с точки зрения системологического подхода.
7. Определите понятие "социализация".
8. В каких "отношениях" находятся понятия "социализация", "самоопределение", "саморазвитие"?
9. Приведите пример влияния процесса саморазвития на процесс самоопределения.

2.3 Задания и упражнения


1. Определите авторов приведенных ниже высказываний. Объясните, почему Вы сделали данный выбор?
«Все люди изначально добры и способны к самосовершенствованию».
«Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».
«Целью жизни является смерть».
«Индивидуум прекращает быть сами собой; он прекращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть».
«Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».
«Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам».
Источник: Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В., Бенькова О.А. психология саморазвития: учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. - 230 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.