Планирование выполнения курсовой работы по возрастной психологии и алгоритм деятельности студента |
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выбор темы курсовой работыТематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология». Предложенная тематика должна соответствовать специальности, быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки, а также подразумевать решение конкретных задач практической психологии. Преподаватель, который руководит курсовыми работами студентов, предлагает список тем, близких к его собственной научно-исследовательской деятельности или связанных с научными направлениями кафедры. В этих случаях по решению кафедры нескольким студентам может быть предложена комплексная тема, где каждому студенту выдается самостоятельное конкретное задание, имеющее свое название в соответствии с общей формулировкой темы и его направлением исследования. Такие комплексные темы позволяют рассматривать проблемы развития человека в различные возрастные периоды с учетом факторов и условий, влияющих на полноценное развитие. Ниже представлены ориентировочные темы курсовых работ по возрастной психологии, наиболее актуальные для исследования. 1. Исследование динамики психического развития в онтогенезе — актуальная проблема современной психологии развития.
|
Параметр оценки |
Критерии |
Качественные характеристики |
Согласованность темы, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования |
Объект |
Сформулирован как психологический феномен. |
Предмет |
Сформулирован как психологический феномен. |
|
Цель |
Конкретизирует тему в виде планируемого результата |
|
Гипотеза |
Содержит предположение в отношении содержания (составляющих компонентов) предмета исследования |
|
Задачи |
Позволяют изучить предмет исследования и проверить гипотезу |
|
Соответствие объекта и предмета исследования предмету психологической науки |
Объект и предмет |
Сформулированы как психологические феномены, которые входят в предмет психологической науки |
Соответствие обоснований и выводов выбранной методологической основе |
Выводы, |
Соответствуют методологической основе проведенного исследования, ее принципам и основным концептуальным положениям |
Логика построения исследования |
Разделы и части (главы и параграфы) отражают логику задач, поставленных для реализации цели исследования |
|
|
Содержательность исследования и логичность построения текста |
В тексте параграфов абзацы связаны между собой по смыслу |
Параметр оценки |
Критерии |
Качественные характеристики |
Логика изложения результатов теоретического и эмпирического исследования |
Наличие резюмирования и выводов |
Каждый параграф заканчивается резюмированием (кратким выводом). Выводы каждого параграфа отражают решение конкретной задачи или ее части. |
Обоснованность |
Научность, содержательность, обоснованность, достоверность |
Материал, представленный автором в работе, подтвержден в тексте ссылками на авторитетные источники, опубликованные данные теоретических и эмпирических исследований в современной науке |
Схема эмпирического исследования и ее соответствие цели, гипотезе и задачам исследования |
Логическая согласованность запланированного исследования с его целью |
Схема эмпирического исследования адекватно разработана и соответствует цели, гипотезе и задачам исследования. |
Задачи эмпирического исследования |
Соответствуют общим задачам исследования и логически наполняют их |
|
Методы и методики исследования |
Соответствуют цели и гипотезе исследования и позволяют получить необходимые данные для изучения предмета исследования и проверки гипотезы |
Параметр оценки |
Критерии |
Качественные характеристики |
Формирующий эксперимент (при наличии и в соответствии с предметом и гипотезой исследования) |
Программа |
Соответствует требованиям возрастного развития. |
Методы, методики, статистические критерии и т. п. |
Подобраны с учетом возрастных, профессиональных и/или других особенностей респондентов и в соответствии с ними. Обеспечивают планируемые изменения, развитие и/или коррекцию |
|
Техническое |
Соответствие Положению о курсовой работе ТГУ, п. 2.2 |
Оформление текста, ссылок, списка литературы соответствует принятым на современном этапе требованиям |
Самостоятельность выполнения работы студентом |
Процент уникальности текста курсовой работы |
Составляет 50 %. |
Защита курсовой работы |
Качество |
Доклад студента раскрывает основное содержание проделанной работы. |
Мы предлагаем как вариант при оценке качества курсовой работы все критерии представить в виде определенного количества баллов, которые студент получит за правильно выполненные разделы курсовой работы и по итогам защиты. Мы считаем, что такое решение вопроса позволит избежать субъективности оценки, даст студенту, выполняющему курсовую работу, возможность опираться на перечисленные выше критерии при написании работы, а также поможет качественно представить ее.
При оценке раздела «Введение» важно выделить следующие показатели, определяющие научный аппарат исследования:
1) соответствие актуальности проблемы в возрастной психологии и доказательной актуальности, описанной студентом: 1 балл;
2) выделение объекта исследования как психологического феномена, определение «психологического поля», где предмет исследования является его частью: 1 балл;
3) определение цели, которая конкретизирует тему: 1 балл;
4) выдвижение гипотезы, предположения о том, при каких условиях или факторах может быть решена проблема: 1 балл;
5) наличие четких задач исследования, которые отражают последовательность решения проблемы (первая задача направлена на решение теоретического вопроса, остальные решаются в рамках эмпирического исследования): 1 балл;
6) описание методов и методик исследования и их корректный выбор с точки зрения возможности получить эмпирическую информацию в аспекте цели и гипотезы исследования: 1 балл.
При оценке первой главы, посвященной теоретическому анализу проблемы, учитываются следующие критерии:
1) логика выполнения анализа теоретических работ по проблеме исследования, проведенного по принципу от общего к частному, (то есть в первом параграфе представлен анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященных объекту исследования, а во втором и третьем — анализ работ, посвященных предмету исследования): 2 балла;
2) выводы, сделанные в работе: в выводах по первой главе осуществлен логический переход от общих проблем темы к конкретным, а затем представлена, выделена, обоснована собственная позиция студента, что позволяет связать проведенный теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование: 1 балл.
При оценке эмпирической части (второй главы) курсовой работы необходимо выделить следующие критерии:
1) описание организации и проведения исследования, а также методов исследования, которые применялись, их адекватность выбранной теме: 1 балл;
2) проведение констатирующего эксперимента с применением адекватных методов диагностики, оформление и количественное и качественное описание его результатов, позволяющих выйти на формирующий этап (при наличии): 1 балл;
3) содержание формирующей программы (при наличии), ее соответствие целям, задачам, гипотезе исследования, а также возрастным нормативным показателям: 2 балла;
4) контрольный эксперимент, его проведение, описание его результатов, обязательное сравнение с данными констатирующего этапа; выявление изменений, если таковые произошли после применения формирующей программы; использование математической статистической обработки и качество ее представления (именно эти критерии отражают качество формирующей программы в частности, а в общем — правильность выбранной стратегии исследования и доказательность гипотезы: 2 балла;
5) правильность оформления таблиц, диаграмм, гистограмм, отражающих результаты диагностики: 1 балл;
6) техническое оформление всей курсовой работы (текста, ссылок, таблиц, библиографии и др.): 1 балл.
Защита курсовой работы оценивается с учетом:
1) содержательности доклада, раскрывающего основные позиции исследования: 1 балл;
2) презентабельности изложения (соблюдения культуры устной речи, грамотного использования психологической терминологии, степени эмоционального отношения и др.): 1 балл;
3) правильности ответов на уточняющие вопросы членов комиссии, говорящей о хорошей ориентации студента в теме исследования: 1 балл.
Максимальное количество баллов — 20.
Полученные баллы переводятся в принятую систему оценок по следующему принципу:
— от 16 до 20 баллов — «отлично»;
— от 12 до 15 баллов — «хорошо»;
— от 8 до 11 баллов — «удовлетворительно»;
— 7 баллов и меньше — «неудовлетворительно».
Примечание: такая форма оценки носит рекомендательный характер для очных форм обучения, но может широко применяться и при заочной или дистанционной формах.
Если студент не выполнил некоторые требования при написании курсовой работы, то научный руководитель может вернуть ее студенту на доработку с указанием недочетов для исправления и повторной защиты.
Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, ликвидируют академическую задолженность в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов Тольяттинского государственного университета.
Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |