На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Планирование выполнения курсовой работы по возрастной психологии и алгоритм деятельности студента
Планирование выполнения курсовой работы по возрастной психологии и алгоритм деятельности студента
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

1. Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология». Предложенная тематика должна соответствовать специальности, быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки, а также подразумевать решение конкретных задач практической психологии.
Студент может выбрать тему из утвержденного списка или предложить свою, но она тоже должна быть актуальной, недостаточно изученной и ее выбор должен быть обоснован.
Тема курсовой работы может быть изменена по согласованию с заведующим кафедрой.

Преподаватель, который руководит курсовыми работами студентов, предлагает список тем, близких к его собственной научно-исследовательской деятельности или связанных с научными направлениями кафедры. В этих случаях по решению кафедры нескольким студентам может быть предложена комплексная тема, где каждому студенту выдается самостоятельное конкретное задание, имеющее свое название в соответствии с общей формулировкой темы и его направлением исследования. Такие комплексные темы позволяют рассматривать проблемы развития человека в различные возрастные периоды с учетом факторов и условий, влияющих на полноценное развитие.
Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.
После выбора темы курсовой работы студентов знакомят с содержанием нормативного акта «Порядок обеспечения самостоятельности выполнения письменных работ в ТГУ», где представлены пороговые значения оригинальности текста. После этого студенты оформляют лист ознакомления (прил. Г).

Ниже представлены ориентировочные темы курсовых работ по возрастной психологии, наиболее актуальные для исследования.

1. Исследование динамики психического развития в онтогенезе — актуальная проблема современной психологии развития.
2. Психическое развитие ребенка в пренатальный период.
3. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте.
4. Предпосылки развития речи в младенческом возрасте.
5. Манипулятивная деятельность младенца как предпосылка предметно-орудийной деятельности.
6. Основные новообразования личности в раннем возрасте.
7. Психологические условия развития речи в раннем возрасте.
8. Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
9. Кризис трех лет, его проявление, протекание и психологическое сопровождение.
10. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
11. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
12. Особенности общения дошкольников со сверстниками.
13. Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте.
14. Развитие творческой деятельности дошкольников.
15. Особенности внимания дошкольника и его организация в деятельности детей.
16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
17. Формирование направленности личности младшего школьника.
18. Развитие и формирование способностей у детей младшего школьного возраста.
19. Учебная деятельность как фактор психического развития младшего школьника.
20. Переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте.
21. Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе.
22. Психологические особенности формирования понятий у младших школьников.
23. Особенности эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста.
24. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников.
25. Младший школьник и младший подросток: сравнительная психологическая характеристика.
26. Младший и старший подросток: сравнительная психологическая характеристика.
27. Психологические причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков и пути коррекции их личности.
28. Психологические проблемы общения в подростковом возрасте.
29. Психологически обоснованные пути воздействия на подростков.
30. Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрицательные проявления подростка.
31. Особенности эмоциональных состояний подростков.
32. Психологические особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
33. Особенности представлений о своем «Я» в подростковом возрасте.
34. Гендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности.
35. Кризис подростка: причины, проявления и протекание.
36. Половая идентичность и сексуальное поведение в юношеском возрасте.
37. Самооценка умственных способностей у старшеклассников.
38. Стратегия поиска информации о будущей профессии у старшеклассников.
39. Пол и профессиональные ориентации в юношеском возрасте.
40. Становление идентичности в юношеском возрасте.
41. Психосоциальное развитие в ранней взрослости: семья, работа и образ жизни.
42. Психосоциальное развитие в средней взрослости: преемственность и изменения в развитии личности.
43. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в средней взрослости.
44. Основные факторы смены карьеры в средней взрослости.
45. Проблема развития и позитивные достижения в позднем возрасте.
46. Стратегии преодоления проблем в средней и поздней взрослости.
47. Социальная ситуация развития в период взрослости (трансформации в ранней, средней и поздней взрослости).
48. Ведущая деятельность в период взрослости.
49. Психологическое сопровождение в период возрастных кризисов взрослости.
50. Сравнительный анализ нормативных кризисов мужчин и женщин.
51. Проблема нормы в поздней взрослости.
52. Эмоциональные переживания в период поздней взрослости.
53. Субъективно переживаемый возраст человека (специфика возрастного самосознания).
54. Современные тенденции социального и психического старения.
55. Родительство и развитие взрослых.
56. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости.
57. Мотивы и значение труда взрослого человека.
58. Выход на пенсию: психологические смыслы смены статуса.
59. Когнитивные изменения в процессе старения.
60. Личность и старение: психологические особенности.


2. Работа с литературой по выбранной теме исследования


Рекомендации
Выбрав тему курсовой работы, необходимо составить картотеку литературы по изучаемой проблеме. Картотека упрощает составление библиографического списка, который, как говорилось ранее, является структурной частью курсовой работы. При подготовке курсовой работы рекомендуется использовать широкий круг источников: авторские работы, учебные пособия, монографии, справочники, сборники научных трудов, статей в научных журналах, а также материалы информационной сети Интернет. При подборе литературы по теме исследования необходимо первоначально ознакомиться с источниками, раскрывающими объект исследования, затем с литературой, посвященной предмету исследования.
Изучая специальную литературу по теме курсовой работы, необходимо делать выписки в следующем порядке: указать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, номер страницы с цитатой, цель исследования, его актуальность, основные теоретические положения исследования, методику эксперимента и полученные результаты. Детальная картотека, составленная таким образом, позволяет студенту выделить в конкретной проблеме исследования основные аспекты изучения и используемые методы, а также дает возможность выдвинуть собственную гипотезу, определить задачи исследования и подвергнуть гипотезу экспериментальной проверке.
Для выполнения эмпирической части исследования студент может использовать диагностическое программное обеспечение фирмы «Иматон», имеющееся на кафедре, где в его распоряжении будут:
тест Торренса (диагностика творческих способностей);
— Hand-test (глубинное исследование личности);
— фрустрационный тест Розенцвейга;
— многофакторный личностный опросник Кеттелла;
— интеллектуальный тест Кеттелла;
цветовой тест Люшера;
тест Гилфорда;
личностный опросник MMPI;
— методики рисуночных метафор и др.


3. Организация защиты курсовой работы


Выполненная и оформленная курсовая работа сдается студентом в установленные кафедрой сроки для проверки научным руководителем.
Кафедрой также назначаются дни защиты курсовой работы, определяется состав комиссии, куда входят научные руководители курсовых работ учебной группы.
Для защиты студент должен подготовить доклад по теме исследования, презентацию, где в первую очередь должны отражаться материалы курсовой работы, которые сложно передавать и воспринимать при устном изложении, например актуальность темы, проблема, цель, объект и предмет исследования, гипотеза и задачи, а также таблицы, диаграммы, гистограммы и др.
Время, отводимое студенту на выступление с докладом, — 5 минут.
После заслушивания доклада члены комиссии могут задавать студенту вопросы, цель которых — уточнить некоторые положения как по теоретической части исследования, так и по экспериментальной.
После выступления студента научный руководитель высказывает свое мнение не только о качестве исследования, но и (даже в большей степени) о личностных качествах студента и его компетенциях, необходимых для выполнения такого рода исследований, где объединяются теория и практика и демонстрируется понимание и профессиональная компетентность.
Во время защиты оценивается степень самостоятельности выполнения курсовой работы, включенности студента в исследовательскую деятельность, степень владения материалом исследования, а также отношение студента к выбранной теме исследования и глубина понимания им изучаемой проблемы.


4. Критерии оценивания курсовой работы


При оценивании исследования, проведенного студентом при выполнении курсовой работы, необходимо придерживаться четких критериев, которые должны отражать качество проделанной работы и в то же время показывать недочеты, которые были допущены.
Курсовая работа предоставляется научному руководителю в электронном и печатном виде в сроки, определенные кафедрой, для оценки качества ее выполнения, а также для проверки на наличие заимствований и выявления степени оригинальности текста в соответствии с нормативным актом «Порядок обеспечения самостоятельности выполнения письменных работ в ТГУ», где установлено пороговое значение оригинальности для курсовых работ — 50 % (в том числе цитирование). Если курсовая работа не соответствует этому пороговому значению, то научный руководитель отдает работу студенту на доработку с указанием недостатков.
Проверка руководителем качества работы начинается после установления соответствия ее нормативным показателям самостоятельности выполнения.
Проверка содержательной части работы происходит по критериям, которые выделены для такого вида исследований. Данные критерии представлены в табл. 2.


Таблица 2

Компоненты курсовой работы, подвергаемые анализу и оценке

Параметр оценки

Критерии

Качественные характеристики

Согласованность темы, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования

Объект
исследования

Сформулирован как психологический феномен.
Соответствует теме

Предмет
исследования

Сформулирован как психологический феномен.
Является частью объекта

Цель

Конкретизирует тему в виде планируемого результата

Гипотеза

Содержит предположение в отношении содержания (составляющих компонентов) предмета исследования

Задачи

Позволяют изучить предмет исследования и проверить гипотезу

Соответствие объекта и предмета исследования предмету психологической науки

Объект и предмет

Сформулированы как психологические феномены, которые входят в предмет психологической науки

Соответствие обоснований и выводов выбранной методологической основе

Выводы,
обоснования

Соответствуют методологической основе проведенного исследования, ее принципам и основным концептуальным положениям

Логика построения исследования

Разделы и части (главы и параграфы) отражают логику задач, поставленных для реализации цели исследования

 

Содержательность исследования и логичность построения текста

В тексте параграфов абзацы связаны между собой по смыслу

Параметр оценки

Критерии

Качественные характеристики

Логика изложения результатов теоретического и эмпирического исследования

Наличие резюмирования и выводов

Каждый параграф заканчивается резюмированием (кратким выводом). Выводы каждого параграфа отражают решение конкретной задачи или ее части.
Сделанные выводы согласованы с содержанием следующего шага исследования и названием следующего параграфа.
Являются решением конкретной задачи.
Общие выводы по разделу согласуются с выводами по каждому параграфу и соответствуют теме исследования.
Общие выводы содержат решение поставленных задач

Обоснованность
изложения

Научность, содержательность, обоснованность, достоверность

Материал, представленный автором в работе, подтвержден в тексте ссылками на авторитетные источники, опубликованные данные теоретических и эмпирических исследований в современной науке

Схема эмпирического исследования и ее соответствие цели, гипотезе и задачам исследования

Логическая согласованность запланированного исследования с его целью

Схема эмпирического исследования адекватно разработана и соответствует цели, гипотезе и задачам исследования.
Отмечена содержательность схемы экспериментального исследования в контексте цели

Задачи эмпирического исследования

Соответствуют общим задачам исследования и логически наполняют их

Методы и методики исследования

Соответствуют цели и гипотезе исследования и позволяют получить необходимые данные для изучения предмета исследования и проверки гипотезы

Параметр оценки

Критерии

Качественные характеристики

Формирующий эксперимент (при наличии и в соответствии с предметом и гипотезой исследования)

Программа
формирующего
эксперимента

Соответствует требованиям возрастного развития.
Соответствует нормативным показателям психического развития. Соответствует поставленным задачам

Методы, методики, статистические критерии и т. п.

Подобраны с учетом возрастных, профессиональных и/или других особенностей респондентов и в соответствии с ними. Обеспечивают планируемые изменения, развитие и/или коррекцию

Техническое
оформление
работы

Соответствие Положению о курсовой работе ТГУ, п. 2.2

Оформление текста, ссылок, списка литературы соответствует принятым на современном этапе требованиям

Самостоятельность выполнения работы студентом

Процент уникальности текста курсовой работы

Составляет 50 %.
Подтверждает самостоятельное выполнение курсовой работы

Защита курсовой работы

Качество
защиты

Доклад студента раскрывает основное содержание проделанной работы.
Доклад сопровождается видеопрезентацией.
Студент свободно владеет научной информацией по теме исследования. Студент содержательно отвечает на вопросы научного руководителя и/или членов комиссии.
Ответы соответствуют содержанию уточняющих вопросов


Мы предлагаем как вариант при оценке качества курсовой работы все критерии представить в виде определенного количества баллов, которые студент получит за правильно выполненные разделы курсовой работы и по итогам защиты. Мы считаем, что такое решение вопроса позволит избежать субъективности оценки, даст студенту, выполняющему курсовую работу, возможность опираться на перечисленные выше критерии при написании работы, а также поможет качественно представить ее.
При оценке раздела «Введение» важно выделить следующие показатели, определяющие научный аппарат исследования:
1) соответствие актуальности проблемы в возрастной психологии и доказательной актуальности, описанной студентом: 1 балл;
2) выделение объекта исследования как психологического феномена, определение «психологического поля», где предмет исследования является его частью: 1 балл;
3) определение цели, которая конкретизирует тему: 1 балл;
4) выдвижение гипотезы, предположения о том, при каких условиях или факторах может быть решена проблема: 1 балл;
5) наличие четких задач исследования, которые отражают последовательность решения проблемы (первая задача направлена на решение теоретического вопроса, остальные решаются в рамках эмпирического исследования): 1 балл;
6) описание методов и методик исследования и их корректный выбор с точки зрения возможности получить эмпирическую информацию в аспекте цели и гипотезы исследования: 1 балл.
При оценке первой главы, посвященной теоретическому анализу проблемы, учитываются следующие критерии:
1) логика выполнения анализа теоретических работ по проблеме исследования, проведенного по принципу от общего к частному, (то есть в первом параграфе представлен анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященных объекту исследования, а во втором и третьем — анализ работ, посвященных предмету исследования): 2 балла;
2) выводы, сделанные в работе: в выводах по первой главе осуществлен логический переход от общих проблем темы к конкретным, а затем представлена, выделена, обоснована собственная позиция студента, что позволяет связать проведенный теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование: 1 балл.
При оценке эмпирической части (второй главы) курсовой работы необходимо выделить следующие критерии:
1) описание организации и проведения исследования, а также методов исследования, которые применялись, их адекватность выбранной теме: 1 балл;
2) проведение констатирующего эксперимента с применением адекватных методов диагностики, оформление и количественное и качественное описание его результатов, позволяющих выйти на формирующий этап (при наличии): 1 балл;
3) содержание формирующей программы (при наличии), ее соответствие целям, задачам, гипотезе исследования, а также возрастным нормативным показателям: 2 балла;
4) контрольный эксперимент, его проведение, описание его результатов, обязательное сравнение с данными констатирующего этапа; выявление изменений, если таковые произошли после применения формирующей программы; использование математической статистической обработки и качество ее представления (именно эти критерии отражают качество формирующей программы в частности, а в общем — правильность выбранной стратегии исследования и доказательность гипотезы: 2 балла;
5) правильность оформления таблиц, диаграмм, гистограмм, отражающих результаты диагностики: 1 балл;
6) техническое оформление всей курсовой работы (текста, ссылок, таблиц, библиографии и др.): 1 балл.
Защита курсовой работы оценивается с учетом:
1) содержательности доклада, раскрывающего основные позиции исследования: 1 балл;
2) презентабельности изложения (соблюдения культуры устной речи, грамотного использования психологической терминологии, степени эмоционального отношения и др.): 1 балл;
3) правильности ответов на уточняющие вопросы членов комиссии, говорящей о хорошей ориентации студента в теме исследования: 1 балл.
Максимальное количество баллов — 20.
Полученные баллы переводятся в принятую систему оценок по следующему принципу:
— от 16 до 20 баллов — «отлично»;
— от 12 до 15 баллов — «хорошо»;
— от 8 до 11 баллов — «удовлетворительно»;
— 7 баллов и меньше — «неудовлетворительно».
Примечание: такая форма оценки носит рекомендательный характер для очных форм обучения, но может широко применяться и при заочной или дистанционной формах.
Если студент не выполнил некоторые требования при написании курсовой работы, то научный руководитель может вернуть ее студенту на доработку с указанием недочетов для исправления и повторной защиты.
Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, ликвидируют академическую задолженность в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов Тольяттинского государственного университета.
Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.