Внутренняя картина болезни
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

1. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ)

Внутренняя картина болезни — это вся сумма ощущений, переживаний, представлений, связанных с заболеванием. Другими словами, ВКБ — структурированное образование субъективной стороны заболевания, включающие различные уровни отражения болезни в психике субъекта. Термин ввел отечественный терапевт А. Р. Лурия (1944). По его мнению, ВКБ — это субъективный компонент общей картины соматического заболевания. Наряду с объективно обнаруженными изменениями и связанными с ними ощущениями, обширная зона психической активности заболевшего человека начинает фокусироваться на страдании.
Став фактором сознания, аллопластическая объективная картина болезни (отражает функциональные и органические изменения, связанные с заболеванием) с неизбежностью начинает подчинятся и законам субъективного. ВКБ не является калькой аллопластической картины и не всегда совпадает с ней. Болезнь приобретает для пациента свой психологический смысл.

Субъективное отношение к заболеванию заключается в интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна. Для пациента внутренняя картина болезни складывается из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значений для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде эмоциональных переживаний и выбора способа действий и поведения в новых для человека условиях. Объективная тяжесть болезни — информация о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и хронификации болезненного процесса — является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни. Однако, как правило, пациент редко полностью доверяет медицинским данным. Он склонен анализировать ситуацию сквозь призму субъективной тяжести болезни, основываясь на ведомых только ему или его субкультуральной группе (семье, микроколлективу) отношениях к заболеванию.
Таким образом, внутренняя картина болезни — «продукт» собственной активности субъекта, формируется в своих более или менее развернутых формах при любом заболевании. ВКБ — это основной комплекс вторичных психических по своей природе симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, препятствовать успешности лечебных мероприятии и тормозить ход реабилитационного процесса. Он может сам по себе стать источником стойкой инвалидизации пациента.


2. Две составляющие ВКБ


Внутренняя картина болезни имеет две составляющие:
1. Отрицательная импульсация от больного органа в ЦНС (нарушается гомеостаз).
2 Сознательное отношение человека к его болезни зависит от преморбидных (доболезненных) свойств личности и психики.
Главными факторами, влияющими на возникновение и преодоление соматических расстройств организма, являются личность больного и его эмоциональные состояния. Особо отрицательное влияние оказывает эмоциональный дистресс с такими аффектами, как страх, тревога, подавленность, сопровождающиеся безынициативностью и чувством безнадёжности. Показано, что патогенное действие эмоционального фактора на организм осуществляется не непосредственно, а опосредованно возникающими при отрицательных эмоциях вегетативными и эндокринными расстройствами. Таким образом, можно сказать, что формирование внутренней картины болезни зависит от всех сфер систем, как внешних, так и внутренних, в которых находится человек. При возникновении заболевания происходит изменение личности больного в целом. Болезнь, как указывалось ранее, затрагивает все системы человека, но из них влиянию болезни наиболее подвержена эмоциональная. Она никогда не остается неизменной при возникновении болезни, и чаще всего ее проявления носят негативные оттенки.
Например, в эмоциональном состоянии больных хроническими соматическими заболеваниями проявляется страх, тревога. Ребенок, который болезненно переживает отрыв от дома и дефицит общения с матерью, к непривычному обществу сверстников и требованиям воспитателей адаптируется с трудом, в нем зреет неосознаваемый протест. А поскольку с его возражениями всё равно никто не считается, он начинает реагировать особым образом. Известны случаи, когда путь в детский сад начинается или заканчивается приступом рвоты, которую невозможно объяснить никаким пищевым отравлением. Так ребёнок демонстрирует своё неприятие ситуации. И этот акт неосознанный, организм сам выплёскивает бурную реакцию, следуя глубинным переживаниям ребёнка. Реакция может быть и иной. Ребёнок начинает демонстрировать выраженную слабость, с лёгкостью попадая под любое болезненное воздействие. Не надо думать, что малыш простужается «нарочно». Просто его организм отказывается противостоять простуде. Так что хронические респираторные заболевания очень часто проблема не медицинская, а психологическая.
От нерешённых проблем страдают не только дети. Для человека любого возраста опасны, с медицинской точки зрения, длительные конфликтные ситуации или непрерывная череда стрессов. Если конфликтная ситуация носит эпизодический характер и человек успешно преодолевает её, то механизмы саморегуляции его организма справляются со всеми изменениями, которые произошли в головном мозгу и в других органах, и восстанавливают нормальное состояние. Однако если долгое время конфликт разрешить не удаётся, то жизнедеятельность человека расстраивается, причём не только в психологическом смысле. Резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые заболевания. Прежде всего начинаются изменения функции головного мозга: появляются резкие перепады настроения, нарушения сна и умственной работоспособности. Далее — целая группа сердечно-сосудистых заболеваний. На основе эмоционального напряжения образуются различные язвенные поражения желудочно- кишечного тракта, астматические приступы, кожные заболевания, гормональный дисбаланс, нарушения половой функции.

3. Уровни и этапы формирования ВКБ

Традиционно в клинической психологии анализируются четыре уровня ВКБ:
1) чувственный, уровень ощущений;
2) эмоциональный, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевания в целом и его последствия;
3) интеллектуальный, связан с представлением, знанием пациента о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях;
4) мотивационный, связан с определенным отношением пациента к своему заболеванию с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
Между этими компонентами возможны различные соотношения.
Формирование ВКБ определяет ряд этапов, среди которых:
• Сенсологический, оценочный, этап отношения к болезни. Сенсологический этап включает в себя дискомфортный компонент. Неприятные ощущения различной степени выраженности с неопределенной локализацией являются ранними симптомами угрозы соматической болезни. Таким образом, состояние дискомфорта — ранний психологический признак морфофункциональных изменений.
• Алгический компонент (дискомфорт может перерасти в болевые ощущения).
• Дефицитарный компонент (переживание чувства ограничения слбственных возможностей).
• Оценочный этап — результат интрапсихической переработки сенсологических данных. Именно на этом этапе в основном складывается ВКБ заболевшего человека: в зависимости от преморбидных (доболезненных) особенностей его личности, ситуации, в которой человек находится (в семье, на работе, пр.), от специфики заболевания. В результате ВКБ приобретает индивидуальную окраску.


4. Факторы, влияющие на формирования ВКБ


Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно сгруппировать следующим образом:
• медицинские факторы;
• биологические факторы;
• социальные факторы;
• психологические факторы.


Медицинские факторы


Влияние на ВКБ характера заболевания и его возможных последствий.
Одним из первых по значимости факторов, оказывающим влияние на формирование ВКБ, является характер самого заболевания. При появлении у человека тех или иных симптомов у него возникают вопросы: «Болен ли я?», «Чем я болен?». Можно выделить следующие параметры, на основании которых личностью оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:
1. Вероятность летального исхода;
2. Вероятность инвалидизации и хронификации;
3. Болевая характеристика болезни;
4. Необходимость радикального или паллиативного лечения;
5. Влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;
6. Социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;
7. Влияние болезни на семейные отношения и сексуальную сферу;
8. Влияние болезни на сферу развлечений и интересов;
9. Влияние на ВКБ условий диагностики и лечения.
К последнему фактору, способному оказывать влияние на ВКБ, относятся взаимоотношения врача и больного, роль медицинского персонала и воздействие обстановки лечебного учреждения, включая влияние на больного других больных, с которыми ему приходится общаться во время пребывания в лечебном учреждении. Отношения, складывающиеся между врачом и пациентом на протяжении всего периода их общения, включающего выслушивание жалоб и сбор анамнеза, обследование и постановку диагноза, рекомендации и сам процесс лечения, оказывают важнейшее влияние на формирование ВКБ. Врач должен помнить, что излагая свои жалобы, пациент уже имеет представление о собственном заболевании и поэтому вместе с жалобами «предлагает врачу симптомы» этого заболевания, которые могут не совпадать с реальной картиной. При постановке диагноза врачу необходимо уметь соотнести жалобы и сведения, полученные от больного, с данными объективного исследования.


Биологические факторы
К биологическим факторам относятся пол и возраст больного. Различие физиологии мужчин и женщин накладывает отпечаток на переживания, связанные с критическими периодами. У женщин такими периодами является начало менструации, беременность и роды, климакс, во время которых усиливается реактивность и обнаруживаются повышенная готовность к различным невротическим расстройствам преимущественно истерического, ипохондрического, депрессивного круга. У мужчин возрастные кризы не имеют заметной внешней выраженности, но в переживаниях, связанных с возникновением тех или иных серьезных заболеваний, часто находят отражение опасения ослабления или утраты сексуальных возможностей. Ещё одним заметным различием, связанным с полом пациента, является переносимость физической боли, которая у женщин выше. Лучше переносят женщины и вынужденную неподвижность, связанную с болезнью.
Для женщин более актуальны семейные проблемы, связанные с болезнью, а для мужчин — служебно-профессиональные, возможность утраты трудоспособности.
Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний — своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.
Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает основополагающая потребность — «удовлетворенность собственной внешностью». Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, не несущие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические заболевания), калечащие травмы и операции, ожоги. В других возрастных группах не наблюдаются столь тяжелые психологические реакции человека на появление у него на коже лица фурункулов. У подростков может возникать дис- морфоманический синдром. Под дисморфоманическим синдромом понимают ложную убежденность человека (чаще девушки) в наличии у него уродства. Ложная убежденность, как правило, распространяется на оценку веса тела или диспропорций тела.
Лица зрелого возраста психологически более тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр. Именно удовлетворение подобных потребностей может быть заблокировано появлением любой хронической или приводящей к инвалидности болезни. Психологически тяжелыми для лиц зрелого возраста являются такие болезни как онкологические, хронические соматические болезни и т. д.
Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются т. н. «стыдные» болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания, туберкулез, СПИД.
Для пожилых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.


Социальные факторы
Профессия. Человек, особенно зрелого возраста, очень часто оценивает тяжесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. Значимым становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может более тяжело психологически относиться к ангине или бронхиту, чем к гастриту и язве желудка. Это связано с тем, насколько существенно влияют симптомы болезни на качество исполнения профессиональных обязанностей. Для спортсмена или человека, занятого активным физическим трудом, повышенно значимым может оказаться скорее остеохондроз позвоночника, нежели депрессия, а для человека творческой профессии — наоборот. Высока вероятность, что машинист башенного крана более остро будет переживать гипертоническую болезнь и церебральный атеросклероз с частыми кризами и симптомом головокружения, чем контролер.
Уровень образования человека и уровень его культуры как социальные свойства также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. Особо это относится к уровню медицинской образованности. Негативными в психологическом отношении оказывают крайности. Как низкая медицинская культура, так и высокая с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реакции. Однако механизмы их будут разниться, в одном случае это будет связано с недостатком, в другом — с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении и исходах.
Социальный статус больного (социальные условия, образ жизни, характер труда) и его непосредственное окружение (родные, друзья, коллеги) во многих случаях оказывают существенное влияние на формирование ВКБ. Важное значение имеет система взаимодействия личности с действительностью и отношений с другими людьми (в семье, на работе, в лечебном учреждении). Это касается прежде всего профессии больного и занимаемого им положения. Так, например, серьезные травмы или тяжелые соматические заболевания могут привести к закату карьеры профессионального спортсмена, артиста балета, оперирующего хирурга, что часто воспринимается ими более драматично, нежели больными других профессий.


Психологические факторы
Особенности темперамента. Темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. К значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметрам темперамента можно отнести переносимость боли как признак эмоциональности и ограничения движений и подвижности, отражающий параметр активности.
Особенности характера. Существуют две противоположные семейные традиции воспитания у детей субъективного отношения к болезням: «стоическая» и «ипохондрическая». В первом случае ребенок постоянно поощряется за поведение, направленное на самостоятельное преодоление недугов, плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, не обращая внимания на имеющуюся боль, продолжает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения. «Стоическая» традиция основывается на девизе: «Не хнычь!». Противоположна ей семейная традиция формирования сверхценного отношения к здоровью, когда родителями поощряется внимательное отношение к состоянию своего здоровья, тщательность в оценке болезненных проявлений, выявления у себя первых признаков заболевания. В семье ребенок обучается при малейшем изменении самочувствия обращать свое внимание и внимание окружающих (вначале родителей, а затем воспитателей, учителей, супругов и пр. лиц) на болезненные проявления. Девизом в подобном случае служит выражение: «Будь бдителен, в противном случае заболеешь и умрешь».
Семейные традиции определяют своеобразное ранжирование болезней по степени их тяжести. К примеру, к наиболее тяжелым могут относиться не «объективно» тяжелые, а те, от которых чаще всего умирали или которыми чаще болели члены семьи. Вследствие этого субъективно наиболее значимой болезнью может оказаться гипертоническая болезнь, а не рак или психическое заболевание. Кроме того, в семье, где есть прецеденты длительной и устойчивой ремиссии после лечения онкологического заболевания или даже выздоровление, подобная болезнь может оказаться менее психологически тяжелой, чем в семье с противоположной традицией, основанной на собственных наблюдениях.
К личностным особенностям относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. В первую очередь, из личностных особенностей, влияющих на формирование субъективного отношения к болезни, следует отметить мировоззрение и философскую позицию по поводу смысла жизни и жизни после смерти. Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Чаще первые более адекватно, психологически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти («Бог дал, Бог взял»). Вторые же нередко реагируют на появившуюся болезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют на все.
Выделяется несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний:
• Основанные на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни, за исключением возможности кардинально изменить свое поведение, искупить вину и замолить грехи:
- болезнь как кара, болезнь как испытание;
- болезнь как назидание другим;
- болезнь как расплата за грехи предков.
• Другой группой мировоззренческих установок является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:
- болезнь как неизбежность;
- болезнь как стечение обстоятельств;
- болезнь как собственная ошибка.
• Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза:
- болезнь вследствие зависти;
- болезнь вследствие ревности.
В подобных случаях источники болезней видятся в предвзятом отношении окружающих (соседей, знакомых, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.
• «Антиципационная состоятельность» — способность предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации, способность построения программы собственных действий, к примеру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти. В антиципационную программу включается готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или лучшему, желательному). Пациент, обладающий ан- тиципационнои состоятельностью, создает несколько программ, распределяет между ними вероятности и готовит себя ко всем. Его размышления носят характер предположений типа: «Что я буду делать, если у меня выявят рак?», «Учитывая, что у меня, возможно, тяжелое заболевание, которое не позволит мне в дальнейшем профессионально заниматься моим любимым спортом, чем я буду заниматься?» и т. д. Если пациент не вырабатывает антиципационной программы, нацеливается лишь на один — желанный — исход событий («это не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психической травмой и вызвать неадекватный тип психологического реагирования на болезнь.
Таким образом, можно отметить широкое распространение мистического истолкования происхождения болезней, отсутствие у многих пациентов научного подхода к анализу причин его заболевания.
К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков болезни («сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т. д.). Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не способен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и прочих мистических манипуляций.


5. Типы реагирования на болезнь у лиц без нарушения социальной адаптации и с наличием дезадаптации


Психологами выделяются тринадцать типов психологического реагирования на заболевание на основе оценки влияния трех факторов:
• природы самого соматического заболевания;
• типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера;
• отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе.
Типы объединены по блокам.
Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается: гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы.
Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием. При этом второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы — «капитуляции» перед заболеванием и т. п.
В третий блок входят типы реагирования с интерпсихической направленностью. Этот блок включает типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных: сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования.
Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование больного, предполагаемый прогноз.
Эмоциональный — ощущение и переживание болезни и всей ситуации, с ней связанной; поведенческий — связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.).


Типы психологического реагирования на заболевание по А. Е. Личко

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела. (Реализм, активность, нежелание заболевшего обременять других тяготами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений гармоничного характера личности).
2. Тревожный (один из типичных). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии больного более интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому они предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность — следствие этой тревоги.
3. Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим (эгоцентризм). На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.
4. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на болезнь нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Нередко он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход, неспособность видеть и использовать механизмы саногенеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.
5. Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало. Собственно апатический тип встречается крайне редко, чаще — гипопатический, когда безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У пациента пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья.
6. Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность. Неврастенический (правильнее — астенический) тип реагирования является наиболее распространенным и неспецифическим ответом организма и личности на заболевание. Его основой является раздражительность, которая захватывает как физические явления (яркий свет, громкие звуки, резкие запахи), так и отношение окружающих. Пациент становится капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам гнева, если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются («вы специально шумите, хотите меня в гроб свести», «вам безразлична судьба мамы»).
7. Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы. Доминирующими становятся навязчивые мысли, опасения и особенно ритуалы. Пациент становится суеверным.
8. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о его заболевании. Опасения, что окружающие станут избегать его, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. Отмечается извиняющийся стиль поведения, робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.
9. Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях», также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни. Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» нередко используется ими для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией и выраженной мимикой. Эмоции пациента носят гротескный характер.
10. Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер или отражать характерологические особенности.
11. Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами». Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.
12. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы. Некоторые пациенты расценивают любой недуг через призму вызова своему «Я». Поэтому они стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Их позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. При этом часто такие пациенты являются принципиальными противниками лекарств («Я за свою жизнь ни разу анальгетиков не принимал», — с гордостью говорят они).
13. Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. Паранойяльный (в данном контексте — бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный смысл его болезни и причин ее возникновения. Он возникает преимущественно на базе личностных особенностей.

Источник: Жук И.А. Основы клинической психологии : учебник для студентов высших учебных заведений / И. А. Жук. — М. : ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. — 206 с. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений.)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.