На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс - Стресс-менеджмент
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс - Стресс-менеджмент
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс
Оценка и диагностика стресса
Стресс-менеджмент
Стресс в работе педагога
Все страницы

 

1.3. Стресс-менеджмент

В последнее время широкое употребление получил термин «стресс-менеджмент». Согласно одному из определений, стресс-менеджмент — это область практической психологии, ориентированная на использование интерактивных, аутоактивных, психокоррекционных методов с целью развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости личности . Обучиться стресс-менеджменту — значит овладеть ресурсами, которые позволят успешно управлять стрессом. Как это будет выглядеть, можно проиллюстрировать на примере описанной выше схемы АВС. Управление стрессом предполагает оценку жизненной ситуации, в которой человек находится, выявление наиболее стрессогенных факторов и событий (см. упражнение «Инвентаризация стрессоров» на с. 22) с последующими изменениями своего жизненного окружения. Воздействие на этом уровне будет соответствовать букве А схемы Эллиса. Если воздействовать на само событие нельзя, можно изменить отношение к нему. Возможно, субъективная (иррациональная) оценка событий является причиной негативных эмоций. В этом случае внимание надо обратить на собственные установки, оценки (буква В), которые могут быть переосмыслены, например, путем активизации ресурсов позитивного мышления. И наконец, если состояние стресса со всей присущей ему симптоматикой все же сформировалось (буква С), к управлению стрессом подключается еще один ресурс, включающий в себя многочисленные приемы психической саморегуляции: релаксационные, дыхательные, медитативные и иные техники, способствующие снижению уровня напряжения, уменьшающие беспокойство и тревогу.

Стресс-менеджмент может осуществляться как на уровне конкретного человека (персональный стресс-менеджмент), так и на уровне целой организации (организационный стресс-менеджмент).

Организационный стресс-менеджмент. Управление стрессом на уровне организации — это любая программа активных действий, сосредоточенных на сокращении числа существующих производственных стрессоров или помогающих работникам свести к минимуму негативные последствия этих стрессоров . Результатом такого вмешательств является изменение ситуации (уменьшение числа стрессоров или их интенсивности) и изменение персонала (изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения, в конечном итоге — повышение стрессоустойчивости).

Мерфи предлагает следующую модель построения программ профилактики трудового стресса (цит. по: [19]):

1. Анализ проблем, связанных с профессиональным стрессом, — определение основных профессиональных стрессоров исследуемой категории работников и измерение уровня их стресса.

2. Первичные вмешательства, нацеленные на организацию; организационные преобразования и перепроектирование работ для преодоления трудовых стрессоров. Например, оптимизация рабочих заданий, ограничение объема работы и продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда. Первичные вмешательства эффективны, когда работники подвергаются воздействию стрессоров, имеющих общие источники, и/или нуждаются в одинаковых ресурсах для преодоления стресса. При этом сам источник стресса сравнительно легко устраним, а ресурсы, необходимые для преодоления стрессов, сравнительно легкодоступны.

3. Вторичные вмешательства — повышение способности работников справляться с причинами и симптомами трудового стресса. Примерами вторичных вмешательств могут служить тренировки по релаксации, обучение медитации, аутогенной тренировке, базовый тренинг коммуникативной компетентности, обучение управлению временем. Вторичные вмешательства эффективны, если работа сама по себе, по своему содержанию стрессогенна.

4. Третичные вмешательства нацелены на работников. Проводятся в том случае, если острые симптомы стрессовой реакции наблюдаются хотя бы у части персонала или после окончания воздействия сильного стрессогенного события (например, авария с летальным исходом). Проходят в форме консультационных бесед с персоналом с целью изменения их восприятия работы, модели поведения. Проводится обучение управлению эмоциями, расширяются навыки преодоления стресса. Анализ проблем возможен и с использованием известной схемы АВС.

Персональный стресс-менеджмент. Концептуальными основами стресс-менеджмента могут считаться теории эмоционального интеллекта (Д. Гоулдман и др.), теория ресурсов (С. Хобфолл) и концепция стресса Р. Лазаруса и А. Эллиса. Основные положения когнитивно-поведенческих теорий Р. Лазаруса и А. Эллиса были изложены выше. Кратко остановимся на теории эмоционального интеллекта (ЭИ) и теории ресурсов.

Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления личными эмоциями и чувствами и эмоциями других людей. Модели интеллекта различны по составу относимых к его структуре качеств, однако наиболее часто выделяют четыре составляющие ЭИ:

1. Способность понимать (осознавать) свои эмоции и чувства.

2. Способность управлять своими эмоциями и чувствами (управление негативными состояниями, способность противостоять стрессу), в том числе способность использовать эмоции для самомотивирования с целью достижения значимого результата, фокусирование на задаче, неимпульсивное поведение.

3. Способность понимать эмоции и чувства других людей.

4. Способность управлять эмоциями и чувствами других людей.

В первых двух случаях способность к пониманию эмоций и способность к управлению эмоциями направлены на собственные эмоции (внутриличностный эмоциональный интеллект), во втором — на эмоции других людей (межличностный эмоциональный интеллект). Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны понимать причины испытываемых ими негативных эмоций. Это позволяет им трезво оценить ситуацию и выстроить

определенную последовательность действий для того, чтобы справиться с ней. В итоге негативные эмоции уменьшаются или совсем исчезают.

Ресурсный подход зародился в гуманистической психологии. Основное внимание сконцентрировано на качествах, определяющих поведение в трудных жизненных ситуациях.

В соответствии с теорией сохранения ресурсов С. Хобфолла, каждый человек обладает определенным набором ресурсов. Ресурсы — это то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни.

Разновидности ресурсов:

1. Материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда и т. п.) и нематериальные (желания, цели).

2. Внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.).

3. Психические и физические состояния.

4. Волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые либо необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, либо служат средствами достижения лично значимых целей.

Накопление и сохранение ресурсов способствуют повышению устойчивости к стрессу. Напротив, потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм возникновения стресса, следствием которого являются утрата субъективного благополучия и ухудшение здоровья. Вместе с тем при утрате ресурса другие ресурсы мобилизуются и направляются на ограничение действия происходящих событий.

В теории стресса Р. С. Лазаруса также акцентируется внимание на способности преодолевать стресс. Преодоление стресса рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Поведение человека в стрессовых условиях зависит от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом (уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции, самоконтроль и др.). М. Селигман главным персональным ресурсом называет оптимизм, С. Мадди — жизнестойкость, А. Бандура — самоэффективность. Эти психологические качества влияют на копинговое поведение и определяют устойчивость по отношению к стрессу.

Н. Водопьянова и М. Штейн приводят следующую классификацию персональных ресурсов:

1. Ощущение, что ты успешен.

2. Возможность нормально высыпаться (или отдыхать).

3. Возможность одеваться в соответствии со своим социальным статусом (одеваться так, как я хочу).

4. Ощущение, что ты нужен другим людям.

5. Стабильность в семье.

6. Чувство гордости за себя (свои успехи и достижения).

7. Уверенность, что ты достигаешь своих целей.

8. Хорошие отношения с близкими родственниками (супругой(ом), детьми, родителями).

9. Важные бытовые предметы.

10. Уверенность в том, что твое будущее зависит от тебя.

11. Собственное здоровье.

12. Жилищные условия, необходимые для достойной жизни в современных социальных условиях.

13. Чувство оптимизма.

14. Возможность здорового и полноценного питания.

15. Ощущение стабильности твоей работы, твоего положения в жизни.

16. Уверенность, что ты контролируешь события своей жизни.

17. Признание твоих достижений со стороны значимых для тебя людей.

18. Сбережения, вклады.

19. Мотивация (желание) что-то делать.

20. Поддержка от знакомых (коллег).

21. Стабильный доход, достаточный для достойной жизни.

22. Ощущение независимости.

23. Дружба (друзья).

24. Знание о том, куда ты идешь по жизненному пути (смысл жизни).

25. Ощущение, что твоя жизнь имеет значение.

26. Положительное мнение о себе.

27. Наличие людей, на которых ты мог бы опереться.

28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости.

29. Возможности для образования и самообразования (в том числе и материальные).

30. Принадлежность к организациям, в которых есть люди со сходными интересами (церковь, клубы, спортивные организации и т. п.).

Занимаясь формированием (расширением) ресурсов стрессоустойчивости, можно исходить из следующей (весьма условной) модели человека, способного эффективно управлять стрессом. Такой человек способен:

Y отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Оценка своего состояния как стрессового позволяет принимать своевременные меры для уменьшения стрессового напряжения;

Y осознавать триггеры стресса — стимулы, запускающие механизмы стрессовых реакций (особенности поведения других, негативные мысли, особенности ситуации и др.) с тем, чтобы контролировать собственное поведение в ситуации стресса;

Y применять техники эффективного общения, ассертивности, эффективной критики, аргументации, аттракции, ослабляющие или предотвращающие действие стрессогенных факторов в ситуациях межличностного взаимодействие, а также техники эффективного планирования и организации жизнедеятельности;

Y использовать методы (приемы) самопомощи и саморегуляции в ситуациях, когда давление стресса максимальное или длительное (техники реагирования на сильные эмоции других, снятия эмоционального напряжения).

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.