Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс |
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Основные понятия и концепции стрессаСтресс — это состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия. Жизнь каждого человека наполнена событиями, вызывающими стресс. Стресс сопровождает любые изменения, происходящие во внутреннем мире или в окружающей среде, позитивные или негативные, к которым личность должна адаптироваться. Cтресс физически и психологически истощает тело и психику человека. Стресс возникает под действием стрессора. Стрессор — кратковременные или длительно действующие (непрекращающиеся, затяжные) эмоциональные и физические нагрузки, вызывающие постоянное осознаваемое нервно-психическое и физическое напряжение. Различают микрострессоры (повседневные жизненные сложности) и макрострессоры (критические жизненные события, нормативные и ненормативные), контролируемые и неконтролируемые стрессоры, острые, средние, умеренные (интенсивность) стрессоры, стрессоры, локализованные в прошлом, настоящем, будущем. Основные симптомы стресса. Выделяются несколько групп симптомов (проявлений) стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие. Таблица 1 Основные симптомы стресса
Список симптомов может быть использован как инструмент для диагностики стресса и степени его выраженности. Чем больше симптомов — тем выше уровень стресса. Последствия стресса. Биологически стресс — это защитная реакция организма, направленная на мобилизацию ресурсов для адаптации к изменившимся требованиям ситуации. Однако в условиях современной жизни стресс зачастую проявляется как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, активизирующее организм для физической деятельности (борьбы или бегства), невозможной в условиях социальной регламентации поведения современного человека. Отсюда ироническое определение стресса, приведенное в книге А. Элкина «Стресс для “чайников”»: «Стресс появляется тогда, когда разум запрещает телу задушить того идиота, который определенно этого заслуживает» [24]. Постоянное психическое напряжение, вызванное действием стрессогенных факторов, может привести к неблагоприятным для человека и его окружения последствиям. Основными последствиями стресса являются: Y изменение психологического статуса (депрессия, тревожность, хроническая усталость, отчужденность, снижение самооценки, нарушения памяти, недостаточная мотивация, потеря энергии и др.); Y профессиональная деформация (синдром профессионального выгорания: истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений); Y снижение иммунитета и повышение риска заболевания (болезни сердечно-сосудистой пищеварительной, дыхательной систем); Y снижение эффективности работы, финансовые потери организаций из-за прогулов, больничных листов, опозданий, конфликтов и т. п. Фазы стресса. Развитие стресса как психического состояния проходит три фазы (по Г. Селье) [20]: 1. Фаза тревоги. Под влиянием стрессора формируется особый комплекс реакций, необходимых для адаптации в изменившихся обстоятельствах жизнедеятельности. Ресурсы организма мобилизуются для выполнения новых задач. Человек переживает эту фазу стресса как состояние напряжения. 2. Фаза сопротивляемости. Переход в эту фазу свидетельствует о том, что организм справляется с требованиями изменившейся ситуации, но его функционирование обеспечивается за счет использования дополнительных ресурсов, которые со временем могут быть истощены. На субъективном уровне фаза сопротивляемости может переживаться как подъем сил, прилив энергии (в том числе и как следствие оценки достижений, указывающих на то, что человек справляется с возникшими трудностями, преодолевает их) на фоне повышенного психоэмоционального напряжения. 3. Фаза истощения. Эта фаза наступает, если запас ресурсов оказывается полностью исчерпанным. Именно для данной фазы характерно возникновение синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется как состояние истощения эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Адаптация к стрессу. Наличие стрессогенного воздействия требует включения адаптационных ресурсов, за счет которых обеспечивается выполнение требований изменившейся жизненной ситуации. Адаптация к стрессу (или, иначе, совладание со стрессом) может принимать разные формы. Совладание может проявляться в форме психологической защиты или копинга. Психологическая защита рассматривается как дисфункциональная, менее здоровая форма адаптации. В отличие от психологической защиты, копинг считается более эффективной формой адаптации. Защитное поведение является ригидным, вынужденным, недифференцированными, оно искажает реальность; копинговое поведение, напротив, отличается гибкостью, целенаправленностью, дифференцированностью и ориентированностью на реальность. Кроме того, защита действует на неосознаваемом уровне, механизмы психологической защиты не допускают угрожающие раздражители до сознания. Копинговые ответы являются сознательными стратегиями, однако существуют и автоматизированные, неосознаваемые виды копинговой активности. В свою очередь и копинги, и психологические защиты образуют свои иерархии по степени адаптивности (эффективности). Например, существуют более эффективные психологические защиты и менее эффективные психологические защиты, более эффективные копинги и менее эффективные копинги. Эффективность при этом определяется по тому, насколько человек сумел справиться с возникшим затруднением, ценой затрат на достижение результата, а также степенью переживаемого эмоционального (психологического) комфорта или дискомфорта. Основные разновидности психологических защит: 1. Вытеснение: мысли, образы или воспоминания, вызывающие негативные эмоции, вытесняются в бессознательное, или ставится препятствие для их репрезентации в сознании. 2. Идентификация: решение конфликта происходит посредством принятия ценностей, мировоззрения и т. п. какого-то другого лица. 3. Отрицание: потенциально травмирующая ситуация не воспринимается как таковая. 4. Проекция: желания или чувства, вызывающие страх, экстериоризируются и приписываются другим. 5. Рационализация: для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснения, чтобы избавить их от угрожающего содержания. 6. Реактивное образование: неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь в свою противоположность (агрессия в заботливость). 7. Регрессия: переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризующуюся более простыми структурами. 8. Сублимация: приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинктов в какую-либо несексуальную, общественно принятую сферу (художественную, политическую, интеллектуальную), где они могли бы раскрыться. Несмотря на большой арсенал защит, каждый человек использует ограниченное число привычных ему защитных механизмов. Современные концепции стресса. Приведем две наиболее известные концепции стресса, описывающие и объясняющие психологические механизмы возникновения стрессовой реакции. Концепция копинга Р. Лазаруса [26]. В концепция стресса, созданной в рамках когнитивно-феноменологического подхода Р. Лазаруса (см. рис. 1), стрессовая реакция рассматривается как результат определенных отношений между характеристиками выдвигаемого требования (объективная ситуация) и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Опосредующим эти отношения фактором являются когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут быть как внешние события, так и внутренние требования, например цели и ценности. Нереализованные цели и ценности, которые игнорируются человеком, вызывают негативные последствия.
Рис. 1. Модель стресса Р. Лазаруса Когнитивная оценка делится на первичную и вторичную. Первичная оценка направлена на контроль изменений, происходящих во внешней среде, к которым организм должен адаптироваться для сохранения благополучия. Оценка происходящего как незначительного или приятного не приводит к запуску адаптационных реакции. Вторичная оценка происходит одновременно с первичной: оцениваются имеющиеся ресурсы для решения проблемы. Ресурсами могут выступать индивидуальные характеристики человека (интеллект, эмоциональная устойчивость и т. д.). Внешние ресурсы — это ресурсы социального окружения. В случае, если наличные ресурсы оцениваются как достаточные для удовлетворения требований ситуации, ситуация воспринимается как вызов, а человек испытывает состояние, которое было обозначено Г. Селье как эустресс. Когда стрессор воспринимается как причиняющий потерю или ущерб, человек испытывает печаль или гнев. Воспринятая как опасная ситуация вызывает страх. Стрессовые эмоции мобилизуют и формируют готовность к действию. Возникший стресс вызывает реакцию копинга — внешнюю или внутреннюю реакцию (серию реакций), направленную на преодоление стресса или его последствий. Копинг (совладание) является формой адаптивного поведения, возникающего как реакция на стресс. Результаты использования копинга подвергаются новой оценке, и затем могут последовать новые копинговые действия. Копинговые реакции направлены либо на окружающий мир (попытка активного решение проблемы), либо на самого себя (выполнение релаксационного приема). Или на то и другое сразу. Реакция может быть связана с изменением когнитивной репрезентации ситуации путем подавления информации (стараться не думать, забыть) или поиска информации о стрессоре (обращение к памяти или знакомым за информацией). Еще один тип поведения связан с изменением волевой или оценочной ориентации (изменение цели или намерений в ситуации с низкой контролируемостью и изменчивостью, переоценка ситуации). Эффективность каждой из стратегий, безусловно, зависит от особенностей ситуации, для которой эта стратегия применяется. Если стрессор не контролируется и задает сильный дискомфорт, наиболее приемлемым копингом считается уход. Применение определенного репертуара стратегий может стать стилевой особенностью поведения человека в ситуациях стресса, определяя ригидность или адаптивность поведения. Концепция ABC Альберта Эллиса. В соответствии с теорией АВС А. Эллиса, негативные эмоции и поведение возникают не непосредственно под влиянием какого-либо стрессогенного события, а опосредствованно, через систему интерпретаций или верований. В предложенной для иллюстрации схеме по- следовательности букв АВС А (antecedent) означает объективные события, ситуации, поступки, В (beliefs) соответствует верованиям, знаниям, убеждениям, модели мира, сложившейся у человека, С (consequences) — это последствия: эмоциональные, поведенческие, когнитивные и т. п. Основная идея Эллиса заключается в том, что эмоциональные реакции и поведение, с ними связанное, зависят, прежде всего, от способа интерпретации событий. Не само по себе событие вызывает страх, гнев, досаду, а то, каким образом мы его истолковываем. Особая роль в теории АВС отводится иррациональным суждениям, которые и являются причиной возникновения негативных переживаний, даже патологических расстройств. Иррациональные суждения — это неадаптивные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства, которые не могут быть оправданы реальной рациональной оценкой событий. Те или иные иррациональные суждения являются следствием четырех базовых дисфункциональных установок, не способствующих психологической гибкости человека, а постоянное их использование является внутренней причиной различных стрессогенных реакций на внешние события и приводит к нарушению эмоционального баланса. Четыре базовых дисфункциональных убеждения (установки) по А. Эллису: 1. Убеждения по типу «долженствование». 2. Убеждение по типу «обесценивание себя и других». 3. Убеждения по типу «катастрофизация». 4. Убеждения по типу «непереносимость фрустрации». Приведем несколько примеров наиболее распространенных иррациональных суждений, вытекающих из перечисленных дисфункциональных убеждений: 1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, а если нет, то это ужасно… («долженствование», «катастрофизация»). 2. Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания; они плохие или омерзительные личности («обесценивание себя и других»). 3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел бы («катастрофизация»). 4. Мне следует быть очень настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий («непереносимость фрустрации»). Следуя данной модели АВС, оказание помощи человеку может заключаться в выявлении ошибочных иррациональных суждений и замене их рациональными, адаптивными, адекватными объективной значимости происходящего.
1.2. Оценка и диагностика стрессаОценка актуального уровня стресса — первый шаг в управлении стрессом. Профессиональные методики диагностики стресса можно найти в книге «Психодиагностика стресса» Н. Водопьяновой [3]. В издании приводятся достаточно простые приемы, которые можно использовать для оценки выраженности стресса. Шкалирование стресса — самый простой способ измерения стресса предполагает использование 10-балльной шкалы, с помощью которой нужно ответить на вопрос: «Насколько сильный стресс я сейчас испытываю?» Каждой цифре шкалы соответствует определенное эмоциональное состояние.
Шкала воспринимаемого стресса Коэна и Уильямсона используется как экспресс метод диагностики стресса. Инструкция: выберите один из предложенных вариантов ответа. Насколько часто в последние месяцы вы чувствовали, что А — не способны контролировать важные события в собственной жизни? 0 Никогда. 1 Почти никогда. 2 Иногда. 3 Довольно часто. 4 Очень часто. Б — уверены в собственной способности справиться со своими проблемами? 0 Никогда. 1 Почти никогда. 2 Иногда. 3 Довольно часто. 4 Очень часто. В — дела идут так, как вам хочется? 0 Никогда. 1 Почти никогда. 2 Иногда. 3 Довольно часто. 4 Очень часто. Г — трудностей скопилось так много, что вам не справиться с ними? 0 Никогда. 1 Почти никогда. 2 Иногда. 3 Довольно часто. 4 Очень часто. Оценка (суммарный балл по всем четырем вопросам) дает приблизительный, но быстрый показатель переживаемого уровня стресса. По данным, представленным Д. Гринбергом [6], средняя оценка у женщин составила 4,7, у мужчин — 4,2 балла. Таблица для оценки стресса
Пульс Измерьте свой пульс в состоянии покоя за 60 секунд. Запишите результат в таблицу в первую строчку. Тип дыхания Сядьте на стул, обопритесь о спинку. Выпрямите спину. Положите одну ладонь на живот, прикрыв пупок. Другую ладонь положите на верхнюю часть груди немного выше сердца. Наблюдайте в течение 1—2 минут за дыханием. Обратите внимание на то, как двигаются ваши руки с каждым вдохом и выдохом. Какая из двух ладоней перемещается больше? Или обе ладони двигаются с одинаковой амплитудой? Теперь попробуйте определить тип дыхания, используя другую процедуру. Выдохните весь воздух из легких. Сделайте глубокий вдох на три счета и задержите воздух. Обратите внимание на положение плеч. Поднялись ли ваши плечи вверх? Почувствовали ли вы, как воздух наполнил верхние отделы легких? Если это так, у вас, скорее всего, преобладает грудное дыхание. Если же вы склонны к брюшному дыханию, то должны почувствовать, как расширились брюшная область, нижняя часть легких и грудной клетки, стал туже ремень. Запишите результат в таблицу. Частота дыхания Далее снова обратите внимание на ваше дыхание. Дышите свободно и естественно. Сосчитайте число вдохов за одну минуту. Сделайте запись в таблице. Измеритель стресса Вспомните все, что произошло с вами за последний месяц. Выставьте себе оценку, используя следующую шкалу. Оценка 1 означает, что ваша жизнь была относительно свободна от стресса. Вы чувствовали себя спокойно и безмятежно все это время. 10 баллов будут означать, что вы практически весь месяц находились в состоянии сильной обеспокоенности, тревоги. Это был период сильной депрессии, почти на грани суицида. Если вы ставите 10 баллов, то последний месяц был связан с чрезвычайно высоким уровнем стресса. Рассматривая последний месяц как целостный фрагмент вашей жизни, вполне вероятно, что вы поставите оценку где-нибудь посередине между этими крайностями. Сводя все, что произошло за месяц, к одной оценке, усредняя подъемы и спады, оцените уровень стресса по 10-балльной шкале. Оценка результатов. Средний пульс составляет около 70—80 ударов в минуту. Средний ритм дыхания 12—16 вдохов / выдохов в минуту. Более частые пульс и ритм дыхания могут служить индикатором повышенного уровня стресса. Тип дыхания также связан с уровнем стресса. Грудное дыхание является более поверхностным, брюшное (диафрагмальное) дыхание более глубокое. Благодаря брюшному дыханию в легкие поступает больше кислорода. Те, кто использует брюшное дыхание, имеют более низкий уровень стресса. Ваше восприятие стресса определяется преимущественно тем, как на стресс реагирует ваше тело. С помощью измерителя стресса вы сможете лучше осознать, стресс какой интенсивности вы испытываете в вашей жизни.
1.3. Стресс-менеджментВ последнее время широкое употребление получил термин «стресс-менеджмент». Согласно одному из определений, стресс-менеджмент — это область практической психологии, ориентированная на использование интерактивных, аутоактивных, психокоррекционных методов с целью развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости личности . Обучиться стресс-менеджменту — значит овладеть ресурсами, которые позволят успешно управлять стрессом. Как это будет выглядеть, можно проиллюстрировать на примере описанной выше схемы АВС. Управление стрессом предполагает оценку жизненной ситуации, в которой человек находится, выявление наиболее стрессогенных факторов и событий (см. упражнение «Инвентаризация стрессоров» на с. 22) с последующими изменениями своего жизненного окружения. Воздействие на этом уровне будет соответствовать букве А схемы Эллиса. Если воздействовать на само событие нельзя, можно изменить отношение к нему. Возможно, субъективная (иррациональная) оценка событий является причиной негативных эмоций. В этом случае внимание надо обратить на собственные установки, оценки (буква В), которые могут быть переосмыслены, например, путем активизации ресурсов позитивного мышления. И наконец, если состояние стресса со всей присущей ему симптоматикой все же сформировалось (буква С), к управлению стрессом подключается еще один ресурс, включающий в себя многочисленные приемы психической саморегуляции: релаксационные, дыхательные, медитативные и иные техники, способствующие снижению уровня напряжения, уменьшающие беспокойство и тревогу. Стресс-менеджмент может осуществляться как на уровне конкретного человека (персональный стресс-менеджмент), так и на уровне целой организации (организационный стресс-менеджмент). Организационный стресс-менеджмент. Управление стрессом на уровне организации — это любая программа активных действий, сосредоточенных на сокращении числа существующих производственных стрессоров или помогающих работникам свести к минимуму негативные последствия этих стрессоров . Результатом такого вмешательств является изменение ситуации (уменьшение числа стрессоров или их интенсивности) и изменение персонала (изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения, в конечном итоге — повышение стрессоустойчивости). Мерфи предлагает следующую модель построения программ профилактики трудового стресса (цит. по: [19]): 1. Анализ проблем, связанных с профессиональным стрессом, — определение основных профессиональных стрессоров исследуемой категории работников и измерение уровня их стресса. 2. Первичные вмешательства, нацеленные на организацию; организационные преобразования и перепроектирование работ для преодоления трудовых стрессоров. Например, оптимизация рабочих заданий, ограничение объема работы и продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда. Первичные вмешательства эффективны, когда работники подвергаются воздействию стрессоров, имеющих общие источники, и/или нуждаются в одинаковых ресурсах для преодоления стресса. При этом сам источник стресса сравнительно легко устраним, а ресурсы, необходимые для преодоления стрессов, сравнительно легкодоступны. 3. Вторичные вмешательства — повышение способности работников справляться с причинами и симптомами трудового стресса. Примерами вторичных вмешательств могут служить тренировки по релаксации, обучение медитации, аутогенной тренировке, базовый тренинг коммуникативной компетентности, обучение управлению временем. Вторичные вмешательства эффективны, если работа сама по себе, по своему содержанию стрессогенна. 4. Третичные вмешательства нацелены на работников. Проводятся в том случае, если острые симптомы стрессовой реакции наблюдаются хотя бы у части персонала или после окончания воздействия сильного стрессогенного события (например, авария с летальным исходом). Проходят в форме консультационных бесед с персоналом с целью изменения их восприятия работы, модели поведения. Проводится обучение управлению эмоциями, расширяются навыки преодоления стресса. Анализ проблем возможен и с использованием известной схемы АВС. Персональный стресс-менеджмент. Концептуальными основами стресс-менеджмента могут считаться теории эмоционального интеллекта (Д. Гоулдман и др.), теория ресурсов (С. Хобфолл) и концепция стресса Р. Лазаруса и А. Эллиса. Основные положения когнитивно-поведенческих теорий Р. Лазаруса и А. Эллиса были изложены выше. Кратко остановимся на теории эмоционального интеллекта (ЭИ) и теории ресурсов. Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления личными эмоциями и чувствами и эмоциями других людей. Модели интеллекта различны по составу относимых к его структуре качеств, однако наиболее часто выделяют четыре составляющие ЭИ: 1. Способность понимать (осознавать) свои эмоции и чувства. 2. Способность управлять своими эмоциями и чувствами (управление негативными состояниями, способность противостоять стрессу), в том числе способность использовать эмоции для самомотивирования с целью достижения значимого результата, фокусирование на задаче, неимпульсивное поведение. 3. Способность понимать эмоции и чувства других людей. 4. Способность управлять эмоциями и чувствами других людей. В первых двух случаях способность к пониманию эмоций и способность к управлению эмоциями направлены на собственные эмоции (внутриличностный эмоциональный интеллект), во втором — на эмоции других людей (межличностный эмоциональный интеллект). Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны понимать причины испытываемых ими негативных эмоций. Это позволяет им трезво оценить ситуацию и выстроить определенную последовательность действий для того, чтобы справиться с ней. В итоге негативные эмоции уменьшаются или совсем исчезают. Ресурсный подход зародился в гуманистической психологии. Основное внимание сконцентрировано на качествах, определяющих поведение в трудных жизненных ситуациях. В соответствии с теорией сохранения ресурсов С. Хобфолла, каждый человек обладает определенным набором ресурсов. Ресурсы — это то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни. Разновидности ресурсов: 1. Материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда и т. п.) и нематериальные (желания, цели). 2. Внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.). 3. Психические и физические состояния. 4. Волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые либо необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, либо служат средствами достижения лично значимых целей. Накопление и сохранение ресурсов способствуют повышению устойчивости к стрессу. Напротив, потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм возникновения стресса, следствием которого являются утрата субъективного благополучия и ухудшение здоровья. Вместе с тем при утрате ресурса другие ресурсы мобилизуются и направляются на ограничение действия происходящих событий. В теории стресса Р. С. Лазаруса также акцентируется внимание на способности преодолевать стресс. Преодоление стресса рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Поведение человека в стрессовых условиях зависит от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом (уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции, самоконтроль и др.). М. Селигман главным персональным ресурсом называет оптимизм, С. Мадди — жизнестойкость, А. Бандура — самоэффективность. Эти психологические качества влияют на копинговое поведение и определяют устойчивость по отношению к стрессу. Н. Водопьянова и М. Штейн приводят следующую классификацию персональных ресурсов: 1. Ощущение, что ты успешен. 2. Возможность нормально высыпаться (или отдыхать). 3. Возможность одеваться в соответствии со своим социальным статусом (одеваться так, как я хочу). 4. Ощущение, что ты нужен другим людям. 5. Стабильность в семье. 6. Чувство гордости за себя (свои успехи и достижения). 7. Уверенность, что ты достигаешь своих целей. 8. Хорошие отношения с близкими родственниками (супругой(ом), детьми, родителями). 9. Важные бытовые предметы. 10. Уверенность в том, что твое будущее зависит от тебя. 11. Собственное здоровье. 12. Жилищные условия, необходимые для достойной жизни в современных социальных условиях. 13. Чувство оптимизма. 14. Возможность здорового и полноценного питания. 15. Ощущение стабильности твоей работы, твоего положения в жизни. 16. Уверенность, что ты контролируешь события своей жизни. 17. Признание твоих достижений со стороны значимых для тебя людей. 18. Сбережения, вклады. 19. Мотивация (желание) что-то делать. 20. Поддержка от знакомых (коллег). 21. Стабильный доход, достаточный для достойной жизни. 22. Ощущение независимости. 23. Дружба (друзья). 24. Знание о том, куда ты идешь по жизненному пути (смысл жизни). 25. Ощущение, что твоя жизнь имеет значение. 26. Положительное мнение о себе. 27. Наличие людей, на которых ты мог бы опереться. 28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости. 29. Возможности для образования и самообразования (в том числе и материальные). 30. Принадлежность к организациям, в которых есть люди со сходными интересами (церковь, клубы, спортивные организации и т. п.). Занимаясь формированием (расширением) ресурсов стрессоустойчивости, можно исходить из следующей (весьма условной) модели человека, способного эффективно управлять стрессом. Такой человек способен: Y отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Оценка своего состояния как стрессового позволяет принимать своевременные меры для уменьшения стрессового напряжения; Y осознавать триггеры стресса — стимулы, запускающие механизмы стрессовых реакций (особенности поведения других, негативные мысли, особенности ситуации и др.) с тем, чтобы контролировать собственное поведение в ситуации стресса; Y применять техники эффективного общения, ассертивности, эффективной критики, аргументации, аттракции, ослабляющие или предотвращающие действие стрессогенных факторов в ситуациях межличностного взаимодействие, а также техники эффективного планирования и организации жизнедеятельности; Y использовать методы (приемы) самопомощи и саморегуляции в ситуациях, когда давление стресса максимальное или длительное (техники реагирования на сильные эмоции других, снятия эмоционального напряжения).
1.4. Стресс в работе педагогаПрофессия учителя, педагога в списке стрессогенных профессий занимает одно из первых мест. Очевидно, что одним из основных источников стресса учителя является высокая ответственность за социально значимый результат. Исследования показывают, что большинство учителей считают, что многие события в жизни детей (их успехи и достижения, провалы и неудачи) зависят преимущественно от учителя, его профессионализма, знаний, затрачиваемых сил и энергии. Это мнение, гипертрофированно выраженное в сталинские времена во фразе «Нет плохих учеников, есть плохие учителя», разделяется многими из тех, кто руководит работой учителя, отражается в общественных ожиданиях, должностных инструкциях и оценке работы педагога. Единый государственный экзамен, который позволяет оценить не только знания учеников, но и, как принято считать, подводит итог многомесячной работе учителя, — один из серьезных поводов для волнений для многих учителей. В своей деятельности педагог постоянно сталкивается с эмоционально сложными ситуациями общения. Объектом труда учителя, чья профессия, по классификации Е. А. Климова, относится к типу «человек — человек», являются другие люди, ученики, они же выступают одним из основных источников стресса. Трудности развития детей, проблемы становления личности — это трудности учителей. Если хотя бы половина того, что показано в нашумевшем сериале Гай-Германики «Школа», правда, учителям, как говорят в таких случаях, не позавидуешь. Нарушения дисциплины учащимися, нежелание выполнять требования учебной программы, постоянные кон- фликты между учениками держат учителя в постоянном напряжении. Деятельность школьной администрации может также быть источником стресса для педагога. Стрессогенный стиль управления (неоправданные давление и угрозы) является одним из самых мощных факторов стресса для подчиненных. Конечно, следует понимать, что и руководство школы находится постоянно под мощным прессом перманентно набирающей обороты реформы системы образования, разного рода проверок и инспекций (пожарных, санитарных, прокурорских и пр.). Однако забота администрации о психологическом здоровье учителя, внимание к проблемам эмоционального благополучия педагога со стороны управленцев школы могут существенным образом это благополучие улучшить. Постоянный аудит организационного стресса в конкретном коллективе, оценка уровня стрессового напряжения учителей, открытость, справедливость в распределении нагрузки и начислении заработной платы, привлечение педагогов к обсуждению актуальных проблем и их участие в принятии наиболее важных решений, реальная забота о повышении квалификации наряду с вниманием к персональным проблемам каждого — все это создает более комфортные условия для работы педагога и влияет, в конечном итоге, на ее качество. К этой работе может и должен быть подключен и школьный психолог. Свой вклад в развитие профессионального стресса учителя вносят и родители. Например, конфликтные отношения между учителем и родителями могут возникнуть по поводу «несправедливых» оценок. Хотя авторитет школьного учителя среди родителей еще достаточно высок, это не мешает некоторым мамам и папам, чрезмерно заботящимся о будущем своего ребенка, ожидать хорошей успеваемости (а точнее, хороших оценок) независимо от усердия и способностей ученика. Добавим к списку стрессоров необходимость постоянно быть в центре внимания и контролировать свое поведение и эмоциональные реакции, постоянную перегруженность работой, относительную изоляцию от коллег (разве можно за перемену успеть кому-либо пожаловаться на нерадивых учеников и выслушать полезный совет). Не забудем про то, что учителю необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, тратя на это свободное время и выходные, участие в разных инновационных проектах и программах, столь популярных в последнее время. В этой своего рода формуле факторов стресса педагога, каждый из которых вносит свой вклад в состояние эмоционального напряжения, материальная обеспеченность может быть размещена под знаком дробной черты как делитель: чем ниже оплата труда, тем выше уровень стресса. Крайне низкая заработная плата учителя не только ограничивает возможности удовлетворения его потребностей, но и воспринимается как проявление отношения государства и общества к деятельности по обучению и воспитанию новых поколений. Действие стрессогенных факторов приводит к появлению многочисленных симптомов стресса, которые принято объединять в три основные группы: физиологические, психологические и поведенческие. Стойкие головные боли, нарушение пищеварения, сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто), тошнота, утомление, повышенная потливость, мышечное напряжение, частые боли в шее и спине, частые простудные заболевания образуют группу физиологических симптомов. Психологические симптомы можно разделить на две подгруппы: интеллектуальные и эмоциональные. В список интеллектуальных симптомов включают нерешительность, ослабление памяти, снижение концентрации внимания, отвлекаемость, нарушение суждений, спутанное мышление. Эмоциональные нарушения проявляются в раздражительности, беспокойстве, подозрительности, мрачном настроении, депрессивных переживаниях, суетливости, ощущении напряжения, подверженности приступам гнева, тревожности, истощении. Сюда же можно отнести снижение удовлетворенности работой, собой, окружающими людьми и жизнью в целом. На поведенческом уровне у человека в состоянии стресса наблюдаются потеря аппетита, рост проблем в семье и на работе, низкая продуктивность деятельности, увеличение риска аварий, избегание общения, более интенсивное курение и употребление алкоголя, а также доделывание работы дома. Одним из последствий хронического стресса на рабочем месте является формирование синдрома профессионального выгорания — неблагоприятной реакции, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты . Нужно заметить, что люди по-разному реагируют на стрессогенную ситуацию. Индивидуальным особенностям реагирования на стрессоры особое внимание уделяется в современных концепциях стресса. Установлено, что многое зависит от того, каким образом воспринимаются угрозы: если стрессор считается вызовом, трудной, но интересной задачей или испытанием, в ходе которого человек может проявить свои лучшие качества и добиться успеха, стресс, как правило, не приводит к неблагоприятным последствиям для психологического комфорта и физического здоровья. Но если ситуация оценивается человеком как угроза его благополучию, как нечто заведомо неприятное, несущее только беспокойство и неприятности, стресс может сделать свою черную работу. Обнаружен ряд психологических особенностей, которые определяют степень подверженности стрессу, — стрессоустойчивость. Доказано существование двух личностных характеристик, опосредующих влияние стресса. Первая из них — принадлежность к одному из двух личностных типов, обозначаемых буквами А и Б. Тип А усиливает влияние стрессов, в том числе профессиональных. Люди этого типа все делают быстро: быстро едят, быстро ходят, быстро говорят. Они также агрессивны, настроены на конкуренцию, постоянно ощущают дефицит времени. Люди типа Б меньше беспокоятся о времени; они могут расслабиться и отдыхать, не переживая при этом чувства вины. Исследования показали, что людей типа А отличает повышенная раздражительность, негативно сказывающаяся на состоянии здоровья и концентрации внимания. Ученые делают вывод о том, что у людей типа А имеется высокая и часто неутолимая потребность в достижении успеха. Вторая личностная характеристика, опосредующая влияние стресса, — это локус контроля. По этому параметру люди делятся на тех, кто считает, что важные события в его жизни происходят по воле других индивидов или зависят от внешних обстоятельств, и тех, кто возлагает ответственность за то, что происходит с ними, на себя. Люди, имеющие преимущественно внешний локус контроля (экстерналы), обычно считаю себя неспособными справиться с проблемами, смиряются и не предпринимают активных действий. Люди с внутренним локусом (интерналы), наоборот, действуют, направляя свои усилия на источник стресса или ослабляя его влияние каким-то иным способом. Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов, разработанная Н. Л. Кряжевой, приводится в книге «Технология работы с учителем» Н. В. Клюевой [11]. Продолжение Техники работы со стрессом Источник: Колесников, Вадим Николаевич. Управление стрессом и психическая саморегуляция : практикум для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» / В. Н. Колесников, Ю. И. Мельник ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2020. — 49 [3] с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |