На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс
Оценка и диагностика стресса
Стресс-менеджмент
Стресс в работе педагога
Все страницы

1.1. Основные понятия и концепции стресса

Стресс — это состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия. Жизнь каждого человека наполнена событиями, вызывающими стресс. Стресс сопровождает любые изменения, происходящие во внутреннем мире или в окружающей среде, позитивные или негативные, к которым личность должна адаптироваться. Cтресс физически и психологически истощает тело и психику человека. Стресс возникает под действием стрессора. Стрессор — кратковременные или длительно действующие (непрекращающиеся, затяжные) эмоциональные и физические нагрузки, вызывающие постоянное осознаваемое нервно-психическое и физическое напряжение. Различают микрострессоры (повседневные жизненные сложности) и макрострессоры (критические жизненные события, нормативные и ненормативные), контролируемые и неконтролируемые стрессоры, острые, средние, умеренные (интенсивность) стрессоры, стрессоры, локализованные в прошлом, настоящем, будущем.

Основные симптомы стресса.

Выделяются несколько групп симптомов (проявлений) стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.
В таблице 1 представлены основные проявления стресса.

Таблица 1

Основные симптомы стресса

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

 

Головные боли
Нарушение пищеварения
Спазматические, резкие боли в животе
Сердцебиения
Чувство нехватки воздуха на вдохе
Тошнота
Судороги
Утомление
Подверженность аллергиям
Повышенная потливость
Сжатые кулаки или челюсти
Частые простудные заболевания
Быстрое увеличение или потеря веса тела
Частое мочеиспускание
Мышечное напряжение, боли в шее и спине

Нерешительность
Ослабление памяти
Повышенная отвлекаемость
«Туннельное» зрение
Плохие сны, кошмары
Ошибочные действия
Постоянные негативные мысли
Нарушение суждений
Cпутанное мышление
Поспешные решения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

 

Раздражительность
Беспокойство, тревога
Подозрительность
Мрачное настроение
Суетливость
Ощущение напряжения
Истощенность
Подверженность приступам гнева
Циничный, неуместный юмор Потеря уверенности
Уменьшение удовлетворенности жизнью
Чувство отчужденности
Отсутствие заинтересованности
Сниженная самооценка
Неудовлетворенность работой

Потеря аппетита или переедание
Нарушение речи
Дрожание голоса
Увеличение проблем в семье
Плохое распределение времени Избегание поддерживающих, дружеских отношений
Неухоженность
Антисоциальное поведение, лживость
Низкая продуктивность
Склонность к авариям
Нарушение сна или бессонница
Более интенсивное курение и употребление алкоголя
Доделывание работы дома

 

Список симптомов может быть использован как инструмент для диагностики стресса и степени его выраженности. Чем больше симптомов — тем выше уровень стресса.

Последствия стресса. Биологически стресс — это защитная реакция организма, направленная на мобилизацию ресурсов для адаптации к изменившимся требованиям ситуации. Однако в условиях современной жизни стресс зачастую проявляется как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, активизирующее организм для физической деятельности (борьбы или бегства), невозможной в условиях социальной регламентации поведения современного человека. Отсюда ироническое определение стресса, приведенное в книге А. Элкина «Стресс для “чайников”»: «Стресс появляется тогда, когда разум запрещает телу задушить того идиота, который определенно этого заслуживает» [24]. Постоянное психическое напряжение, вызванное действием стрессогенных факторов, может привести к неблагоприятным для человека и его окружения последствиям. Основными последствиями стресса являются:

Y изменение психологического статуса (депрессия, тревожность, хроническая усталость, отчужденность, снижение самооценки, нарушения памяти, недостаточная мотивация, потеря энергии и др.);

Y профессиональная деформация (синдром профессионального выгорания: истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений);

Y снижение иммунитета и повышение риска заболевания (болезни сердечно-сосудистой пищеварительной, дыхательной систем);

Y снижение эффективности работы, финансовые потери организаций из-за прогулов, больничных листов, опозданий, конфликтов и т. п.

Фазы стресса. Развитие стресса как психического состояния проходит три фазы (по Г. Селье) [20]:

1. Фаза тревоги. Под влиянием стрессора формируется особый комплекс реакций, необходимых для адаптации в изменившихся обстоятельствах жизнедеятельности. Ресурсы организма мобилизуются для выполнения новых задач. Человек переживает эту фазу стресса как состояние напряжения.

2. Фаза сопротивляемости. Переход в эту фазу свидетельствует о том, что организм справляется с требованиями изменившейся ситуации, но его функционирование обеспечивается за счет использования дополнительных ресурсов, которые со временем могут быть истощены. На субъективном уровне фаза сопротивляемости может переживаться как подъем сил, прилив энергии (в том числе и как следствие оценки достижений, указывающих на то, что человек справляется с возникшими трудностями, преодолевает их) на фоне повышенного психоэмоционального напряжения.

3. Фаза истощения. Эта фаза наступает, если запас ресурсов оказывается полностью исчерпанным. Именно для данной фазы характерно возникновение синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется как состояние истощения эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Адаптация к стрессу. Наличие стрессогенного воздействия требует включения адаптационных ресурсов, за счет которых обеспечивается выполнение требований изменившейся жизненной ситуации. Адаптация к стрессу (или, иначе, совладание со стрессом) может принимать разные формы. Совладание может проявляться в форме психологической защиты или копинга. Психологическая защита рассматривается как дисфункциональная, менее здоровая форма адаптации. В отличие от психологической защиты, копинг считается более эффективной формой адаптации. Защитное поведение является ригидным, вынужденным, недифференцированными, оно искажает реальность; копинговое поведение, напротив, отличается гибкостью, целенаправленностью, дифференцированностью и ориентированностью на реальность. Кроме того, защита действует на неосознаваемом уровне, механизмы психологической защиты не допускают угрожающие раздражители до сознания. Копинговые ответы являются сознательными стратегиями, однако существуют и автоматизированные, неосознаваемые виды копинговой активности.

В свою очередь и копинги, и психологические защиты образуют свои иерархии по степени адаптивности (эффективности). Например, существуют более эффективные психологические защиты и менее эффективные психологические защиты, более эффективные копинги и менее эффективные копинги. Эффективность при этом определяется по тому, насколько человек сумел справиться с возникшим затруднением, ценой затрат на достижение результата, а также степенью переживаемого эмоционального (психологического) комфорта или дискомфорта.

Основные разновидности психологических защит:

1. Вытеснение: мысли, образы или воспоминания, вызывающие негативные эмоции, вытесняются в бессознательное, или ставится препятствие для их репрезентации в сознании.

2. Идентификация: решение конфликта происходит посредством принятия ценностей, мировоззрения и т. п. какого-то другого лица.

3. Отрицание: потенциально травмирующая ситуация не воспринимается как таковая.

4. Проекция: желания или чувства, вызывающие страх, экстериоризируются и приписываются другим.

5. Рационализация: для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснения, чтобы избавить их от угрожающего содержания.

6. Реактивное образование: неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь в свою противоположность (агрессия в заботливость).

7. Регрессия: переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризующуюся более простыми структурами.

8. Сублимация: приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинктов в какую-либо несексуальную, общественно принятую сферу (художественную, политическую, интеллектуальную), где они могли бы раскрыться.

Несмотря на большой арсенал защит, каждый человек использует ограниченное число привычных ему защитных механизмов.

Современные концепции стресса. Приведем две наиболее известные концепции стресса, описывающие и объясняющие психологические механизмы возникновения стрессовой реакции.

Концепция копинга Р. Лазаруса [26]. В концепция стресса, созданной в рамках когнитивно-феноменологического подхода Р. Лазаруса (см. рис. 1), стрессовая реакция рассматривается как результат определенных отношений между характеристиками выдвигаемого требования (объективная ситуация) и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Опосредующим эти отношения фактором являются когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут быть как внешние события, так и внутренние требования, например цели и ценности. Нереализованные цели и ценности, которые игнорируются человеком, вызывают негативные последствия.

оценка стресса

Рис. 1. Модель стресса Р. Лазаруса

Когнитивная оценка делится на первичную и вторичную. Первичная оценка направлена на контроль изменений, происходящих во внешней среде, к которым организм должен адаптироваться для сохранения благополучия. Оценка происходящего как незначительного или приятного не приводит к запуску адаптационных реакции. Вторичная оценка происходит одновременно с первичной: оцениваются имеющиеся ресурсы для решения проблемы. Ресурсами могут выступать индивидуальные характеристики человека (интеллект, эмоциональная устойчивость и т. д.). Внешние ресурсы — это ресурсы социального окружения. В случае, если наличные ресурсы оцениваются как достаточные для удовлетворения требований ситуации, ситуация воспринимается как вызов, а человек испытывает состояние, которое было обозначено Г. Селье как эустресс. Когда стрессор воспринимается как причиняющий потерю или ущерб, человек испытывает печаль или гнев. Воспринятая как опасная ситуация вызывает страх. Стрессовые эмоции мобилизуют и формируют готовность к действию.

Возникший стресс вызывает реакцию копинга — внешнюю или внутреннюю реакцию (серию реакций), направленную на преодоление стресса или его последствий. Копинг (совладание) является формой адаптивного поведения, возникающего как реакция на стресс. Результаты использования копинга подвергаются новой оценке, и затем могут последовать новые копинговые

действия.

Копинговые реакции направлены либо на окружающий мир (попытка активного решение проблемы), либо на самого себя (выполнение релаксационного приема). Или на то и другое сразу. Реакция может быть связана с изменением когнитивной репрезентации ситуации путем подавления информации (стараться не думать, забыть) или поиска информации о стрессоре (обращение к памяти или знакомым за информацией). Еще один тип поведения связан с изменением волевой или оценочной ориентации (изменение цели или намерений в ситуации с низкой контролируемостью и изменчивостью, переоценка ситуации).

Эффективность каждой из стратегий, безусловно, зависит от особенностей ситуации, для которой эта стратегия применяется. Если стрессор не контролируется и задает сильный дискомфорт, наиболее приемлемым копингом считается уход. Применение определенного репертуара стратегий может стать стилевой особенностью поведения человека в ситуациях стресса, определяя ригидность или адаптивность поведения.

Концепция ABC Альберта Эллиса. В соответствии с теорией АВС А. Эллиса, негативные эмоции и поведение возникают не непосредственно под влиянием какого-либо стрессогенного события, а опосредствованно, через систему интерпретаций или верований. В предложенной для иллюстрации схеме по-

следовательности букв АВС А (antecedent) означает объективные события, ситуации, поступки, В (beliefs) соответствует верованиям, знаниям, убеждениям, модели мира, сложившейся у человека, С (consequences) — это последствия: эмоциональные, поведенческие, когнитивные и т. п. Основная идея Эллиса заключается в том, что эмоциональные реакции и поведение, с ними связанное, зависят, прежде всего, от способа интерпретации событий. Не само по себе событие вызывает страх, гнев, досаду, а то, каким образом мы его истолковываем. Особая роль в теории АВС отводится иррациональным суждениям, которые и являются причиной возникновения негативных переживаний, даже патологических расстройств. Иррациональные суждения — это неадаптивные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства, которые не могут быть оправданы реальной рациональной оценкой событий. Те или иные иррациональные суждения являются следствием четырех базовых дисфункциональных установок, не способствующих психологической гибкости человека, а постоянное их использование является внутренней причиной различных стрессогенных реакций на внешние события и приводит к нарушению эмоционального баланса.

Четыре базовых дисфункциональных убеждения (установки) по А. Эллису:

1. Убеждения по типу «долженствование».

2. Убеждение по типу «обесценивание себя и других».

3. Убеждения по типу «катастрофизация».

4. Убеждения по типу «непереносимость фрустрации».

Приведем несколько примеров наиболее распространенных иррациональных суждений, вытекающих из перечисленных дисфункциональных убеждений:

1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, а если нет, то это ужасно… («долженствование», «катастрофизация»).

2. Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания; они плохие или омерзительные личности («обесценивание себя и других»).

3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел бы («катастрофизация»).

4. Мне следует быть очень настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий («непереносимость фрустрации»).

Следуя данной модели АВС, оказание помощи человеку может заключаться в выявлении ошибочных иррациональных суждений и замене их рациональными, адаптивными, адекватными объективной значимости происходящего.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.