На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс - Стресс в работе педагога
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс - Стресс в работе педагога
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Психологическое здоровье, психологическое благополучие и стресс
Оценка и диагностика стресса
Стресс-менеджмент
Стресс в работе педагога
Все страницы

 

1.4. Стресс в работе педагога

Профессия учителя, педагога в списке стрессогенных профессий занимает одно из первых мест. Очевидно, что одним из основных источников стресса учителя является высокая ответственность за социально значимый результат. Исследования показывают, что большинство учителей считают, что многие события в жизни детей (их успехи и достижения, провалы и неудачи) зависят преимущественно от учителя, его профессионализма, знаний, затрачиваемых сил и энергии. Это мнение, гипертрофированно выраженное в сталинские времена во фразе «Нет плохих учеников, есть плохие учителя», разделяется многими из тех, кто руководит работой учителя, отражается в общественных ожиданиях, должностных инструкциях и оценке работы педагога. Единый государственный экзамен, который позволяет оценить не только знания учеников, но и, как принято считать, подводит итог многомесячной работе учителя, — один из серьезных поводов для волнений для многих учителей.

В своей деятельности педагог постоянно сталкивается с эмоционально сложными ситуациями общения. Объектом труда учителя, чья профессия, по классификации Е. А. Климова, относится к типу «человек — человек», являются другие люди, ученики, они же выступают одним из основных источников стресса. Трудности развития детей, проблемы становления личности — это трудности учителей. Если хотя бы половина того, что показано в нашумевшем сериале Гай-Германики «Школа», правда, учителям, как говорят в таких случаях, не позавидуешь. Нарушения дисциплины учащимися, нежелание выполнять требования учебной программы, постоянные кон-

фликты между учениками держат учителя в постоянном напряжении.

Деятельность школьной администрации может также быть источником стресса для педагога. Стрессогенный стиль управления (неоправданные давление и угрозы) является одним из самых мощных факторов стресса для подчиненных. Конечно, следует понимать, что и руководство школы находится постоянно под мощным прессом перманентно набирающей обороты реформы системы образования, разного рода проверок и инспекций (пожарных, санитарных, прокурорских и пр.). Однако забота администрации о психологическом здоровье учителя, внимание к проблемам эмоционального благополучия педагога со стороны управленцев школы могут существенным образом это благополучие улучшить. Постоянный аудит организационного стресса в конкретном коллективе, оценка уровня стрессового напряжения учителей, открытость, справедливость в распределении нагрузки и начислении заработной платы, привлечение педагогов к обсуждению актуальных проблем и их участие в принятии наиболее важных решений, реальная забота о повышении квалификации наряду с вниманием к персональным проблемам каждого — все это создает более комфортные условия для работы педагога и влияет, в конечном итоге, на ее качество. К этой работе может и должен быть подключен и школьный психолог.

Свой вклад в развитие профессионального стресса учителя вносят и родители. Например, конфликтные отношения между учителем и родителями могут возникнуть по поводу «несправедливых» оценок. Хотя авторитет школьного учителя среди родителей еще достаточно высок, это не мешает некоторым мамам и папам, чрезмерно заботящимся о будущем своего ребенка, ожидать хорошей успеваемости (а точнее, хороших оценок) независимо

от усердия и способностей ученика.

Добавим к списку стрессоров необходимость постоянно быть в центре внимания и контролировать свое поведение и эмоциональные реакции, постоянную перегруженность работой, относительную изоляцию от коллег (разве можно за перемену успеть кому-либо пожаловаться на нерадивых учеников и выслушать полезный совет). Не забудем про то, что учителю необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, тратя на это свободное время и выходные, участие в разных инновационных проектах и программах, столь популярных в последнее время.

В этой своего рода формуле факторов стресса педагога, каждый из которых вносит свой вклад в состояние эмоционального напряжения, материальная обеспеченность может быть размещена под знаком дробной черты как делитель: чем ниже оплата труда, тем выше уровень стресса. Крайне низкая заработная плата учителя не только ограничивает возможности удовлетворения его потребностей, но и воспринимается как проявление отношения государства и общества к деятельности по обучению и воспитанию новых поколений.

Действие стрессогенных факторов приводит к появлению многочисленных симптомов стресса, которые принято объединять в три основные группы: физиологические, психологические и поведенческие. Стойкие головные боли, нарушение пищеварения, сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто), тошнота, утомление, повышенная потливость, мышечное напряжение, частые боли в шее и спине, частые простудные заболевания образуют группу физиологических симптомов. Психологические симптомы можно разделить на две подгруппы: интеллектуальные и эмоциональные. В список интеллектуальных симптомов включают нерешительность, ослабление памяти, снижение концентрации внимания, отвлекаемость, нарушение суждений, спутанное мышление. Эмоциональные нарушения проявляются в раздражительности, беспокойстве, подозрительности, мрачном настроении, депрессивных переживаниях, суетливости, ощущении напряжения, подверженности приступам гнева, тревожности, истощении. Сюда же можно отнести снижение удовлетворенности работой, собой, окружающими людьми и жизнью в целом.

На поведенческом уровне у человека в состоянии стресса наблюдаются потеря аппетита, рост проблем в семье и на работе, низкая продуктивность деятельности, увеличение риска аварий, избегание общения, более интенсивное курение и употребление алкоголя, а также доделывание работы дома.

Одним из последствий хронического стресса на рабочем месте является формирование синдрома профессионального выгорания — неблагоприятной реакции, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты .

Нужно заметить, что люди по-разному реагируют на стрессогенную ситуацию. Индивидуальным особенностям реагирования на стрессоры особое внимание уделяется в современных концепциях стресса. Установлено, что многое зависит от того, каким образом воспринимаются угрозы: если стрессор считается вызовом, трудной, но интересной задачей или испытанием, в ходе которого человек может проявить свои лучшие качества и добиться успеха, стресс, как правило, не приводит к неблагоприятным последствиям для психологического комфорта и физического здоровья. Но если ситуация оценивается человеком как угроза его благополучию, как нечто заведомо неприятное, несущее только беспокойство и неприятности, стресс может сделать свою черную работу.

Обнаружен ряд психологических особенностей, которые определяют степень подверженности стрессу, — стрессоустойчивость. Доказано существование двух личностных характеристик, опосредующих влияние стресса. Первая из них — принадлежность к одному из двух личностных типов, обозначаемых буквами А и Б. Тип А усиливает влияние стрессов, в том числе профессиональных. Люди этого типа все делают быстро: быстро едят, быстро ходят, быстро говорят. Они также агрессивны, настроены на конкуренцию, постоянно ощущают дефицит времени. Люди типа Б меньше беспокоятся о времени; они могут расслабиться и отдыхать, не переживая при этом чувства вины. Исследования показали, что людей типа А отличает повышенная раздражительность, негативно сказывающаяся на состоянии здоровья и концентрации внимания. Ученые делают вывод о том, что у людей типа А имеется высокая и часто неутолимая потребность в достижении успеха.

Вторая личностная характеристика, опосредующая влияние стресса, — это локус контроля. По этому параметру люди делятся на тех, кто считает, что важные события в его жизни происходят по воле других индивидов или зависят от внешних обстоятельств, и тех, кто возлагает ответственность за то, что происходит с ними, на себя. Люди, имеющие преимущественно внешний локус контроля (экстерналы), обычно считаю себя неспособными справиться с проблемами, смиряются и не предпринимают активных действий. Люди с внутренним локусом (интерналы), наоборот, действуют, направляя свои усилия на источник стресса или ослабляя его влияние каким-то иным способом.

Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов, разработанная Н. Л. Кряжевой, приводится в книге «Технология работы с учителем» Н. В. Клюевой [11].

Продолжение Техники работы со стрессом

Источник: Колесников, Вадим Николаевич. Управление стрессом и психическая саморегуляция : практикум для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» / В. Н. Колесников, Ю. И. Мельник ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2020. — 49 [3] с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.