1. Какое из следующих определений способностей наиболее правильное? Варианты ответов: а) способности - это устойчивые психологические свойства, которые отличают людей друг от друга и определяют их успехи в различных видах деятельности, б) способности - это то, что человек имеет с рождения, то, что он получает генетическим путем по наследству, в) способности - это приобретенные человеком в процессе его жизни знания, умения и навыки. Наиболее правильный ответ: а)
2. Какие основные виды способностей имеются у человека? Варианты ответов: а) осознаваемые и неосознаваемые, низко развитые и высокоразвитые, устойчивые и неустойчивые, б) умственные и двигательные, врожденные и приобретенные, образные и логические, в) теоретические и практические, общие и специальные, творческие и нетворческие. Наиболее правильный ответ: в)
3. Как определял способности Б. М. Теплов? Варианты ответов: а) это все психологические свойства, характерные для людей, б) это устойчивые психологические особенности, приобретенные людьми в процессе жизни и определяющие их успехи в различных видах деятельности, в) это то, что в психологическом отношении отличает людей друг от друга. Наиболее правильный ответ: б)
4. Как связаны между собой способности и знания, умения и навыки? Варианты ответов: а) способности, знания, умения и навыки - это одно и то же, б) знаниями, умениями и навыками способности не определяются, но они входят в состав развитых способностей, в) способности - это то, что непосредственно проявляется в деятельности, а знания, умения и навыки - это психологические свойства человека. Наиболее правильный ответ: б)
5. Что такое элементарные (простейшие) и высшие (сложные) способности человека? Варианты ответов: а) элементарные - это способности, которые реализуются в сравнительно простых видах деятельности, в отдельных действиях и операциях, совершаемых человеком; сложные - это способности, проявляющиеся в сложных видах деятельности и состоящие из многих элементарных способностей, б) элементарные - это отдельно взятые способности; сложные - это способности, представляющие собой взаимосвязанную систему способностей человека, в) элементарные - это способности, состоящие из многих частей - элементов; сложные - это целостные способности, которые не делятся на элементы. Наиболее правильный ответ: а)
6. Какие способности называют общими и специальными? Варианты ответов: а) общие - это способности, похожие друг на друга; специальные - это способности, не похожие друг на друга, б) общие - это способности, объединяющие в себе многие способности; специальные - это способности, отличающиеся от других способностей, в) общие - это способности, которые имеются у всех людей и определяют успехи в различных видах деятельности; специальные - это способности, встречающиеся не у всех людей, и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. Наиболее правильный ответ: в)
7. Что понимают под учебными и трудовыми способностями? Варианты ответов: а) учебные - это способности, связанные с учебной деятельностью, с приобретением новых знаний, умений и навыков; трудовые - это способности, проявляющиеся в различных видах труда, б) учебные - это способности, которые проявляются в обучении других людей; трудовые - это способности, которые реализуются в индивидуальной трудовой деятельности, в) учебные - это те способности, которые проявляются у человека во время его обучения в школе; трудовые - это те способности, которые человек приобретает в связи с овладением определенной профессией. Наиболее правильный ответ: а)
8. Как определяются творческие и нетворческие способности? Варианты ответов: а) творческие - это способности, которые позволяют человеку что-либо создавать (творить); нетворческие - это такие способности, которые не позволяют человеку это делать; б) творческие - это способности, которые позволяют человеку открывать, изобретать, создавать что-либо новое; нетворческие - это способности, позволяющие человеку делать обычную, привычную работу, не связанную с изобретением, открытием или созданием чего-либо нового, в) творческие - это способности, связанные с наличием у человека необычных умений и навыков; нетворческие - это способности, предполагающие наличие у человека обычных умений и навыков. Наиболее правильный ответ: б)
9. Что подразумевают под предметно-деятельностными и межличностными (коммуникативными) способностями? Варианты ответов: а) предметно-деятельностные - это способности, которые соотносятся с манипулированием разнообразными предметами, кроме средств связи; межличностные (коммуникативные) - это способности, связанные с использованием разнообразных средств связи, б) предметно-деятельностные - это способности, которые проявляются в практических действиях человека; межличностные (коммуникативные) - способности, которые связаны с восприятием и пониманием людьми друг друга. в) предметно-деятельностные - это способности, которые реализуются в деятельности человека с неодушевленными предметами; межличностные (коммуникативные) - способности, которые проявляются в общении человека с людьми. Наиболее правильный ответ: в)
10. Что такое одаренность? Варианты ответов: а) это - наличие у человека задатков к развитию способностей, б) это - наличие условий для формирования у человека тех или иных способностей, в) это особенности устройства и работы организма человека, позволяющие ему успешно справлять с различными видами деятельности. Наиболее правильный ответ: а)
11. Какие трудности возникают перед психологами в связи с определением и изучением одаренности? Варианты ответов: а) различия в проявлениях одаренности у разных людей; возрастные изменения, происходящие у людей в связи с их одаренностью, б) неясность ответа на вопрос о том, в чем может проявляться одаренность, в) отсутствие точного и однозначного определения одаренности; дефицит методов, предназначенных для психодиагностики одаренности. Наиболее правильный ответ: в)
12. Что называют талантом и гениальностью? Варианты ответов: а) талант - это способность человека к выполнению какой-либо деятельности на хорошем уровне; гениальность - это способность человека к выполнению чего-либо на таком уровне, которых превосходит многих других людей, б) талант - это наличие у человека высокоразвитых способностей, благодаря которым, он добивается хороших успехов одном или нескольких видах деятельности; гениальность - наличие у человека уникальных способностей, которые позволили ему добиться в каком-либо деле выдающихся, признанных успехов, в) талант - это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей; гениальность - склонность человека к придумыванию, созданию чего-либо необычного. Наиболее правильный ответ: б)
13. Что представляют собой три подхода к решению проблемы существования творческих способностей? Варианты ответов: а) творческие способности существуют и зависят от личностных особенностей людей; творческие способности существуют, но их проявление определяется состоянием и настроением людей; творческие способности не существуют как совокупность имеющихся у человека умений и навыков, б) это, соответственно, подходы к изучению творческих способностей, связанные с когнитивной психологией, гуманистической психологией и психоанализом, в) творческих способностей, как таковых, у людей не существует; творческие способности существуют и являются совокупностью самостоятельных психологических свойств; творческие способности существуют, но связаны с интеллектом человека. Наиболее правильный ответ: в)
14. Что такое креативность? Варианты ответов: а) это - процесс творчества (творения); это также совокупность психологических свойств человека, делающих его способным к творчеству, б) это - склонность человека к совершению необычных, оригинальных поступков; в) это - отличие данного человека от других людей в своем поведении. Наиболее правильный ответ: а)
15. Как в современной науке решается вопрос об органических (анатомофизиологических) основах задатков к развитию способностей? Варианты ответов: а) утверждается, что задатки к развитию способностей определяются общей массой мозга человека, б) считается, что задатки к развитию способностей существуют на генетическом уровне, в) задатки к развитию способностей представлены в отдельных участках коры головного мозга. Наиболее правильный ответ: б) 16. В чем проявляется неоднозначность зависимости между задатками и способностями человека? Варианты ответов: а) на базе одних и тех же задатков могут формироваться и развиваться различные способности; одни и те же способности могут возникнуть на основе разных задатков; б) до сих пор ученым не известны связи, существующие между задатками и способностями человека; в) связи между задатками и способностями могут изменяться по мере развития способностей. Наиболее правильный ответ: а)
17. По каким направлениям может идти формирования и развитие способ - ностей людей в филогенезе (антропогенезе)? Варианты ответов: а) по пути перехода от простых к более сложным способностям, от нетворческих к творческим способностям, б) по пути перехода от предметно-деятельностных к коммуникативным способностям, в) по пути появления способностей к новым видам деятельности; по пути совершенствования уже существующих способностей. Наиболее правильный ответ: в)
18. Как в психологии в принципе решается вопрос о соотношении способностей и задатков? Варианты ответов: а) задатки определяют развитие способностей; между задатками и способностями существует взаимно однозначная зависимость, б) наличие задатков не определяет развитие способностей; на основе одних и тех же задатков у человека могут формироваться и развиваться разные способности, в) способности с задатками никак не связаны; развитие способностей определяется не задатками, а только обучением и воспитанием. Наиболее правильный ответ: б)
19. Каковы основные условия формирования и развития способностей? Варианты ответов: а) наличие у человека задатков, их своевременное и полное выявление; включение человека в разноплановые виды деятельности, в которых его способности формируются и развиваются; наличие у человека заинтересованности в формировании у него соответствующих способностей, б) хорошее физическое и психическое здоровье человека; материальная обеспеченность; способные люди, которые окружают человека, в) богатая и разнообразная информационная среда; жесткий контроль со стороны родителей и учителей; адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний. Наиболее правильный ответ: а)
20. Какую роль играют детские годы в формировании и развитии способностей человека. Варианты ответов: а) они никакой роли не играют, так как способности у человека формируются и развиваются тогда, когда он становится взрослым, б) они играют основную (решающую) роль, так как за пределами детства способности человека уже не формируются и не развиваются, в) они играют существенную, но не решающую роль, так как способности человека могут формироваться и развиваться в течение всей его жизни. Наиболее правильный ответ: в) Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с.
|