На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование органического симптомокомплекса. Оценка и интерпретация результатов
Исследование органического симптомокомплекса. Оценка и интерпретация результатов
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология

Группа органических расстройств является одной из наиболее спорных клинико-диагностических категорий. Отмечаются различия взглядов специалистов на место, занимаемое этими нарушениями в современных систематиках психических заболеваний. Анализ работ по проблеме этиологии, патогенеза, клиники и диагностики органических поражений головного мозга позволяет говорить, во-первых, о наличии на современном этапе определенного кризиса самого понятия «органически обусловленное психическое расстройство»; во-вторых, об отсутствии четких дифференциально-диагностических критериев для разграничения всех органических нарушений. Как следствие, неразрешенность этих вопросов негативно отражается на патопсихологической и психопатологической квалификации этих нарушений.

Общей в различных органических психических расстройствах является психопатологическая основа в виде признаков психоорганического синдрома различной клинической выраженности. Главными стержневыми симптомами всех нервно-психических расстройств органического генеза выступают: инертность психических процессов, снижение памяти к интеллектуальной продуктивности, трудность переключения внимания и его узость, разнообразие аффективных нарушений, вегетативная симптоматика, рассеянная неврологическая симптоматика.
Для психологической диагностики органических нарушений в психиатрии традиционно используется патопсихологический метод диагностики, однако на современном этапе развития патопсихологии отечественными исследователями признаётся эффективность традиционных методик экспериментально-психологического исследования органических психических расстройств при условии разработки новых способов анализа данных и введения дополнительных критериев. При этом вместо принципа опоры на качественные методы исследования утверждается принцип сочетания качественных и количественных методов исследования. Рекомендуемая последовательность проведения патопсихологического исследования органического симпотомокомплекса.
В некоторых случаях исследование можно начать с методики «Пиктограммы».

Заучивание 10 слов. Предложена А.Р.Лурия

Предназначена для оценки состояния памяти (объема непосредственного запоминания, механической памяти и способности к отсроченному воспроизведению), утомляемости, активности внимания.
Оборудование: Набор из 10 слов: дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень. (дополнительный вариант: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, игла, гриб, мед).
Инструкция: 1.«Сейчас я прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке». 2. После первого предъявления и воспроизведения: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и Вы опять должны повторить их – и те, которые уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом порядке». 3. «Еще раз». Слова зачитываются 5 раз. В конце исследования снова спрашиваются слова, но уже без напоминания.
Протокол. Ф.И.О. пациента, дата обследования
Интерпретация.
1) Кривая запоминания здоровых испытуемых: 5, 7, 9, 9, 10;
6, 8, 9, 9, 10;
5, 7, 10, 9, 10.
Нормы по Ж.М. Глозман:
Моложе 30 лет:
Норма – 10 слов к пятому предъявлению при этом первое воспроизведение не менее 5 слов;
Отсроченное воспроизведение (ОВ):
Норма для испытуемых с Высшим образованием и незаконченным высшим – 9 слов
Норма для испытуемых со средним образованием и незаконченным средним – 8 слов
31-50 лет:
Норма – 10 слов при высшем образовании;
Норма – 9 слов при среднем образовании
Отсроченное воспроизведение (ОВ):
9 слов независимо от образования
Старше 50 лет:
Норма – 9 слов независимо от образования;
ОВ – 8 слов независимо от образования.
2) Повторяющиеся «лишние» слова встречаются у пациентов, страдающих текущими органическими заболеваниями головного мозга. Много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройства сознания.
3) Ослабление внимания и выраженная утомляемость проявляется в случае, если ко второму разу больной воспроизводит 8-9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения – все меньше и меньше.
4) Неустойчивость, колебания внимания проявляются в зигзагообразности кривой запоминания.
5) Эмоциональная вялость может проявляться в одном и том же количестве одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато и наблюдается при паралитических синдромах.
6) Интерпретация по Ж.М. Глозман:
Минимально выраженные нарушения: 8 слов к пятому предъявлению, ОВ – 7 слов;
Умеренно выраженные нарушения: 6 слов к пятому предъявлению, ОВ – 6 слов;
Резко выраженные нарушения: 5 слов к пятому предъявлению, ОВ – 5 слов;.

Проба на ассоциативную память

Предназначена для оценки состояния памяти (объема ассоциативной памяти и способности к отсроченному воспроизведению).
Оборудование: Набор из 10 пар слов: река–море, яблоко–груша, гармонь–гитара, утро–вечер, брат–сестра, золото–серебро, пальто–шапка, голубь–ворона, автомобиль–трамвай, книга–тетрадь.
Инструкция: «Сейчас я прочту 10 пар слов похожих по смыслу. Слушайте внимательно. Когда окончу читать, буду называть первое слово, а вы назовете второе». Пары слов предъявляются 2 раза и в конце обследования уже без напоминания.
Протокол. Ф.И.О. пациента, дата обследования, бланк.
Интерпретация.
1) Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.
2) При выраженном интеллектуальном снижении пациент хуже воспроизводит пары слов, чем 10 слов, т.к. не улавливают ассоциации в парах слов, запоминают слова не как похожие по смыслу, а отдельные. Поэтому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов).

Проба на ассоциативную память

Предназначение: для исследования понимания и запоминания текста, объема логической (смысловой) памяти и способности к отсроченному воспроизведению.
Оборудование: текст рассказа, лист бумаги для записи рассказа за испытуемым.
Инструкция: «Я сейчас прочитаю короткий рассказ, Вы его внимательно послушайте, а потом перескажите, желательно близко к тексту».
Галка и голуби
Услышала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась она в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби приняли галку как свою, накормили. Но галка не удержалась, закричала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Вернулась, было, галка к своим, но они тоже ее не приняли. (8 смысловых единиц)

В случае, интеллектуального снижения у испытуемого целесообразно предъявить рассказ «Умная галка».
Умная галка
Захотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а воды в нем было на донышке, галке нельзя было достать. Стала она кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась, и галка напилась. (7 смысловых единиц)
После каждого воспроизведения рассказа испытуемым, ему задается вопрос, с целью выяснения понял ли он эмоциональный контекст рассказа. После рассказа «Галка и голуби» спросить: «Почему галку назад в свою стаю не приняли?» (Так как она была белая). После рассказа «Умная галка» – «Почему рассказ называется «Умная галка»?» (Догадалась, как можно напиться.)

Протокол. Ф.И.О. пациента, дата обследования, бланк.
Интерпретация.
1) Больные шизофренией при воспроизведении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни.
2) У пациентов, страдающими сосудистыми или иными органическими заболеваниями мозга выявляются грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств – при сравнительно метком понимании подтекста.
3) При аггравации расстройства памяти, симуляции больные допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близкие к тексту.

Таблицы Шульте

Пациент должен иметь не менее 4 классов образования
Предназначена для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания.
Оборудование 5 таблиц, на которых в беспорядке расположены числа от 1 до 25, секундомер, указка.
Инструкция: Больному мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?».
Протокол. Ф.И.О. пациента, дата обследования, указывается номер таблицы, время, в секундах, затраченное пациентом, примечания к выполнению.
Интерпретация.
1) Здоровые затрачивают от 30 до 50 секунд на одну таблицу (чаще 40–42сек.).
2) При атеросклерозе головного мозга на одну таблицу уходит до 2–3 минут. Удлинение времени обусловлено «случайными» задержками (больной выполняет задние в достаточном темпе, но вдруг не может найти одно какое-либо число – смотрит, но не видит его), что свидетельствует о неравномерности темпа психических процессов.
3) Утомляемость проявляется в увеличении времени отыскивания чисел на последних (4 и 5) таблицах.
4) Медленное врабатывание проявляется в уменьшении времени отыскивания чисел на последних (4 и 5) таблицах.
5) Равномерная замедленность темпа отыскивания чисел наблюдается при эпилепсии (от 1,5 до 2,5 и больше минут).
6) При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости по таблицам Шульте характеризуется высоким начальным уровнем,резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям.
7) При гипостенической форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей,без заметных их колебаний в сторону улучшения.
8) Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой истощаемости гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания и, в частности, способствует дифференцированию атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте соматогенных или психогенных астенических состояний.
9) При выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки – пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице.
10) Если искомое однозначное число показывается в двухзначном, в состав которого оно входит (например, вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый указкой находит цифру 2 в числах 12 или 22), то при наличии слабоумия это зависит от плохого понимания инструкции и после дополнительного объяснения характера выполнения задания можно все же добиться от обследуемого преодоления этой ошибки. При нарочитом же поведении дополнительная инструкция не меняет положения дела, вызывает возражения у обследуемого: «А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу».
11) Общая работоспособность (по Ж.М. Глозман): лица моложе 50 лет – 45 сек., лица старше 50 – 60 сек.

Бланки Таблицы Шульте

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22

 

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

 

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

 

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6

 

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

 

Корректурная проба

Предназначена для исследования внимания – способности к концентрации, распределению и переключению внимания, устойчивости внимания.
Оборудование: Бланк с рядами случайно расположенных букв, карандаш, секундомер.
Инструкция: 1. «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «С». Вычеркивать нужно вот так (показ). Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточки – это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со второй строчки». 2. «Теперь снова будете зачеркивать букву «С», но не каждый раз – когда перед «С» будет стоять буква «А», т.е. будет сочетание «АС», тогда пропустим, не зачеркивая. Вычеркивать нужно вот так (показ) Понятно? Начнем со второй строчки». 3. «Теперь будете зачеркивать букву «К», а подчеркивать букву «Х». Вот так (показ). Начнем со второй строчки».
На каждое задание дается 3 минуты.
Протокол. Поскольку результаты работы больного остаются на бланке, особого отдельного протокола опыта можно не вести.
Интерпретация.
1) Психически здоровые молодые люди при десятиминутной работе допускают от одной до 10–15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40–50 ошибок.
2) Следует обращать внимание на распределение ошибок то минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления. При некоторых же функциональных расстройствах психической деятельности наблюдается неравномерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы возникают небольшие периоды скопления ошибок и даже пропуски целых строк подряд.
3) Показатели скорости представляют интерес лишь в самых крайних отклонениях: чрезвычайно быстрый темп работы (сопровождающийся, конечно, неточностью) наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно медленный – при депрессии.

Бланки Корректурная проба
1-Е ЗАДАНИЕ (вычеркните заданную букву)________С_____________

к е х н в а е в х к

в х в е с к а с н е

а в е с а е к н а с

х к н с в к и в н е

и с в а и к х к с а

х и к и х и н е с и

в а н к е н х с к в

и н с а н х а н х е

а в х к а с е в к х

е н н е а в к с е к

н е а е к с а в н с

в к и х н и в х а в

н е н х в н и а н е

с а в н е х с н и в

к а х н е а н х к а

н е х в с х н а с к

х в к и а с н е и е

а н и с н в к с в а

х к в е и с в к и е

х к е и к е в х н е

в а н к е х к в н х

с е а в к е х а и к

н с е в к н и а е х

н в и е х к н с н а

н х е н а с в а и с

к в с а н с и к е х

и е х с а в х к н и

а с к х н и е в к н

с в х н с н с х к а

н е а х в к н е и е

а в к е х с а х и х

н к с в к е и н е в

н к н е х с а к и х

а в е н а и с х а в

н к с в н к х е в н

а е н н а к н е в х

в е с х в а к с н и

х с и х н в е к с а

в е к с и в а к н е

н а в н е х с а н е

х н а к н е н в и к

а х к в и с н е в е

х с н к а н в е к и

в н е х а и к х е с

а с х е к а х с а с

к н в х н к в а н с

е н к в н н х е а в

к е х а в к е н с и

к н и а е в н х к с

х е н с и а н х е х

а с в а и с в и с а

в с е н а х и е х а

с к в и н х с в к е

н и е в н к х е и с

в к а х к н н а к с

х н и е в а н с в х

к с н в к х а н е а

с в к н е и с а в к

е х с а х н в н с к

в к е н н е а и х е

а н в и а с х а в к

и с е х к н е в н а

и е н к а н е с х в

е с х а в к с н х и

к в н с х к н с а в

е н х к н с в е к в

н х е н с в а к н с

н а с в е н а х к н

н и с е и к а х с а

н х к и с е н к в а

х е к а в е х н и к

в х е к н а в н в е

н и а к а с к н в и

х с а х е к в а х и

к н е в с а е к а и

х в н с н х с в н а

в е и н к х с и а н

к х ч в в х е и а х

е м с к е в с а к е

н х в н с и н х с к

а в с е х и к а н х

в е н н е а н в х е

в и к с н н к с х а

и а н в е х а и к с

с и х н к а с х а к

е а с х в с е к е х

к а н и х а е к в а

к в с к н е в к и н

х в е х н в и к е х

н с н а с к е х в н

с х е н и к с в а и

н а в н с в к и с х

е н с в к а н х с е

к а в н е н н с а в

к е х с а х к н в к

в с н к и е в н е а

к е и н а х к с и н

в х н в с х а е и к

е с в х е с н х а е

н в а и с к а в н и

к е х н в а е в х к

в х в е с к а с н е

а в е с а е к н а с

х к н с в к и в н е

и с в а и к х к с а

х и к и х и н е с и

в а н к е н х с к в

и н с а н х а н х е

а в х к а с е в к х

е н н е а в к с е к

н с а е к с а в н е

в к и х н и в х а в

н е н х в н и а н е

с а в н е х с н и в

к а х н е а н х к а

н е х в с х н а с к

х в к и а с н е и е

а н и с н в к с в а

х к в е и с в к и е

х к е и к е в х н е

в а н к е х к в н х

с е а в к е х а и к

н с е в к н и а е х

н а и е х к н е н а

н х е н а с в а и с

к в с а н с и к е х

и е х с а в х к н и

а с к х н и е в к н

с в х н с н с х к а

н е а х в к н е и е

а в к е х с а х и х

н к с в к е и н е в


2-Е ЗАДАНИЕ (вычеркивать букву С, но если перед ней стоит буква А, то не вычеркивать)

к е х н в а е в х к

в х в е с к а с н е

а в е с а е к н а с

х к н с в к и в н е

и с в а и к х к с а

х и к и х и н е с и

в а н к е н х с к в

и н с а н х а н х е

а в х к а с е в к х

е н н е а в к с е к

н е а е к с а в н с

в к и х н и в х а в

н е н х в н и а н е

с а в н е х с н и в

к а х н е а н х к а

н е х в с х н а с к

х в к и а с н е и е

а н и с н в к с в а

х к в е и с в к и е

х к е и к е в х н е

в а н к е х к в н х

с е а в к е х а и к

н с е в к н и а е х

н в и е х к н с н а

н х е н а с в а и с

к в с а н с и к е х

и е х с а в х к н и

а с к х н и е в к н

с в х н с н с х к а

н е а х в к н е и е

а в к е х с а х и х

н к с в к е и н е в

н к н е х с а к и х

а в е н а и с х а в

н к с в н к х е в н

а е н н а к н е в х

в е с х в а к с н и

х с и х н в е к с а

в е к с и в а к н е

н а в н е х с а н е

х н а к н е н в и к

а х к в и с н е в е

х с н к а н в е к и

в н е х а и к х е с

а с х е к а х с а с

к н в х н к в а н с

е н к в н н х е а в

к е х а в к е н с и

к н и а е в н х к с

х е н с и а н х е х

а с в а и с в и с а

в с е н а х и е х а

с к в и н х с в к е

н и е в н к х е и с

в к а х к н н а к с

х н и е в а н с в х

к с н в к х а н е а

с в к н е и с а в к

е х с а х н в н с к

в к е н н е а и х е

а н в и а с х а в к

и с е х к н е в н а

и е н к а н е с х в

е с х а в к с н х и

к в н с х к н с а в

е н х к н с в е к в

н х е н с в а к н с

н а с в е н а х к н

н и с е и к а х с а

н х к и с е н к в а

х е к а в е х н и к

в х е к н а в н в е

н и а к а с к н в и

х с а х е к в а х и

к н е в с а е к а и

х в н с н х с в н а

в е и н к х с и а н

к х ч в в х е и а х

е м с к е в с а к е

н х в н с и н х с к

а в с е х и к а н х

в е н н е а н в х е

в и к с н н к с х а

и а н в е х а и к с

с и х н к а с х а к

е а с х в с е к е х

к а н и х а е к в а

к в с к н е в к и н

х в е х н в и к е х

н с н а с к е х в н

с х е н и к с в а и

н а в н с в к и с х

е н с в к а н х с е

к а в н е н н с а в

к е х с а х к н в к

в с н к и е в н е а

к е и н а х к с и н

в х н в с х а е и к

е с в х е с н х а е

н в а и с к а в н и

3-Е ЗАДАНИЕ (вычеркивать одну букву, подчеркивать другую)

к е х н в а е в х к

в х в е с к а с н е

а в е с а е к н а с

х к н с в к и в н е

и с в а и к х к с а

х и к и х и н е с и

в а н к е н х с к в

и н с а н х а н х е

а в х к а с е в к х

е н н е а в к с е к

н е а е к с а в н с

в к и х н и в х а в

н е н х в н и а н е

с а в н е х с н и в

к а х н е а н х к а

н е х в с х н а с к

х в к и а с н е и е

а н и с н в к с в а

х к в е и с в к и е

х к е и к е в х н е

в а н к е х к в н х

с е а в к е х а и к

н с е в к н и а е х

н в и е х к н с н а

н х е н а с в а и с

к в с а н с и к е х

и е х с а в х к н и

а с к х н и е в к н

с в х н с н с х к а

н е а х в к н е и е

а в к е х с а х и х

н к с в к е и н е в

н к н е х с а к и х

а в е н а и с х а в

н к с в н к х е в н

а е н н а к н е в х

в е с х в а к с н и

х с и х н в е к с а

в е к с и в а к н е

н а в н е х с а н е

х н а к н е н в и к

а х к в и с н е в е

х с н к а н в е к и

в н е х а и к х е с

а с х е к а х с а с

к н в х н к в а н с

е н к в н н х е а в

к е х а в к е н с и

к н и а е в н х к с

х е н с и а н х е х

а с в а и с в и с а

в с е н а х и е х а

с к в и н х с в к е

н и е в н к х е и с

в к а х к н н а к с

х н и е в а н с в х

к с н в к х а н е а

с в к н е и с а в к

е х с а х н в н с к

в к е н н е а и х е

а н в и а с х а в к

и с е х к н е в н а

и е н к а н е с х в

е с х а в к с н х и

к в н с х к н с а в

е н х к н с в е к в

н х е н с в а к н с

н а с в е н а х к н

н и с е и к а х с а

н х к и с е н к в а

х е к а в е х н и к

в х е к н а в н в е

н и а к а с к н в и

х с а х е к в а х и

к н е в с а е к а и

х в н с н х с в н а

в е и н к х с и а н

к х ч в в х е и а х

е м с к е в с а к е

н х в н с и н х с к

а в с е х и к а н х

в е н н е а н в х е

в и к с нн н к с х а

и а н в е х а и к с

с и х н к а с х а к

е а с х в с е к е х

к а н и х а е к в

к в с к н е в к и н

х в е х н в и к е х

н с н а с к е х в н

с х е н и к с в а и

н а в н с в к и с х

е н с в к а н х с е

к а в н е н н с а в

к е х с а х к н в к

в с н к и е в н е а

к е и н а х к с и н

в х н в с х а е и к

е с в х е с н х а е

н в а и с к а в н и

 

Счет по Крепелину

Предложена Э. Крепелиным в1895 году.
Предназначена для исследования волевых усилий, работоспособности – упражняемости и утомляемости, психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.
Оборудование: бланк, на котором длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащих сложению, секундомер, карандаш.
Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно.
Инструкция: «Вам сейчас нужно будет складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат внизу, отбрасывая десяток. Например, если в ряду получается 12, то Вы должны подписать снизу только 2, а не сумму 12. Нужно решать примеры в строчке до тех пор, пока я не скажу «стоп» (через 15 секунд после начала.). После этого Вы должны начать следующую строчку. Старайтесь работать побыстрее, но самое главное – складывать точно, не допуская ошибок.» Испытуемому предлагается 8 строк по 15 секунд на каждую.
Интерпретация.
1) Строится график работоспособности путем проведения черты на самом бланке. Если к концу выполнения задания число сложений снижается, нарастает количество ошибок – это может свидетельствовать об истощаемости больного, снижении работоспособности испытуемого.
2) Зигзагообразный график свидетельствует о неравномерности темпа выполнения задания.
3) Наличие ошибок при сложении может свидетельствовать о колебаниях внимания или недостаточности сформированности навыков счета испытуемого.
Дополнительными методиками исследования органического симптомокомплекса являются: Отсчитывание (Серийный счет), Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Корректурная таблица.

Бланки для исследования органического симптомокомплекса
Счет по Крепелину
3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7
2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2

3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9
9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9
2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8
7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6
9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8
3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3
3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3
8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2

3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4 7
2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2

3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9
9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9
2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8
7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6
9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8
3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3
3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4

 


Рекомендации по написанию заключения
Характеристика особенностей мнестических функций дается с приоритетностью описания непосредственного и опосредованного запоминания. При этом указывается кривая заучивания 10 слов, в том числе и их количество при отсроченном воспроизведении, наличие слов-привнесений. Если имеет место стремление испытуемогоного преуменьшить свои мнестические возможности, то это нужно указать, пояснив, что именно этим обусловлено недостаточное число воспроизводимых стимулов. При наличии такой установки целесообразно отразить данные заучивания цифровых рядов (до 6 цифр), подтвердив, таким образом, особенности мотивации при выполнении заданий на исследование памяти. В случаях аггравации, как правило, имеют место специфические ошибки со сменой порядка цифр или выпадением одного-двух звеньев из ряда.
Следует отметить эффективность или непродуктивность введения звена опосредования в процесс запоминания, отразив в целом количество верно, а также близко по смыслу воспроизведенных стимулов соответствующих методик («Пиктограммы», опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву), а также механизмы выявленных нарушений. Например, снижение объема опосредованного запоминания из-за «застревания» на промежуточных звеньях, ситуациях, деталях рисунков или нецеленаправленности деятельности.
В случае развернутого исследования мнестических функций у лиц после тяжелой черепно-мозговой травмы имеет смысл приводить результаты проб на заучивание слов с эффектом интерференции. При обследовании детей и подростков важно сделать акцент и на особенностях смыслового запоминания: доступности воспроизведения содержания и смысла короткого рассказа, описания сюжетной картинки после ее кратковременного предъявления.

Примеры
Непосредственное механическое запоминание как таковое без нарушений, но из-за трудностей сосредоточения, суженности объема внимания и восприятия процесс заучиваниянедостаточно продуктивен. Кривая заучивания 10 слов: 7, 8, 8, 8; отсроченно называется 5 слов. Введение опосредующего звена в процесс запоминания значительно повышает его эффективность (методика Пиктограммы) – отсроченно подэкспертный воспроизводит все 12 стимулов, предложенных для запоминания. (Испытуемый, 34 года, диагноз «Параноидная шизофрения»).
При исследовании памяти на первый план выступает стремление испытуемого существенно преуменьшить свои мнестические способности. Так, при непосредственном механическом запоминании 10 слов он называет 2, 2, 3, 3, 2 слова, при этом в каждом последующем воспроизведении практически не называет ранее воспроизведенные стимулы; отсроченно не называет ни одного слова. Повторяя цифровые ряды из 3-4 цифр, испытуемыйный допускает ошибки. При введении звена опосредования (методика Пиктограммы) на фоне указанной мотивации называет верно только одно понятие из 12 предъявленных. (Испытуемый, 27 лет, диагноз «Истерическое расстройство личности»).
За счет выявленных особенностей внимания отмечается невысокая продуктивность процесса механического заучивания, однако удержание заученной информации достаточно продуктивно – кривая запоминания 10 слов: 5, 5, 7, 7, 7; отсроченно называется 7 слов. Введение опосредующего звена в процесс запоминания непродуктивно (методика Пиктограммы) вследствие снижения целенаправленности деятельности. Испытуемыйный фиксирует свое внимание на опосредующих образах, а не на понятиях, предложенных для запоминания. Из 8 слов только 1 им называется точно и 2 близко по смыслу. (Испытуемый, 53 года, диагноз «Легкое когнитивное расстройство»).

Литература:
1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков.– Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 61–84.
2. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики (практическое руководство) / Л.И.Вассерман, С.И.Дорофеева, А.Я.Меерсон – СПб.: Стройлеспечать, 1997 – 490 с.– С. 278–279.
3. Глозман, Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического исследования. / Ж.М. Глозман. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 160 с.– С. 90–104.
4. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – С. 73–100.
5. Кудрявцев, И.А. Руководство по написанию заключения экспериментально-психологического исследования испытуемогоного при проведении однородных судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: Руководство для врачей. / И.А.Кудрявцев, М.В.Морозова, О.Ф.Савина – М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2010. – 67 с.
6. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2000. – С. 49–53.
7. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С.31–36.
8. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 37–71.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.