Введение в патопсихологию
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология

1. Понятие и задачи патопсихологии


Патопсихология — это раздел клинической психологии, в сфере внимания которого находятся закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патопсихологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам.

 

Патопсихология и нейропсихология являются отечественными отраслями клинической психологии, создателями которых считаются Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Патопсихология приобрела большое практическое значение, так как располагает собственными методами для диагностики нарушенного психического развития. Ее роль значительно возрастает, когда речь идет о неуточненном диагнозе, о пограничных состояниях или о профилактике развития психического заболевания [26].
Знания по патопсихологии являются необходимыми для психологов различных специальностей и специализаций, потому что профессиональное общение психолога с людьми не исключает встречи с психически больным человеком.
На границе между психологией и патопсихологией находится такая актуальная для социальной практики и в особенности ряда ее областей проблема, как вопрос о нормальном психическом развитии. В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются положения Всемирной организации здравоохранения, под нормой понимают «... не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия» [10; 14; 15].


Задачи патопсихологического исследования изложены Б. Д. Карвасарским в его трудах по клинической психологии в разделе «Патопсихология».
1 Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств.
С помощью патопсихологического исследования психолог может определить выраженность и характер нарушений отдельных психических процессов, возможности компенсации этих нарушений с учетом психологических особенностей той или иной деятельности [14].
2 Участие психолога в экспертной работе. При проведении судебно - психиатрической экспертизы психолог не только предоставляет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта [26].
3 Диагностика психического развития и выбор путей обучения и переобучения.
В детских учреждениях патопсихолог играет большую роль в решении диагностических задач. Важной задачей здесь является определение аномалий психического развития, выявление степени и структуры различных форм нарушений психического развития. Патопсихологическое исследование способствует лучшему пониманию характера аномалии психического развития, а также служит основой для разработки психокоррекционных программ для дальнейшей работы с ребенком [5].


2. Порядок проведения патопсихологического исследования


Психологическое исследование, по мнению ученых и патопсихологов, складывается из следующих этапов [10; 14].


1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и конкретизация задачи исследования. Задачи перед патопсихологом ставятся врачом, который должен быть знаком с перечнем основных диагностических вопросов, требующих применения психологических методов. Формулируя задачу, врач сообщает такие клинические данные о больном, которые являются важными для проведения психологического исследования и анализа его результатов. Психолог, в свою очередь, изучает историю болезни, выделяя особенности психического состояния больного. Затем, согласно вопросам, которые формулирует врач, конкретизирует для себя задачу исследования, подбирает методики и порядок их прохождения. Врач должен доступно объяснить больному цели психологического исследования и стремиться сформировать у него положительную мотивацию для работы с психологом.


2. Проведение патопсихологического исследования. Достоверность результатов в значительной мере зависит от умения психолога установить контакт с клиентом. Лишь после того, как психолог убедится, что необходимый контакт установлен, больной понял цель исследования, можно приступать к проведению эксперимента. Инструкция должна быть четкой и мотивированной. В ходе исследования следует наблюдать за поведением больного и учитывать его при интерпретации результатов.
Длительность непрерывного патопсихологического исследования не должна превышать 2 часов. Продолжительность необходимо уменьшить до 30-40 минут, если больной выглядит утомленным или он пожилого и старческого возраста. По статистике полное психологическое обследование проходит примерно 3,5-4 часа, поэтому оно захватывает 2-4 дня. Но есть возможность сократить обследование за счет уменьшения количества методик, особенно если наблюдается повышенная утомляемость и истощение.
Для исследования чаще всего подходит первая половина дня.


3. Обработка и анализ данных патопсихологического исследования. Сначала психолог проводит количественную обработку данных (число и процент правильных и ошибочных ответов в определенные промежутки времени при выполнении различных заданий, оценку написанных рассказов, выполненных рисунков, расшифровку записей). Затем приступает к качественному анализу результатов исследования, который интерпретируется под углом зрения поставленных вопросов. Иногда психологу необходимо продолжить эксперимент, изменить его последующий ход, включить дополнительные методы, и это не является ошибкой.
При формулировке ответов на вопросы врача при написании заключения психолог учитывает всю массу разнообразных факторов, включая образование больного, его состояние во время исследования, отношение к исследованию.


4. Описание результатов, заключение по психологическому исследованию, пределы компетенции психолога. Заключение составляется по определенному плану, позволяющему последовательно изложить результаты исследования. Изложение основных результатов исследования начинается с описания поведения больного во время исследования и его отношения к последнему.
Затем в сжатой форме приводят результаты, полученные конкретными психологическими методами, причем выводы в каждом случае иллюстрируют конкретными примерами. Наряду с качественным анализом выполнения больным различных заданий приводят и количественные характеристики: число правильных и ошибочных решений, итоговые статистические оценки, типы профилей, полученные при использовании стандартизированных методов. Описание полученных данных должно быть подчинено ответу на основной вопрос, поставленный перед психологическим исследованием. Другие данные приводят постольку, поскольку они содержат дополнительную диагностически значимую информацию, полученную психологом и выходящую за рамки первоначально поставленной задачи [14].
В последнем разделе формируется заключение по патопсихологическому исследованию. Оно должно содержать конкретный ответ на поставленные вопросы: особенности личности, наличие характерных изменений мотивационной сферы, нарушения различных сторон мышления. Психолог констатирует, например, равномерное снижение внимания и памяти, преимущественно кратковременной, лабильность волевого усилия, утомляемость. Однако, приходя к заключению о наличии тех или иных расстройств познавательных процессов или личностно-мотивационной сферы, характерных для отдельных заболеваний, психолог не вправе ставить диагноз, который относится к компетенции лечащего врача, основывающегося на учете всего комплекса данных изучения анамнеза, объективного статуса больного, динамики болезни и результатов лабораторных исследований, включая данные психологического эксперимента [14].
Пределы компетенции психолога заметно расширяются при постановке функционального диагноза. Если для дифференциальной диагностики он представляет лишь дополнительную диагностическую информацию, то личностный и социальный аспекты функционального диагноза формулируются им самим. Психолог играет также весомую роль и при определении клинико-психопатологического аспекта функционального диагноза, поскольку этот аспект основывается во многом на изучении структуры нервно-психических расстройств, в оценке которой значимое место принадлежит патопсихологическому исследованию.


Традиционно выделяют следующие методы патопсихологического эксперимента [10; 14]:
- методы анализа ощущений;
- методы анализа восприятия;
- методы измерения времени психических процессов;
- методы анализа воспроизведений: методы простых воспроизведений, методы сложных представлений;
- методы анализа сложных психических актов.


Основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного. Важным является не только то, что клиент выполнил, но и то, как он размышлял, в чем причины его ошибок и затруднений. Именно интерпретация ошибок представляет важный и показательный материал для оценки того или иного нарушения психической деятельности.
Дело в том, что один патопсихологический симптом бывает обусловлен различными механизмами и может явиться индикатором различных состояний. Так, например, нарушение опосредованной памяти или нестойкость суждений могут возникнуть вследствие нарушений умственной работоспособности больного (как это имеет место при астениях разного органического генеза), оно может быть обусловлено нарушением целенаправленности мотивов (например, при поражениях лобных отделов мозга) и при некоторых формах и течении шизофрении, оно может быть проявлением дезавтоматизации действий (при сосудистых изменениях мозга, эпилепсии) [14].
А. Р. Лурия считал, что «характер нарушений не является специфическим для того или иного заболевания или формы его течения; он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования, т. е. необходим синдромальный анализ» [10].
Необходимо обратить внимание на еще одну важную деталь патопсихологического эксперимента. Его результаты должны определить не только структуру измененных особенностей психической деятельности, но и обязательно выявить сохранные формы. Это является особенно важным для решения вопросов по восстановлению нарушенных функций.
Экспериментально-психологическое исследование в клинике отличается от обычного психологического эксперимента многообразием и большим количеством применяемых методик. Это объясняется таким фактом, что процесс распада психики не происходит однослойно. Исследователи отмечают, что «практически не бывает так, чтобы у одного больного нарушались только процессы синтеза и анализа, а у другого страдала бы исключительно целенаправленность личности. При выполнении любого экспериментального задания можно в известной мере судить о различных формах психических нарушений. Однако, несмотря на это, не каждый методический прием позволяет с одинаковой очевидностью, четкостью и достоверностью судить о той или иной форме или степени нарушения» [10; 14].
Также необходимо обратить внимание, что нарушение психической деятельности бывает часто нестойким. Если состояние улучшается, то некоторые особенности его мыслительной деятельности могут исчезнуть, а другие — остаются. При этом характер нарушений может меняться в зависимости от особенностей самого экспериментального приема. Именно с этой целью используют разные варианты одного метода и сопоставляют их результаты, что дает возможность определить характер, качества, динамику нарушений мышления больного.
Поэтому при исследовании распада психики нельзя ограничиваться одним методом, а необходимо применять комплекс методических приемов.

Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1 Дайте определение патопсихологии и обоснуйте ее практическое значение.
2 Перечислите задачи патопсихологического исследования.
3 Обоснуйте существующий порядок патопсихологического исследования.
4 В чем состоит отличие экспериментально-психологического исследования в клинике от обычного психологического эксперимента?
5 Почему является важным обнаружить структуру не только измененных форм психической деятельности, но и оставшихся сохранными?

Источник: Мальцева Л. В. Клиническая психология в деятельности психолога системы образования : учебное пособие / Л. В. Мальцева. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2023. - 126 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.