Профилактика аддиктивного поведения молодежи
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Важную роль играет профилактика аддиктивного поведения. Она включает следующие меры:
1. Осознание последствий поведения.
2. У человека, склонного к аддикции, должны быть родные и друзья, которые смогут прийти на помощь и поддержать в любых ситуациях.
3. Развитие навыков общения, взаимодействия с людьми.
4. Нужно изменить отношение к себе и к окружающему миру. Прежде всего важно поверить в себя и в свои силы. Также необходимо понять, что даже из самой сложной ситуации можно найти выход, если постараться.

5. Следует научиться решать проблемы, а не уходить от них.
6. Важно развивать целеустремленность. Сначала можно ставить небольшие цели, затем постепенно усложнять их.
7. Крайне важно научиться расслабляться без каких-либо вспомогательных средств. Можно просто встретиться с друзьями, полежать или поспать, отправиться в путешествие.
8. Можно найти сферу деятельности, в которой склонный к аддикции человек смог бы развиваться и добиваться успехов.

 

Цель профилактики - формирование резистентных компонентов в характеристике личности студента, призванных создать естественные причины отвержения любых форм проявления аддиктивного поведения, а также создания социальной среды, препятствующей формированию аддиктивного поведения студентов.


Для профилактики используются следующие способы:
1. Диагностика - выявление личностных характеристик, которые дают возможность предполагать склонность к аддиктивному поведению. Беседы с людьми из группы риска помогают выявить имеющиеся проблемы в семье, внутренние переживания, низкую самооценку, способствующие в будущем развитию пристрастий. Согласно результатам отечественных и зарубежных исследований, существенной характеристикой лиц, склонных к аддиктивному поведению, является алекситимия, которая выражается в значительных затруднениях в области распознавания и выражения собственных чувств и эмоций, рефлексии, затруднении эмпатии, а также в нарушениях построения эмоционально стабильных отношений с окружающими, что может быть причиной употребления психоактивных веществ. Одним из надежных, адаптированных к отечественной популяции методов диагностики алекситимии, является Торонтская алекситимическая шкала.
2. Донесение информации. Крайне важно распространять среди молодежи как можно большее количество информации о вредных привычках, их последствиях, методах противодействия стрессовым ситуациям, учить грамотному общению.
3. Коррекция. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, отношения к себе, формирование навыка адекватно справляться с трудными жизненными ситуациями.
В соответствии с классификацией ВОЗ профилактические мероприятия могут быть отнесены к первичному, вторичному или третичному уровню.


Первичная профилактика


Первичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на население, которое еще не имеет проблемного поведения, связанного с зависимостями. Она является наиболее массовой, неспецифической, использует преимущественно педагогические, психологические и социальные инструменты воздействия. Ведущая цель первичной профилактики - предупреждение возникновения химических и ряда нехимических аддикций, формирование устойчивой ориентации и психологических установок населения на здоровый образ жизни.
Медико-психологические технологии первичной профилактики. Цель этого вида технологий - адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, высокофункционального жизненного стиля. Их осуществлением могут заниматься специально обученные специалисты в области профилактики на основе знаний и умений, связанных с медико-психологическими формами работы с населением (психотренинговая работа).


Социальные и педагогические технологии первичной профилактики. Задачи данных технологий:
1. Предоставление объективной информации о психоактивных веществах или других аддиктивных агентах, их действии на психику и организм человека, последствиях употребления, а также о возможной помощи при возникновении проблем, связанных с ними.
2. Мотивация на здоровый образ жизни.
3. Создание сетей социальной поддержки.
Указанных задач можно достичь с помощью системного обучения детей и подростков, родителей, специалистов и волонтеров, которые в дальнейшем смогут работать с населением. Кроме того, очевидна необходимость повышения уровня знаний руководителей и работников здравоохранения и образования, средств массовой информации, политических и государственных деятелей. К социальным и педагогическим технологиям также относятся:
• альтернативные программы проведения досуга молодежью и другие формы молодежной активности;
• создание социально-поддерживающих систем (общественных и государственных);
• мотивационные акции, направленные на формирование здорового образа жизни и прекращение наркотизации;


Вторичная профилактика

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, имеющих незначительный опыт ад- диктивного поведения. Особая целевая группа на данном уровне - подростки, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на профилактическом учете в наркологических учреждениях. Основная цель вторичной профилактики - психолого-педагогическая и социальная коррекция поведения подростка, для его позитивной социализации и недопущения дальнейшего втягивания в алкоголизацию, наркотизацию, другие виды аддикций и связанные с ними противоправные действия.
Медико-психологические и психотерапевтические технологии вторичной профилактики. Задачи данных технологий:
1. Осознание и преодоление барьеров (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения.
Эмоциональные барьеры проявляются в том, что зависимые подростки обычно не умеют осознавать свои эмоциональные проявления, поэтому для них достаточно сложной задачей является аффективное обучение (обучение способности проявлять и осознавать эмоции). Только после того, как человек сможет осознать свои истинные чувства, он приходит к мысли о том, что аддиктивное поведение мешает ему нормально жить, и может принять решение о необходимости изменения своего поведения в направлении продвижения к здоровью.
Когнитивные барьеры мешают адекватно осмысливать жизненные ситуации. В распоряжении подростков имеется целый арсенал когнитивных уловок, мифов, защитных механизмов, направленных на самообман, создание иллюзорно-компенсаторной субъективной действительности. Они начинают жить в не существующем в реальности мире, им кажется, что они могут контролировать ситуацию, управлять ею. На самом деле реальность другая - это формирующаяся или уже сформировавшаяся зависимость. Вот почему столь важен процесс преодоления когнитивных барьеров (обычно в результате многочисленных бесед и консультаций со специалистом), ибо он приводит к переосмыслению ситуации, к осознанию того, что выбранный путь ведет к заболеванию.
Поведенческие барьеры характеризуются тем, что после переосмысления ситуации человек становится способным иначе воспринимать свое поведение. Он приходит к осознанию факта, что используемые формы поведения разрушают его самого и жизнь окружающих людей.
2. Изменение нарушенных, дезадаптивных форм поведения. После того, как индивид преодолел эмоциональные и когнитивные барьеры, у него постепенно формируется мотивация на изменение своего эмоционального и когнитивного реагирования, форм своего поведения и собственной жизни.
3. Развитие здоровых, адаптивных форм поведения. Эту задачу можно осуществить при помощи психотерапевтических и психокоррекционных тренингов, направленных на развитие ресурсов личности и социальной среды, обучение навыкам проблемно-преодолевающего поведения, резистентности к негативному давлению среды и т. д.


Социальные технологии вторичной профилактики. Цель этих технологий - психосоциальная адаптация. Их осуществление происходит путем формирования и развития мотивации на выздоровление, на полный отказ от зависимости. Такая цель может решаться не только при помощи медицинских средств (психолого-психотерапевтических), но и посредством социальных технологий. К социальным технологиям относятся:
1. Воздействие социальной средой, подготовка и включение в работу психотерапевтической группы консультантов (из числа выздоравливающих больных). Бывшие зависимые могут наиболее успешно создать постоянно функционирующее мотивационное поле, ориентирующее членов группы на прекращение зависимости. Человеку, прекратившему аддиктивное поведение, необходимо постоянное формирование мотивации на изменение себя и своего взаимоотношения с социальной средой. В противном случае рецидив неизбежен.
2. Развитие и формирование навыков проблемно-преодолевающего поведения (через тренинговые занятия, организацию ситуаций социального взаимодействия, анализ собственного опыта преодоления субъективно значимых сложностей и т. п.).
3. Формирование социально-поддерживающего поведения и создание со- циально-поддерживающей среды (программы «12 шагов», группы «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Анонимные игроманы» и др.).
Медико-биологические технологии вторичной профилактики. Цель этих технологий - нормализация нарушенного физического и психического развития, биохимического и физиологического функционирования организма.


Третичная профилактика


Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением психоактивных веществ или других аддик- тивных агентов. Целевую группу данного уровня составляют лица, имеющие болезненную зависимость от этих веществ или от особенностей поведения:
• состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях;
• вернувшиеся из исправительных учреждений закрытого и открытого типа;
• прошедшие курс лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании;
• склонные к совершению правонарушений и состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основная цель третичной профилактики - поддержание состояния ремиссии и комплексная реабилитация.
Технологии третичной профилактики условно также можно подразделить на медико-психологические (психотерапевтические), социально-педагогические и медико-биологические. Главные задачи третичной профилактики - профилактика рецидивов (в основном реализуется специалистами-медиками) и психосоциальная адаптация (осуществляется психологами и социальными педагогами).
Для создания профилактических программ необходимо четко представлять принципы, по которым строится профилактическая активность:
• принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране;
• принцип стратегической целостности определяет единую стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Подход к профилактике должен быть стратегически целостным;
• принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности - личностно-, поведенчески- и средо-центриро- ванного. Личностно-центрированный аспект - это система воздействий, направленных на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий аспект - это целенаправленное формирование у детей и взрослых прочных навыков и стратегий адаптивного поведения. Средо-центрированный аспект — это формирование систем социальной поддержки, т. е. системы социальных институтов, направленных на профилактическую и реабилитационную активность. Такая система может быть организована в отдельном округе, районе, городе, регионе и должна носить цельный характер;
• принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране;
• принцип динамичности предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;
• принцип солидарности означает солидарное межведомственное взаимодействие между государственными и общественными структурами с использованием системы социальных заказов;
• принцип легитимности предполагает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверительной поддержки большинством населения. Профилактические действия не должны нарушать права человека;
• принцип полимодальности и максимальной дифференциации предполагает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.


Основные стратегии профилактической работы


1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.
2. Профилактика, основанная на работе в учебном заведении, обучение здоровому образу жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении.
3. Профилактика, основанная на работе с семьей.
4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
5. Профилактика с помощью средств массовой информации.
6. Профилактика, направленная на группы риска в неорганизованных коллективах (на территориях, улицах).
7. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.
8. Массовая мотивационная профилактическая активность.
9. Краткосрочные или долговременные профилактические акции среди различных групп населения, направленные на формирование мотивации продвижения к здоровью или изменение неадаптивных форм поведения на адаптивные.


Формы профилактической работы


Выделяются три основные группы форм профилактической работы: индивидуальные, групповые и массовые.
Индивидуальные формы включают консультирование, беседу, рассказ, которые проводятся один на один. Чаще используются с молодыми людьми, у которых продиагностирована склонность к аддиктивному поведению или которые уже имеют опыт использования психоактивных веществ. Как правило, такие формы реализуются педагогом-психологом в контексте педагогического сопровождения детей и молодых людей, имеющих проблемы в сфере социальной адаптации, и довольно редко включаются в специальные профилактические программы.
Основу профилактических программ составляют групповые формы работы (целевая аудитория представляет собой относительно целостную группу, численный состав которой варьируется от 6-7 до 25-30 человек), среди которых наиболее распространенными являются: беседа, дискуссия, лекция, тренинг. Групповые формы работы позволяют оптимально учитывать особенности целевой аудитории, используются в основном в процессе первичной профилактики, но иногда эффективны при работе с молодыми людьми, имеющими опыт зависимого поведения разного рода. Во втором случае группы должны формироваться особенно внимательно, чтобы были предотвращены возможности развития зависимого поведения среди участников программы.


К групповым формам работы относятся:
Беседа - это разговор между двумя или более собеседниками, в котором участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивы и другие характеристики друг друга. Таким образом, общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга. Данная технология может быть эффективной только тогда, когда вопросы, определения, оценки прямо или косвенно приглашают собеседника высказывать свое отношение к изложенному мнению.


Профилактическая беседа - довольно сложная форма работы из-за своей спонтанности. Аудитория, с которой проводится беседа, должна быть настроена и готова к обмену мнениями по заявленной проблеме. Необходимо, безусловно, проводить подготовительную работу, стимулируя готовность группы к общению, но все равно то, как будут реагировать участники в ходе беседы на обсуждаемую тему, довольно сложно предсказать. Ведущий беседы должен быть человеком, обладающим новой и интересной для аудитории информацией о проблеме - специалистом, практиком, исследователем. За рубежом активно развивается опыт организации профилактических бесед с приглашением людей, успешно преодолевших зависимость и готовых поделиться своим опытом. Гость должен быть подготовлен к профилактической беседе так же, как и аудитория. Его следует проинформировать об ограничениях, которые возможны в отношении определенной возрастной группы. Ведущий беседы должен быть готов к преодолению пауз, пассивности, уметь в нужный момент «повернуть» беседу в другое русло, поставив вопрос или высказав предположение.


Дискуссия. Ее можно охарактеризовать как вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Дискуссия как технология представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. Дискуссия предполагает четко поставленную цель, грамотно подобранную систему средств для более эффективного воздействия на участников.
Дискуссия в профилактических целях, как правило, используется для того, чтобы косвенным путем преодолеть у участников какое-либо неверное убеждение, мнение, мифы в сфере аддиктивного поведения. Ее достоинством является то, что контраргументы молодой человек слышит не от взрослого человека, которого он может воспринять негативно, а от сверстников - друзей, приятелей, знакомых.
Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или большинством. Таким образом, в дискуссии выявляется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждение одного человека или группы людей соотносятся с другими и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.


Лекция - устное изложение информации, объединенной какой-либо общей темой. Лекция позволяет слушателям получить информацию о какой-либо проблеме или ряде проблем в процессе непосредственного взаимодействия со специалистом.
Лекция как доминирующая форма используется в проблемно-ориентированном подходе к профилактике аддиктивного поведения. Объем прочно усвоенной информации после окончания лекции невелик, кроме того, на настоящий момент можно говорить об устойчивом негативном стереотипе отношения к лекции у молодых людей. Именно за это лекция как форма профилактической работы часто подвергается критике. Однако у нее есть несколько важных достоинств. В ходе лекции системно, логично и научно излагается большой объем информации. С помощью лекции можно охватить большой объем аудитории, тогда как другие формы рассчитаны на группы максимальным количеством 20-25 человек. Лекция прогнозируема и менее сложна в подготовке, чем другие формы профилактической деятельности.


Профилактический тренинг основывается на понимании того, что возникновение определенных форм поведения человека, в том числе и аддиктивных, является результатом адаптации его к проблемным и стрессовым ситуациям, возникающим постоянно в процессе жизни. Из-за неспособности решения проблем у человека возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от возникших трудностей, использует психоактивные вещества, алкоголь, наркотики, реализует зависимые формы социального поведения и т. п. Они приносят временное облегчение, но дальнейшее развитие этой стратегии избегания формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.
Цель профилактического тренинга - создание условий для преодоления сложившихся деструктивных моделей поведения у молодого человека и формирование опыта активного преодоления трудностей на основе мобилизации собственных ресурсов и потенциалов окружающей его среды.
Тренинг может быть разработан для решения конкретной задачи. Например, наиболее известный тренинг в этой сфере «Скажи НЕТ!» нацелен на формирование навыков противостояния негативному давлению среды. Иногда серия тренинговых занятий объединяет несколько значимых целей.
Отличительной особенностью тренинга является доминирование активных субъектно-ориентированных форм работы - упражнений. Довольно часто профилактические тренинги обогащают информационными блоками, однако важно, чтобы лекционные части не вытеснили самой сути тренинговой встречи - практического упражнения как инструмента самопознания, приобретения опыта и личностного роста.
Наиболее распространены серии тренинговых занятий, включающие 57 встреч по 1-1,5 ч. Состав группы - в среднем 12-15 человек. В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, взрослого - и на собственном опыте проживают чувства и проблемы других людей. В ходе тренинга ведущий актуализирует возможности участников в понимании себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы над собой и поддержку окружающих, обучает навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего развитию различных форм аддиктивного поведения.


Кроме названных групповых форм профилактики, используются групповые просмотры фильмов, игры, круглые столы, полемику и др.
Массовые формы профилактики реализуются в отношении больших групп молодых людей - от 40-50 участников. Они используются только для первичной профилактики и характеризуются значительно меньшей адресностью. Среди участников могут быть молодые люди с разным отношением к зависимому поведению и опытом аддикций. Их цель - формировать общий негативный фон восприятия алкогольной, наркотической зависимости, табакокурения. В отношении нехимических зависимостей они практически не используются. Среди массовых форм могут быть названы концерты, шоу-программы, спектакли, лотереи, спортивные состязания, конкурсы, дискотеки, выставки и другие акции. Как правило, профилактический характер этих форм работы выражается в пропагандистском сопровождении (лозунгах, девизах, слоганах) акций: например, рок-концерт «Звезды против наркотиков», спортивные соревнования «Мы выбираем жизнь» и т. д.
Завершающим этапом профилактической деятельности является комплексная оценка ее эффективности. В практике этим часто пренебрегают. Однако именно подведение итогов работы позволяет совершенствовать ее, отбирать эффективные формы, средства, приемы, исключая те элементы программы, которые не удались, были низко оценены аудиторией.


Оценка эффективности осуществляется в двух направлениях:
1. Получение обратной связи от участников программы. Для этого могут быть предложены мини-сочинения и эссе, формализованные опросы (анкетирование), групповое обсуждение опыта участия в программе, интервью и др.
2. Оценка экспертами эффективности программы. Для такой оценки могут быть созданы специальные оценочные листы, в которых заданы критерии и показатели эффективности, каждый из которых получает определенное количество баллов в соответствии с заданной шкалой.
Информация, полученная от участников и экспертов, анализируется и дополняется суждениями организаторов и ведущих программы. Итоговая оценка станет основой для развития профилактической деятельности.
Системная, комплексная, профессиональная организация профилактической работы с молодежью позволит улучшить уровень социального здоровья нашего общества, предотвратит развитие многих демографических, экономических, правовых проблем в ближайшем будущем.

Источник: Профилактика аддиктивного поведения студентов : метод. рекомендации / сост. : К. Э. Зборовский [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2020. - 60 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.