Основные детерминанты зависимого поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

1. Наследственность, социальные факторы и явление созависимости

Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врождённых факторов и возможностей.
Альфред Адлер


Изучение роли генетики в передаче склонности к зависимому поведению проводится с конца ХIХ века. Так, согласно трудам Н.Н. Мехтихановой, современные статистические данные показывают, что склонность к алкогольной зависимости передается по наследству, с вероятностью возникновения от 7 до 15 раз выше, чем без отягощенной наследственности. Многие больные наркоманией тоже имеют наследственную отягощенность, особенно по мужской линии. Известно также, что употребление женщиной наркотиков во время беременности может стать причиной сформированной наркотической зависимости у ребенка уже при рождении.
Таким образом, генетические факторы являются очень важными изначальными факторами риска развития алкоголизма и наркомании, не поддающиеся профилактике. Выделено два основных генетически зависимых фактора. Первый фактор - это генетически предопределенный высокий уровень гормона дофамина, который стимулирует человека на постоянный поиск новых ощущений, поиск рискованных ситуаций, а также создает ощущение неудовлетворенности покоем. Второй фактор - это низкий уровень гормона серотонина, вследствие чего могут возникать депрессивные настроения, еще больше усугубляющиеся в стрессовых и кризисных ситуациях. Поэтому одним из серьезнейших и опасных врожденных факторов риска развития наркомании и алкоголизма является употребление во время беременности психоактивных веществ. Психоактивные вещества проникают через кровоток в организм ребенка и воздействуют на мозг плода. Большое значение имеет поведение родителей и после рождения ребенка. Если воспитание достигает своих негативных крайностей в виде гиперопеки или отстраненности, сопровождается примерами алкогольного или наркотического опьянения, то в дальнейшем у ребенка имеется высокий риск развития зависимого поведения.
В работе В.В. Вострикова, Н.О. Селизаровой Н.О., А.Ю. Григорьевой А.Ю., С.Н. Прошина отмечено, что средний возраст наркоманов в последние годы резко значительно снизился - с 18 до 13 лет. Зарегистрированы случаи употребления наркотиков детьми даже в возрасте 5-7 лет (часто под влиянием родителей-наркоманов). Данные нейробиологии показывают, что удовольствие и прилив сил, играющие роль подкрепления при употреблении алкоголя и наркотиков, обусловлены их воздействием на дофаминергический путь ЦНС в структуре лимбической системы мозга. При повторном употреблении наркотиков это воздействие усиливается, что, в свою очередь, способствует формированию химической зависимости. Тем не менее, на основе этого пока нельзя прогнозировать вероятность развития наркомании и однозначно предопределить склонность или, наоборот, устойчивость человека к наркотическому опьянению.
К социальным факторам, благоприятствующим формированию зависимого поведения, можно отнести макросоциальные факторы (социально-экономическая стабильность общества, наличие нравственных ориентиров, ценностей в обществе и т.д.) и микросоциальные факторы (влияние семьи и группы сверстников). Также в обществе существуют традиции и обычаи, связанные с потреблением алкогольных напитков и других психоактивных веществ, стимулирующих развитие зависимого поведения. Социальные факторы включают в себ и наличие различных «мифов» и заблуждений о мнимой «пользе» табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Этому способствует отсутствие объективной и научно обоснованной информации о вредных привычках, доступность алкоголя и наркотиков, всеобщая система модных тенденций, господствующие идеологические установки и т.д. Нарушенная система ценностей и демонстрация негативных моделей поведения в молодежной среде оказывает деструктивное влияние, прежде всего, на несформированную юную личность. В решении проблемы профилактики возникновения зависимостей семья считается одним из наиболее значимых факторов риска и главных инструментов предотвращения. При этом главная роль внутри семьи принадлежит именно психологическим аспектам - внутрисемейным отношениям. К ним относятся следующие:
- нарушение взаимоотношений в семье (родительскодетские, супружеские);
- непоследовательный стиль воспитания;
- конфликты;
- эмоционально-нарушенные отношения (равнодушие, безразличие, отгороженность);
- физическая агрессия, психологическое давление, оскорбления;
- отсутствие духовного (культурного) общения;
- нарушенная система ценностей;
- положительное отношение в семье к алкоголю, табаку, наркотикам и примеры их употребления;
- социальное неблагополучие родителей (безработица, чрезмерная занятость, материальные затруднения, и т.д.);
- частые переезды и смена места жительства; и др.
Н.С. Курек выделяет два типа семей, особенно способствующих возникновению аддиктивного поведения:
1) семьи с грубыми нарушениями общения родителей и детей (особенно эмоционального);
2) семьи, где один из родителей явлется алкоголиком или наркоманом.
В.Д. Москаленко и другими исследователями была установлена четкая тенденция усиления клиники зависимости у сыновей по сравнению с отцами, если дети начинали систематически употреблять психически активные вещества в более раннем возрасте. Формирование зависимости у них происходило гораздо быстрее, абстинентный синдром отличался более тяжелым протеканием, ремиссии менее длительны, а соматоневрологические последствия были серьезнее.
Н.Н. Мехтиханова выделяет ещё один тип семей, способствующий развитию склонности к зависимости - это семьи с доминантным типом поведения матери. Чрезмерный тотальный контроль в этом случае провоцирует развитие у ребёнка таких качеств, как несамостоятельность, слабоволие, робкость, застенчивость, эмоциональную неустойчивость. Огромная роль матери в формировании зависимого поведения отводится и в
психоаналитических концепциях. Так, согласно В. Буриану, решающим фактором формирования зависимости в подростковом возрасте является алекситимия- трудности с вербализацией чувств. Считается, что этот дефект возникает в раннем детстве в процессе общения с матерью. Особую опасность эта проблема представляет именно в подростковом возрасте, когда инфантильная связь с родителями должна прекратиться и заместиться зрелыми связями с другими людьми. Разрыв такой близости с родителями вызывает у подростка, как правило, депрессивные переживания, а
невербализованность делают эту депрессию труднопереносимой, в результате подросток может начать бороться с ней с помощью алкоголя или наркотиков. По мнению Л. Вюрсмера патологию семейного общения, влияющую на формирование зависимости, нельзя свести лишь к одному фактору. Поэтому он выделяет четыре основных типа нарушений эмоционального общения родителей и детей в семье:
1. Семьи с «травматизацией» детей. Люди, испытавшие насилие в детском возрасте, могут затем идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Но и в том, и в другом случае, чувства боли, стыда, ужаса, беспомощности после насилия, особенно со стороны родителей, могут стать причинами злоупотребления алкоголем и наркотиками в подростковом и взрослом возрасте.
2. «Навязчивая семья». В ней родители навязывают себя ребенку, они навязчиво контролируют его поведение, что вызывает у не-го стыд и злобу. У родителей в такой семье часто встречаются грандиозные, нереалистические ожидания применительно к детям. В таких условиях могут возникнуть маска фальшивой идентичности, лицемерные роли, которые дети используют для защиты. Фальшивые идентификации, несоответствие своему истинному «Я», могут компенсаторно привести к употреблению алкоголя и наркотиков.
3. «Лживая семья». В результате постоянной лжи, культивируемой в ней, доминирующей эмоцией у ребенка становится стыд, происходит деперсонализация, утрачивается чувство реальности. Нарастающее отчуждение, фальшивость отношений в семье могут стать одним из факторов приобщения и потребления психоактивных веществ.
4. «Не последовательная, ненадёжная семья». В ней то, что се-годня одобряется, завтра порицается, что хвалит отец, ругает мать. В результате нарушается стабильность «сверх-Я». Это может стать одной из причин нарушения социализации ребенка.
Вместе с тем, в работе И.П. Короленко и Г. А. Донских описано четыре типа воспитания в семье, создающие высокий риск возникновения зависимого поведения:
1) гиперопека;
2) гипоопека;
3) предъявление завышенных требований;
4) непрогнозируемые эмоциональные реакции родителей.
Каждый из этих типов воспитания по-своему нарушает процесс
развития и становления личности. Например, в семьях с завышенными требованиями к ребенку возникновение зависимого поведения связано с отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, и с постоянным стремлением избегания неудач. Постоянное напряжение и страх оказаться несостоятельным вызывает желание избавиться от этих неприятных состояний с помощью реализации различных видов аддиктивного поведения.
В группу социальных факторов, по мнению Н.Н. Мехтихановой, входит также влияние склонности референтной группы к тому или иному виду зависимого поведения, недостаточный уровень воспитательной и профилактической работы в образовательных учреждениях, неудовлетворительный климат в учебной группе или группе сверстников, трагические события в семье, вынужденная разлука с лицом, к которому была сильная эмоциональная привязанность и т.д.
В случае длительной зависимости у членов семьи аддикта может развиться состояние созависимости. Под созависимостью понимают негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи. Это обусловлено выраженными травматическими изменениями в психологическом состоянии родтвенников аддикта (чаще у родителей). Взаимоотношения такого типа препятствуют не только эффективному разрешению конфликтной ситуации в семье, но и самому процессу преодоления зависимости. Созависимость поддерживает зависимость.
Сталкиваясь с проблемой зависимости, как указывает Е.В. Зма- новская, семья выстраивает самые разнообразные способы защиты, среди которых можно встречаются семейные мифы, замалчивание или отрицание проблемы, изоляцию и др. В период «неупотребления» в семье постепенно нарастают напряжение, тревога, усиливаются подозрения. Наконец, напряжение становится крайне высоким и возникает конфликт, провоцирующий срыв. Все повторяется сначала и сами того не осознавая, родственники подталкивают аддикта к срывам. В семье с созависимостью всегда нарушено распределение ролей и ответственности и аддикт редко способен брать на себя ответственность за свои поступки. В результате, родственники принимают на себя всю ответственность за жизнь аддикта.


2. Эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение и дезадаптация


Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия.
И. Павлов


Высшее назначение знания — это искусство жить. Дурные поступки порождаются только незнанием того, что такое добро, благо, и никто не бывает
злым намеренно и по природе.

Сократ


По мнению С.Л. Рубинштейна человек «переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет богатую и яркую сферу человеческих чувств».
Эмоциональная сфера в структуре личности у людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости отчасти от темперамента человека и особенно от того, насколько глубоки его переживания. Тем не менее, главные моменты в жизненном пути человека и основные события, которые превращаются для него в переживания, всегда эмоциональны. Эмоциональность, таким образом, неизбежно в той или иной мере влияет на становление личности. Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее выраженный эмоциональный стиль, свою основную палитру чувств, через которые она воспринимает мир.
Эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, связанный с собственным "Я". Становясь личными, общественные отношения переживаются эмоционально. Совокупность человеческих чувств - это, по сути, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в непосредственной форме личного переживания. В развитии эмоций можно выделить следующие типы: 1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона или же компонента более сложных чувств; 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
3) обобщенные мировоззренческие чувства. Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Выделяются также родственные им аффекты и страсти.
Аффект - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты связаны с шоковыми состояниями - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, проявиться в дезорганизации деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные моторные реакции. Поэтому в состоянии аффекта эмоциональное возбуждение, получая непосредственный доступ к моторике, может дезорганизовать ее регулирование. Аффект может также выражаться заторможенности сознательной деятельности и человек "теряет голову", нарушается сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта как бы вырывается у человека, а не регулируется им. Поэтому аффект в качестве "сильного душевного волнения" рассматривается в юриспрюденции как смягчающее вину обстоятельство.
Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением какой-либо навязчивой тенденции или сверхсильным эмоциональным возбуждением. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает лишь тогда, когда прорывается в действии. Поэтому нельзя позволять зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, тем самым преодолевая свой аффект, Чувство не только проявляется в действии, в котором оно выражается, оно формируется в нем - развивается, изменяется и преобразуется.
По интенсивности эмоционального возбуждения к аффектам очень близка страсть. Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, способное полностью захватить человека. Характерным свойством для нее является сила и устойчивость чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. В страсти также ярко выражен волевой момент стремления, которое преобладает над чувствованием.
Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. В действительности эмоции выступают далеко не как дезорганизующие шоки и могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизирующим возможности человека. Поэтому, сновная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом уметь управлять эмоциональными состояниями. Желательно, чтобы деятельность, направленная на решение различных задач, была эмоциональна и мобилизовала нашу энергию, но эмоции при этом не должны превращаться в основной регулятор. Признание их основным регулятором в конечном счете оказывается более или менее утонченной формой старой гедонической теории, согласно которой высший закон, определяющий человеческое поведение, сводится к тому, что человек всегда стремится к удовольствию и избегает неприятного. Но эта позиция не соответствует фактам объективной действительности, поскольку эмоциональные факторы могут быть одними из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями.
Согласно представлениям Л. С. Выготского, Г. М. Бреслава, В. К. Вилюнаса, Л. К. Изарда, А. Н. Леонтьева и других ученых, эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют очень важную адаптивную функцию, выстраивая взаимодействие субъекта с внешней средой. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, ведут к расстройству адаптации и социально-психологической деформации личности. Поэтому роль эмоций в поведением человека достаточно велика. О.В. Липунова и многие современные исследователи отмечают, что в структуре дезадаптивного поведения личности ведущую роль имеют нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний в виде эмоциональной неустойчивости, агрессивности, повышенной ригидности, личностной и реактивной тревожности, фрустрации, страхов различного генеза, аффектов, лабильного настроения и состояния повышенного эмоционального напряжения.
Адаптация же представляет собой сложное комплексное явление, доступное каждому человеку. В тоже время она является характеристикой развития личности, создаваемую средой, воспитанием и самовоспитанием и показателем обретения человеком удовлетворяющего его статуса в обществе. Критериями адаптации выступает целостность личности, которая представляет собой стиль жизни социально устойчивого человека и стремление человека к лучшему. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и направляется социумом, который определяет цели деятельности и социальные нормы как приемлемые способы достижения целей. Термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии он обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние же годы в научной литературе все чаще встречаются словосочетания «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних случаях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных, и, в частности, аддиктивных форм поведения.
Зависимое поведение также может рассматриваться и как результат обсессивного или компульсивного характеров. Базовый конфликт обсессивно-компульсивных личностей, по мнению Н. Мак-Вильямса — это гнев в противовес страху быть осужденным. Личность стремится освободиться от бессознательного чувства вины и осознаваемого стыда вследствие несоответствия собственным внутренним стандартам. И вместо того, чтобы признавать и выражать данные аффекты, человек начинает выстраивать защитные мыслительные конструкции (обсессивность), старается освободиться от тревоги в действии (компульсивность). Компульсивность, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), непосредственно связана с различными формами аддиктивного поведения. Так, Н. Мак-Вильямс называет пьянство, переедание, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм, покупкам или сексуальным приключениям «разновидностями сугубо вредоносного компульсивного поведения». Отличительной
особенностью компульсивного характера является склонность к чрезмерной вовлеченности.
Эмоциональность входит в структуру темперамента в виде скорости проявления эмоциональной реакции, аффекта или переживания после начала действия раздражителя или возникновения значимой ситуации; преобладающей модальности эмоций (положительной или отрицательной); преобладающей степени выраженности эмоциональных переживаний; временной характеристики
эмоциональных переживаний (длительности, стабильности, лабильности); выраженности и направленности вегетативного подкрепления эмоционального переживания.
С точки зрения оценки сбалансированности психофизиологических процессов важной является характеристика эмоциональной устойчивости в отличии от эмоциональной лабильности или аффективной ригидности. В первом случае разбалансированность эмоциональных реакций может приводить к резким колебаниям, смене настроения, невозможности формирования длительных и устойчивых эмоциональных отношений с окружающими людьми, вызывая дезадаптированность. Во втором - отклонение может иметь характер эмоциональной застреваемости, тугоподвижности, при которых у человека на долгое время может сохраняться эмоциональная фиксация на тех или иных переживаниях (типичный пример — ревность). Эмоциональность — один из важных диагностических параметров клинической оценки типов темперамента. Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами, как впечатлительность — эмоциональная холодность (отличающиеся по глубине переживаний), эмоциональная возбудимость — эмоциональная невозбудимо сть (отличающиеся по скорости возникновения аффекта), эмоциональная стабильность — эмоциональная лабильность (отличающиеся по длительности сохранения эмоционального переживания одной модальности). Любое выраженное эмоциональное переживание в обязательном порядке сопровождается вегетативными проявлениями: сердцебиением (учащенным или замедленным), изменением дыхания и терморегуляции, особенностями пото- и слюноотделения, сухостью или влажностью, покраснением или побледнением кожных покровов, ускорением или замедлением перистальтики, колебаниями артериального давления и некоторыми иными признаками.
Агрессивная эмоциональная реакция может выражаться в виде физического или вербального поведения, чаще всего направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Тавим образом, он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает угрозы или совершает агрессивные действия. В косвенной форме агрессия скрывается под неприязнью, сплетнями, ехидством, сарказмом или иронией и таким образом оказывает существенное давление на жертву. Согласно диагностической методике Басе и Дарки существуют следующие виды агрессивных проявлений:
◦ физическая агрессия (нападение);
◦ косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы
ярости, выражающиеся в крике, топаний ногами и т. д.);
◦ склонность к раздражению (готовность к проявлению
негативных чувств при малейшем возбуждении);
◦ негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
◦ обида (зависть и ненависть к окружающим за их
действительные или вымышленные поступки);
◦ подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
◦ вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссору, крик, визг, а также через содержание словесных ответов — угроза, проклятия, ругань).
Агрессия может быть обусловлена различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид — физическая агрессия в виде нападения на жертву — может встречаться при делинквентном типе отклоняющегося поведения и аддиктивном в виде выраженной зависимости от внтисо- циального поведения и склонности к насилию. Агрессивность лиц с психической патологией отличается от вышеизложенной особенностями мотивации и симптоматикой заболеваний.
Условно можно также говорить о конструктивной и деструктивной формах агрессии (в терминологии Э. Фромма — доброкачественной и злокачественной). Различие этих форм заключается в намерениях, обусловливающих проявление агрессивности. При конструктивной агрессии злой умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной - он выступает главным способом взаимодействия с людьми. Конструктивная форма агрессии может быть отнесена также к псевдоагрессии.
Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, а также агрессию как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия может быть признаком психопатологического типа девиантного поведения, например, при олигофрении или иных синдромах, сопровождающихся снижением интеллекта. Суть ее заключается в нарушении способности больного олигофренией или деменцией правильно оценивать действия окружающих и собственные реакции, а также в неумении просчитать и спланировать последствия собственных действий. Вследствие этого, например, дружеское рукопожатие может закончиться переломом костей кисти руки, а теплые объятия — болезненными ощущениями. Агрессивность как удовлетворение потребности в самоутверждении и самоуважении, встречается при патохарактерологическом типе девиантного поведения.
Конструктивная агрессивность преимущественно встречается при таких психопатологических синдромах как астенический (церебростенический, неврастенический) и истерический. В рамках астенического и истерического симптомокомплексов агрессивность проявляется раздражительностью, обидчивостью, вспышками гнева, а также вербальной агрессией. Человек с такими расстройствами эмоционально негативно реагирует на попытки окружающих уличить его во лжи, притворстве, сорвать «истерическую маску», привлечь к ответственности за собственные проступки. То есть острое эмоциональное реагирование происходит на ситуации, в которых происходит блокада удовлетворения основной потребности истерической личности — быть в центре внимания и оказываться значимым для окружающих. Действия, которые не дают возможности индивиду с истерическими чертами характера оказываться «заметным» и «управлять вниманием окружающих», способствуют провлению бурных аффективных реакций с элементами агрессии. Особенно красочными будут именно вербальные проявления агрессивности истерика, являющиеся основным видом агрессии дл него.
Деструктивная агрессивность — признак либо враждебного, либо психопатологического поведения. В первом случае агрессивность человека опосредуется сознательным деструктивным отношением к реальности, оппозиционной стратегией и враждебной тактикой взаимодействия с людьми. Во втором — она обусловлена психопатологическими симптомами и синдромами, затрагивающими сферу восприятия, мышления, сознания и воли. Наиболее часто агрессивность значительной степени выраженности (иногда не поддающаяся волевой коррекции) входит в структуру многих психопатологических синдромов.
Аутоагрессивное поведение, как отмечено в работах В.Д. Мен- делевича, в отличие от агрессивного, направлено на причинение вреда самому себе, а не социальному окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием оказать вредоносное или манипулятивное воздействие на близкое окружение). Доминирующий вид аутоагрессии — физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагрессии, например, в виде вербального самоуничижающего и самообвиняющего поведения. Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении). Их различия заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности ее достижения. Согласно Э. Дюрк- гейм различают три типа суицидального поведения: 1) «аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями; 2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей и 3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых обществом человеку. Часть лиц с аутоагрессивным поведением (чаще с психическими аномалиями) имеет тенденцию к ощущению боли и сильных эмоциональных переживаний. Такая специфика отмечается при аутоагрессивном поведении в рамках зависимого типа девиантного поведения.


3. Мотивационная деформация, психический инфантилизм, внушаемость и подражательность


Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности.
Иоганн Гете


На поведение влияет не только окружающая среда, но и сам человек, который может научиться контролировать себя и многие события, влияющие на его жизнь. Эва Войдылло-Осятыньска в своей работе «Выздороветь от зависимости» пишет, что желание человека является в своей сущности чем-то мимолетным и образуется из текущих мотивов. В мотивации же важную роль играет еще один элемент - готовность действовать, которой может отсутствовать в обычном «желании».
Аддикт существует вне реального времени и пространства, он живет преимущественно иллюзими, то заполняя пустоту настоящего момента наслаждением, опьянением, выигрышем, успехом и т.д., то оказываясь одержимым нереальностью своего переживания в виде неудовлетворенности и похмелья, вынуждающих его к немедленному повторению аддиктивных действии. Зависимые люди страдают синдромом дефицита удовольствия, который проявляется в постоянном ощущении скуки. Жизнь представляется аддикту серой и однообразной, поэтому он всегда нуждается в дополнительной стимуляции, которую постоянно ищет. Зависимый человек сосредоточивается на той сфере, которая позволит ему на какое-то время вырваться из состояния апатии. К остальным сферам жизни он зачастую интереса не проявляет. Исследователи выделяют четыре формы аддиктивного поведения в виде бегства от реальности: 1) бегство в тело - физическое или психическое «усовершенствование» себя; 2) бегство в работу - концентрация на служебных делах (учебе); 3) бегство в контакты или одиночество - постоянное (утрированное) стремление к общению или, наоборот, к уединению; 4) бегство в фантазии - жизнь в мире иллюзий и фантазий.
Б.Р. Мандель считает, что некоторые аддикты посвящают свою жизнь карьере, борьбе за власть и обогащению. Известны следующие основные мотивации аддиктивных расстройств:
противотревожная, субмиссионная (подчиненная влиянию других), гедонистическая (эйфоризирующая), активирующая (часто для сексуальной гиперстимуляции), псевдокультурная
(демонстрирующая принадлежность к данной культуре, компенсирующая комплекс неполноценности)
Большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения, сходятся во мнении, что в основе этого деструктивного поведения на- ходтся предпатологические личностные особенности, в силу чего у индивида и формируется зависимость. Наиболее часто упоминается такая характеристика, как инфантильность, или психический инфантилизм. Считается, что именно эта особенность личности провоцирует развитие зависимого поведения, потому что именно в детстве и юности («инфантильность» и означает «детскость») преимущественно возникают зависимости.
По мнению А. В. Надеждина, А. И. Иванова, В. П. Трифонова и СП. Авдеева психический инфантилизм наблюдается практически у всех пациентов с токсикоманией. При этом он имеет специфические особенности в сравнении с инфантилизмом, встречающимся в клинике психических заболеваний. Инфантильность (инфантилизм) является стержнем зависимой личности и рассматривается 3 Фрейдом как фиксация на определенной стадии развития. Человек предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми, «детскими» способами, например, грызение ногтей, курение или переедание и может быть обусловлено «неполнотой» психической зрелости. Типичной инфантильной реакцией является защитный механизм регрессии - возвращение на более ранний уровень развития или к более простому способу выражения.
А. Адлер одним из важных препятствий личностного роста считает избалованность. Избалованные дети, по мнению Адлера, имеют трудности в развитии «чувства социального интереса и кооперации» и им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.
Инфантильные черты рассматриваются также как возможная причина внутриличностного конфликта. В частности, К. Хорни описывает понятие «базального конфликта» и особенности невротической личности через склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности». Наиболее четко инфантильные черты прослеживаются в тенденции «движения к людям» — «уступчивый тип», демонстрирующий особенно выраженную потребность в любви и одобрении и острую потребность в партнере, который должен взять на себя ответственность за все. В противном случае такой человек чувствует себя потерянным,
По мнению Э. Фромма, классическим примером зависимости и инфантилизма является невротик — «человек, продолжающий сопротивляться полному подчинению, но в то же время связанный с фигурой "волшебного помощника". Невроз всегда можно понять неудачную попытку разрешить конфликт между непреодолимой внутренней зависимостью и одновременным стремлением к свободе.
Э. Эриксон, как и многие другие исследователи, указывает, что инфантильные черты могут обнаруживаться у любого взрослого человека. Так же, как и З.Фрейд, он полагает, что проблемы, возникающие на определенной стадии развития, могут привести к фиксации и регрессии.
По мнению Э. Берна (1988), «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». "Детское Я" отвечает за творчество, оригинальность, получение приятных впечатлений, "детское Я" проявляется, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем.
В гуманистических теориях акцент обычно делается не столько на описании инфантильности, сколько на ее противоположность — зрелость личности. В частности, понятие самоактуализирующейся личности включает в себя наличие таких «зрелых» черт, как автономность и ответственность. Считается, что у такие люди обладают способностью к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия. В связи с этим А. Маслоу считает «ненормальными» и «больными» противоположные проявления: «Слишком много людей не сами создают содержание своего сознания, а предоставляют это делать другим — продавцам, рекламодателям, агитаторам... Именно поэтому они столь склонны чувствовать себя слабыми и беспомощными».
Инфантильные черты можно наблюдать и у нарциссической личности. Выделяют следующие формы нарциссизма: нормальный взрослый, нормальный инфантильный и патологический нарциссизм. При нормальном взрослом нарциссизме существует нормальная структура «Я», при нормальном инфантильном нарциссизме структура «Я» твсе еще нормальна, но уже во многом инфантильна и может приводить к регрессии. Для патологического же нарциссизма характерна «ненормальная» структура «Я». Один из типов патологического нарциссизма — это нарциссическая личность в собственном смысле слова. Для этого типа характерно наличие у пациента «патологического грандиозного «Я», причем в некоторых ситуациях на поверхностном уровне это расстройств почти незаметно. Основные особенности данной личности — во многом инфантильны: частые разговоры о себе, чрезмерная потребность в любви и восхищении окружающих, противоречие между «раздутым» «Я» и чувством неполноценности, определенная внешняя зависимость от окружающих, примитивные защитные механизмы.
Довольно часто во взаимоотношениях с другими людьми личности данного типа «играют роль эксплуататоров или паразитов», а за внешней обаятельностью и заинтересованностью на самом деле скрываются холодность и жестокость.
Инфантильным личностям свойственны «сильная зависимость и тенденция прилипать к людям», пациенты со злокачественным нарциссизмом в основном холодны и отчужденны. Оба типа имеют склонность к суицидальному поведению, но причины, его вызывающие, различны: у пациентов с нарциссизмом — это угроза их «патологической грандиозности» и ощущение унижения или краха; у пациентов с инфантильной личностью — желание пробудить в окружающих чувство вины и установить таким образом контроль над этой средой. Кроме того, оба типа склонны к развитию алкоголизма и наркомании.
Личность, склонная к формированию зависимого поведения, яв- лется некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию и авторитарному управлению. Такой человек вырабатывает стереотип поведения, игнорируя убеждения окружающих и собственные рациональные суждени. Кроме того, характерными становятся подчиняемость, нацеленность на снятие с себя и передачу другому ответственности за поведение, решение жизненных вопросов и планирование будущего.
Как правило, зависимость, инфантильность и внушаемость в структуре зависимой личности прекрасно сосуществуют и «гармонируют». Можно сказать, что зависимая личность склонна обманываться, подпадать под влияние окружающих, подчиняться, искать тех, кто способен руководить ею.
Подражательностью (имитационностью) называют индивидуально-психологическое свойство готовности делать что- либо в соответствии с каким-нибудь образцом, старательно воспроизводить то, что делается другими. Подросток в силу возрастных психологических особенностей склонен к подражательному поведению, что является потенциально опасным в отношении формирования личностных черт зависимости и вредных привычек.


4. Самооценка личности


Человек подобен дроби,
числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Лев Толстой


Самомнение может привести к самоуничтожению.
Эзоп


Самооценка играет очень важную роль в управлении собственным поведением. Важная характеристика самооценки — ее динамичность в сторону повышения или понижения под влинием оценок окружающих людей.
Кроме того, большое значение имеют производные самооценки - реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязаний, в виде совокупности ожиданий, целей и результатов относительно своих будущих достижений, рождается из двух противоположных тенденций, как указывает Б. С. Братусь: тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком уровне и тенденции оптимизировать свои притязания, избега неудачи с целью не нанести ущерб самооценке.
Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Чем выше самооценка, тем лучше человек относиться к своей личности. Самооценка формируется на уровне подсознания под влиянием внешнего окружения и плохо поддается сознательному изменению.
Самооценку можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя самооценка - это глубинное, чаще всего неосознаваемое, истинное отношение к себе. Основная ее часть формируется в раннем детстве (до 3-лет) и корректируется в дальнейшем. Внешняя самооценка - это та самооценка, которую человек демонстрирует всем, на основе ситуационного отношения к себе.
У зависимых личностей в течении жизни формируется низкая внутренняя самооценка, поскольку они в глубине душе относятся к себе плохо, считают себя плохими и никчемными. Низкая неосознаваемая внутренняя самооценка у зависимых может проявляться и во внешней: завышенной, заниженной, а чаще всего в скачках между завышенной и заниженной самооценкой (колебаниях от чувства собственной грандиозности до чувства собственной никчемности). В отношении зависимости завышенная самооценка может приводить к таким умозаключениям: «Я смогу
проконтролировать!», «Я справлюсь сам (мне не нужна помощь)!». Заниженная самооценка, наоборот, провоцирует пессимистические выводы: «У меня ничего не получится!», «Я уже конченный, и мне остается только спиться!», «Мне ничего не поможет!». Как завышенная, так и заниженная внешняя самооценка блокирует выздоровление и обращение за помощью.
Оптимальной или здоровой самооценкой является высокая внутренняя самооценка и адекватная внешняя. Причем чем более личностно зрелый человек, тем более высокая у него внутренняя самооценка - тем более позитивно он к себе относится. При этом человек адекватно относится к своим возможностям и недостаткам, реально рассчитывая свои силы и делает то, что ему необходимо, а не то, требуется для поднятия самооценки.
По словам И.А. Фурманова И.А., А.Н. Сизанова А.Н., В.А. Хриптовича существуют следующие способы повышения внутренней самооценки: прощать себя за ошибки, вести дневник достоинств и достижений и т.д. Способы создания адекватной внешней самооценки включают следующие шаги: получать обратную связь; проводить анализ проделанной работы и корректировать последующие планы; проводить самоанализ и рефлексию. Наличие оптимальной самооценки важно, т.к. от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его самокритичность и требовательность к себе, правильное отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью сложности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает также выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
Таким образом, самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его возможностями. Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной завышенной, либо заниженной самооценки на поведение человека в обществе.


5. Характерологические особенности


Характер для одних людей добрый гений, для других — злой.
Гераклит


У человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они приятны на вид.
Ф. Ларошфуко


Характер — это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими. В.Д. Менделевич сообщает, что именно в чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале имеют осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем достигают автоматизма.
Привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью. Приобретение привычки с физиологической точки зрения — это образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой для сложных форм поведенческих актов, которые И.П.Павлов называл динамическими стереотипами. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.), можно утверждать, что процесс сознательного управления привычками и есть управление собственным поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию вредной привычки и устранить их, чтобы не оказаться у нее в плену.
Руководить привычками, считает Б.Р. Мандель, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения и характер. К возрасту совершеннолетия у человека практически завершается формирование черт характера, и он совершает поступки в соответствии с устоявшимися и необсуждаемыми правилами. Характер, также как и темперамент, является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни, которые проявляются в деятельности и характеризуют типичные для человека способы поведения. Характер формируется под влиянием образа жизни и социальной среды, поэтому очень важно, какая социальная группа окружает человека и насколько она является для него значимой. Характер тесно связан с темпераментом, обусловленным генетически особенностями нервной системы, но в тоже время характер может формироваться в течение всей жизни человека.
Основным параметром гармоничного характера является такое свойство как адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям и их изменениям. Как пишет В.Д. Менделевич, человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Тем не менее, следует помнить о том, что способность всегда и на любом уровне приспосабливаться к новым условиям может обернуться дисгармонией характера в виде конформизма. Следовательно, для того чтобы говорить о гармоничности параметра адаптивности, следует уточнить его собственные свойства. Поэтому свойства гармоничной адаптивности включают: 1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая); 2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая); 3) способность адаптироваться — «принимать» окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).
Изучением типологий характера и личности занимались многие отечественные и зарубежные выдающиеся ученые: Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Личко, Д. Кейси, Н. Обозов, А. Ганнушкин и другие.
Характерологические черты личности, в зависимости от ситуации, могут развиваться как в положительном, так в и отрицательном направлении, и могут достичь крайнего варианта нормы, граничащего с психопатией и именумого акцентуацией. Вслед за мыслью А.С. Палицкой, акцентуация характера - это промежуточное звено между нормой и патологией. Исходя из степени выраженности акцентуация может быть скрытой или явной, а люди, обладающих такими чертами, называют акцентуированными.
По мнению А. Е. Личко, акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В отличие от акцентуации психопатия - это патология характера, из-за которой человек не может адекватно адаптироваться к социальной среде и справиться с жизненными трудностями. Поэтому происходит дисгармония характера, темперамента и поведения и нарастает сильное нервнопсихическое напряжение, выражающееся в дезадаптации личности.
Классификация акцентуаций характера достаточно сложна. Наиболее известны дополняющие друг друга исследования К. Леонгарда и А.Е. Личко.
В классификации А.Е. Личко насчитывается 11 акцентуаций характера. Каждая из них имеет свои особенности в поведении, которые могут появляться и исчезать в ходе формирования сознания и развития мышления. При этом часть качеств может перерастать в психопатии и оставаться ими навсегда. Таким образом, акцентуация - это так называемая деформация характера, в результате которой особо заметными становятся отдельные черты. В некоторых ситуациях это может привести к ухудшению адаптации в окружающей обстановке и проблемам во взаимоотношениях с людьми.


Краткая характеристика акцентуаций и поведенческих расстройств по А.Е. Личко представлена в Таблице 1.

Тип акцентуации

Краткая характеристика и поведенческие расстройства

Гипертимный

Личности с таким психотипом - отлично выбирают тактику, но плохо определяют стратегию. Это                  находчивые,            подвижные,            быстро адаптирующиеся к новшествам дети, которые способны в кратчайшие сроки завоевать положительные  отзывы. Однако из-за неспособности продумывать последствия авантюр и

 

спонтанных решений они часто связываются с плохими компаниями и идут на неоправданные риски. Эти личности не дисциплинированы, поэтому учатся неважно, часто конфликтуют со взрослыми, стремятся выделиться из толпы и могут перехвалить себя, перетягивая чьи-то заслуги. Часто склонны к расточительству, злоупотреблению спиртными напитками и даже мелким кражам. Однако им присущ оптимизм и кратковременные вспышки ярости. Человека с этой группы можно описать как активного, энергичного, постоянно находящегося в центре внимания. Он легко переносит стрессы и психоэмоциональные нагрузки

Циклоид
ный

Таких персон распознать сложно ввиду периодической смены их настроения. Недели радости, активности и неустанного общения сменяются     днями                                 угнетенности и
неудовлетворенности. Это ребята, которые быстро раздражаются, вспыхивают как спичка от малейшего укора, склонны к одиночеству и апатичности. В большинстве случаев они предпочитают компьютерные игры живому общению со сверстниками. При взрослении все подобные особенности сглаживаются, но у некоторых наблюдается их закореневшее состояние, при котором преобладает угнетенно-меланхоличное настроение, чаще связанное с временами года.
Частая смена психоэмоционального состояния напрямую влияет на общение с окружающими и достижение жизненных целей. В периоды подъема человек:

  1. жизнерадостен;
  2. целеустремлен;
  3. воодушевлен;
  4. готов вести за собой людей;
  5. добиваться поставленных целей.

Но когда наблюдается спад - происходит все в точности наоборот. При затяжных депрессиях возможны суицидальные мысли.

 

 

Сенситивный

Чувствительные дети, которые чересчур эмоционально относятся как к страшным событиям, так и к веселым, радостным новостям. Такие подростки избегают активные игры, шумные компании, экстремальное веселье. О них складывается мнение как о замкнутых заучках. Чтобы поднять самооценку они стараются общаться с лицами намного старше, перенимая опыт, и гораздо младше - чтобы показать свою значимость. Это послушные, стыдливые и в меру боязливые натуры.
Со временем у людей и таким типом характера могут быть проблемы с коммуникацией и развиться комплекс неполноценности. К собеседникам они предъявляют          высокие          требования,           сами настойчивые,           усидчивы,           старательны           и
ответственны. Это совершенно неконфликтные личности, однако в критические моменты могут проявить храбрость и мужество. В основном это пессимисты, верные и исполнительные.

Шизоидный

Молодые люди предпочитают оставаться наедине с самим собой либо общаться с лицами старшего возраста. Они замкнуты и совершенно равнодушны, лишены сострадания, с презрением относятся к чужим переживаниям и никому не показывают свои. В основном сверстники стараются избегать таких товарищей. Люди из этой группы отличаются холодностью, скрытностью, однако спокойно адаптируются практически в любом коллективе. У таких индивидов невероятно развита фантазия, воображения. Они наделены творческими                    способностями,                                как                                правило,
обладают        нестандартными          увлечениями         и
экстраординарными интересами. Отмечены случаи склонности к эксгибиционизму.

 

 

 

Комфортный

Главный принцип этих детей «быть как все». У них нет собственного чёткого мнения, инициативы или критичности. Чаще всего они крутятся и проводят досуг у группки местных авторитетов. Чтобы защитить свои интересы, они готовы на любые, даже не самые лицеприятные поступки, на которые в свою очередь находят, по их мнению, вполне вменяемые объяснения. Это консервативные личности, однако стремящиеся следовать модным тенденциям и общепринятым устоям. Отмечена патологическая неприязнь к людям других национальностей. Способны добиваться успехов, и наоборот, при отрицательном окружении склонны к употреблению наркотических средств, алкоголя и совершения мелких преступлений.

 

Психастенический

Для личностей подобного типа характерны долгие размышления, проведение скрупулезного самоанализа, оценивание окружающих. Как правило, такие подростки интеллектуально развиты, их умственные способности на порядок выше, чем у сПаронйяверстников. Присущая им робость контрастно сочетается с трезвым суждением, твердым характером и беспристрастными взглядами, граничащими с дерзкой самоуверенностью. В случаях когда внимательность и осторожность должны преобладать - у них на первом месте импульсивные порывы. Возраст мало влияет на внутреннее изменение личности. У людей такого склада отмечаются обсессии, которые помогают заглушить чувство тревоги. Алкоголь и наркотические средства - достаточно частое явление в их жизни. Человек слепо верит суевериям и соблюдает ритуалы, которые чаще всего вызывают только отрицательные эмоции. В отношениях с родными и близкими ведут себя мелочно и порой деспотично, что мешает строить нормальный диалог.

 

 

Паранойяльный

Данный вариант по причине позднего развития не всегда включен в перечень акцентуаций характера. Главные признаки этого типа проявляются лишь в зрелом - 30-летнем возрасте. Основной чертой, характеризующей таких людей, является ненормальная мания своей исключительности. У особ завышенная самооценка, нестандартные идеи, преобладает чувство страха и постоянного недовольства собой. Человек состоит сразу из двух личностей - одна из них практически Бог, а вторая никчемная и никому не нужная. Таким образом, стремительными шагами развивается внутренняя конфронтация. Персоны подобного психотипа везде видят только ненависть, заговоры, зависть и злость. Они эгоисты, направляют свой негатив на других, как правило, чрезмерно контролируют родных. Из положительных качеств у них отмечены - нестандартное мышление, решительность, ум и логика, целеустремленность. У них прекрасно развито понимание моды и стиля. .

Истероидный

Демонстративные и артистичные индивиды, эгоисты, которые хотят приковать к себе взоры окружающих. Не переносят, когда в их обществе уделяют время для разговора кому-то другому. Такие подростки стараются занять главенствующее положение в кругу одногодок, влиять на окружающих. Зачастую они заводилы любого торжества. Однако, организовать движение они не способны. Чувства таких людей поверхностны, воли нет, в поступках прослеживается неестественность, ложь, наигранность, позерство. Склонны к демонстративным суицидальным действиям. Повышенная эмоциональность, часто становится препятствием для достижения жизненных целей. Такие люди остро реагируют. даже на малейшую критику, не предрасположены к кропотливой         работе.         При возникновении трудностей могут бросить начатое, не доведя до конца.

 

 

Неустойчивый

Огромная тяга развлекаться, гулять и страдать бездельем. Напрочь отсутствует хобби. Нет жизненных целей и переживаний за будущее. Такие члены общества просто плывут за течением. Они оптимисты, беззаботны, постоянно ищут заряд адреналина. Бывает, что начинают принимать наркотические средства или злоупотреблять алкоголем. Обожают высокие скорости и азартные игры.

Эмоционально-лабильный

 

Подростки абсолютно непредсказуемы с достаточно частой сменой настроения. Последнее может меняться даже из-за косвенных и неприветливых высказываний в их адрес. В подавленном состоянии нуждаются в поддержке родных и близких. Очень тонко чувствуют отношение к себе. У таких людей от настроения зависит работоспособность и самочувствие. Особы очень плохо переносят стрессы. Искренность, забота и позитив - это их главные черты.

Эпилептоидный

В глубоком детстве личности очень много плачут, в старшем, наоборот, издеваются над меньшими сверстниками, изводят животных и тех, кто не способен защититься. Они жестоки, властны и самовлюбленные. Гуляя с компанией, они стремятся взять все под свой контроль, стать не просто вожаком, а властелином. В небольших группах, где они руководят, действуют жесткие и строгие порядки. Такие люди умеют расположить к себе и полностью добровольно подчинить других детей. Во взрослой жизни подобный человек знает и умеет угождать начальству, нередко сам занимает высокий пост. Это скептики, которые мало кому доверяют. Индивиды из этой группы с помощью различных манипуляций пытаются как можно больше привлекать к себе внимания, вызывая мнимое доверие окружающих. Часто сознание таких людей концентрируется на негативе, они его накапливают, в результате чего вспыхивают небывалые скандалы и разногласия. Подобные особы способны хамить, проявлять неуважение и даже физическое насилие, без каких-либо угрызений совести.


С точки зрения К. Леонгарда, акцентуация также не является патологией или психическим расстройством, а только лишь предельным проявлением нормы. В то же врем это дисгармония развития характера, выражающаяся в излишнем проявлении отдельных свойств, вызывающая обостренную чувствительность личности по отношению к отдельным воздействиям и
препятствующая ее приспособлению в сложных ситуациях. В специфических неблагоприятных обстоятельствах такое заострение определенных черт характера способно породить уже психопатическую патологию.
Акцентуации бывают явные и скрытые (латентные) в зависимости от степени их проявления. Явные акцентуации заметны регулярно, скрытые провлются периодически в определенных ситуациях. В жизни естественное психическое состояние может мягко сменяться акцентуацией, которая при неблагоприятных
обстоятельствах способна перейти в психопатию.


К.Леонгард установил 12 типов акцентуаций, имеющих по происхождению различную локализацию: 10 основных и 2 вспомогательных. Сначала он выделил три группы типов акцентуаций по их происхождению:
1. Темперамент:
• Гипертимный;
• Дистимический;
• Аффективно-экзальтированный;
• Аффективно-лабильный;
• Эмотивный;
• Тревожный;


2. Характер:
• Педантичный;
• Демонстративный;
• Возбудимый;
• Застревающий;


3. Личностный уровень включал в себя следующие два типа:
• Интровертированный;
• Экстровертированный.
• Демонстративный тип. Называет он так, потому что индивид, относящийся к людям с такой акцентуацией характера, обладает демонстративностью своего поведения. Стоит отметить и его живость, лёгкость в установлении контактов с окружающими, а также подвижность и артистизм. Данный тип любит плести интриги, быть в центре внимания, легко приспосабливается к людям. Обладает склонность лгать, причём делает это вполне успешно и убедительно;
• Педантичный тип. Данный вид характеризуется инертностью психических процессов, наблюдается долгое переживание после травмирующих событий. Люди, которые относятся к такому типу, крайне редко вступают в конфликты, так как это считают проявление конфликтности лишним. При этом такие люди довольно резко реагируют на любые проявления нарушения порядка. Аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность, а также добросовестность и усидчивость, являются типичными чертами таких людей. Следует также отметить их склонность к частым самопроверкам и сомнению в своих поступках;
• Застревающий тип, называемый также аффективнозастойным. Своим названием он обязан особенностью данного вида — высокой задержкой аффектов. Это означает, что человек способен зацикливаться на своих мыслях и чувствах. Он сложно забывает обиды, а также можно отметить инертность в моторике. Такие люди чётко разделяют своих друзей и врагов, и имеют склонность к затяжным конфликтам. Следует отметить также склонность к мстительности и подозрительности. При этом он проявляет волю для достижения поставленной цели;
• Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, недостаточная управляемость, весьма слабый контроль над побуждениями и влечениями — вот это характеристики людей такого типа. Также стоит отметить и другие свойства: гневливость, склонность к конфликтам, нетерпимость . Несмотря на импульсивность и возбудимость, такой вид людей часто бывает тяжеловесным в своих поступках, также он не очень общителен. Наблюдается равнодушность к будущему, такие люди предпочитают целиком находиться в настоящем. Предпочитая быть властным, часто выбирают для общения более слабых характером;
• Гипертимический тип. Данный вид обладает повышенной
словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуёмной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Впрочем, они демонстрируют высокую общительность, склонны к лидерству, весьма активно прибегают к использованию невербальных средств общения. Следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьёзным отношением к предоставленным ему обязанностям. Жёсткая дисциплина, скучная однообразная
деятельность, а также одиночество - то, чего боятся представители гипертимического типа;
• Дистимический тип. Индивиды, относящиеся к данному типу, отличаются серьёзностью, но при этом наблюдается медлительность и слабость в проявлении волевых усилий. Часто страдают от подавленности настроения, заниженной самооценки и немногословности. Все эти свойства приводят к тому, что у представителей дистимического типа развивается пессимистическое отношение к будущему. Также можно отметить и повышенное чувство справедливости, сочетающееся с добросовестностью;
• Аффективно-лабильный тип. Тут всё предельно просто. Для представителей такого типа характерна смена дистимических и гипертимических состояний, суть которых представлена выше;
• Экзальтированный тип. Люди, относящиеся к данному типу, довольно ярко проявляют свои эмоции, возникающие в качестве реакции на происходящие события. Это означает, что они ярче реагируют в том случае, если произошло нечто положительное, и наоборот — намного тяжелее воспринимают печальные события. Довольно часто мотивацией для экзальтативного состояния являются альтруистические побуждения. Отмечается высокая привязанность к близким и друзьям. Могут проявлять искреннюю любовь к природе, искусству или к идеям религиозной направленности;
• Тревожный тип. Как можно догадаться уже по самому
названию данного типа, его характеризует наличие таких свойств, как: минорное настроение, низкая контактность, пугливость,
неуверенность в самом себе, часто проявляется замкнутость в себе и обидчивость. Дети тревожного типа иногда имеют боязнь остаться одним, часто бояться темноты или животных. Если же говорить о взрослых представителях , то следует отметить наличие высоких этических и моральных требований, а также ярко выраженного чувства ответственности и долга. Людям данного типа свойственны покорность, робость, а также неспособность отстоять свою позицию в споре;
• Эмотивный тип. Довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличается чувствительностью и проявлением глубоких реакций. Можно утверждать о том, что по своим свойствам данный психотип является родственным экзальтированному типу, о котором говорилось чуть выше. В то же время от экзальтированного типа его отличает менее бурное проявление эмоций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обострённое чувство долга;
• Экстравертированный тип. Представители данного типа имеют предрасположенность к обращённости к тому, что проявляет своё влияние извне. Проявление их реакций ориентирована на внешние раздражители. Такие люди активно ведут поиск новых ощущений, им приносит радость общение с новыми людьми. Также стоит отметить наличие у экстравертов импульсивности в их поступках. Людям такого типа свойственно прислушиваться к чужому мнению, они подвергаются чужому влиянию. Своё собственное мнение не отличается стойкостью;
• Интровертированный тип. Такие люди в первую очередь ценят представления, возвышая их над ощущениями и восприятиями.
Внешние события, происходящие в жизни интровертов, влияют на них намного меньше, чем их собственные размышления. Можно отметить тот факт, что интровертированность может быть разумной и чрезмерной. Если в первом случае представитель такого типа способен выработать собственное мышление, то чрезмерная интровертированность приводит к существованию в своих нереальных идеях. Стоит также указать то, что интроверты малообщительны и предпочитают держаться в стороне.
Многие исследователи, изучавшие зависимости от психоактивных веществ у подростков, указывают на влияние акцентуаций личности на формирование склонности к алкоголизму и наркомании. К. Леонгард отмечает, что алкогольная зависимость с большой вероятностью может сформироваться у возбудимых и демонстративных личностей.
А.Е.Личко и Е.А. Чеверикина подчеркивают, что важную роль в развитии аддиктивного поведения играют типы акцентуации характера. Например, к аддиктивному поведению склонны гипертимные, циклоидные, шизоидные, эпилептоидные и истероидные подростки, причем в зависимости от типа акцентуации проявления алкогольной и наркотической зависимости будут разными. Особенности характера могут быть представлены широким спектром черт, формируемых в процессе воспитания. Некоторыми из них являются: пунктуальность, чистоплотность, организованность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, искренность. Каждая из них способна выступать в альтернативной форме и отражать аномалию развития характера. По мнению А. Е. Личко, акцентуации отличаются от патологий характера тем, что:
• возникают не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере данного индивида;
• не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации имеют временный, преходящий характер;
• в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации. Так, человек с истерической акцентуацией характера будет компенсировать и адаптироваться, если станет актером, а шизоид легко сможет адаптироваться к работе, которая требует в течение длительного времени находиться в одиночестве.


Контрольные вопросы и задания
1. Что является психологической основой зависимого поведения?
2. Перечислите основные признаки зависимой личности.
3. В чем заключается сущность явления гиперкомпенсации и что является источником ее формирования?
4. Дайте определение понятию «девиантное поведение».
5. Что такое психоактивные вещества и какое негативное действие на организм человека они оказывают?
6. Перечислите основные факторы, способствующие формированию зависимого поведения.
7. Какую роль выполняют генетические факторы в возникновении зависимого поведения?
8. Дайте определение понятию «акцентуации характера» и поясните их влияние на развитие зависимого поведения.
9. Выполните тест для оценки экстраверсии — интроверсии и нейротизма (Г. Айзенк). Обработайте и оцените полученные результаты. Назовите основные признаки экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
10. Какие классификации акцентуаций характера Вы знаете? В чем состоит их отличие?
11. Назовите основные признаки дезадаптации личности.
12. Ознакомьтесь с тестовой методикой К. Леонгарда (Приложение 1) и подробно охарактеризуйте каждый из 10 типов акцентуаций. Выделите положительные и отрицательные стороны их провлений в жизни акцентуированной личности.
13. Охарактеризуйте основные типы акцентуаций по классификации А.Е. Личко. Составьте таблицу, выделяя положительные и отрицательные поведенческие черты каждого типа.
14. Ознакомьтесь с тестовой методикой А. Белова «Формула темперамента» (Приложение 2), составьте формулу собственного темперамента. Охарактеризуйте основные типы темперамента и их влияние на поведение человека.
15. Выполните тест на исследование самооценки личности (Приложение 3). Охарактеризуйте основные уровни оптимальной самооценки, чрезмерно завышенной и чрезмерно заниженной. Какой тип неадекватной самооценки легче корректировать и почему?
16. Выполните тест "Мотивация к успеху" (Приложение 4). Охарактеризуйте основные уровни мотивации к успеху. Какие мотивационные деформации характеризуют зависимую личность?
17. Какие социальные факторы благоприятствуют возникновению и развитию зависимого поведения?
18. Ознакомьтесь с методикой «Q-сортировка» (В. Стефансон). Выполните тест, обработайте и оцените результаты согласно инструкции.
19. Предназначена для определения тенденций поведения человека в реальной группе.
20. Какие внутрисемейные проблемы могут привести к возникновению зависимого поведения у ребенка?
21. Перечислите четыре типа воспитания в семье, выделенные создающие высокий риск возникновения зависимого поведения, И.П. Короленко и Г. А. Донских.
22. Ознакомьтесь с методикой и выполните тест «Определение состояния агрессии Басса-Дарки» (Приложение 5). Какие типы агрес- сывных реакций выделены авторами? Определите какие из них являются аутоагрессивными, а какие направлены на внешнее окружение и потенциально опасны.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.